Тема занятия : «Путешествие по Уссурийской тайге»
Цель: Познакомить с деревьями и редкими лекарственными растениями Уссурийской тайги.
Коррекционно- развивающая: Развивать память, внимание, мышление.
Воспитывающая: Формировать чувства ответственности за сохранение растительного мира тайги, знать правила поведения человека по отношению к объектам природы.
1.Организационный момент:
Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня на занятии, ребята, вас ожидают интересные задания, новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2.Введение в тему:
Сегодня я приглашаю вас совершить заочное путешествие по одной из природных зон России, а название этой зоны вы узнаете, разгадав ребус.
Что получилось? (ответы детей) Тайга.
Как вы думаете, о какой природной зоне мы будем говорить на занятии?
Тема нашего занятия: «Путешествие по Уссурийской тайге»
Уссурийской называют тайгу, потому что в этих местах протекает большая река Уссури.
В крае у нас около 2х тысяч рек и самые длинные из них текут на Запад (Уссури, Бикин, Иман)
3.Основная часть.
Тайга в каждое время года пахнет по особенному. Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной, там всегда в полумрак. Под большими деревьями деревца по меньше, внизу молодая поросль, а в просветах между стволами зеленая трава, особенно много папоротника. Мохнатые ветки хвойных деревьев не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками. А какой воздух! Очень пахучи хвойные деревья. Ветки их пушисты от длинных иголок и круглый год зеленые.
- Отгадайте загадку :
«Что за стройная девица,
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет
А иголки целый год!»
Ель пользуется особой любовью: украшают на новый год, устраивают праздник детям.
Рассматривают ветку сосны
- Сосне не страшна никакая жара, ни морозы, ей нужно много света и солнца. Сосна очищает воздух. В хвое ели и сосны содержится много витамина «С». Размолотой хвоей подкармливают животных.
- А это, какое хвойное дерево?
- Давайте рассмотрим веточку лиственницы, она тоже хвойное дерево, но не вечно зеленое как ель и сосна. Каждую осень лиственница сбрасывает свои хвойные иголочки, а весной распускает новые. Потрогайте, какие иголочки - светло-зелененькие, мягкие, пушистые. Лиственница очень быстро растет, ее древесина не поддается гниению даже в воде, поэтому очень ценится в строительстве.
Как вы думаете, с какого дерева эта ветка? (Правильно – это кедр или сосна корейская). Посмотрите, какая длинная мягкая хвоя? В пучке сидят не две хвоинки, как у сосны, а по пять штук темно-зеленого цвета.
Семена кедра – орехи, находятся в шишках.
- А чем пахнут шишки и хвоя, и что это за застывшие капельки на них? (это смола)
- Чем она полезна?
У хвойных деревьев смола волшебная, в старину ее называли «живица», если ей помазать резаную рану, то рана не загноится, а быстро заживет. Хвойные деревья – это деревья здоровья, если подольше походить по хвойному лесу, то от простуды можно вылечиться, не любят простудные микробы аромата хвои.
- А что растет на верхних ветках кедра? (Растут большие шишки, осенью в них поспевают орехи) .
- Кто из лесных зверей не прочь полакомиться плодами хвойных деревьев? (медведь, белка, бурундук, кабан, кедровка)
Уссурийска тайга – это не одни хвойные деревья. Ближе к морю больше тепла и влаги, поэтому вместе с хвойными деревьями растут и другие деревья.
- Послушайте загадку:
«Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей» (Береза)
«Я из крошки – бочки вылез
Корешки пустил и вылез
Стал высок я и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч
А кормлю свиней и белок
Ничего что плод мой мелок» (Дуб)
- Конечно, это дуб.
Древесина ценится за твердость и прочность, используется для постройки кораблей.
Физминутка.
