ЗАНЯТИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ: Ремонт крана машиниста усл .№394, № 395

  • doc
  • 10.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Шамина Е.И. БПЛ.doc

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

"БАЛАШОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ"

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ:

 

 Ремонт крана машиниста усл .№394,  № 395

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Выполнила:

Мастер производственного обучения

                                                   Шамина Елена Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балашов, 2024

 

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………..3

2.Основная часть

2.1 Практические формы обучения……….............................................................5

2.2. Внедрение новых педагогических установок в условия  реформирования образования………….....................................................................………………...7

2.3. Практическая реализация на учебном занятии……………………………..8

3.Заключение………………………………………………………………………14

4.Список литературы……………………………………………………………...15

5.Приложение……………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Актуальность данной темы заключается в использовании практических методов обучения в процессе освоения профессиональной деятельности. Данная методическая разработка направлена на повышение профессионального мастерства педагога по подготовке конкурентноспособного специалиста, а практическая деятельность обучающихся – как основа его профессиональной реализации.

Разработка актуальна и для обучающихся, так как  содействует повышению интереса к своей профессии, учебно-познавательной деятельности; ответственности в принятии  решения, совершенствованию навыков коллективной работы. Все эти навыки необходимы  обучающимся в дальнейшей профессиональной подготовке и освоении профессии «Машинист локомотива».

Практические формы обучения при освоении программы подготовки профессиональных кадров всегда являлись основными. Сегодня, в условиях жесткой конкуренции на рынке труда практические профессиональные качества особенно ценятся. Ежегодно вносятся поправки в образовательные стандарты СПО, но доля практических  форм, методов, технологий не уменьшается, а растет. Практико-ориентированное обучение становится преобладающим. Цель его заключается в развитии обучающегося не только с профессиональной точки зрения, но и с позиции развития его личности.

          В связи с этим целью моей работы является показ реализации практических форм обучения  для оценки освоения профессиональных и общих компетенций в рамках выбранной профессии.         

        

 Задачи:

1.   Формирование практических профессиональных умений, преобретение первоначального практического опыта.

2. Подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных дисциплин и профессионального модуля 01 «Техническое обслуживание и ремонт локомотива».

3. Повышение навыков совместной деятельности.

4. Приобретение обучающимися практического опыта по профессии.

5. Использование ИКТ и ТСО на практическом занятии.

6. Привитие ответственности и самоконтроля в принятии решения по поставленной задаче.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть

2.1 Практические формы обучения

Основу практических форм обучения составляет создание условий, в которых обучающийся имеет возможность и реализовать свой интерес к познанию, сделать познание первичной и осознанной потребностью для самореализации и оптимальной адаптации в обществе.

Сложившаяся негативная тенденция в России на рынке труда в сфере обеспечения квалифицированными кадрами обусловлена  многими факторами: старение населения, сокращение его численности, потребность в специалистах определенной квалификации, неспособность молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей  полученных знаний, при отсутствии практических навыков применения фундаментальных основ. Работодателям нужны специалисты с опытом работы.

Реализация программы с применением практических форм обучения является одним из путей решения этой проблемы. Такой подход в профессиональном обучении направлен, во-первых на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни. Во-вторых – создает условия для целенаправленного формирования конкурентноспособных будущих рабочих и служащих.

При подготовке специалистов  по профессии «Машинист локомотива» уже на втором курсе обучающиеся погружаются в профессиональную среду взрослых работающих людей, соотнося свои представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем, к ним впервые приходит осознание собственной роли в работе по выбранной профессии. Обучающиеся реально, а не виртуально ощущают на себе рабочую обстановку, учатся адаптироваться в профессиональной среде.

Используя технологии модульного обучения в сочетании с практическими формами обучения, осваивая в каждом модуле определенную квалификацию,  обучающимся будет легче выбрать, по какой квалификации они хотели бы  трудоустроиться.  При реализации практических форм обучения на учебной и производственной практике я стараюсь придерживаться принципов целеполагания, выбора индивидуальной образовательной траектории, принципа продуктивности обучения, первичности образовательной продукции обучающегося, принципа ситуативности и рефлексии. Но реализация этих принципов невозможна без мотивационного обеспечения учебного процесса, сознательности и активности самих обучающихся.

