Тема. «Безопасный путь из школы домой и обратно».
Цель:
1. Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения.
Задачи:
1) Формировать представления о правилах движения пешеходов по улице и дороге.
2) Учить выбирать наиболее безопасный маршрут из школы домой и обратно, учить разрабатывать маршрут пути.
3) Развивать умения работать в паре, развивать внимание.
Формы работы: беседа, парная работа, практическая работа.
Оборудование: мультимедиапроектор, плакаты «Дорожные знаки», аудиозапись «По улице, по улице» музыка Т. Шутенко, слова Г. Бойко, карточки со схемами для работы в паре.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Формулирование темы занятия.
Учитель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
Учитель: Ребята, посмотрите видеоролик и попробуйте сформулировать тему нашего классного часа.
(видеоролик «Безопасный путь в школу»).
Учитель: Как вы думаете, какова тема нашей беседы?
Учитель: Да, вы правы, тема нашей «Безопасный путь из школы домой и обратно».
Учитель: Какие учебные задачи вы поставите для себя, зная тему занятия?
Опираясь на слова - помощники озвучьте их.
(На слайде:
повторить правила……
научиться выбирать……
узнать о……)
(На слайде появляются возможные ответы, которые учитель обобщает
повторить правила перехода дороги,
научиться выбирать безопасный путь из школы домой и обратно)
узнать о том, как сделать свой путь безопасным…)
II.Работа по теме занятия.
Учитель: Как вы понимаете значение слова - безопасный?
Учитель: Как по- другому можно сказать?
(Предусмотрительный, осторожный, неторопливый.)
Учитель: Чтобы найти безопасный путь в школу, как вы думаете, что для этого нужно знать?
Учитель: Правильно, надо хорошо ориентироваться на дороге, знать правила дорожного движения и избегать опасности.
Учитель: Какие помощники на улицах нашего города помогают перейти дорогу с меньшей степенью опасности? (пешеходная дорожка, светофоры).
Учитель: Расскажите, как нужно правильно переходить пешеходную дорожку?
Учитель: Какие знаки дорожного движения вам встречаются по дороге в школу? Покажите их на плакате. О чём они «говорят»?
Поиграем в игру « Дорожный знак».
С отгадкой вы должны ещё ответить, где по дороге в школу вам встречается этот знак.
Я сойду с велосипеда
Если знак увижу этот,
И пойду, как пешеход,
Вместе с ним на переход
( движение на велосипедах запрещено)
Что за знак тут? Пешеход
В нём зачёркнутый идёт.
Что же это означает?
Может, их здесь обижают?
( движение пешеходов запрещено)
Шоссе шуршало шинами,
Бегущими машинами,
Но возле школы, сбавьте газ-
Висит, водители, для вас
Особый знак здесь» Дети»
За них мы все в ответе.
И вы при этом знаке тоже,
Ребята, будьте осторожны! (дети)
Учитель: Ребята, посмотрите на схему нашего города.( слайд карта- схема г. Нижневартовск).
Учитель: Расскажите об особенностях расположения нашей школы?
( вход возможен с улицы 60 лет Октября по пешеходной дорожке, наличие тротуаров, место освещённое, движение достаточно интенсивное).
Учитель: Какие улицы вам нужно перейти? Легко ли это сделать? Почему?
Дорога в школу у каждого своя, такая знакомая, с закрытыми глазами можешь по ней пройти! Но оказывается, что не всегда она бывает безопасной. Сейчас вы уже стали взрослее и родители доверили вам самостоятельной идти по ней.
Но помните, что правила есть всегда, на каждой дороге, и поэтому надо их соблюдать, чтобы избежать опасности.
Учитель: А как нужно идти, чтобы всегда быть в безопасности?
(идём по тротуару, придерживаясь правой стороны, переходим дорогу по пешеходной дорожке).
Учитель: Ещё, ребята хочется напомнить, что нельзя никого звать через дорогу: ни родных, ни друзей, не знакомых. Это не только неприлично, но может быть опасно, так как побуждает пересечь дорогу, забыв правила движения. Если нет тротуара, идём навстречу движущему транспорту. Избегаем по дороге безлюдных мест, плохо освещённых. Те, кто едут домой на автобусе, также должны соблюдать правила безопасного поведения на остановке, при выходе из автобуса.Назовите эти правила.
