Занятие по внеурочной деятельности «ТРИЗ»по теме «Изобретательская задача в сказках».

  • docx
  • 29.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала занятие ТРИЗ.docx

 

 

 

 

Занятие по внеурочной деятельности «ТРИЗ»

4 класс

разработала учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Акимова Светлана Леонидовна

 

2019 год

 

 

 

 

Класс: 4

Тип занятия: занятие комплексного применения знаний и умений

Тема: «Изобретательская задача в сказках».

Цель: формировать у детей умение анализировать и решать изобретательские задачи (ИЗ), используя основные принципы и приёмы ТРИЗ, направленные на развитие диалектического мышления, т.е. процесса развития предмета или явления.

Основные содержательные линии: развитие творческого воображения; развитие фантазирования через изобразительную деятельность; формирование готовности действия в нестандартных ситуациях; формирование умения работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; формирование понятия «толерантность»;   развитее групповой сплочённости учащихся

Оборудование урока: АРМ, презентация к занятию, раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Изобретательская задача в сказках»

 

Тип занятия: занятие комплексного применения знаний и умений

 

Задачи:

- создавать условия для творческого поиска и совместного труда

Термины и понятия: изобретательская задача, сказка, портрет литературного героя

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

- формирование внутренней позиции школьника на уровне поло­жительного отношения к школе, ориентации на со­держательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

 

Самоопределение

- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

- испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей

 

 

 

 

 

 

- выдвигать версии решения проблемы, осознать конечный результат, выбирать из изученных приёмов нужный и самостоятельно использовать средства достижения разрешения противоречия;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, различая результат и способы действий;

- выдвигать версии решения проблемы, прогнозировать результат, самостоятельно искать средства достижения цели

 

 

 

 

 

 

 

- высказывать своё мнение (в монологе или диалоге) и обосновать его, приводя аргументы;

- вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего»;

- принимать другую, не похожую на свою, точку зрения;

- интерпретировать (понимать и оценивать) текст творческого характера;

- вырабатывать и принимать коллективные решения;

- предотвращать и преодолевать конфликты, в том числе уважительно относится к позиции другого человека, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

 

- самостоятельно предполагать или с помощью учителя, какая информация нужна для решения изобретательской задачи;

- сравнивать, классифицировать, объединять факты и явления, относить объекты к известным понятиям ТРИЗ;

- определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную инфор­мацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

 

№ п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД  (с расшифровкой)

1.

Самоопределение к деятельности  

 

Цель:

- мотивация обучающихся к деятельности на личностно-значимом уровне

 

 

Организационный этап

Создаёт эмоциональный настрой на работу.

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.

- Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.

- Хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга.

- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других. Теперь можно начать работу.

 

Учитель предлагает занять свои рабочие места.           

- Вспомним, чем мы занимаемся на занятиях ТРИЗ

Стоят  у своих мест.

Эмоционально настраиваются на работу.

Включаются в деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занимают свои места.

 

Личностные

- формирование внутренней позиции школьника на уровне поло­жительного отношения к школе, ориентации на со­держательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 

2.

Актуализация опорных знаний

Цель: 

- повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Игра «Да-Нетка»

- формирует умение выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов, ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификацию по различным основаниям, развивает умения ориентироваться в пространстве

 

 

- Начнём занятие с игры «Да-Нетка». А правила игры вы знаете: я задаю вопрос – а вы дружно отвечаете – да или нет.

 - Вам нравится принимать участие в интересных делах? (да)

- У вас есть желание решать проблемы вместе? (да)

- Вам хотелось бы во время занятия услышать обидное слово? (нет)

- Тогда продолжим.

 

 

- Выбираем ведущего игры.

 

- Загадай слово из предложенных слов на доске.

 

один лето сказка задача дождь двадцать огонь сто град  зима урок семнадцать снег весна книга портрет  тысяча гроза девять ветер осень пять

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают ведущего игры.

 

Отгадывают задуманное слово.

Коммуникативные

- умение вступать в диалог;                

- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли;

Познавательные

- построение логической цепи рассуждений;

- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

 

3.

Решение изобретательских задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- формирование навыков внимательного, осознанного чтения, прививание интереса и любовь к чтению художественной литературы                                                                     

 

1) Разминка

- Ответьте на вопросы

Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который закончился со счетом 32:28. При этом ни одни из баскетболистов не забросил ни одного мяча. Как такое может быть?

 

Мальчик рассказывает: «Вчера был такой ужасный дождь, а мой отец не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Укрыться от дождя в радиусе километра  от нашего дома негде  — вокруг голая степь». Как такое может быть?

 

У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен; потом, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который почему-то не посчитал нужным вмешаться. Почему?

2) Физминутка. Рисование носом

 

-  Закройте глаза. Представьте себе, что ваш нос стал длинным. Нарисуйте своим длинным носом круг, квадрат, треугольник. Нос стал нормальным. Откройте глаза. Повернитесь. Приступаем к работе

 

3) Составление портретов литературных героев

- Мы с вами на уроках литературного чтения в этом году познакомились со многими сказками, составляли портреты героев сказок. Я на обобщающий урок литературного чтения приготовила несколько карточек, но случайно уронила папку, и карточки перепутались. Помогите разобрать подготовленный материал.

