Департамент общего
образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Открытое занятие в 1 классе для обучающихся с нарушениями слуха
по формированию словарного запаса и фразовой речи на занятиях
по развитию слухового восприятия и обучению произношению
(фоноритмика)
В рамках семинара для слушателей ТОИПКРО
«Играем и говорим»
Учитель-дефектолог Коврова Ирина Геннадьевна
Томск-2019 г.
Цель: формирование правильного произношения слов и фразовой речи в движении (целенаправленное использование моторно-двигательных функций).
Задачи: 1. Развивать остаточный слух и слуховое внимание детей.
2. Использовать моторно-двигательные навыки дошкольников для развития устной речи.
3. Способствовать развитию понятийно-смыслового значения фраз через игровые упражнения
Словарь: проговаривание фраз: «Вот кот, вот кот, «мяу-мяу»-кот поёт», «Вот кот, вот кот, моет лапы, моет рот». «Я тут, иду, иду, иду». «Алло! мама, я тут». «Там осень. Снег идёт. Всё белым- белым-бело ».
Оборудование: мягкие игрушки: кот, мышь; дерево ёлка; кубики дом + резиновая игрушка кот; деревянные ложки.
Ход занятия:
|
Основные направления работы |
Педагог |
Дети |
Дидактический материал |
|
|
Развитие общей моторики
Развитие у детей коммуникативных навыков |
I. Орг. момент |
|
||
|
Приветствие
|
Дети шагают под удары в бубен.
Дети отвечают |
|||
|
работа над дыханием для слитности произношения |
II. Дыхательная и артикуляционная гимнастика
|
|
||
|
2.1. Упражнения на дыхание: «Цветок. Нюхаем» «Погончики» |
дети выполняют по подражанию
|
|||
|
Развитие артикуляционного праксиса
|
2.2 «Улыбка», «Трубочка», чередование «Улыбки и «Трубочки» |
Выполняют по подражанию |
|
|
|
Развитие речевых навыков |
III. Работа над произношением и речью |
|
||
|
3.1. Проговаривание гласных звуков в движении а-о-у-и |
Дети выполняют |
|||
|
3.2. Произношение слогов и слов в движении: та, па, на, да, нет, вот тут, там |
проговаривают, выполняя движения
|
|
||
|
3.3. Отбивание по-слогового ритма ТА-ТА-татата |
дети отбивают ритм на деревянных ложках |
деревянные ложки |
||
|
3.4 Составление фраз: -Что это?
Говорим: «Вот дом. Тук-тук. Кто там? Я- (имя)
- А где мама?
-Позвони (даю трубку телефона) |
-дом. (руки+речь)
Дети проговаривают все фразы, называют каждый своё имя
- Мама там, дома.
- Алло! Мама, я тут, занимаюсь (при возможности)
|
кубики дом
телефон-игрушка |
||
|
Формирование ассоциативно-смыслового мышления. |
IV. Осмысление фраз |
(мягкая игрушка кот)
пальчиковая МЫШЬ |
||
|
4.1. Игровые упражнения с котом: «Вот кот, вот кот, «мяу-мяу» кот поёт» «Вот кот, вот кот, моет лапы, моет рот» 4.2. Игра «Кот мышку лови!» ( у педагога пальчиковая мышь) |
Дети проговаривают фразу, выполняя движения.
Проговаривает (1-2 ребёнка)
У ребёнка игрушка кот, он ловит мышку… -Поймал! |
|||
|
|
V. Работа над ритмической структурой слов |
|
||
|
-Присядем, отдохнём. -Говорим «Там осень. Снег идёт» -Слушаем. «Всё белым-белым-бело» (проговаривает, отбивая ударный слог слова) |
Дети садятся на пол (на колени) Дети повторяют.
Проговаривают (2- 3 ребёнка)
|
|||
|
|
V. Динамическая пауза (.подпрыгивают с корточек: «о-па!» . прыгают на одной ноге: «па-па-па» |
|
||
|
|
VI. Пальчиковый тренинг. Игра «В лесу»
|
|
||
|
6.1. –«Пойдём гулять по тропинке» «Я иду, иду, иду»
- Вот бежит лиса - Тут ёж - А вот заяц. - смотрите собака
6.2. Игра Прятки»
Педагог прячется последней и выходит из-за ёлки с корзинкой гостинцев (грибочки-печенье) |
Дети проговаривают слова, идя по кругу.
Дети воспринимают слухо-зрительно, выполняют пальчиковые упражнения «лиса» (еж, заяц, собака)
Дети сидят на корточках, закрыв глаза. 1 ребёнок прячется за ёлкой. Все кричат «(имя), АУ-АУ». Ребёнок выходит из-за ёлки и говорит «Я тут, иду, иду»
Дети радуются. |
|||
|
|
VII. Итог занятия |
|
||
|
-Молодцы! Занимались хорошо. Руки помоем и будем есть угощение. -всем пока. |
Дети уходят из зала, хлопая в ладоши «па-па-пока» |
|||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.