МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
"БАЛАШОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ:
Ремонт крана машиниста усл .№394, № 395
Выполнила:
Мастер производственного обучения
Шамина Елена Ивановна
Балашов, 2024
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………..3
2.Основная часть
2.1 Практические формы обучения……….............................................................5
2.2. Внедрение новых педагогических установок в условия реформирования образования………….....................................................................………………...7
2.3. Практическая реализация на учебном занятии……………………………..8
3.Заключение………………………………………………………………………14
4.Список литературы……………………………………………………………...15
5.Приложение……………………………………………………………………..17
1.Введение.
Актуальность данной темы заключается в использовании практических методов обучения в процессе освоения профессиональной деятельности. Данная методическая разработка направлена на повышение профессионального мастерства педагога по подготовке конкурентноспособного специалиста, а практическая деятельность обучающихся – как основа его профессиональной реализации.
Разработка актуальна и для обучающихся, так как содействует повышению интереса к своей профессии, учебно-познавательной деятельности; ответственности в принятии решения, совершенствованию навыков коллективной работы. Все эти навыки необходимы обучающимся в дальнейшей профессиональной подготовке и освоении профессии «Машинист локомотива».
Практические формы обучения при
освоении программы подготовки профессиональных кадров всегда являлись
основными. Сегодня, в условиях жесткой конкуренции на рынке труда практические
профессиональные качества особенно ценятся. Ежегодно вносятся поправки в
образовательные стандарты СПО, но доля практических форм, методов, технологий
не уменьшается, а растет. Практико-ориентированное обучение становится
преобладающим. Цель его заключается в развитии обучающегося не только с
профессиональной точки зрения, но и с позиции развития его личности.
В связи с этим целью моей работы является показ реализации практических форм обучения для оценки освоения профессиональных и общих компетенций в рамках выбранной профессии.
Задачи:
1. Формирование практических профессиональных умений, преобретение первоначального практического опыта.
2. Подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных дисциплин и профессионального модуля 01 «Техническое обслуживание и ремонт локомотива».
3. Повышение навыков совместной деятельности.
4. Приобретение обучающимися практического опыта по профессии.
5. Использование ИКТ и ТСО на практическом занятии.
6. Привитие ответственности и самоконтроля в принятии решения по поставленной задаче.
2.Основная часть
2.1 Практические формы обучения
Основу практических форм обучения составляет создание условий, в которых обучающийся имеет возможность и реализовать свой интерес к познанию, сделать познание первичной и осознанной потребностью для самореализации и оптимальной адаптации в обществе.
Сложившаяся негативная тенденция в России на рынке труда в сфере обеспечения квалифицированными кадрами обусловлена многими факторами: старение населения, сокращение его численности, потребность в специалистах определенной квалификации, неспособность молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей полученных знаний, при отсутствии практических навыков применения фундаментальных основ. Работодателям нужны специалисты с опытом работы.
Реализация программы с применением практических форм обучения является одним из путей решения этой проблемы. Такой подход в профессиональном обучении направлен, во-первых на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни. Во-вторых – создает условия для целенаправленного формирования конкурентноспособных будущих рабочих и служащих.
При подготовке специалистов по профессии «Машинист локомотива» уже на втором курсе обучающиеся погружаются в профессиональную среду взрослых работающих людей, соотнося свои представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем, к ним впервые приходит осознание собственной роли в работе по выбранной профессии. Обучающиеся реально, а не виртуально ощущают на себе рабочую обстановку, учатся адаптироваться в профессиональной среде.
Используя технологии модульного обучения в сочетании с практическими формами обучения, осваивая в каждом модуле определенную квалификацию, обучающимся будет легче выбрать, по какой квалификации они хотели бы трудоустроиться. При реализации практических форм обучения на учебной и производственной практике я стараюсь придерживаться принципов целеполагания, выбора индивидуальной образовательной траектории, принципа продуктивности обучения, первичности образовательной продукции обучающегося, принципа ситуативности и рефлексии. Но реализация этих принципов невозможна без мотивационного обеспечения учебного процесса, сознательности и активности самих обучающихся.
