«Злость - недобрая черта»
Конспект занятия
по предмету «Сказкотерапия».
Подготовила: учитель начальных классов Гулималиева Г.Б.
Цель:
Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения
поведенческих действий, на основе образа литературного персонажа. Выработать негативное отношение к агрессии и злобе.
Задачи:
1.Учить припоминать сюжет по музыкальной композиции.
2.Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональное состояние героев.
3.Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.
4.Активизировать творческое мышление, воображение, фантазию, развивать произвольное внимание, активизировать лучшие черты человека.
Материал к занятию: оформление групповой комнаты «Волшебный цветок», шкатулка, диск, коврик, листы бумаги, маски: лисят 2, ежат 2, зайчат 2, волчонка, презентация «Сказочные герои».
Предварительная работа:
· занятия по ознакомлению с различными чувствами и их значением в жизни каждого человека;
· чтение сказки «Волчонок в лесном саду»;
· рассматривание ситуаций, связанных с выражением различных чувств;
· игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие;
· ознакомление со способами, с помощью которых можно выражать эмоции (мимика, пантомимика, под музыку).
Количество участников: 10 человек.
Возраст детей: 8 лет.
Методические приемы:
Словесный - беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.
Стимулирование - создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.
Игровой: психодрамма
Музыкальное сопровождение: звуки природы.
Организация детей на занятии: дети передвигаются по групповой комнате.
Организационный момент (вхождение в тему занятия).
П: Дети посмотрите на гостей и давайте поздороваемся со всеми.
- Ребята, давайте расскажем гостям, как нас зовут.
Каждый из вас по кругу назовёт своё имя и подаст руку другому ладошкой вверх.
Ну вот, мы с вами, держа друг друга за руки, стали одним целым: «Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!»
П: Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие под названием «Злость-недобрая черта».
Что такое злость?
Это чувство ярости,ожесточения,недоброжелательности.
Посмотрите на экран,какие чувства они изобржают?
Я буду вашей феей-волшебницей, а вы будете моими добрыми волшебниками-помощниками (звучит легкая музыка).
А отправиться в сказочное путешествие нам поможет «волшебный цветок». Давайте мы с вами встанем вокруг волшебного цветка так, чтобы не мешать друг другу, протянем над ним руки, закроем глаза и попросим цветок пропустить нас в сказочную страну.
П: Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок несет нас по морю «Радости», он дает нам силу, уверенность. Еще раз вдохните и выдохните. Тот, кто уже почувствовал в себе силу волшебного цветка, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправьте плечи.
П: Вот мы и очутились с вами в волшебной стране.
- Ой! А что это? (шкатулка)
- Верно! Посмотрите, какая она красивая.
- А вы знаете, что в сказках бывают разные герои? Какие?
(добрые и злые, мудрые, хитрые, робкие, упорные, трудолюбивые и ленивые, трусливые).
Дидактическая игра «Какие они?»
Дети описывают черты характера сказочных героев:
Лисичка - сестричка (хитрая)
Петушок (трудолюбивый)
Колобок-(веселый)
Зайчик - побегайчик (робкий)
Волчище - серый - хвостище (злой) и т.п. (в соответствии с возрастной категорией)
Посмотрите на экран .Назовите добрых и злых героев.
П: А в жизни вы проявляете такие чувства?
П: В реальной жизни есть добро и зло. Подумайте и скажите: что царит там, где все вежливые и обходительные, веселые, приветливые и искренние? Добро или зло? (добро)
- А вот там, где, наоборот: раздор, ссоры, споры, а может, даже и драки, нет никакой доброты? (зло).
Конечно, злость, гнев никому не приносит ни счастья, ни радости. Они могут вызвать только плохие чувства: слезы, огорчения, страх и грусть.
- Что вы чувствуете, встретив злую собаку?
- А злые люди вам нравятся?
- А драчливые дети?
П: А я думаю, что чувство злости всё-таки нужно человеку, но в определённой ситуации. Когда человек сердитый, злой, значит, он защищает себя. Поэтому человек должен уметь постоять за себя.
- И от чувства злости человек должен уметь быстро избавляться.
Иногда злость помогает постоять за себя в определенной ситуации.Злость помогает понять, что нам не нравится,позволяет занять позицию,дать отпор,выйти из сложных отношений.Но злость вас разрушает,она препятствует достижению поставленной цели и ваших решений.Злые люди они всегда жестокие и недовольные.
3)Разыгрывание сказки «Волчонок в лесном саду»
4)Слушание музыки.
П: Ой, ребята посмотрите, кто это сидит под деревом? Это же волчонок из сказки «Волчонок в лесном саду».
