занятие «Учитель - как много в этом слове…»

  • Мероприятия
  • docx
  • 31.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность выбранной темы: Заявленная тема классного часа выбрана в связи с её актуальностью, приурочена к провозглашению президентом Российской Федерации В.В. Путиным 2023 года «Годом учителя и наставника». Целевая функция данного классного часа предусматривает знакомство с особенностями профессии учителя, повышение ее престижа, воспитание уважительного отношения к учителю, а также воспитание чувства дружбы, сотрудничества и толерантности.
Иконка файла материала Технологическая карта _Учитель-как много в этом слове.._.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

п. Красный Текстильщик» муниципального образования «Город Саратов»

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта внеклассного занятия по теме «Учитель - как много в этом слове…»

(классный час)

 

Классный руководитель: Деменкова Ю.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 г.

Актуальность выбранной темы:

 Заявленная тема классного часа выбрана в связи с её актуальностью, приурочена к провозглашению президентом Российской Федерации В.В. Путиным 2023 года «Годом учителя и наставника». Целевая функция данного классного часа предусматривает знакомство с особенностями профессии учителя, повышение ее престижа, воспитание уважительного отношения к учителю, а также воспитание чувства дружбы, сотрудничества и толерантности.

Цель классного часа прослеживалась на протяжении всего воспитательного мероприятия.

 

Цель занятия

1.     1.Исследовать слово «учитель» , познакомить учащихся с особенностями профессии «педагог»;

2.     2. Воспитывать уважительное отношение к учителям;

3.     3. Повысить престиж профессии учителя.

4.Воспитывать  уважительное отношение к учителю, благодарность за нелегкий труд и любовь к детям.

 

Задачи занятия

Задачи, направленные на достижения личностных результатов:

- воспитывать уважение и доброжелательность к учителю и окружающим.

-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

-развивать умение работать в группе, выполнять действие по алгоритму.

 

Возрастная аудитория

Учащиеся 4 класса

 

Предполагаемый

результат

Применение детьми на практике уважительного отношения к учителю и окружающим.

 

Форма

проведения

занятия

Классный час-путешествие с элементами исследования.

 

Методы

воспитания

Исследование, рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, иллюстрация.

 

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные УУД: - сформирование умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД: - сформирование навыков активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - сформирование умения использовать логические действия, установление аналогий и причинно– следственных связей, построения рассуждений.

 Коммуникативные УУД: - сформирование готовности слушать собеседника и вести диалог; - сформирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - сформирование навыков участвовать в коллективном (групповом обсуждении проблем)

 

Оборудование

(средства воспитания)

Проектор, ПК, листочки с надписями, картинки: солнце, облако, тучка, презентация,словари.

 

 

Этапы

 воспитательного

занятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность

воспитанников

Методы

воспитания

 

1.Организационный

момент

(Мотивационно-целевая установка)

 - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения. Ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Приветствуют учителя и друг друга.

 

-Дарят свою улыбку друг другу.

 

 

 

-Диалог.

 

2.Вводная часть

(Проблемная ситуация и целеполагание)

Загадка

1.     Он сеет разумное, доброе, вечное.
Расскажет про важное и бесконечное.
Про дальние дали космические,
И про события исторические.

1.     Он учит буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить.

-Кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

- Правильно, об учителе.

-Сегодня я предлагаю вам, ребята, совершить путешествие по этой необычной профессии «педагог» и исследовать слово «учитель».

-Итак, мы с вами путешественники-исследователи.

- Внимательно слушаю учителя, отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

- О профессиях! Именно о педагоге.

 

 

- Слушают учителя.

 

 

 

 

-Слушают учителя.

-Беседа, обсуждение, диалог.

 

3.Основная часть.

 

 ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ПРОФЕССИИ «УЧИТЕЛЬ».

 

 

Путешествие по станциям.

 

- А как вы думаете, что обозначает слово «Учитель»?

-А что такое профессия?

 - Да, ребята, профессия (по словарю Ожегова) - это основное занятие человека.

 

Станция «Энциклопедическая»

1.Учитель-лицо, которое обучает чему-нибудь,преподаватель.

2.Учитель-глава учения,человек,который научил чему-нибудь.

3. Учитель-лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник.

 

-Человек, выбравший профессию учитель, не просто объявил это дело своим, но вложил в это дело свою душу.

 

 - А сейчас мы узнаем: откуда к нам пришла профессия учитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станция «Иноязычная»

-А знаете ли вы,ребята, как звучит исследуемое нами слово «учитель» на других языках?

Белорусский-настауник

Гавайский-куму

Португальский-профессор

Хорватский-учител

Иврит-морэ

Японский-кёши

Литовский-мокитояс

Тупецкий-оретман

Корейский-кеуса

Китайский-тёу-ши

Станция «Поэтическая»

- Ребята, а сейчас давайте послушаем стихотворение, которые подготовили для вас ваши одноклассники.

1). Сапожник может починит ботинок

 А плотник – табуретку и крыльцо

Но только у учителей в починке

Светлеют разум, сердце и лицо.