Практические формы обучения можно использовать в урочное время и во внеурочное время. К урочным формам проведения относятся: урок учебной практики, производственная практика, квалификационный экзамен, самостоятельная работа, работа на тренажёрах, управление технологическими процессами, лабораторно-практические занятия. Внеурочные формы практической деятельности содержатся в следующих видах: дополнительные занятия и консультации, кружковая работа, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства, КВНы, профессиональные декады, встречи с представителями предприятий и выпускниками.
2.2. Внедрение новых педагогических установок в условия реформирования образования.
Реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Отмечая важность развития у обучающихся интереса к избранной профессии, следует иметь в виду, что роль мастера производственного обучения не только в том, чтобы пробудить этот интерес, но и в том, чтобы постоянно расширять его. Для этого необходимо: систематически привлекать внимание обучающегося к возможностям получаемой профессии; поддерживать это внимание, пока оно не разовьется в устойчивый интерес к профессии; закреплять интерес до тех пор, пока он не проявится в деятельности обучающегося и не станет его неотъемлемой частью в реализации своей профессиональной программы.
Новые образовательные программы (стандарты) ориентированы на новые требования к мастерам производственного обучения, повышая роль воспитания подрастающего поколения, формирование обучающегося как личности, повышение уровня гражданской позиции, социализации будущего выпускника в обществе. Все большую роль имеет формирование общих и профессиональных компетенций. Качественная подготовка, умение формировать и развивать такие навыки, как анализ рынка труда и рынка образовательных услуг, предприимчивость, коммуникабельность и инициативность, работа с социальными партнерами, использование информационных технологий, повышающих эффективность учебного процесса и качество труда, позволят выпускникам занять достойное место в жизни.
Для успешного проведения занятия учебной практики необходимо продумать план проведения и составить технологическую карту, где указываются цели и задачи урока, все этапы реализации поставленных задач, а также пути и методы их достижения. Главным итогом занятия учебной практики должен стать анализ и завершенность занятия, получение какого-либо результата проделанной работы (оценка деятельности обучающихся). Обучающиеся должны получить практические навыки выполнения определённых приёмов в рамках освоения программы профессиональной подготовки по определённой квалификации. В данной работе предоставлена разработка проведения занятия учебной практики по профессиональному модулю 01 «Техническое обслуживание и ремонт локомотива по видам» с получение квалификации «Слесарь по ремонту подвижного состава».
2.3. Практическая реализация на учебном занятии.
В процессе реализации практического занятия обучающимся отводилось ведущее место с первых минут занятия: постановка темы занятия, постановка целей и задач занятия – целеполагание и мотивация по просмотру видеоролика. Реализация темы в конкретных производственных условиях резко повышает мотивацию к освоению данной темы, а доступность и наглядность помогают обосновать её целеполагание.
Использование на вводном инструктаже опережающего задания (Приложение 1) даёт возможность показать уже усвоенные профессиональные компетенции и приобрести (совершенствовать) некоторые общие и общепрофессиональные компетенции, такие как:
- понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК 2.);
- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач ( ОК 4).
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5).
А также реализовать личностные результаты:
- приобретение навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных.
- приобретение опыта личной ответственности за развитие группы.
- приобретение навыков общения и самоуправления. Получение возможности самораскрытия и самореализации.
Выступление обучающихся в роли
педагога, а особенно оценка своей выполненной работы или работы товарища всегда
накладывает отпечаток
на формирование личности и активизирует его личностно-мотивационные и профессиональные качества и как специалиста, и как педагога. Это в свою очередь, позволяет прочувствовать всю ответственность выбранной профессии, а также оценить труд педагога.
Предоставление нового материала в
формате видеофильма и наглядной сборки-разборки узла позволяют обучающимся
получить практические навыки по профессии «Машинист локомотива» в рамках
квалификации «Слесарь по ремонту подвижного состава».
