Занятие с элементами тренинга ассертивности
"Будь уверен в себе»
Цель: приобретение навыков уверенного поведения.
Задачи:
1. Определить уровень своей уверенности.
2. Обсудить понятия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.
3. Способствовать формированию у подростков умению отстаивать свою точку зрения.
4. Познакомить с различными способами сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.
Метод работы: групповой, беседа
Время проведения: 1 час
Целевая аудитория: 13-17 лет
Материально-техническое оборудование: доска магнитно-маркерная, маркеры, столы, стулья, карандаши, ручки, бумага, бланки теста по количеству участников.
Ход занятия
Приветствие
Ведущий: Здравствуйте! Я рада видеть вас здесь. Сегодня мы поговорим о такой проблеме, как уверенность человека в себе.
У каждого из нас есть уникальный жизненный опыт. Этот опыт наших переживаний, размышлений, простых и трудных решений имеет огромную ценность. Сегодня мы с вами поделимся друг с другом этой ценностью.
Ведущий возвращает участников к предыдущим занятиям, на которых говорилось о зависимости, о психоактивных веществах и т.д. Делается акцент на том, что часто люди соглашаются с окружающими (подвержены давлению социума) из-за неумения отстаивать свою точку зрения, неумения отказывать.
Мозговой штурм «Ситуации, в которых людям трудно уверенно сказать о своей позиции»
Информация для ведущего:
- сказать «нет» другу;
- выразить мнение, не совпадающее с мнением другого;
- попросить снисхождения для себя;
- попросить об одолжении;
- сказать человеку, что в нем есть что-то, что сводит вас с ума;
- высказать претензии;
- вернуть обратно некачественный товар, купленный вами;
- сказать продавцу, что он вас обсчитал;
- сказать учителю или родителю, что он поступил нечестно.
Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту, авторитетные или близкие люди.
Тест «Насколько вы уверены в себе?» (см. Приложение 1)
Упражнение «Основные виды нашего поведения»
– описать признаки неуверенного поведения,
– описать признаки агрессивного поведения,
- описать признаки уверенного поведения.
После чего происходит совместное обсуждение.
Информация для ведущего: неуверенное, то есть такое поведение более пассивно, возможно без проявления какой-либо реакции на события. Такое поведение предполагает избегание конфронтации (противостояния, столкновения взглядов), игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку.
Признаки неуверенного поведения:
человек нервничает;
избегает смотреть в глаза собеседнику;
поникшая осанка;
пожимает плечами;
речь растянутая, с длительными паузами, много сорных слов: «в общем»; «значит», неуверенных фраз: «да, я не знаю...», «может быть», «ну ладно»;
делает то, чего от него ждут, и позволяет себя принудить сделать то, чего он делать не хочет.
агрессивное – включает «атаку» другого человека, чрезмерное реагирование.
Признаки агрессивного поведения:
человек говорит резко, громко, с вызовом;
перемежает свою речь ненормативной лексикой;
оскорбляет;
наглый взгляд;
сильно жестикулирует;
игнорирует правила поведения;
ставит других в неловкое положение;
нарушает права других.
уверенное – предполагает умение постоять за свои права, честно, открыто выразить себя, свое отношение и быть ответственным за свое поведение.
Признаки уверенного поведения:
–говорят громко, но спокойно, без крика;
смотрят в глаза собеседнику;
соблюдают комфортную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную;
умеют держать паузу в разговоре;
не перебивают партнёров;
способны ясно и четко выражать свои мысли;
говорят открыто о своих чувствах, желаниях, часто используют местоимение «Я»;
не боятся выражения личного мнения;
речь без оскорбления, упрёков, обвинения: все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.
человек говорит твердо, спокойно;
стоит прямо;
уважает свои права и права других;
не позволяет никому влиять на себя, не позволяет делать с собой то, чего он не хочет;
Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, т.е. во взаимодействии с социальным окружением.
Для того, чтобы не оказаться зависимым, и не попасть в опасную ситуацию нужно быть уверенным в себе, уметь отстаивать свою точку зрения, говорить «нет». Существует много способов отказаться делать то, что делать не хочется или вы считаете вредным для себя.
Беседа «Правила уверенного отказа»
(Доска с прописанными правилами, правила обсуждаются вместе с участниками).
Для того чтобы отказать человеку, необходимо четко и однозначно сказать ему «НЕТ». При этом объяснить причину отказа, но не извиняться слишком долго. Достаточно просто объяснить людям потому, что многие из них просто не видят повода для отказа и продолжают настаивать на своем.
Необходимо отвечать четко, быстро и без пауз.
Необходимо настаивать, чтобы вам объяснили, почему вас просят сделать то, чего вы не хотите.
Важно смотреть на человека, с которым вы говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие-либо признаки неуверенности в себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).
Не оскорбляйте и не будьте агрессивными, чтобы не вызвать ответную агрессию или конфликт.
Знание и умение применять приемы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.
В жизни не всегда бывает достаточно просто сказать «нет», когда принуждают выпить, закурить или употребить наркотик. Поэтому я предлагаю вам игру, в которой вы сможете потренировать способы, помогающие избегать давления и оставаться востребованными, продолжать дружить и весело проводить время.
Ролевая игра «Скажи «Нет» правильно»
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Работа проводится индивидуально, ребятам предлагается одна из ситуаций (Приложение 2).
Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.
Задание воспитанникам: в течение 5-7 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в данной ситуации. После этого каждый участник проигрывает свою ситуацию перед остальными.
Задача участников, которые наблюдают – обратить внимания на способ отказа, отгадать какой стиль отказа был использован и подумать, что можно было еще сказать/сделать в данной ситуации.
Вопросы для обсуждения:
- Какой из стилей отказа является самым эффективным? Почему?
- Какие способы отказа лучше использовать с незнакомым человеком (и какие со знакомым)?
- В чем плюсы умения говорить «Нет»?
Составление «формулы эффективного отказа»
Обобщая все, что обсуждалось ранее на занятии, опыт участников, полученные знания выводится формула наиболее эффективного способа сказать «Нет».
Формула эффективного отказа = скажи «Нет» сразу + выскажи понимание + выскажи сочувствие + аргументируй + создай перспективу или разумный компромисс.
Например: «Нет, я не могу пойти с тобой на вечеринку, я понимаю как это важно для тебя, мне очень жаль, что так получается, но мне не нравятся шумные компании, да и будет она слишком поздно, давай лучше сходим с тобой в кино или на прогулку».
Важно подвести подростков к выводу о том, что жизни часто случаются ситуации, из которых трудно найти выход, не испортив отношения. Но каждый раз, когда вас начинают давить и уговаривать, вспоминайте, что, пережив какой-то период дискомфорта и при этом, воспользовавшись методами цивилизованного отказа, вы прокладываете вектор в то будущее, которое вас больше устроит, и которое вы выбрали сами, а не подчинялись навязанным предпочтениям других.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Ведущий просит ответить на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?» и предлагает нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать свое имя или нарисовать свой портрет. Затем вдоль лучей написать свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. При этом нужно постараться, чтобы было как можно больше лучей. Это и будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважение?»
Рефлексия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.