2). Какая тонкая работа

Умнее сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти,

А самому потом тихонечко уйти…

Станция «Языковедческая»

-Попробуйте подобрать к слову учитель:

девочки-синонимы

мальчики-антонимы

Станция «Литературная»

-В группах вспомните и назовите кто больше

пословиц и поговорок об учителе.

 

 

Станция «Кинематографическая»

-Каждый из вас в будущем может выбрать любую профессию. Выбирая, нужно обязательно знать все ее положительные и отрицательные стороны.

 

ПРОФЕССИЯ «УЧИТЕЛЬ».

- Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, который выбрал профессию учитель?

- Ребята, у вас лежат листочки, вы должны написать положительные и отрицательные стороны учителя.

- Сколько важных качеств вы перечислили! Да, учитель любит детей, добрый, справедливый, требовательный и т.д.

- Я полностью согласна с вашими высказываниями  и хочу сказать:

Много есть профессий на планете,

Но учитель – лучшая из них:

Крылья мы даем бескрылым детям

И в полеты провожаем их.

Сколько в школе мы дали уроков?

Сколько мы измерили дорог?

Лишь в одном уверены глубоко:

Жизнь у нас – один большой урок!

- Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель - это гораздо больше чем профессия. Учитель - это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям.  Учитель – человек скромный и незаметный среди других людей

преображается на уроке. Он – вдохновенный оратор, властитель и кумир душ.

       Кем только учителю не приходится быть: строгими справедливым судьей первых поступков маленького человека; искусным врачевателем болезней роста; главным конструктором космических полетов детской души; диспетчером взлетов и посадок детского воображения; сеятелем разумного, доброго вечного. Каждый ребенок – огромное поле деятельности воспитателя. Что взойдёт, прорастет и созреет из того, что педагог на нем посеет? Ответственное дело – учитель и воспитатель.

Вывод: "Профессия  учитель  - сложная, трудоёмкая, но самая  необходимая  на земле ".

 

-Последняя наша станция «Музыкальная»

Работа в группах

уч-ся исследуют слова

 «Учитель», «Педагог» с помощью словарей

 

 

 

 

«У истоков учительства» (рассказ учеников)

- Дети по очереди рассказывают

 

1 ученик: - Профессия педагога - одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими: чаще всего старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
2 ученик: - Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.

3 ученик: - Первый "Лицей" (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно, тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше появился знаменитый Гимнасий - школа физического совершенства. Ликей же стал школой мысли, духа.

4 ученик: - В древнегреческом языке есть слово "схоле" (досуг, отдых), от которого и произошло слово "школа". Греки считали, что человек отдыхает, когда чем-то занят. Надо отметить, что афиняне любили поговорить, а главное, умели это делать: обучение в афинских школах в основном было устным.

5 ученик:
Учительское Сердце…

Ну, с чем его сравнить?
С Галактикой космической, которой нет границ?
А может с Солнцем ярким, что дарит людям свет?
С пучиною морскою, что дремлет сотни лет?
Нет, сравнивать не будем!

А скажем мы: "Стучи!
Учительское Сердце – НАДЕЙСЯ, ВЕРЬ, ЛЮБИ!”

 

Средние века (рассказ ученика)

- В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей. При монастырях  открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков.
    Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях.

   С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возросло. Знания требовались уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникла необходимость обучать одновременно много учеников. Профессия педагога стала самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, разнообразные. Теперь учитель уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.

 

 

 

 

Сообщает заранее подготовленный ученик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слушают стихотворение своих одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Синонимы-преподаватель,наставник,педагог.

Антонимы-ученик,студент,школьник,воспитанник.

 

Учащиеся соревнуются, называя

пословицы и поговорки об учителе.

 

 

Просмотр фрагментов из фильмов об «учителе» «Весна на заречной улице», «Доживем до понедельника».

 

Дети поют песню «Гимн учителю»

 

 

 

 

 

 

-Ответы учащихся.

 

 

 

- Ответы учащихся.

 

 

- Выполняют задания на листочках.

 

-Дети предлагают свои варианты ответов.

 

- Вместе с учителем делают анализ.

 

 

 

Ученик:

Ни вчера, ни сегодня, ни завтра

Не погаснет той веры свеча

Без учителя нет космонавта,

Инженера, поэта, врача:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети исполняют песню «Гимн учителю»

 

 

Исследование (поиск информации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра, беседа, объяснение, иллюстрация, временная работа в группах, создание ситуации совместных переживаний, метод создания ситуаций творческого поиска, перевод игровой деятельности на творческий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация.

 

4.Заключительная

часть

(Рефлексивно-оценочный этап )

- И так ребята, о чем мы с вами беседовали?

-О какой профессии конкретно?

-Что мы узнали о ней?

«Учитель- как много в этом слове…»

- Да, ребята, профессия учитель очень сложная, но очень интересная и необходимая. Сердце каждого учителя наполняется гордостью за своих учеников, когда он видит их успехи.

Спасибо всем!

- О профессии.

- Об учителе.

-Отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

- Учащиеся выбирают себе рисунки по настроению и подходят к ним.

Беседа, устный опрос, диалог.

 

 

 

 

(У доски)