Разработка занятия для обучающихся 4-5 кл. коррекционной школы.Цель: Природа и человек – едины, поэтому мы должны беречь и охранять ее.
Задачи:
Развивающие: расширять кругозор о лесе, развивать логическое мышление и познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; формировать гражданскую позицию: «Лес – наше богатство. Его нужно беречь и защищать».
Образовательные: формировать представление о лесе, его роли в жизни людей; познакомить с профессией «лесник»; популяризировать книги о природе.Разработка занятия.
Занятие Лес-наше богатство.docx
Тема занятия - «Лес – наше богатство!»
Цель: Природа и человек – едины, поэтому мы должны беречь
и охранять ее.
Задачи:
Развивающие: расширять кругозор о лесе, развивать
логическое мышление и познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе;
формировать гражданскую позицию: «Лес – наше богатство.
Его нужно беречь и защищать».
Образовательные: формировать представление о лесе, его роли
в жизни людей; познакомить с профессией «лесник»;
популяризировать книги о природе.
Средства обучения (оборудование): компьютер,
презентация к мероприятию, фонограммы, карточки с
текстами.
Подготовка к внеклассному мероприятию: поиск материала
по теме, изготовление карточек на экологическую тему, подбор
стихотворений.
Ход занятия:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Наше занятие посвящено
родному краю. А тему нашего занятия вы узнаете из загадки:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Правильно. Тема занятия «Лес – наше богатство».
Здравствуй, лес! Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
(С.Погореловский)
Учитель: Мы сегодня отправимся читать великую книгу леса.
1 страницаРассказ«Лес»И.Соколова–Микитова (Текст читают
дети.Фоном звучит народная музыка «Былинные наигрыши»).
(Еслидети медленно читают просмотр видеозарисовки
«Лес.Времена года»)
Осенью и весною, зимою и летом хорошо дышится в лесу. В
голубое небо возносятся бронзовые стволы сосен. Высокими
колокольнями стоят стройные ели.
Точно белые красавицы, смотрятся в воду кудрявые березы. На
освещенных солнцем душистых полянах высятся богатыри
дубы. Каждым листочком трепещет робкая осинка, и ярким
осенним убранством красуется красавец клен.
Множество грибов – крепких боровиков, пахучих груздей,
красноголовых подосиновиков – растет в лесу. Малиной и
земляникой пахнут лесные поляны. В тенистых дубравах
селятся певчие птицы. Множество рек, тихих речушек,
сокрытых лесных ручейков протекает в зеленой глуши.
Чудесен, сказочен русский лес зимою. Белый, пушистый повис
на ветвях снег. По осыпанным смолистыми шишками вершинам
перелетают красногрудые клесты – еловики. Тихо попискивая, возятся в сучьях хлопотливые, шустрые синицы. На пухлых
сугробах хитрым узором написаны заячьи и лисьи следы
Великую пользу приносит лес человеку. Живые леса украшают
природу нашей страны, своею красотою радуют взор человека.
Там, где сохранились леса, люди не знают гибельных засух и
неурожаев. Леса смягчают климат, сохраняют влагу, из года в
год удобряют опавшейлиствой почву. Из тенистых лесов
вытекают судоходные реки нашей страны. Лесными ручьями
питаются многоводные озера
Спасибо, ребята. Теперь мы знаем, что такое лес. А какие
деревья растут в лесу, и какие животные там живут?
Учитель: А это мы узнаем на следующей странице
Страница «Загадки на лесной опушке»
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
Учитель:Правильно, это липа. А почему ее обижают? В старину
из липы плели лапти. Кто знает, что такое лапти? Вот и
сдирали с липы кору. А кто знает, как называлась липовая
кора? Правильно, лыко. Вот с той поры и пошло выражение
«Ободрать, как липку». Что оно обозначает? (это значит
оставить человека без всего). Липа – ценный медонос. Липовый
мед самый вкусный и полезный. Цветы липы собирают, сушат и
используют в медицине, заваривая как чай от простуды. (Показ
засушенных цветов) Понюхайте, они до сих пор пахнут летом,
солнцем.
