недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.
Можно сказать, что информационными ресурсами считают накапливаемое содержимое специальных хранилищ и источники общественно-значимой информации.
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» это понятие определяется следующим образом:
Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.
В период движения к информационному обществу значимость информационных ресурсов возрастает. Отличительная особенность информационных ресурсов в том, что после использования они не исчезают, ими можно пользоваться многократно.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
o тематика хранящейся в них информации; o форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
o доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная; o принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической;
o источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
o назначение и характер использования информации – массовое региональное, ведомственное;
o форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
o вид носителя информации – бумажный, электронный.
К национальным информационным ресурсам можно отнести: библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническую информацию, правовую информацию и информацию государственных структур власти, отраслевую, финансовую и экономическую информацию, информацию о природных ресурсах, информацию различных предприятий и учреждений.
Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в цифровом виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов: товаров и услуг.
Такими товарами может быть информация любого характера (бытового, научного), могут быть информационные технологии, компьютерные программы, базы данных и т.д.
Как и на любом рынке, здесь также есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели).
Информационный продукт (товар) — это совокуп- ность данных, сформированная производителем для её распространения в материальной или нематериальной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг, только информационных.
Информационная услуга — это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную
информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области. При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Выделяют следующие субъекты образовательной информационной деятельности:
o субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы - преподаватель, студент); o субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
o субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
o субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).
К образовательным электронным ресурсам относят: o учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
o учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
o научно-методические (диссертации, кандидатские работы), o дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции, o системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
o электронные полнотекстовые библиотеки; o электронные периодические издания сферы образования;
o электронные оглавления и аннотации статей
периодических изданий сферы образования, o электронные архивы выпусков.
Контрольные вопросы:
1. Что такое информатизация общества?
2. Что такое ресурс вообще? Перечислите виды ресурсов.
3. Дайте понятийное определение информационных ресурсов.
4. Дайте определение информационных ресурсов из ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
5. В чём отличительная особенность информационных ресурсов от других видов?
6. Назовите, из чего складываются национальные информационные ресурсы?
7. Что понимают под рынком информационных ресурсов?
8. Что представляет собой информационный продукт? информационная услуга?
9. Что относят к образовательным информационным ресурсам?
10. Приведите примеры официальных образовательных сайтов.
Используемые источники:
1. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и среднего проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012
2. Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина.-3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
3. Семакин И.Г. Информатика. Углублённый уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч. 2 / И.Г. Семакин,
Е.К., Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова.-3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.