Занятие по РСВ и ОП "Играем и говорим"

  • doc
  • 29.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала занятие по фоноритм-е .2019 г..doc

 

 

Надпись:  Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

 

Открытое занятие в 1 классе для обучающихся  с нарушениями слуха

по формированию словарного запаса и фразовой речи на занятиях

по развитию слухового восприятия и обучению произношению

(фоноритмика)

 

В рамках семинара для слушателей ТОИПКРО

 

 «Играем и говорим»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-дефектолог Коврова Ирина Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск-2019 г.


 

Цель: формирование правильного произношения слов и фразовой речи в движении (целенаправленное использование моторно-двигательных функций).

 

Задачи: 1. Развивать остаточный слух и   слуховое внимание детей.

2. Использовать моторно-двигательные навыки дошкольников для развития устной речи.

3. Способствовать развитию понятийно-смыслового значения фраз через игровые упражнения

 

Словарь: проговаривание фраз: «Вот кот, вот кот, «мяу-мяу»-кот поёт», «Вот кот, вот кот, моет лапы, моет рот». «Я тут, иду, иду, иду». «Алло! мама, я тут». «Там осень. Снег идёт. Всё белым- белым-бело ».

 

Оборудование: мягкие игрушки: кот, мышь; дерево ёлка; кубики дом + резиновая игрушка кот; деревянные ложки.

                                                                

               

Ход занятия:

 

Основные направления работы

Педагог

Дети

Дидактический

материал

 

Развитие общей моторики

 

Развитие у детей коммуникативных навыков

                                                   I.      Орг. момент

 

 

 

 

 

 

Приветствие

 

 

Дети шагают под удары в бубен.

 

Дети отвечают

 

 

 

 

работа над дыханием для слитности произношения

          II.      Дыхательная и артикуляционная гимнастика

 

 

2.1. Упражнения на дыхание:

«Цветок. Нюхаем»

«Погончики»

 

 

 

дети выполняют по подражанию

 

 

Развитие артикуляционного праксиса

 

 

 

2.2

«Улыбка», «Трубочка», чередование «Улыбки и «Трубочки»

Выполняют по подражанию

 

Развитие речевых навыков

III. Работа над произношением и речью

 

3.1. Проговаривание гласных звуков в движении а-о-у-и

 

Дети выполняют

3.2.

Произношение слогов и слов в движении: та, па, на, да, нет, вот тут, там

 

проговаривают, выполняя движения

 

 

 

3.3.

Отбивание

 по-слогового ритма

ТА-ТА-татата

дети отбивают ритм на деревянных ложках

деревянные ложки

3.4

Составление фраз:

-Что это?

 

 

Говорим: «Вот дом. Тук-тук. Кто там? Я- (имя)

 

 

 

- А где мама?

 

-Позвони (даю трубку телефона)

 

 

-дом. (руки+речь)

 

 

Дети проговаривают все фразы, называют каждый своё имя

 

- Мама там, дома.

 

- Алло! Мама, я тут, занимаюсь (при возможности)

 

кубики дом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

телефон-игрушка

 

 

 

 

Формирование ассоциативно-смыслового мышления.

IV. Осмысление фраз

 

 

 

 

(мягкая игрушка кот)

 

 

 

 

 

 

пальчиковая МЫШЬ

4.1.

Игровые упражнения с котом: «Вот кот, вот кот, «мяу-мяу» кот поёт»

«Вот кот, вот кот, моет лапы, моет рот»

4.2.

Игра «Кот мышку лови!»

( у педагога пальчиковая мышь)

Дети проговаривают фразу, выполняя движения.

 

Проговаривает

(1-2 ребёнка)

 

 

У ребёнка игрушка кот, он ловит мышку…

-Поймал!

 

 

 

 

V. Работа над ритмической структурой слов

 

 

 

-Присядем, отдохнём.

-Говорим «Там осень. Снег идёт»

-Слушаем. «Всё белым-белым-бело» (проговаривает, отбивая ударный слог слова)

Дети садятся на пол (на колени)

Дети повторяют.

 

 

 

Проговаривают

(2- 3 ребёнка)

 

 

 

V. Динамическая пауза

(.подпрыгивают с корточек: «о-па!»

. прыгают на одной ноге: «па-па-па»

 

 

 

 

VI. Пальчиковый тренинг.

 Игра «В лесу»

 

 

 

 

6.1.           

–«Пойдём гулять по тропинке»

 «Я иду, иду, иду»

 

- Вот бежит лиса

- Тут ёж

- А вот заяц.

- смотрите собака

 

 

 

 

 

 

6.2.          Игра Прятки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог прячется последней и выходит из-за ёлки с корзинкой гостинцев (грибочки-печенье)

Дети проговаривают слова, идя по кругу.

 

Дети воспринимают слухо-зрительно, выполняют пальчиковые упражнения «лиса» (еж, заяц, собака)

 

 

Дети сидят на корточках, закрыв глаза.

1 ребёнок прячется за ёлкой. Все кричат «(имя), АУ-АУ».

Ребёнок выходит из-за ёлки и говорит «Я тут, иду, иду»

 

Дети радуются.

 

VII. Итог занятия

 

-Молодцы! Занимались хорошо.

Руки помоем и будем есть угощение.

-всем пока.

 

 

 

 

Дети уходят из зала, хлопая в ладоши «па-па-пока»