Практические формы обучения можно использовать в урочное время и во внеурочное время. К урочным формам проведения относятся: урок учебной практики, производственная практика, квалификационный экзамен, самостоятельная работа, работа на тренажёрах, управление технологическими процессами, лабораторно-практические занятия. Внеурочные формы практической деятельности содержатся в следующих видах: дополнительные занятия и консультации, кружковая работа, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства, КВНы, профессиональные декады, встречи с представителями предприятий и выпускниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Внедрение новых педагогических установок в условия  реформирования образования.

        Реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

         Отмечая важность развития у обучающихся интереса к избранной профессии, следует иметь в виду, что роль мастера производственного обучения не только в том, чтобы пробудить этот интерес, но и  в том, чтобы постоянно расширять его. Для этого необходимо: систематически привлекать внимание обучающегося к возможностям получаемой профессии; поддерживать это внимание, пока оно не разовьется в устойчивый интерес к профессии; закреплять интерес до тех пор, пока он не проявится в деятельности обучающегося и не станет его неотъемлемой частью в реализации своей профессиональной программы.

          Новые образовательные программы (стандарты) ориентированы на новые требования к мастерам производственного обучения, повышая роль воспитания подрастающего поколения, формирование обучающегося как личности, повышение уровня гражданской позиции, социализации будущего выпускника в обществе. Все большую роль имеет формирование общих и профессиональных компетенций.  Качественная подготовка, умение формировать и развивать такие навыки, как анализ рынка труда и рынка образовательных услуг, предприимчивость, коммуникабельность и  инициативность, работа с социальными партнерами, использование информационных технологий, повышающих эффективность учебного процесса и качество труда, позволят выпускникам занять достойное место в жизни.         

 Для успешного проведения занятия учебной практики необходимо продумать план проведения и составить технологическую карту, где указываются  цели и задачи урока, все этапы реализации поставленных задач, а также пути и методы их достижения. Главным итогом занятия учебной практики  должен стать анализ и завершенность занятия, получение какого-либо результата проделанной  работы (оценка деятельности обучающихся). Обучающиеся должны получить практические навыки выполнения определённых приёмов в рамках освоения программы профессиональной подготовки по  определённой квалификации. В данной работе предоставлена разработка проведения занятия учебной практики по профессиональному модулю 01 «Техническое обслуживание и ремонт локомотива по видам» с получение квалификации «Слесарь по ремонту подвижного состава».

 

2.3. Практическая реализация на учебном занятии.

В процессе реализации практического занятия обучающимся отводилось ведущее место с первых минут занятия: постановка темы занятия, постановка целей и задач занятия – целеполагание и мотивация по просмотру видеоролика. Реализация темы в конкретных производственных условиях резко повышает мотивацию к освоению данной темы, а доступность и наглядность помогают обосновать её целеполагание.

Использование на вводном инструктаже опережающего задания (Приложение 1) даёт возможность показать уже усвоенные профессиональные компетенции и приобрести (совершенствовать) некоторые общие  и общепрофессиональные компетенции, такие как:

- понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК 2.);

- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач ( ОК 4).

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5).

А также реализовать личностные результаты:

  - приобретение навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. 

-  приобретение опыта личной ответственности за развитие группы.

- приобретение навыков общения и самоуправления.  Получение возможности самораскрытия и самореализации.

 

 

Выступление  обучающихся в роли педагога, а особенно оценка своей выполненной работы или работы товарища всегда накладывает отпечаток

на формирование личности и активизирует его личностно-мотивационные и профессиональные качества и как специалиста, и как педагога. Это в свою очередь, позволяет прочувствовать всю ответственность выбранной профессии, а также оценить труд педагога.

Предоставление нового материала в формате видеофильма и наглядной сборки-разборки узла позволяют обучающимся получить практические навыки по профессии «Машинист локомотива» в рамках квалификации «Слесарь по ремонту подвижного состава».