Физминутка
Учитель: Сейчас вы будете слушать песню о правилах дорожного движения и одновременно выполнять то, о чём в ней поётся, – идти по тротуару, переходить улицу.
(Звучит песня «По улице, по улице» музыка Т. Шутенко, слова Г. Бойко.)
Повторение ПДД.
Учитель: Ребята, как зовут этого сказочного человечка? (на слайде Буратино).
Учитель: Буратино собрался в школу. Но чтобы по дороге до школы с ним ничего не случилось, давайте будем ему помогать. Как только вы услышите, что Буратино делает что-то неправильно, сразу хлопаете в ладоши, т. е. предупреждаете.
Учитель: Итак, Буратино взял «Азбуку» и отправился в школу. Все люди шли по тротуару, и сказочный человечек тоже. Но вот дорога. До машины ещё три большущих шага, и Буратино решил, что успеет перебежать. (Дети хлопают в ладоши).
Учитель: Ребята, почему вы предупреждаете Буратино? (Нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом).
Учитель: Пропустил Буратино машины и перешёл дорогу. Времени до начала занятий в школе было ещё много, ведь Буратино пораньше вышел из дома. Тогда он решил читать все вывески, которые встречались на его пути.
Учитель: Мальчик, осторожнее! Не считай ворон. Иди правильно – говорили прохожие. (Дети хлопают).
(По тротуару надо ходить по правой стороне, чтобы не мешать людям, которые идут навстречу).
Учитель: Пока Буратино читал вывески, до начала уроков уже осталось мало времени.
– Надо торопиться, – решил деревянный мальчуган.
А впереди ещё одна дорога. Светофор всем приветливо мигал красным глазом.
– Перейду дорогу, – решил Буратино. Ведь машин нет. (Дети хлопают в ладоши).
(Буратино хотел перейти дорогу на красный свет светофора. А так переходить нельзя, если даже нет машин. Надо дождаться, когда загорится зелёный свет).
Учитель: Но вот загорелся зелёный свет светофора. Все пешеходы, и Буратино тоже, перешли дорогу. А вот и школа!
Учитель: Ребята, вы помогли Буратино благополучно добраться до школы. А ведь могла случиться беда. Какие правила хотел нарушить сказочный герой?
(Переходить улицу перед близко идущим транспортом, переходить улицу на красный свет светофора, идти по тротуару не по правой стороне и мешать встречным пешеходам).
Учитель: Что бы вы посоветовали таким детям, как Буратино? (Изучать правила дорожного движения).
Работа в паре.
Учащимся даются схематические изображения ситуаций. Дети выполняют в парах задания, вспоминая ПДД.
(работа со схемами. Схемы представлены ниже)
• Правила безопасности движения по улице.
• Правильный путь в школу.
Проверка по слайду (открывается слайд со схемой, дети сравнивают)
- Хлопните в ладоши те, у кого задание выполнено верно. Объясните, почему такой путь правильный-безопасный?
III. Практическая работа.
1.Составление схемы безопасного пути.
Учитель: Мы повторили правила дорожного движения и теперь пользуясь картой - схемой, попробуйте разработать схему-безопасный маршрут от школы до дома. Договоримся опасные места – отмечаем красным цветом, а зелёным отмечаем возможный путь.
Учитель: Не забудьте отметить пешеходные переходы, дорожные знаки. Дети, которые по дороге в школу пользуются автобусом, должны нанести на схему путь движения от остановки.
(Дети выполняют на листочке в клеточку, учитель помогает).
Учитель: Кто желает рассказать о маршруте движения по своей схеме.
IY.Итог. Рефлексия занятия.
Учитель: Для чего, ребята, мы учились составлять сегодня маршрут своего движения от дома до школы, как это нам пригодится?
Учитель: Можно разработанным маршрутом пользоваться при движении из дома в школу? Почему?
Учитель: Кто выполнил, поставленные для себя в начале занятия учебные задачи поднимите жёлтый карандашик. Кто встретил затруднения - синий карандашик.
( выясняем причины затруднений, слайд с задачами на экране).
Учитель: Наша беседа окончена. Всем спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.