Занятие по внеурочной деятельности «ТРИЗ»
4 класс
разработала учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Акимова Светлана Леонидовна
2019 год
Класс: 4
Тип занятия: занятие комплексного применения знаний и умений
Тема: «Изобретательская задача в сказках».
Цель: формировать у детей умение анализировать и решать изобретательские задачи (ИЗ), используя основные принципы и приёмы ТРИЗ, направленные на развитие диалектического мышления, т.е. процесса развития предмета или явления.
Основные содержательные линии: развитие творческого воображения; развитие фантазирования через изобразительную деятельность; формирование готовности действия в нестандартных ситуациях; формирование умения работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; формирование понятия «толерантность»; развитее групповой сплочённости учащихся
Оборудование урока: АРМ, презентация к занятию, раздаточный материал
Тема: «Изобретательская задача в сказках»
|
Тип занятия: занятие комплексного применения знаний и умений
|
||||||||
Задачи: - создавать условия для творческого поиска и совместного труда |
|||||||||
Термины и понятия: изобретательская задача, сказка, портрет литературного героя |
|||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||
Личностные |
Метапредметные |
||||||||
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|||||||
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
Самоопределение - осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); - испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей
|
- выдвигать версии решения проблемы, осознать конечный результат, выбирать из изученных приёмов нужный и самостоятельно использовать средства достижения разрешения противоречия; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, различая результат и способы действий; - выдвигать версии решения проблемы, прогнозировать результат, самостоятельно искать средства достижения цели
|
- высказывать своё мнение (в монологе или диалоге) и обосновать его, приводя аргументы; - вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего»; - принимать другую, не похожую на свою, точку зрения; - интерпретировать (понимать и оценивать) текст творческого характера; - вырабатывать и принимать коллективные решения; - предотвращать и преодолевать конфликты, в том числе уважительно относится к позиции другого человека, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
|
- самостоятельно предполагать или с помощью учителя, какая информация нужна для решения изобретательской задачи; - сравнивать, классифицировать, объединять факты и явления, относить объекты к известным понятиям ТРИЗ; - определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
|
||||||
№ п/п |
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД (с расшифровкой) |
|||||
1. |
Самоопределение к деятельности
Цель: - мотивация обучающихся к деятельности на личностно-значимом уровне
|
Организационный этап Создаёт эмоциональный настрой на работу. Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. - Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением. - Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками. - Хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга. - Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других. Теперь можно начать работу.
Учитель предлагает занять свои рабочие места. - Вспомним, чем мы занимаемся на занятиях ТРИЗ |
Стоят у своих мест. Эмоционально настраиваются на работу. Включаются в деятельность.
Занимают свои места.
|
Личностные - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
|
|||||
2. |
Актуализация опорных знаний Цель: - повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося Игра «Да-Нетка» - формирует умение выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов, ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификацию по различным основаниям, развивает умения ориентироваться в пространстве
|
- Начнём занятие с игры «Да-Нетка». А правила игры вы знаете: я задаю вопрос – а вы дружно отвечаете – да или нет. - Вам нравится принимать участие в интересных делах? (да) - У вас есть желание решать проблемы вместе? (да) - Вам хотелось бы во время занятия услышать обидное слово? (нет) - Тогда продолжим.
- Выбираем ведущего игры.
- Загадай слово из предложенных слов на доске.
один лето сказка задача дождь двадцать огонь сто град зима урок семнадцать снег весна книга портрет тысяча гроза девять ветер осень пять |
Отвечают на вопросы учителя.
Выбирают ведущего игры.
Отгадывают задуманное слово. |
Коммуникативные - умение вступать в диалог; - умение достаточно полно и точно выражать свои мысли; Познавательные - построение логической цепи рассуждений; - умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - выдвижение гипотез и их обоснование;
|
|||||
3. |
Решение изобретательских задач
- формирование навыков внимательного, осознанного чтения, прививание интереса и любовь к чтению художественной литературы
|
1) Разминка - Ответьте на вопросы Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который закончился со счетом 32:28. При этом ни одни из баскетболистов не забросил ни одного мяча. Как такое может быть?
Мальчик рассказывает: «Вчера был такой ужасный дождь, а мой отец не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Укрыться от дождя в радиусе километра от нашего дома негде — вокруг голая степь». Как такое может быть?
У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен; потом, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который почему-то не посчитал нужным вмешаться. Почему? 2) Физминутка. Рисование носом
- Закройте глаза. Представьте себе, что ваш нос стал длинным. Нарисуйте своим длинным носом круг, квадрат, треугольник. Нос стал нормальным. Откройте глаза. Повернитесь. Приступаем к работе
3) Составление портретов литературных героев - Мы с вами на уроках литературного чтения в этом году познакомились со многими сказками, составляли портреты героев сказок. Я на обобщающий урок литературного чтения приготовила несколько карточек, но случайно уронила папку, и карточки перепутались. Помогите разобрать подготовленный материал.