 

Закрепление материала по теме при проведении практического занятия проводится в виде отработки новых приёмов, заполнению технологической карты по ремонту узла.

(Приложение 2)

Текущий инструктаж для педагога – анализ деятельности каждого обучающегося группы, постоянный контроль за выполнением рабочих приёмов в соответствии с поставленными задачами и Программой учебной практики.

Именно на текущем инструктаже при выполнении самостоятельной работы обучающиеся реализуют свои профессиональные навыки, а задача педагога – помощь и направление воспитанника в соответствии с инструкционной картой, правилами  техники безопасности, инструкциями по техническому осмотру и ремонту и другими нормативными документами. (Приложение 3)

Обучающийся на текущем инструктаже показывает все свои возможности (должен показать), умения, навыки. Здесь он активизирует, реализует, утверждает  общие компетенции, профессиональные компетенции и личностные результаты.

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   3. Заключение.

 Урок - основная форма процесса обучения, занятие учебной практики – реализация полученных знаний «через себя» : их осмысление. оценивание значимости, отработка приёмов, получение и закрепление умений и навыков, а значит практическая реализация в профессиональной деятельности. Задача педагога на этом занятии помочь обучающемуся раскрыть свои профессиональные возможности в полной мере.

          Поставленные в работе цели и задачи были реализованы и нашли свое подтверждение. Преимущество учебной практики  состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники учебного процесса вступают во взаимоотношения друг с другом (реализуются взаимоотношения в рабочем коллективе). В результате создается ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной нагрузкой, что создает повышенный интерес к  занятию, а в итоге и к освоению профессии.

Участники практики могут показывать не только профессиональные знания и умения, но и общую готовность к освоению профессиональных компетенций, формированию и развитию таких черты характера, как решительность, оперативность, коммуникабельность, инициативность, активность. Все эти качества составляют основу реализации любой профессиональной направленности, соответствуют требованиям работодателя,

подготавливают конкурентно-способного специалиста, способствуют  повышению показателей его профессиональной реализации.

Сегодня обучающиеся 3 курса частично трудоустраиваются на базовое предприятие и успешно реализуют профессиональные компетенции. Значит, обучающиеся показывают отличные умения в работе и доказывают правильность своего выбора. Без применения практических форм обучения в процессе освоения профессии достичь этого невозможно. Рекомендую чаще использовать практические формы обучения, как в урочное, так и во внеурочное время.

 

4. Список литературы.

Для педагогов:

1. Г.И. Кругликов. Настольная книга мастера профессионального обучения. М: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Методические рекомендации Министерства просвещения РФ по практической подготовке в СПО  от 14 апреля 2021 года

3. Бондаренко Т.Д. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика. Издательство ВГУЭС,2010.- 188с.

4. 1.Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного составаАфонин С.Барщенков В.Н.Кондратьев Н.В. .Изд-во Юрайт, 2019. — 401 с. — (Серия:Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07878-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/433286.

5. 2. ОАО «РЖД» распоряжение от 30 января 2013 г. №226р «Об утверждении правил по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте локомотивов ОАО «РЖД»

Для обучающихся:

1.Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного составаАфонин С.Барщенков В.Н.Кондратьев Н.В. .Изд-во Юрайт, 2019. — 401 с. — (Серия:Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07878-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/433286.

2. ОАО «РЖД» распоряжение от 30 января 2013 г. №226р «Об утверждении правил по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте локомотивов ОАО «РЖД»

Интернет-ресурсы:

1.Официальный сайт ОАО "РЖД" - http://rzd.ru/

2. Всероссийский интернет-проект «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» Всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ .РФ (www.методкабинет.рф)

3. infourok.ru

4. https://ya.cc/t/AehSOzJC33hDnL

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Приложение

Приложение 1 «Опережающее задание «Тест»

Приложение 2 «Технологическая карта ремонта»

 

 

 

Приложение 3 « Правила и инструкции»

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также