Занятие на сплочение коллектива
Возрастная категория-(5-7 кл.)
Ход занятия
Ребята, мы сейчас с вами выполним полезные упражнения, которые помогают лучше понять себя: свои чувства, переживания, желания. мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие лучше нас понимали, мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать.
1. Упражнение «Такие разные и похожие».
Нас всех что-то объединяет, а в чем-то мы отличаемся. Давайте подумаем, в чем наше сходство, а в чем различие. Попробуем ответить на такие вопросы: Национальность влияет на взаимоотношения людей? Как общаются между собой пожилые и молодые люди? Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека? - А теперь – задание. Нужно разделяться на пары и назвать по 2 схожие черты и 2 отличающие вас черты. Бывает так, что наше мнение и мнение окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов. Как вы думаете, почему возникают конфликтные ситуации? Вывод: самое важное при общении с другими людьми - это владеть собой при общении, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать. Все это есть черты толерантности, т.е. терпимости.
2. Игра "Комплименты".
Цель: повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка. Ведущий: - А теперь давайте немного разомнемся и поиграем. Вы же все любите, когда вас хвалят и говорят приятные вещи, не так ли? Предлагаю вам игру «Комплименты»! Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится.
3. Упражнение «Пересказ текста»
Цель: показать участникам каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А также, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация. Участвуют 6 человек.
Текст: «Звонил Иван Васильевич. Он просил передать, что задерживается, так как договаривается о получении новых учебников для библиотеки, которые намного лучше тех, что получали в прошлом году. Он должен вернуться к 13 часам, к началу совещания, но, если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по математике».
Обсуждение: За счет чего произошло искажение информации? Бывает ли так в жизни? Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?
4. Упражнение «Черты личности, способствующие эффективному общению»
Цели: ознакомить участников с основными чертами личности, способствующие эффективному общению;
Вам нужно распределить слова в 2 колонки, где в 1 – колонке – черты, способствующие общению, во 2 – черты, мешающие возможному общению:
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
5. Упражнение «… зато ты»
Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга. Предварительно разбиваются на группы по 5-6 человек. Каждый подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека. В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
6. Упражнение «Сердце»
Цель: повышение чувства единства группы, привитие чувства ответственности. Члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которые каждый подписывает, и все пишут какое-то очень значимое и важное для каждого человека слово (пожелание к учащимся вашего класса). Такими словами могут быть, к примеру, «Держись! Не робей! Будь добрее! и др.» После выполнения прикрепить сердечки к большому сердцу. Ваши сердца слились воедино. Посмотрите, какое сердце у нас получилось, вот именно это сердце хранит все прекрасное и чудесное, что сегодня с нами здесь происходило.
7. Выходная рефлексия
Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.
Выполним такое творческое задание – вырастим волшебное Доброе дерево! Пусть на нем распустятся яркие разноцветные листочки. Напишите на листочках свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности и доброжелательности. А теперь приклеим их на дерево.
- Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых
- Не ссориться, стараться понять друг друга
- Не обращать внимания на национальность, религию, внешность, привычки
- Больше общаться, узнавать друг друга
- Уважать друг друга, стараться самому стать лучше
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надежными: честными, правдивыми, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными. Будьте щедрыми. И все это вам поможет жить в мире!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.