Имя – Иван Автор (создатель) – П.П. Ершов Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок» Где живет – в град-столице Кем служит – конюхом у царя Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный
Имя – Магуль-Мегери Автор (создатель) – М.Ю. Лермонтов Прописка – турецкая сказка «Ашик-Кериб» Где живет – Тифлиз Кем служит – дочь богатого турка Особые приметы – прекрасная, верная, умная
Имя – Миша Автор (создатель) – В.Ф. Одоевский Прописка – сказка «Городок в табакерке» Где живет – в доме с родителями Кем служит – сын Особые приметы – любознательный, послушный, вежливый, наблюдательный
4) Решение изобретательских задач
Сказка «Золушка» – Вспомните сказку «Золушка»: ситуацию, когда мачеха, уходя с дочками на бал, даёт Золушке задание перебрать и рассортировать крупу.
Сказка «Иван-царевич и огненная река» - Прочитайте следующую сказочную ситуацию. Какую задачу нам следует решить? - Как Ивану-царевичу перебраться через огненную реку? - Давайте разделимся на группы. Над этим вопросом вы подумаете коллективно. А потом каждая группа представит своё решение. Но прежде вспомните правила работы в группе |
Дети размышляют над условиями задачи, дают ответ. - Играли женские команды, и все мячи были забиты баскетболистками.
- Отец был лысым.
- Дама шла пешком.
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.
Дети разбирают карточки, составляют портреты трёх литературных героев.
Читают текст. Находят способы сортировки крупы. Делятся своими находками. Выявляют лучший способ сортировки.
Вспоминают правила работы в группах. - Не обижать и не обижаться. - Слушать и слышать товарища. - Участвовать всем. - Быть внимательным. - Уважать позицию товарища. - Соблюдать тишину.
Дети разбиваются на группы. Собираются группой и обсуждают выполнение задания.
|
Коммуникативные - умение достаточно полно и точно выражать свои мысли; - высказывание своего мнения (в монологе или диалоге) и обосновывание его, приводя аргументы;
Познавательные - поиск и выделение необходимой информации; - построение логической цепи рассуждений; - формирование умения обобщать знания и делать выводы; - анализ с целью выделения главных признаков; - ориентирование на разнообразие способов решения задач;
Познавательные - формирование основ смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
Коммуникативные - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении вопроса; - умение достаточно полно и точно выражать свои мысли; Регулятивные - формирование умения взаимодействовать со сверстниками в деятельности; - выдвигать версии решения проблемы, прогнозировать результат, самостоятельно искать средства достижения цели
Познавательные - поиск и выделение необходимой информации; - построение логической цепи рассуждений; - формирование умения обобщать знания и делать выводы; - анализ с целью выделения главных признаков; - ориентирование на разнообразие способов решения задач;
|
|||||
4. |
Рефлексия деятельности
- оценить результаты собственной деятельности Подведение итогов занятия
|
|
|
Регулятивные - самооценка (формирование умения адекватно оценивать свою деятельность); Личностные - личностное самоопределение, оценивание усваиваемого содержания Познавательные - строят речевые высказывания, осуществляют рефлексию деятельности
|
|||||
Приложение
– Вспомните сказку «Золушка»: ситуацию, когда мачеха, уходя с дочками на бал, даёт Золушке задание перебрать и рассортировать крупу.
Золушка и зерно
Стоит кадушка у крылечка,
А в ней лежат фасоль и гречка.
Всё это надо разделить.
"Что делать: думать? слезы лить?
Позвать на помощь птиц,
мышей?
Прогонит мачеха взашей
(Они б, конечно, перебрали,
но половину потаскали).
А мачехины две дочурки,
Наверно, прыгают в мазурке...
Мазурку я люблю вдвойне!..
А танцевать-то с кем же мне?
Где взять красавца-молодца?
Зато... кадушка у крыльца!"
И Золушка, таким
манером,
Назвав кадушку кавалером,
Вмиг с кавалером-самозванцем
Запрыгала в веселом танце!
Но вот она остановилась
И "кавалеру" поклонилась:
"Мазурку эту не забуду!
И Вам спаси... но что за чудо?
Похоже, я сошла
с ума:
Крупа... перебралась... САМА!
Пока я с Вами танцевала,
Всей гречки попросту не стало!
Вопрос: Как и куда перебралась гречневая
крупа?
Задача: Как Золушке быстро перебрать зерно?
Иван – царевич и огненная река
Иван-царевич налегке
Подъехал к огненной реке.
Спрыгнул Ванечка с коня:
"Кто же выручит меня?
Вброд мне, что ли, на коне?
Пусть кафтан горит в огне!
Впрочем, больно риск велик:
Будет из коня шашлык!
Ну а если поднырну?
Нет, мой меч пойдет ко дну!
И коня с собой не взять -
Не умеет он нырять!
Меч и конь - мои друзья.
С ними не расстанусь я!
Как с мечом и на коне
Сквозь огонь пробраться мне?"
И представил Ваня сразу,
Следуя своим мечтам,
Что огонь, как по приказу,
Словно расступился сам:
"Я плыву, а пламя - прочь!
Чем не чудо? Хоть хохочь!
Только этому желанью
Надо чем-нибудь помочь".
Битый час Иван смотрел,
Как огонь в реке горел.
А потом как заорет:
"Братцы, да ведь он... течет!
Я теперь не пропаду,
Через речку перейду
И для этого, пожалуй,
Двух помощников найду!
А ты понял что-нибудь?
Здесь в ответ не заглянуть!
Путь Иванушки поймешь ты,
Коль проложишь в мыслях путь!
Вопрос: Как Ивану-царевичу перебраться через огненную реку?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.