Закрепление материала по теме при проведении
практического занятия проводится в виде отработки новых приёмов, заполнению
технологической карты по ремонту узла.
(Приложение 2)
Текущий инструктаж для педагога – анализ деятельности каждого обучающегося группы, постоянный контроль за выполнением рабочих приёмов в соответствии с поставленными задачами и Программой учебной практики.
Именно на текущем инструктаже при выполнении самостоятельной работы обучающиеся реализуют свои профессиональные навыки, а задача педагога – помощь и направление воспитанника в соответствии с инструкционной картой, правилами техники безопасности, инструкциями по техническому осмотру и ремонту и другими нормативными документами. (Приложение 3)
Обучающийся на текущем инструктаже показывает все свои возможности (должен показать), умения, навыки. Здесь он активизирует, реализует, утверждает общие компетенции, профессиональные компетенции и личностные результаты.
3. Заключение.
Урок - основная форма процесса обучения, занятие учебной практики – реализация полученных знаний «через себя» : их осмысление. оценивание значимости, отработка приёмов, получение и закрепление умений и навыков, а значит практическая реализация в профессиональной деятельности. Задача педагога на этом занятии помочь обучающемуся раскрыть свои профессиональные возможности в полной мере.
Поставленные в работе цели и задачи были реализованы и нашли свое подтверждение. Преимущество учебной практики состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники учебного процесса вступают во взаимоотношения друг с другом (реализуются взаимоотношения в рабочем коллективе). В результате создается ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной нагрузкой, что создает повышенный интерес к занятию, а в итоге и к освоению профессии.
Участники практики могут показывать не только профессиональные знания и умения, но и общую готовность к освоению профессиональных компетенций, формированию и развитию таких черты характера, как решительность, оперативность, коммуникабельность, инициативность, активность. Все эти качества составляют основу реализации любой профессиональной направленности, соответствуют требованиям работодателя,
подготавливают конкурентно-способного специалиста, способствуют повышению показателей его профессиональной реализации.
Сегодня обучающиеся 3 курса частично трудоустраиваются на базовое предприятие и успешно реализуют профессиональные компетенции. Значит, обучающиеся показывают отличные умения в работе и доказывают правильность своего выбора. Без применения практических форм обучения в процессе освоения профессии достичь этого невозможно. Рекомендую чаще использовать практические формы обучения, как в урочное, так и во внеурочное время.
4. Список литературы.
Для педагогов:
1. Г.И. Кругликов. Настольная книга мастера профессионального обучения. М: Издательский центр «Академия», 2008.
2. Методические рекомендации Министерства просвещения РФ по практической подготовке в СПО от 14 апреля 2021 года
3. Бондаренко Т.Д. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика. Издательство ВГУЭС,2010.- 188с.
4. 1.Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного состава, Афонин С., Барщенков В.Н., Кондратьев Н.В. .Изд-во Юрайт, 2019. — 401 с. — (Серия:Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07878-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/433286.
5. 2. ОАО «РЖД» распоряжение от 30 января 2013 г. №226р «Об утверждении правил по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте локомотивов ОАО «РЖД»
Для обучающихся:
1.Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного состава, Афонин С., Барщенков В.Н., Кондратьев Н.В. .Изд-во Юрайт, 2019. — 401 с. — (Серия:Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07878-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/433286.
2. ОАО «РЖД» распоряжение от 30 января 2013 г. №226р «Об утверждении правил по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте локомотивов ОАО «РЖД»
Интернет-ресурсы:
1.Официальный сайт ОАО "РЖД" - http://rzd.ru/
2. Всероссийский интернет-проект «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» Всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ .РФ (www.методкабинет.рф)
3. infourok.ru
4. https://ya.cc/t/AehSOzJC33hDnL
Приложение
Приложение 1 «Опережающее задание «Тест»
Приложение 2 «Технологическая карта ремонта»
Приложение 3 « Правила и инструкции»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.