Занятие с родителями
Я И МОЙ РЕБЕНОК — ПОИСКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ.
ПОДДЕРЖКА КАК СТРАТЕГИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ
Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей у ребенка уважение к себе.
Теоретическая часть
Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь
с ним, давать ему понять, что вы видите в нем позитивные стороны его личности,
на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Овладеть навыком
поддержки — это научиться видеть сильные стороны личности ребенка и говорить
ему об этом.
Чтобы освоить навык поддержки, родители должны знать о таком принципе общения
— безусловном принятии ребенка. Это значит любить его не за то, что он
красивый, умный, отличник, помощник, а просто так, просто за то, что он есть!
Задание:
Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга
(или подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?
Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит из
школы и вы показываете, что рады его видеть. Представили? В чем разница? Всегда
ли мы показываем нашим детям свои чувства?
Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:
— принятие;
— внимание;
— признание (уважение);
— одобрение;
— теплые чувства.
Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.
Признание очень нужно человеку. Покажите своему ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы имеете в виду, но не говорите.
Используйте принцип «здесь и сейчас»: признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента. Примеры ошибочных высказываний: «Так почему ты раньше так не убирал в своей комнате?» или: «Я надеюсь, ты теперь всегда будешь так же убирать, как сегодня!»
Особенно хотелось бы сказать о роли теплой эмоциональной атмосферы в вашем доме. Ее главное условие — дружелюбный тон общения. Кроме того, нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать атмосферу радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они обязательно наступят, если он не сделает чего-то плохого. Отменяйте их только в том случае, если он ощутимо нарушит дисциплину, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте отменой радостных дел по мелочам.
Зона радости — это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком.
Возможно, у вас уже давно существует эта зона радости, есть какие-то традиции,
негласные правила.
Практическая часть
1.
Каждый по кругу продолжает фразу: «Зона радости в моей семье — это...»
После этого происходит обмен мнениями. Учитель подводит участников к выводу,
что зона радости — это залог бесконфликтной дисциплины в семье.
2. Разыгрывание проблемных ситуаций, в которых уместно применение навыков поддержки со стороны родителей:
— обидел младшую сестру
(брата);
— не захотел заходить в кабинет врача;
— боится заходить в темную комнату;
— не включили в спортивную команду;
— боится опоздать в школу и т.п.
После разыгрывания (или обсуждения) проблемных ситуаций анализируется, какой именно вид поддержки был оказан в каждом случае.
Таким образом, поддержка может быть разной — с одной стороны, это умение моментально реагировать на актуальное затруднение у ребенка, с другой — умение создавать поддерживающую, доброжелательную атмосферу в семье.
В заключение желательно получить обратную связь от участников клуба, дать
возможность выразить чувства, возникшие в ходе встречи. Например, можно
предложить продолжить фразу: «Сегодня было полезно узнать (почувствовать)...»
В конце встречи родителям предлагается краткий конспект, в котором
изложены способы поддержания у ребенка нормальной самооценки (см. приложение).
Приложение
Для поддержания у ребенка нормальной самооценки важно:
— безусловно принимать
его;
— активно слушать его;
— бывать (читать, играть, заниматься) вместе;
— не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется;
— помогать, когда просит;
— поддерживать;
— делиться своими чувствами (доверять);
— конструктивно разрешать конфликты;
— использовать в повседневном общении приветливые фразы, например: «Мне хорошо
с тобой», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты...», «Хорошо, что ты
пришел», «Давай посидим (что-то сделаем) вместе», «Как хорошо, что ты у нас
есть»;
— обнимать не менее четырех, а лучше восемь раз в день.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.