занятие «Я выбираю жить здорово!»
Направление: здоровьесберегающее
Возраст : 14-17 лет (8-11 класс)
Форма проведения: занятие с элементами тренинга
Методы: тренинговые упражнения, игры, беседа, рассуждение, релаксация.
Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи:
– повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
– изменение отношения детей к наркомании;
– умение сказать “Нет наркотикам”;
– формирование мотивации к сохранению здоровья;
– развитие ценности жизни и интереса к жизни у подростков.
Ход занятия.
Упражнение на знакомство «Снежный ком»
Дети сидят в кругу и представляются по очереди.
Назвав имя, они выбирают
слово или название любого предмета, которое начинается на ту же букву,
что и их имя (Света – светлая, Илья – интересный и т.д.)
Каждый участник повторяет все имена и предметы, названные его
предшественниками, а потом называет своё собственное имя и предмет.
Игра продолжается, пока не будет представлен каждый сидящий в кругу.
Упражнение на сплочение и раскрепощение «Встаньте те, кто»
Воспитатель произносит фразу: «Встаньте те, кто…», продолжив ее каким-либо образом. Например: «Встаньте те, кто сегодня выспался». Желательно называть не только внешние признаки, но и какие-либо качества. Например: «Встаньте те, кто считает себя удачливым человеком» и др. Можно также назвать признак, относящийся к теме занятия. Например: «Встаньте те, кто считает, что все, что случается с человеком, зависит от него самого».
В завершении игры воспитатель подводит ребят к выводу – несмотря на то, что все мы разные, у нас много общего.
1. Упражнение «Спорные утверждения»
Оборудование: четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не имею точного мнения».
Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.
Инструкция: Воспитатель зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
Примеры спорных утверждений:
· Наркомания – это преступление.
· Лёгкие наркотики безвредны.
· Наркотики повышают творческий потенциал.
· Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
· Наркомания излечима.
· Многие подростки начинают употребление наркотиков “за компанию”.
· Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
· Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
· Наркоман может умереть от передозировки.
· Продажа наркотиков не преследуется законом.
В конце упражнения психолог проводит рефлексию и предлагает участников высказаться, ответив на вопросы:
– легко ли было принять решение;
– что вам показалось сложным;
– какие вопросы у вас остались открытыми или спорными.
· Игра «Атомы и молекулы»
Воспитатель предлагает немного отвлечься и поиграть в игру.
Правила: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.
· Упражнение «В шкуре зависимого»
Цель: дать возможность прочувствовать то, что испытывает наркоман при деформации социальных связей, при потере любимых людей и занятий.. Оборудование: Каждому участнику группы выдается по 12 листочков.
Инструкция: Каждому участнику необходимо написать на 4 листках имена самых близких и любимых для него людей, на следующих 4 листках необходимо написать 4 любимых занятия, увлечения, на следующих 4 листках необходимо написать 4 заветных желания (мечты).
Идёт «первая волна»: Воспитатель просит каждого участника отдать 1 листок с именем близкого человека, 1 – с любимым занятием, 1 – с заветным желанием (мечтой).
Далее идет обсуждение: «какие чувства вы испытали при выборе?»,
«насколько тяжело было сделать выбор?» , «понравилась ли вам эта ситуация?» и т.п.
Психолог поясняет, что человек только пробует или уже начинает привыкать к наркотикам, но еще контролирует себя, свое поведение и ситуацию.
Идёт «вторая волна»: воспитатель уже сам забирает у участников 2 листка с именами близких людей, 2 листка с любимыми занятиями, 2 листка с заветными желаниями (мечтами).
Далее идет обсуждение: «что вы испытали сейчас, какие чувства?», «понравилась ли вам эта ситуация?» и т.п.
Ведущий поясняет, что в этой ситуации наркоман уже не контролирует себя и свое поведение, что он настолько подвержен своей зависимости, что не может ничего сделать в ситуации потери.
Релаксация «Вверх по радуге»
Воспитатель предлагает участникам снять напряжение после тяжёлого упражнения с помощью релаксации.
Необходимо встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вздохом они поднимаются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки.
Упражнение повторяется несколько раз. Желающие могут поделиться впечатлениями.
· Подведение итогов занятия, рефлексия, притча « Бабочка»
В завершении занятия воспитатель предлагает ребятам поделиться впечатлениями и эмоциями и ответить на вопросы:
– что больше запомнилось;– какое упражнение далось сложнее и почему;– что вы можете вынести из этой встречи.
Воспитатель обобщает высказывания участников и предлагает послушать притчу «Бабочка».
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость.
И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся».
Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
Воспитатель просит ребят сделать вывод и подводит их к мысли, что каждый человек – хозяин своей жизни.
Воспитатель подводит итог: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: “Он наполовину полон, и я благодарен за это”. Другой сказал: “Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым”. Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем “обманутые” люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты.
И только вам выбирать, каков ваш стакан с водой!»
· Завершение занятия
На стенд крепится плакат с надписью темы занятия «Я выбираю жить здорово!»
Ребятам предлагается сделать свой выбор и приклеить на плакат разноцветные листочки со своими именами.
Затем воспитатель раздаёт участникам разноцветные ленточки и предлагает завязать их друг другу на запястье с добрыми пожеланиями.
Благодарит всех за участие и прощается
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.