Занятие 1 по информатике
Оценка 5

Занятие 1 по информатике

Оценка 5
Лекции
pdf
информатика
Взрослым
24.04.2017
Занятие 1 по информатике
Материал представляет собой лекцию занятия по дисциплине "Информатика" для студентов 1 курса СПО по теме "Тема: Предмет «Информатика». Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов"Файл представлен в формате PDF
Занятие 1.pdf



 

 Тема: Предмет «Информатика». Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Вы поступили в учебное заведение, чтобы получить среднее профессиональное образование. Основная цель занятий по информатике: овладеть знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, развивать информационную культуру. В курсе дисциплины «Информатика» вы изучите следующие темы:

1.         Информационная деятельность человека.

2.         Информация и информационные процессы.

3.         Средства информационных и коммуникационных технологий.

4.         Технологии создания и преобразования информационных объектов.

5.         Телекоммуникационные технологии.

Рассмотрим, что скрывает в себе название дисциплины Информатика? Термин «информатика» может употребляться в двух смыслах: как научная область и как практическая область деятельности. 

 

Поэтому можно дать следующее определение дисциплины:

Информатика – это наука об информации и информационных процессах, протекающих в различных системах, а также о способах их автоматизации с использованием компьютерной техники.

В последние годы в информатике сформировалось новое направление, которое называют социальной информатикой. Связано это  с широким внедрением в жизнь компьютерных технологий и современных средств информационных коммуникаций (от лат. «communicatio» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать), таких как Интернет, сотовая связь, что оказывает всё более сильное влияние на общество в целом и на каждого отдельного человека. Общественное развитие движется к своей новой ступени – к информационному обществу. 

В материальном производстве под технологией понимается совокупность методов производства, обработки, изменения свойств, формы и состояния вещества или энергии.

Под информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) понимается совокупность средств и методов (способов), разработанных на основе использования достижений вычислительной и коммуникационной техники, обеспечивающей автоматическую обработку информации и повышение эффективности профессиональной деятельности человека.

Одним из основных понятий дисциплины Информатика, которое очень часто применяется представителями различных научных дисциплин и направлений, является понятие "информация". Несмотря на широкое использование как в бытовом, так и на профессиональном уровнях понятия "информация" (information от латинского informatio - разъяснение, осведомление) дать полное и однозначное его определение достаточно сложно. Подробнее мы остановимся на следующих занятиях. 

Норберт Виннер (американский учёный, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта) в своём труде «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» пишет, что информация есть «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств». Таким образом, информация — это сведения, знания, сообщения, которые человек воспринимает из внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

Теперь можно определить, что включает в себя информационная деятельность людей:

 восприятие данных (сведений) из внешнего мира;  переработка их в информацию;

 использование информации для принятия решений о своих последующих действиях в быту, на производстве, в социальных отношениях, в том числе действиях, связанных с дальнейшим познанием и преобразованием действительности.

На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. 

Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

          

Этапы развития человечества

Материальные носители

               Этап                     Время                Изобретения                 Достоинства                 информации

            2-3 млн. лет назад*

Речь

Формирование трудового

коллектива, способ сохранения и передачи

накопленного опыта

Мозг человека

Первая 30 тыс. лет Возможность Камень, кость, информационная назад накопления и дерево, глина, революция распространения папирус, шёлк,

                                                                                        Письменность         знаний, для передачи                бумага;

будущим поколениям    первые рукописные книги 1300 г. до н.э. в

Китае

Вторая информационная революция

середина 

XVI века

Книгопечатание

Возможность сохранять

информацию и

сделать её массово

доступной; привело к росту науки и техники – к

промышленной революции

Книга

Третья                             конец                                                         Возможность

информационная                                                                              оперативно

XIX века

революция                                                                                         передавать

                                                                                          Изобретение                                                    Электромагнитные

информацию  на

                                                                                         средств связи                                                             волны

любые расстояния

(бурное развитие естествознания)

Четвёртая информационная революция

70-е годы XX в.

Появление микропроцессорной техники, ЭВМ,

персональных

компьютеров, сети

Интернет

Процесс поиска, хранения, обработки

и распространения информации изменился в

принципе с появлением ЭВМ

Перфоленты, перфокарты,

магнитные карты и

ленты, диски (гибкие,

жёсткие, оптические и т.п.), flash-накопители и т.д.