- Волчонок-
Мне никто не верит,
От лисы и до зайчат,
Сторонятся меня звери,
И дружить со мною не хотят!
П: Да, ребята, волчонок нам не улыбается, зато на всех скалится и рычит.
- Давайте друг другу покажем, как волчонок показывает свою злость.
п: Вспомним сказку, как волчонок забрел в сад лесных зверушек. Ведь он совсем не понимал, что быть злым всегда нехорошо. Он считал: кто злой, тот сильнее, тот может всеми командовать и везде получит уважение.
- Интересно вам, что случилось дальше?
- Тогда давайте вместе попадем в эту сказку. Правда, для этого вам надо закрыть глаза и превратиться в вежливых зверушек.
- Сейчас Фея вам поможет в них превратиться.
Раз, Два, Три – нас в зверушек преврати/ повторить 3 раза
Разыгрывание сказки «Волчонок в детском саду».
п: Увидел волчонок, что лисички строят башню из кубиков, подбежал и разломал ее.
Волчонок: Вот вам, чтобы знали! Не нравится мне ваша башня!
П: Закрыли лисята лицо лапками и заплакали. А волчонок уже направился к ежикам, которые играли в мяч.
Волчонок: Достаточно вам играть! А ну, отдайте мне мяч, говорю!
П: И волчонок силой отнял у ежат мяч. Ежики расстроились, вздохнули тяжело.
А сердитый волчонок уже заприметил зайчат, которые весело прыгали, взявшись за лапки.
Волчонок: А ну, убирайтесь отсюда! Малявки! Устроили тут веселье! Сейчас как дам вам этим мячом!
П: Испугались зайчата, задрожали. Да и попрыгали прочь от злого волчонка.
Все лесные зверушки с появлением сердитого гостя испугались и оставили лесной сад. Им стало неприятно находиться рядом со злым волчонком. Остался волчонок один и загрустил.
5) Беседа
Обсуждение сказки с детьми:
1.Как вел себя волчонок в лесном детском саду?
2.Как вы думаете, кому-нибудь из зверушек волчонок понравился?
3.Кто из вас хотел бы иметь друга, похожего на волчонка?
4.Почему он загрустил в конце сказки?
5.Как вы думаете, почему волк остался наедине со своей злостью?
6.А почему злость - недобрая черта?
П: Конечно, зверьки могли бы ответить волчонку злостью: рассердиться и вместе прогнать его. И пошел бы он дальше, снова обижать друзей.
- Но все же совсем немного нам жаль неразумного волчонка. Правда? И видимо всем бы хотелось, чтобы он изменился: стал хорошим и вежливым, приветливым и дружелюбным. Тогда наш волчонок нашел бы новых друзей, а сказка о нем стала бы доброй и веселой.
Дети отвечают на вопросы.
6) Хоровод «Про друзей»
П: Вставайте ребята дружно в круг, будем вместе веселиться.
Ты волчонок озорной
Всех зверят в кружок построй!
Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
- А мы, дети, можем сделать наоборот: сами подарить весёлое, радостное настроение.
-Итак, мы узнали, что снять раздражение и эмоциональное напряжение можно несколькими способами:
- Ребята, а как ещё можно помочь себе избавиться от злости?
( можно уйти в другое место, чтобы отвлечься и т.д).
7.Заключительная часть
П: Ребята, где мы сейчас с вами побывали?
(мы побывали в сказочном путешествии под названием «Злость-недобрая черта»).
- А сейчас с помощью «волшебного цветочка» мы возвратимся в свою группу. - Давайте мы с вами встанем вокруг волшебного цветка так, чтобы не мешать, друг другу, протянем над ним руки, закроем глаза и попросим цветок вернуть нас в лесной сад
Итог занятия.
· С какими чувствами сказочных героев вы сегодня встретились?
· Какому сказочному герою вы помогли избавиться от злости?
· С каким чувством сегодня боролся волчонок?
· А мы, помогли волчонку стать добрее?
· Вспомните, как мы это делали?
П. Вот как все хорошо закончилось. От тепла и доброты даже небо прояснилось: расступились сердитые серые тучи, и появилось солнышко, которое каждому подарило ласковый теплый лучик.
А мы, дети, можем сделать наоборот: сами подарить солнышку по лучику, правда, не настоящему, а нарисованному.
Арт-терапевтическая работа «Доброе солнышко»
Дети дорисовывают солнышку лучики. Педагог уточняет, что цвета должны быть «не злыми» (не коричневыми, не серыми), а «добрыми« - яркими (желтыми, красными, оранжевыми)
В конце занятия дети дарят рисунки гостям.
Домашнее задание: нарисуйте или слепите того сказочного героя, на которого вы злитесь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.