Часто нашу Уссурийскую тайгу зовут аптекой, потому что многие ее растения обладают целебными свойствами. Растет в тайге необыкновенное дерево, которое называется Бархат амурский (рассматривание образцов с низов бархата, его коры)
- Какая кора у бархата? (толстая, мягкая, бархатистая) часто бархат называют пробковым деревом, потому что из его толстой мягкой коры делают пробки для бутылок, поплавки, спасательные пояса. А желтый слой, что следует за корой называют лубом. Луб лекарственный; лечит желудочно–кишечные заболевания. К бархату приходят лечиться многие животные. Они поедают листву, молодые побеги, плоды дерева, тем самым убивая многочисленных паразитов, поселившихся в кишечнике.
Много чудес хранит в себе Уссурийская тайга. Посмотрите, какое удивительное растение: ни дерево, ни куст; ствол его очень длинный и тонкий, словно толстая веревка, канат. И очень ловко обвивает стволы других деревьев, как змея – это лиана. У нас в тайге много лиан. Плоды оранжево – красные, похожи на смородину, но пахнут лимоном. Они лечебные, стоит съесть несколько ягод – разжевать косточки – и проходит усталость, возвращаются силы. Это лимонник.
Посмотрите, что или кого напоминают этот корешок. Он похож на маленького человечка с растопыренными ручками и ножками – это «женьшень».
«Под кедром развесистым
Сумрак и тень
Живет здесь таежный
Волшебник женьшень
Как человечек его корешок,
И ручки и ножки,
А сам он с вершок
Хоть мал, да удал
Корешок – человечек
Он силой целебной
Больного излечит»
Из корня делают настойку, пьют по каплям при разных болезнях. Женьшень растет долго и успевает вобрать в себя могучие силы земли; вбирает и отдает людям, вылечивает. Только в 3х странах встречается этот корень : России, Китае, Корее.
4.Закрепление:
Мы связаны с природой тысячью неразрывных нитей. Каждый из вас - частица природы. И от каждого из нас зависит будущее Земли. Если мы поставим цель жить в гармонии с природой, то в итоге получим результат в сохранении и приумножении её богатств.
Давайте поиграем в игру «Дорисуй дерево»
Дети берут лист бумаги, ставят свою фамилию, затем рисуют в течение 30 секунд, дерево (о котором мы говорили на занятии) затем по команде передает правому по кругу соседу по парте, затем опять рисуют и опять передают, пока каждому не вернется его лист.
- Полюбуемся нашими деревьями (выставка рисунков на доске).
«Что мы сажаем, сажая леса «С.Маршака :
«Что мы сажаем,
Сажая леса?
Мачты и реи -
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Ребра и киль.
Странствовать по морю
В бурю и штиль
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Легкие крылья
Лететь в облака;
Дом и качели
Челнок и скамью
И деревянную лошадь твою
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Лист, на который
Ложиться роса
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Радиомачты –
Ловить голоса.
Стол,
За которым
ТЫ будешь писать;
Ручку, линейку,
Пенал и тетрадь.
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Чащу, где бродит
Барсук и лиса
Чащу, где белка
Скрывает бельчат
Чащу, где утром
Вороны кричат
Воздух для легких
И влагу, и тень
Вот что сажаем
В сегодняшний день!»
Дети, что вы чувствуете, глядя на картины (высказывание детей). К сожалению, тайга сейчас находится в большой опасности. Много деревьев погибает от рук человека, от загрязнения воды, от стихии, поэтому, чтобы знать, какие деревья особенно нуждаются в защите, создана «Красная книга». Вы часто с родителями ездите в лес, подышать свежим воздухом, давайте вспомним правила поведения в природе. (Ответы детей)
Если бы не зеленые леса, людям все планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать и поэтому на месте каждого срубленного дерева, надо обязательно посадить два новых.
Лес – это не только сырье, но и красота.
Берегите лес!
5.Итог занятия:
Вот и подошло наше путешествие по Уссурийской тайге к концу.
Перечислите хвойные деревья тайги?
Почему Уссурийскую тайгу зовут аптекой?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.