Занятие по развитию речи в средней группе:
«Семья»
Цель:
· формировать представления детей о семье на примере людей и героев сказок, используя их заменители;
· учить составлять описательный рассказ по картине;
· четко произносить слова, вслушиваться в звучание слов, понимать, что слова звучат по-разному.
· обогащение активного речевого словаря словами: род, родня, родственники;
· учить составлять рассказ, опираясь на наглядность;
· развивать фонематический слух, темп речи, интонационную выразительность, внимание и наблюдательность;
· совершенствовать навыки произношения звуков (с), (с), (дз), (дж), (ш).;
· воспитывать у дошкольников любовь и уважение к членам своей семьи.
(Мотивация занятия).
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик мой дедушка
А этот бабушка,
Этот пальчик мой папочка
А этот мамочка,
А вот этот маленький-Я,
Все они-дружная наша семья.
Воспитатель: О чем эта игра?
Что, по вашему мнению за слово такое-семья?
У каждого из вас есть семья. У кого-то она маленькая, у кого-то большая. Как вы понимаете выражение «маленькая семья»? А какую семью считают «большой»?
(Семья-это родственники которые живут вместе. Они родные люди, которые разные и одновременно похожи друг на друга.)
Ребенок. Семья-это слово родное
Сколько в нем света, тепла и добра!
Как мы гордимся своими родными,
За все их заслуги, за все их дела.
Воспитатель: В народе говорят, что женщина-это солнце, мужчина Луна, а звезды — дети.
— Для чего человеку нужна семья? (Ответы…)
— В каждой семье все заботятся друг о друге, помогают друг другу, и каждый имеет свои обязанности.
— Какие обязанности выполняет папа? Что является обязанностями мамы? За что отвечаете вы?
(Воспитатель показывает картину семьи, дети рассматривают; по образцу воспитателя дети рассказывают о семье, составляя 2-3 предложения. Воспитатель предлагает детям с помощью сердечек сделать макет своей семьи; количество сердечек соответствует количеству членов семьи.)
Физкультминутка.
Сколько нас живет в квартире?
Папа, мама, брат и я,
(поворот головы в стороны)
Раз, два, три, четыре
Вот и вся моя семья.
(поднимание поочередно рук вверх).
Есть у мамы дочки
Дочери помощницы,
Встают очень рано они,
(дети подметают)
Метут очень чисто полы.
Мы мужчины: папа и я!
И работа у нас своя,
(повороты в стороны)
Помогаем маме мы
Посуду моем сами,
(имитируют мытье посуды)
Вот, вот, мы какие,
Все помощники родные!
(Дети садятся на свои места).
Артикуляционная гимнастика.
В одном волшебном домике жил язычок со своими веселыми звуками. Они любили играть, петь разные песни, проговаривать слова.
— Посмотрите, какой интересный домик!
— Утром пчелки приносили язычку сладкий медок. (Дети языком слизывают воображаемый мед с губ.)
— А еще язычок очень любит кататься на качелях. (высунуть язычок, потянуться им к носику, потом к подбородку.)
— Иногда он катался на лошадке. (дети тикают язычком по верхним зубам.)
— На полянке у дома, росли белые, пушистые одуванчики, и язычок любил дуть на них.
— А однажды язычок был сердит
Случилось что-то с язычком
Он пинает зубы!
Как будто хочет их вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается
И спокойно расслабляется.
У язычка много друзей, и он любит петь с ними песенки. Споем вместе. (дети повторяют звуки).
Запел рогатый жук-ж-ж-ж!
Вот как громко я жужжу-дж-дж-дж!
Рядом пчелка пролетала—дз-дз-дз!
Тут Мишка взревел-р-р-р!
А комарик рядом сел-с-с-с!
Прошипела тут змея-ш-ш-ш-!
А вот так пою я -а-а-а!
Воспитатель: а как называют звуки, которые можно петь? Верно гласные. (повторение гласных звуков).
(Под музыку в группу заходит Колобок).
Колобок: Я Колобок, румяный бок
Очень быстро катился,
В гости к вам торопился
И принес вам письмо, отгадайте от кого?
(Колобок ведет детей к домикам).
Игра «Ассоциация»
1 дом (три круга розового цвета, сказка «Три поросенка»).
2 дом (три круга коричневого цвета, сказка «Три медведя»).
3 дом (разноцветные 7 кругов, сказка «Теремок»).
Дидактическая игра «Где мы были» (с мячом)
Мы были в лесу, там живут: заяц, лиса, медведь, …….
Мы были в зоопарке, там живут: жираф, зебра, слон … .
Мы были на море, там видели: дельфина, краба, акулу, ….
Мы были у бабушки во дворе там: куры, гуси, корова, ….
Итог занятия. Рефлексия
О чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
Что понравилось?
В чем возникли трудности? (Ответы детей.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.