 

Имя – Иван

Автор (создатель) – П.П. Ершов

Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»

Где живет – в град-столице

Кем служит – конюхом у царя

Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный

 

 

 

Имя – Магуль-Мегери

Автор (создатель) – М.Ю. Лермонтов

Прописка – турецкая сказка «Ашик-Кериб»

Где живет – Тифлиз

Кем служит – дочь богатого турка

Особые приметы – прекрасная, верная, умная

 

Имя – Миша

Автор (создатель) – В.Ф. Одоевский

Прописка – сказка «Городок в табакерке»

Где живет – в доме с родителями

Кем служит – сын

Особые приметы – любознательный, послушный, вежливый, наблюдательный

 

4) Решение изобретательских задач

 

 Сказка «Золушка»

– Вспомните сказку «Золушка»:  ситуацию, когда мачеха, уходя с дочками на бал, даёт Золушке задание перебрать и рассортировать крупу.

 

Сказка «Иван-царевич и огненная река»

- Прочитайте следующую сказочную ситуацию. Какую задачу нам следует решить?

- Как Ивану-царевичу перебраться через огненную реку?

- Давайте разделимся на группы. Над этим вопросом вы подумаете коллективно. А потом каждая группа представит своё решение. Но прежде вспомните правила работы в группе

Дети размышляют над условиями задачи, дают ответ.

- Играли женские команды, и все мячи были забиты баскетболистками.

 

 

 

 

 

- Отец был лысым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дама шла пешком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

 

 

 

 

 

Дети разбирают карточки, составляют портреты трёх литературных героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст. Находят способы сортировки крупы. Делятся своими находками. Выявляют лучший способ сортировки.

 

Вспоминают правила работы в группах.

- Не обижать и не обижаться.

- Слушать и слышать товарища.

- Участвовать всем.

- Быть внимательным.

- Уважать позицию товарища.

- Соблюдать тишину.

 

Дети разбиваются на группы.

Собираются группой и обсуждают выполнение задания.

 

 

Коммуникативные

- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли;

- высказывание своего мнения (в монологе или диалоге) и обосновывание его, приводя аргументы;

 

 

Познавательные

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- формирование умения обобщать знания и делать выводы;

- анализ с целью выделения главных признаков;

- ориентирование на разнообразие способов решения задач;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

- формирование основ смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную инфор­мацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении вопроса;                

- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- формирование умения взаимодействовать со сверстниками в  деятельности;

- выдвигать версии решения проблемы, прогнозировать результат, самостоятельно искать средства достижения цели

 

Познавательные

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- формирование умения обобщать знания и делать выводы;

- анализ с целью выделения главных признаков;

- ориентирование на разнообразие способов решения задач;

 

4.

Рефлексия  деятельности

 

- оценить результаты собственной деятельности

Подведение итогов занятия

 

 

 

 

Регулятивные

- самооценка

(формирование умения адекватно оценивать свою деятельность);

Личностные

- личностное самоопределение, оценивание усваиваемого содержания

Познавательные 

- строят речевые высказывания, осуществляют рефлексию деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

– Вспомните сказку «Золушка»:  ситуацию, когда мачеха, уходя с дочками на бал, даёт Золушке задание перебрать и рассортировать крупу.

Золушка и зерно

Стоит кадушка у крылечка,
А в ней лежат фасоль и гречка.
Всё это надо разделить.
"Что делать: думать? слезы лить?                               

                          Позвать на помощь птиц, мышей?
                          Прогонит мачеха взашей
                          (Они б, конечно, перебрали,
                          но половину потаскали).

А мачехины две дочурки,
Наверно, прыгают в мазурке...
Мазурку я люблю вдвойне!..
А танцевать-то с кем же мне?

Где взять красавца-молодца?

                         Зато... кадушка у крыльца!"

                   И Золушка, таким манером,
                   Назвав кадушку кавалером,
                   Вмиг с кавалером-самозванцем
                   Запрыгала в веселом танце!

Но вот она остановилась
И "кавалеру" поклонилась:
"Мазурку эту не забуду!
И Вам спаси... но что за чудо?

                   Похоже, я сошла с ума:
                   Крупа... перебралась... САМА!
                   Пока я с Вами танцевала,
                   Всей гречки попросту не стало!

 

 

Вопрос: Как и куда перебралась гречневая крупа?
Задача: Как Золушке быстро перебрать зерно?

 

 

 

Иван – царевич и огненная река

Иван-царевич налегке

Подъехал к огненной реке.

 

                   Спрыгнул Ванечка с коня:

                  "Кто же выручит меня?

                   Вброд мне, что ли, на коне?

                   Пусть кафтан горит в огне!

Впрочем, больно риск велик:

Будет из коня шашлык!

Ну а если поднырну?

Нет, мой меч пойдет ко дну!

 

                   И коня с собой не взять -

                   Не умеет он нырять!

                   Меч и конь - мои друзья.

                   С ними не расстанусь я!

 

Как с мечом и на коне

Сквозь огонь пробраться мне?"

 

                   И представил Ваня сразу,

                   Следуя своим мечтам,

                   Что огонь, как по приказу,

                   Словно расступился сам:

 

"Я плыву, а пламя - прочь!

Чем не чудо? Хоть хохочь!

Только этому желанью

Надо чем-нибудь помочь".

 

                   Битый час Иван смотрел,

                   Как огонь в реке горел.

                   А потом как заорет:

                   "Братцы, да ведь он... течет!

 

Я теперь не пропаду,

Через речку перейду

И для этого, пожалуй,

Двух помощников найду!

 

 

                   А ты понял что-нибудь?

                   Здесь в ответ не заглянуть!

                   Путь Иванушки поймешь ты,

                   Коль проложишь в мыслях путь!                                                   

 

Вопрос: Как Ивану-царевичу перебраться через огненную реку?


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru