Занятие: «Способы решения конфликтов с ровесниками»
Цель: формирование у воспитанников конструктивных навыков решений конфликтных ситуаций.
Задачи:
Воспитательно-реабилитационные:
· Способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам.
· Способствовать общению, через организацию совместной деятельности.
Развивающие:
· Развивать умение работать в группе, анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения в конфликтных ситуациях.
· Развивать коммуникативные способности.
Информирующие:
· Познакомить воспитанников с понятием «конфликт» и его видами.
· Познакомить со способами предотвращения конфликтных ситуаций.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.
Методическое обеспечение: карточки, салфетки, воздушные шарики, видеоролик «Правила хороших манер», плакаты, конверты с заданиями.
Ход занятия
1. Орг. момент:
- Добрый день, ребята! Как у вас настроение? К занятию готовы? Тогда начнем. Но, прежде чем перейти к нашему занятию, давайте с вами немного поиграем.
Игра «У тети Моти». Условия игры: дети встают в круг и повторяют движения за ведущим, произнося следующие слова: «У тети Моти 4 сына, 4 сына у тети Моти. Они не ели, они не пили, а только каждый день твердили» (несколько раз).
- Молодцы!
Воспитатель предлагает детям поделиться на две группы.
2. Мотивационно – ориентировочный момент.
- Для того, чтобы определить тему нашего занятия, послушайте
стихотворение «Кто сказал, что мы подрались?»
Кто сказал, что мы
подрались?
Мы не дрались, а боролись.
Правда, мы чуть-чуть
кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И бодались, и лягались.
Нас, конечно, разнимали.
Мы, конечно, упирались.
Кто сказал, что это драка?
Правда, он мне руку стиснул,
Правда, я чуть-чуть заплакал,
Правда, он немного взвизгнул.
И расстались мы, поссорясь.
И так сердце громко билось.
Но сначала мы боролись–
Драка после получилась.
-Что произошло в стихотворении с ребятами? Что они делали? (ответы детей)
- Как можно назвать одним словом? (ответы детей)
-Что произошло между ними? (ответы детей)
- Правильно, между ними произошёл «конфликт».
3. Основная часть:
- Сегодня мы с вами будем говорить о конфликтах. Очень часто в силу каких-либо причин, людям приходится ссориться, выяснять отношения, конфликтовать. После конфликтов многие люди жалеют о том, что вовремя не промолчали, не сменили тему разговора или не уступили собеседнику. Но как говорится в известной пословице «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
- Ребята, как вы считаете, тема конфликта актуальна для вас? Нужно ли говорить об этом? (ответы детей)
- Тогда скажите, пожалуйста, а как вы вообще понимаете слово конфликт? Что оно обозначает? (ответы детей)
- Да, безусловно, вы правы, все названные вами критерии указывают на конфликты. Давайте посмотрим с вами научное определение конфликта.
Конфликт – это противодействие или противоборство двух сторон при принятии какого-нибудь решения, когда их взгляды, интересы, желания не совпадают.
- Если есть конфликт, то обязательно должен быть выход из конфликтной ситуации. Вспомните, пожалуйста, и расскажите, как вы обычно выходите из конфликтных ситуаций? (ответы детей)
- Действительно, существует множество выходов из конфликтных ситуаций. Выделяют пять основных способов поведения в конфликтной ситуации. Причем, нельзя с уверенностью сказать, какой из них является наиболее правильным. Все зависит от особенностей сложившейся конфликтной ситуации.
Давайте поподробнее рассмотрим каждый вариант и обсудим его. Для этого я прошу вас разделиться на пары, взять карточки с заданием и обыграть конфликтую ситуацию в соответствии с тем способом, который вам достанется.
Перед вами классический пример конфликтной ситуации – два друга не могут поделить заинтересовавший их предмет, например, наушники. Если наушники можно было бы разделить на две равнозначные половинки, то конфликт был бы разрешен. Но мы понимаем, что каждый хочет заполучить предмет целиком.
