Занятие с элементами тренинга ассертивности "Будь уверен в себе»
Оценка 4.6

Занятие с элементами тренинга ассертивности "Будь уверен в себе»

Оценка 4.6
docx
21.05.2021
Занятие с элементами тренинга ассертивности  "Будь уверен в себе»
будь уверен в себе.docx

Занятие с элементами тренинга ассертивности

"Будь уверен в себе»

Цель: приобретение навыков уверенного поведения.

Задачи:

1.     Определить уровень своей уверенности.

2.     Обсудить понятия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.

3.     Способствовать формированию у подростков умению отстаивать свою точку зрения.

4.     Познакомить с различными способами сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.

Метод работы: групповой, беседа

Время проведения: 1 час

Целевая аудитория: 13-17 лет

Материально-техническое оборудование: доска магнитно-маркерная, маркеры, столы, стулья, карандаши, ручки, бумага, бланки теста по количеству участников.

Ход занятия

Приветствие

Ведущий: Здравствуйте! Я рада видеть вас здесь. Сегодня мы поговорим о такой проблеме, как уверенность человека в себе.

У каждого из нас есть уникальный жизненный опыт. Этот опыт наших переживаний, размышлений, простых и трудных решений имеет огромную ценность. Сегодня мы с вами поделимся друг с другом этой ценностью.

Ведущий возвращает участников к предыдущим занятиям, на которых говорилось о зависимости, о психоактивных веществах и т.д. Делается акцент на том, что часто люди соглашаются с окружающими (подвержены давлению социума) из-за неумения отстаивать свою точку зрения, неумения отказывать.

Мозговой штурм «Ситуации, в которых людям трудно уверенно сказать о своей позиции»

Информация для ведущего:

- сказать «нет» другу;

- выразить мнение, не совпадающее с мнением другого;

- попросить снисхождения для себя;

- попросить об одолжении;

- сказать человеку, что в нем есть что-то, что сводит вас с ума;

- высказать претензии;

- вернуть обратно некачественный товар, купленный вами;

- сказать продавцу, что он вас обсчитал;

- сказать учителю или родителю, что он поступил нечестно.

Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту, авторитетные или близкие люди.

Тест «Насколько вы уверены в себе?» (см. Приложение 1)

Упражнение «Основные виды нашего поведения»

– описать признаки неуверенного поведения,

 – описать признаки агрессивного поведения,

-  описать признаки уверенного поведения.

 После чего происходит совместное обсуждение.

Информация для ведущего: неуверенное, то есть такое поведение более пассивно, возможно без проявления какой-либо реакции на события. Такое поведение предполагает избегание конфронтации (противостояния, столкновения взглядов), игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку.

Признаки неуверенного поведения:

человек нервничает;

избегает смотреть в глаза собеседнику;

поникшая осанка;

пожимает плечами;

речь растянутая, с длительными паузами, много сорных слов: «в общем»; «значит», неуверенных фраз: «да, я не знаю...», «может быть», «ну ладно»;

делает то, чего от него ждут, и позволяет себя принудить сделать то, чего он делать не хочет.

агрессивное – включает «атаку» другого человека, чрезмерное реагирование.

Признаки агрессивного поведения:

человек говорит резко, громко, с вызовом;

перемежает свою речь ненормативной лексикой;

оскорбляет;

наглый взгляд;

сильно жестикулирует;

игнорирует правила поведения;

ставит других в неловкое положение;

нарушает права других.

уверенное – предполагает умение постоять за свои права, честно,  открыто выразить себя, свое отношение и быть ответственным за свое поведение.

Признаки уверенного поведения:

–говорят громко, но спокойно, без крика;

 смотрят в глаза собеседнику;

соблюдают комфортную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную;

 умеют держать паузу в разговоре;

 не перебивают партнёров;

способны ясно и четко выражать свои мысли;

 говорят открыто о своих чувствах, желаниях, часто используют местоимение «Я»;

не боятся выражения личного мнения;

речь без оскорбления, упрёков, обвинения: все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.