Начало пятой           1990-е годы и                                               Развитие сетевых

информационной     в настоящее                                               телекоммуникаций

Распространение

революции                     время                                                   породило множество

                                                                                        сети Интернет,                                                               ?

новых видов

мобильной связи информационно деятельности людей

Ускорение накопления общего объёма знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объём всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, а к концу XX века – уже каждые 5 лет, и это не предел. Таким образом, ещё с начала XX века стало заметным проявление явления, которое можно назвать информационным кризисом. Он проявляется в следующем:

Ø  информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации;

Ø  возникает большое количество избыточной информации («информационный шум»), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

Ø  укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Проблема решения выхода из информационного кризиса комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Накопленный к сегодняшнему дню колоссальный информационный потенциал и появление новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) изменили социальноэкономический характер современного общества.  Если до середины ХХ века общество имело ярко выраженный индустриальный характер, то нынешнее его состояние ученые характеризуют как постиндустриальное, рассматривая его в качестве переходного к информационному обществу. 

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастёт значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.

Признаки информационного общества:

Ø  решена проблема информационного кризиса, т.е. противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

Ø  обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Ø  информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Ø  формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

Ø  с помощью средств информатизации реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей человеческой цивилизации.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией, так называемую, информационную культуру.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры, которую нужно формировать с детства.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенствованию принципов их работы и элементной базы, то есть составляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в результате которых происходила смена поколений компьютеров:  Этапы развития технических средств

Поколение

Элементная база

Характеристика

Первое поколение 

(середина 40-х - конец

50-х годов)

Электронные лампы

ЭВМ отличаются огромными габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью.

Программирование ведется в кодах.

Второе поколение

(конец 50-х - середина

60-х годов)

Полупроводниковые элементы, транзисторы

Улучшены все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

Третье поколение 

(середина 60-х - конец

70-х годов)

Интегральные схемы, многослойный печатный монтаж

Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Возможность доступа с удаленных терминалов.

Четвертое поколение  (конец 70-х годов – ???)

Микропроцессоры, большие интегральные схемы

Улучшены технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров.

Пятое поколение

(???)

?

?

Перспективы развития

?

Контрольные вопросы:

1.    Дайте определение понятия информатики с двух точек зрения: 1) как научной области; 2) как практической области деятельности.

2.    Как повлияло появление нового вида коммуникаций (Интернета, сотовой связи) на развитие общества?

3.    Что понимают под информационно-коммуникационными технологиями?

4.    Кто такой Норберт Виннер и какой труд он написал?

5.    Дайте кибернетическое определение информации.

6.    Перечислите органы чувств человека.

7.    Что представляет собой информационная деятельность людей?

8.    Что такое информационные революции? Сколько их было?

9.    Охарактеризуйте каждую информационную революцию, воспользовавшись таблицей.

10.  В чём проявляется информационный кризис?

11.  К какому типу можно отнести нынешнее развитие общества? 

12.  Что такое информационное общество? Назовите его признаки.

13.  Назовите материальные носители информации на каждом этапе информационного развития общества. 

14.  Что понимают под информационной культурой?

15.  Охарактеризуйте этапы развития технических средств по таблице. Заполните таблицу до конца, воспользовавшись ресурсом по адресу: http://www.pedsovet.info/info/pages/referats/info_00022.htm

Используемые источники:

1.     Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

2.     Астафьева Н.Е. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования  / Н.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С. Цветковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

 

Занятие 1 по информатике

Занятие 1 по информатике

Тема : Предмет «Информатика»

Тема : Предмет «Информатика»

В материальном производстве под технологией понимается совокупность методов производства, обработки, изменения свойств, формы и состояния вещества или энергии

В материальном производстве под технологией понимается совокупность методов производства, обработки, изменения свойств, формы и состояния вещества или энергии

Материальные носители

Материальные носители

Проблема решения выхода из информационного кризиса комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом

Проблема решения выхода из информационного кризиса комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов

Астафьева Н.Е. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб

Астафьева Н.Е. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017