Первый вариант: «Избегание»
- Избегание – это когда одна из сторон уходит от конфликта, не заявляя о своих интересах. Один из друзей пользуется наушниками, а другой уходит в сторону. Конфликт разрешен? (ответы детей)
- А как чувствует себя человек, постоянно избегающий конфликтов и не отстаивающий свои собственные интересы? (ответы детей)
- Но существует ряд ситуаций, когда лучше всего постараться избежать их. Например, вы задержались в гостях и возвращаетесь поздно домой в одиночестве. Вдруг вы видите подозрительную компанию недалеко от вашего дома. Что лучше всего сделать в этой ситуации? (ответы детей)
- Можно еще подождать прохожих, чтобы пройти вместе с ними мимо этой компании. А правильнее всего будет заранее позаботиться о своей безопасности: не задерживаться допоздна, попросить, чтобы вас проводили или встретили. Старайтесь всегда избегать потенциально опасных для жизни и здоровья ситуаций!
Второй вариант: «Приспособление»
- Приспособление – это когда одна из сторон уступает требованиям другой стороны. Например, в случае с наушниками, один из ребят отдает предмет другому, лишь бы не усугублять конфликт. Конфликт разрешен? (ответы детей)
- А как чувствует себя уступивший человек? (ответы детей)
- В жизни существуют ситуации, в которых лучше всего уступить. Например, если ваш товарищ гораздо сильнее вас или значительно выше по статусу. Не смогли вы избежать встречи с неприятной компанией, о которой говорилось раньше. Эти люди потребовали отдать им телефон, сумку или деньги. Лучше уступить им в данной ситуации, потому что, каким бы дорогим не был ваш любимый телефон, жизнь и здоровье стоят гораздо дороже. Ваши родители или друзья ни в коем случае не будут осуждать вас, потому что, в сложившихся обстоятельствах, вы проявили не трусость, а мудрость.
Третий вариант: «Соревнование»
- Соревнование – это когда двое начинают отстаивать свои интересы при помощи кулаков, угроз или грубых выражений.
Наверное, существуют ситуации, в которых нужно постоять за себя или вступиться за слабого. Но сложно увидеть плюсы данного варианта. Даже если вы победите в драке, вы можете испытывать чувство вины.
Четвертый вариант: «Компромисс»
- Компромисс – это когда обе стороны идут на взаимные уступки. Например, в случае с наушниками, один из подростков предлагает уступить ему наушники в обмен на что-то или они договариваются по очереди пользоваться наушниками. Конфликт исчерпан? (ответы детей)
Пятый вариант: «Сотрудничество»
- Сотрудничество – это когда люди находят альтернативный вариант, полностью удовлетворяющий обе стороны. В случае с наушниками, подростки договариваются вместе слушать музыку или находят другое занятие, соответствующее их взаимным интересам (идут играть в футбол). Отличный вариант?
(Воспитанники получают карточки и выполняют задание, все способы поведения фиксируются на доске, каждый способ обсуждается в группе)
Упражнение «Салфетка»
Каждому даются одинаковые салфетки.
- Прошу каждого выполнять действия, которые проговариваю. Например: оторвать три уголка.
Затем салфетки разворачиваются.
- Посмотрите на свои салфетки, есть ли среди них хотя бы 2 одинаковые? Да, есть похожие, но одинаковых нет. Так же и люди: внешне все похожи, у каждого есть руки, ноги, голова...., но нет двух одинаковых людей. Все мыслят и действуют по-разному, и часто это мешает людям договориться, но мы с вами один коллектив, и нам нужно уметь договариваться.
Уметь договориться друг с другом – большое искусство.
Конфликты были, есть и будут в нашей жизни. Очень важно знать, что из любой конфликтной ситуации всегда есть конструктивный выход.