человек говорит твердо, спокойно;

стоит прямо;

уважает свои права и права других;

не позволяет никому влиять на себя, не позволяет делать с собой то, чего он не хочет;

Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, т.е. во взаимодействии с социальным окружением.

Для того, чтобы не оказаться зависимым, и не попасть в опасную ситуацию нужно быть уверенным в себе, уметь отстаивать свою точку зрения, говорить «нет». Существует много способов отказаться делать то, что делать не хочется или вы считаете вредным для себя.

Беседа «Правила уверенного отказа»

(Доска с прописанными правилами, правила обсуждаются вместе с участниками).

Для того чтобы отказать человеку, необходимо четко и однозначно сказать ему «НЕТ». При этом объяснить причину отказа, но не извиняться слишком долго. Достаточно просто объяснить людям потому, что многие из них просто не видят повода для отказа и продолжают настаивать на своем.

Необходимо отвечать четко, быстро и без пауз.

Необходимо настаивать, чтобы вам объяснили, почему вас просят сделать то, чего вы не хотите.

Важно смотреть на человека, с которым вы говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие-либо признаки неуверенности в себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).

Не оскорбляйте и  не будьте агрессивными, чтобы не вызвать ответную агрессию или конфликт.

Знание и умение применять приемы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.

В жизни не всегда бывает достаточно просто сказать «нет», когда принуждают выпить, закурить или употребить наркотик. Поэтому я предлагаю вам игру, в которой вы сможете потренировать способы, помогающие избегать давления и оставаться востребованными, продолжать дружить и весело проводить время.

Ролевая игра «Скажи «Нет» правильно»

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа проводится индивидуально, ребятам предлагается одна из ситуаций (Приложение 2).

 Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Задание воспитанникам: в течение 5-7 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в данной ситуации. После этого каждый участник проигрывает свою ситуацию перед остальными.

Задача участников, которые наблюдают – обратить внимания на способ отказа, отгадать какой стиль отказа был использован и подумать, что можно было еще сказать/сделать в данной ситуации.

Вопросы для обсуждения:

- Какой из стилей отказа является самым эффективным? Почему?

- Какие способы отказа лучше использовать с незнакомым человеком (и какие со знакомым)?

- В чем плюсы умения говорить «Нет»?

Составление «формулы эффективного отказа»

Обобщая все, что обсуждалось ранее на занятии, опыт участников, полученные знания выводится формула наиболее эффективного способа сказать «Нет».

Формула эффективного отказа = скажи «Нет» сразу + выскажи понимание + выскажи сочувствие + аргументируй + создай перспективу или разумный компромисс.

Например: «Нет, я не могу пойти с тобой на вечеринку, я понимаю как это важно для тебя, мне очень жаль, что так получается, но мне не нравятся шумные компании, да и будет она слишком поздно, давай лучше сходим с тобой в кино или на прогулку».

Важно подвести подростков к выводу о том, что жизни часто случаются ситуации, из которых трудно найти выход, не испортив отношения. Но каждый раз, когда вас начинают давить и уговаривать, вспоминайте, что, пережив какой-то период дискомфорта и при этом, воспользовавшись методами цивилизованного отказа, вы прокладываете вектор в то будущее, которое вас больше устроит, и которое вы выбрали сами, а не подчинялись навязанным предпочтениям других.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Ведущий просит ответить на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?» и предлагает нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать свое имя или нарисовать свой портрет. Затем вдоль лучей написать свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. При этом нужно постараться, чтобы было как можно больше лучей. Это и будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважение?»

Рефлексия


 

Занятие с элементами тренинга ассертивности "Будь уверен в себе»

Занятие с элементами тренинга ассертивности "Будь уверен в себе»

Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту,…

Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту,…

Я»; не боятся выражения личного мнения; речь без оскорбления, упрёков, обвинения: все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица

Я»; не боятся выражения личного мнения; речь без оскорбления, упрёков, обвинения: все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица

Не оскорбляйте и не будьте агрессивными, чтобы не вызвать ответную агрессию или конфликт

Не оскорбляйте и не будьте агрессивными, чтобы не вызвать ответную агрессию или конфликт

Составление «формулы эффективного отказа»

Составление «формулы эффективного отказа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2021