В сенокос горька,
А в мороз сладка. Что за ягодка?
К дереву рябине всегда относились с почитанием, зря не
ломали, знали о ееобережных свойствах.Перед расставанием
невеста дарила жениху рябиновый браслет, чтобы не забыл ее
в дальнем краю.Именины дерева рябины праздновались четыре
раза в год.Осенью, на четвертые именины, когда созревали
плоды, в знак почитания ее, как оберега, делали большую
праздничную куклу Рябинку.Рябиновые чаи, варенье и настои
используются и в настоящее время, как лечебное средство.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Так идут сережки ей!
(береза)
На Руси береза в течение тысячелетий считалась символом
чистоты и совершенства. Много песен и стихов посвящено
этому дереву.
Страница «Чудо - дерево»
Учитель: Трудно представить себе Землю без рек, лесов. Лес –
чудное творение природы. Он прекрасен во все времена года.
Леса украшают землю. Почему же люди не могут обойтись без
леса?
Ученик: Без леса уже давно прекратилась бы жизнь на Земле.
Ведь листья деревьев поглощают углекислый газ, который мы
выдыхаем и выделяют кислород, которым мы дышим. Если
человек может прожить без пищи больше месяца, без воды – 5
дней, то без кислорода не более 3 минут. Лес – это легкие
нашей планеты. Около трети земной поверхности покрыто
деревьями. Это большие живые организмы и живут они дольше
всех остальных
Кого же может приютить дерево? (Дети читают сообщения на
карточках)
1. Серые белки живут в гнезде, устланном листьями, где
вырастает их потомство. 2. Большой пестрый дятел долбит кору и поедает насекомых.
3. На дереве прячется бабочка. Её крылья очень похожи на
лишайник, обвивший ствол дерева.
4. Летучая мышь – ушан висит в дупле и спит весь день.
5. Растения вроде плюща взбираются по стволу дерева вверх к
свету.
6. Земляные черви поедают опавшие листья.
7. Кроты роют подземные ходы в поисках червей.
Много живых существ живет внутри дерева и вокруг него. И все
они вполне уживаются друг с другом. У каждого свое место,
так что им не приходится соперничать ради пищи или крова,
что даёт им дерево.
Лес – это не только дом для животных, но и лесная аптека для
животных и людей.
Страница «Зеленая аптека»
Учитель:
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих
Их тайну разгадать. М. Рязанов
Учитель:Я показываю растение, а вы расскажите, при каких
заболеваниях используют эти растения.
Он шипы свои выставил колко. Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем.
Дети: Шиповник. Витаминное средство. Содержит много
витамина С.
Бусы красные висят,
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Дети:Малина. От простуды.
В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
Дети:Рябина, калина - витаминное средство, используется при
простуде, кашле.
Учитель:
Жгусь, а не огонь,
С листочками, а не дерево.
Дети: Крапива. Для укрепления волос.
Учитель:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
He боюсь ни града, ни туч.
Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок.
Дети:Дуб. Корой дубаполезно полоскать горло при ангине,
заболеваниях десен.
Учитель: Какое дерево цветет в начале лета?
Дети:Липа. Отвар из цветов помогает при простуде.
Учитель: Еще не успел сойти снег, а нa пригретых солнцем
местах появляются жёлтые цветки с чешуйчатыми
стебельками. И только когда растение отцветет и ветер унесет
лёгкие плотики с летучками из волосков, начинают
разворачиваться крупные листья.
Дети:Мать-и-мачеха.Отвар из цветов помогает при кашле.
Учитель: Почему так названо растение?
Дети:У этого растения листочки с одной стороны мягкие, а с
другой - жесткие.
Какие лесные растения останавливают кровь? (калина,
мох, крапива, зверобой.)
Ягоды этого растения понижают сахар в крови (черника)
Какие растения применяют при простуде и кашле?
(малина, липа, мята, зверобой, крапива).
Это растение содержит ментол (мята).