- Ребята, а как вы думаете, конфликты всегда приносят вред, или есть и положительные стороны в конфликтных ситуациях? (ответы детей)
- Действительно, у конфликтов есть, как отрицательные функции, так и положительные. Ведь не даром говорят «В споре рождается истина». Об этом мы с вами еще поговорим.
- Скажите, а вы сами часто являетесь участниками конфликтов? (ответы детей)
- А как вы думаете, люди в равной степени склонны к проявлению конфликтности, или есть те, кто в большей или меньшей степени? (ответы детей)
- Правильно, ребята, есть люди, которые стремятся к тому, чтобы по возможности избегать конфликтных ситуаций, но есть среди нас и такие, для которых даже небольшой раздражитель будет являться причиной или поводом для конфликта.
Сейчас я предлагаю вам поразмышлять о причинах возникновения конфликтов. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся слова и словосочетания. Внимательно прочтите их и выберете те, на которых написаны факторы, которые могут спровоцировать возникновение конфликтов. (Детям раздаются конверты со следующими словами: оскорбления, сплетни, зависть, отсутствие взаимопонимания, борьба за лидерство, «третий лишний», доброжелательное отношение, компромиссные решения, сохранение чувства собственного достоинства, спокойная речь, уважение к сверстнику, сведение спора к шутке, грубость).
- А какие причины конфликтов вы еще можете назвать? (ответы детей)
- Даже зная, что данные причины могут вызвать конфликтную ситуацию, мы нередко прибегаем к грубости, оскорблениям, часто не можем побороть чувство зависти. Но если конфликт уже произошел, то нужно находить конструктивные выходы из него. Именно этому мы сейчас и будем учиться. Каждой группе я дам карточки, на которых будут описаны конфликтные ситуации, Ваша задача ответить на поставленные вопросы. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?
Ситуация №1. В класс пришла новая девочка. Она симпатичная, отличница. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед мальчишками. Девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек.
Как добиться понимания? (что должны сделать обе стороны, чтобы не произошел конфликт?).
Каждая группа находит свои способы выхода из данного конфликта.
- Давайте сформулируем с вами правила выхода из конфликтных ситуации (правила фиксируются на доске).
Ситуация2. Детям предлагается посмотреть видео (отрывок из мультфильма «Правила хороших манер»).
- Какие действия должен предпринять каждый из мальчиков для того, чтобы достойно выйти из конфликта? Давайте еще сформулируем с вами правила выхода из конфликтных ситуации.
Физкультминутка: Игра «Кошки-собаки».
- Молодцы, вы самостоятельно смогли сформулировать правила выхода из конфликтов. А сейчас мы посмотрим другие способы выходов из конфликтных ситуаций. Здесь очень важно отметить, что бывают конструктивные и неконструктивные способы. Сейчас я раздам вам конверты, в которых предложены разные способы выходов из конфликтов ( идти до конца, уклонение, сотрудничество, юмор, угроза, насилие, грубость, компромисс, привлечение третьих лиц, разрыв отношений).
Задача первой группы – выбрать конструктивные.
Задача второй группы – неконструктивные.
Затем выбранные карточки приклеить на плакаты, которые висят на доске.
- Молодцы, справились с заданием.
А сейчас давайте послушаем легенду «Два друга»
Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
- Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.
Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Воспитатель просит детей высказать мнение о том, чему учит данная легенда.
4. Рефлексия:
- Что такое конфликт?
- Какие могут быть причины возникновения конфликтов?
- Какие есть способы, которые помогают человеку достойно выйти из конфликта?
- В завершении, мне хотелось бы узнать: с каким настроением вы уходите отсюда? Для этого вам необходимо выбрать воздушный шар такого цвета, значение которого подходит вашему настроению.
(Воспитанники выбирают себе шарик)
Красный - плохое настроение, желание отдохнуть, безразличие;
Желтый – хорошее настроение, легкое чувство усталости, удовлетворенность работой
Зеленый – отличное настроение, интерес, активность, стремление к общению
- Вижу, что у всех хорошее настроение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.