Это растение лечит нервы, успокаивает (валериана)
Учитель: Молодцы, вы хорошо знаете растения и как можно
лечиться при помощи растений.
Страница «Лесное путешествие» - физкультминутка
А сейчас мы и наш гость совершим лесное путешествие.
Выросли деревья в лесу, а не в поле.
Хорошо им расти на воле! (Потягивания, руки в стороны)
Каждое старается,
К ветру, солнцу тянется. (Потягивания, руки вверх) Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево-взад-вперед-
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево-назад-вперед)
Он их вертит, он их крутит.
Но когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Молодцы, все хорошо выполнили упражнения.
Мы с вами и нашим гостем пришли в лес.
И оказались на Странице «Ягодной».
Покажем нашему гостю, какие ягоды растут в наших лесах, а
вы их должны назвать. (Учитель показывает ягоды, дети
называют.) Все эти ягоды очень полезны для здоровья. В них
содержится очень много витаминов и микроэлементов,
полезных для нашего здоровья.
Все ягоды - это лекарственные растения.
Но не все ягоды полезны
Волчье лыко, вороний глаз, крушина, ландыш. Это ядовитые
ягоды. Их ни в коем случае нельзя есть.
Страница«Грибная».
Учитель:Отгадайте загадку: Стоит Антошка на одной ножке.
Кто ни пойдет, всяк поклон отдает. (гриб)
Грибы - это еще один подарок, который нам делает щедрый
лес. Покажем нашему гостю, какие грибы растут в наших лесах,
а выих должны назвать.
(Учитель показывает грибы, дети называют). Но среди грибов много ядовитых
Запомните их и никогда не рвите.
Если сомневаетесь,
Съедобный ли гриб,
Лучше его не берите.
Страница «Лесные стражи»
Учитель:Как вы думаете, почему эта страница так называется?
Кто такие «Лесные стражи»? (Ответы детей)
Правильный ответ вы узнаете, прочитав отрывок из
рассказаГ.Юмина«Страж зеленой стражи» (дети читают текст
на карточках):
Несколько часов я шагал по лесу и удивлялся: какая
красотища!
…А воздух! Густой, замешанный на аромате цветов, трав,
листвы. Кажется не дышишь, а пьешь его.
…На исходе дня повстречался мне в березняке хозяин и страж
лесного царства – лесничий. Шел он по своим лесным
владениям в высоких сапогах, в грубом брезентовом плаще с
капюшоном, на голове форменная фуражка с зеленым
околышем и с кокардой – два перекрещивающихся зеленых
листка.
Я говорю: «Здравствуйте, уважаемый, фуражка – то у вас
капитанская». А он отвечает: «Добрый день! А я и есть капитан
зеленого лесного моря». Слово за слово и рассказал мне
лесничий о своей беспокойной профессии. Раньше я думал:
дело лесничего - беречь лес от недозволенных порубок,
охранять зверье, птиц от двуногих хищников – браконьеров, и
только. В общем, сторож. А у него оказывается и кроме этого
забот полон рот: для своих зеленых питомцев он и врач, и
нянька и телохранитель. Где молодняк на вырубке посадить,
как овраг укрепить, как зыбучие пески задержать… Одно слово
– хозяин леса.
Но и сам лес, оказывается тоже страж – земли, урожая… - Потому-то я и берегу лес как зеницу ока, о новых посадках
беспокоюсь, - сказал этот страж зеленой стражи.
Учитель:Вот вы и узнали, кого лесными стражами называют.
Это…(лесники).
В 2014 году профессии лесничего исполняется 188 лет. Лесная
стража, выполнявшая в казенных и корабельных лесах функции
по их охране, защите и воспроизводству, появилась в 1722 году
указом Петра I. Для руководства лесной стражей были введены
должности вальдмейстера (лесничего) и унтер-вальдмейстера
(подлесничего). Так образовалось понятие лесничий,
означающее лесной чин.
Лесничества в их современном понятии появились с 1826 года.
С этого времени все лесохозяйственные работы в них
планомерно проводили лесничие, на которых возлагалась и вся
ответственность за уход за лесом. Этот год принято считать
датой создания профессии, которая остается актуальной и
востребованной и в наши дни.
Молодые специалисты трудоустраиваются в лесных и
лесоустроительных предприятиях, авиалесоохране Кировской,
Пермской, Свердловской, Челябинской, Архангельской,
Смоленской, Вологодской, Костромской областей и в
республиках: Коми, Марий Эл, Удмуртии.
Во многих школах области работают «Зеленые патрули»,
которые помогают лесничим в их нелегком труде.
Дети: Бесценна Российского леса краса,
Зеленое золото наши леса.
Богатство лесов охраняй, карауль,
Внимательный, зоркий «зеленый патруль»!
Учитель:Все дети и взрослые должны знать правила поведения
в природе. Давайте их вспомним и расскажем гостю из космоса.
Страница «Правила поведения в природе» - Леса – богатства нашего края. Их нужно беречь. Находясь в
лесу, не забывайте правила поведения, чтобы не нанести вред
природе. Давайте решим экологическую задачу: «В
путешествие отправились 10 человек. Сколько погибнет
цветков, если каждый сорвёт по три цветка?» Ландыши люди
рвут не задумываясь. А чтобы ландыш зацвёл с того дня, как
семечко упадёт в землю, должно пройти десять лет. Мальчик и
девочка, поступившие в 1 класс, успеют за это время окончить
школу. Подумайте об этом! Не рвите цветы. Их осталось так
немного.
Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не
плести венки.
Красивыми растениями надо любоваться в лесу, на лугу, в
парке, а не губить их.
Главное правило – не охотиться на редких животных, не
ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать
птичьих гнёзд.
Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких
жучков, паучков и червячков.
He ломай зеленые ветки и деревья, не качайся на них.
He повреждай кору деревьев.
He разоряй муравейники.
He рви паутину и He уничтожай пауков, они полезны.
He сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
He рви цветов в природе для букетов.
Берегите лес от пожара. В огне гибнет все живое!
Страница «Берегите лес!»
Учитель:Почему мы, с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Дети:-Лес - это наше богатство!
- Лес - это наряд нашей Земли. - Там - где лес, всегда чистый воздух.
- Лес - это дом для зверей и птиц.
- Лес - это наш друг, задерживая влагу,
он помогает человеку выращивать хороший урожай.
- Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары.
Дети выходят и читают стихи;
Если вырубить леса,
Пыль пойдет под небеса,
Высохнут озера,
Обмелеют реки,
И не станут птицы
В пустыне гнездиться.
Это очень грустно,
Если в мире пусто.
Сберегите птичье пенье!
И травы лесной цветенье!
Лес, животных охраняй!
Все:ЭТО НАШ РОДИМЫЙ КРАЙ!
Учитель:Ребята, вы можете узнать еще много нового и
интересного о лесе, еслибудете читать книги Е.Чарушина,
Е.Пришвина, В.Бианки, Н.Сладкова.(Показ книг). Все эти книги
есть в школьной, детской и взрослой библиотеках.
Лес – это сказка, лес – это дом,
Лес – это друг, с которым вдвоем
Всегда интересно и радостно быть,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес – это книга, лес – это мир. Лес словно счастье увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроет тебе,
И радостней станет от них тебе.
Давайте беречь лес!
Занятие "Лес- наше богатство" (4-5класс)
Занятие "Лес- наше богатство" (4-5класс)
Занятие "Лес- наше богатство" (4-5класс)
Занятие "Лес- наше богатство" (4-5класс)
Занятие "Лес- наше богатство" (4-5класс)
Занятие "Лес- наше богатство" (4-5класс)
Занятие "Лес- наше богатство" (4-5класс)
Занятие "Лес- наше богатство" (4-5класс)
Занятие "Лес- наше богатство" (4-5класс)
Занятие "Лес- наше богатство" (4-5класс)
Занятие "Лес- наше богатство" (4-5класс)
Занятие "Лес- наше богатство" (4-5класс)
Занятие "Лес- наше богатство" (4-5класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.