Занятие математического кружка «Учёный-математик и поэт?..»
Оценка 4.6

Занятие математического кружка «Учёный-математик и поэт?..»

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
математика +1
7 кл—9 кл
18.06.2018
Занятие математического кружка  «Учёный-математик и поэт?..»
Занятие математического кружка по теме: «Учёный-математик и поэт?..» можно провести для учащихся 7-9х классов. Цель: знакомство с учёными - математиками, которые одновременно являлись известными поэтами. Материал связывает совершенно разные сферы человеческой деятельности – математику и поэзию. В работе собрана информация о учёных-математиках и одновременно великих поэтах.
Занятие математического кружка.docx
Занятие математического кружка  Тема: «Учёный­математик и поэт?..» Цель:  знакомство с учёными ­ математиками, которые одновременно являлись известными поэтами.     создание   условий   для Задачи: образовательные  (формирование   познавательных   УУД):  систематизации, обобщения и углубления   знаний учащихся о великих учёных;   ­  воспитательные  (формирование   коммуникативных   и   личностных   УУД):   умение слушать и вступать в диалог;      ­ развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся;  повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей   критического   мышления   (навыков   сопоставления,   формулирования   и проверки гипотез ).   Введение Сейчас очень много говорят и говорили раньше о гармоническом развитии личности. Одним   из   факторов   этого   развития   является   эстетическое   воспитание.   И   для   учителя математики есть для этого широкие возможности. С этой целью появилась идея – связать две, казалось бы, совершенно разные сферы человеческой деятельности – математику и поэзию.   Найти   материал   оказалось   не   так   легко.   Расскажу   о   материале,   который   мне удалось найти и связать в одно занятие математического кружка. Материал для проведения занятия Прежде   всего,     необходимо   сказать   учащимся,   заинтересовать   их   вопросом психических функций головного мозга.   Учитель:  Установлено, что психические функции определённым образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию как в виде образов, так и слов, но существует функциональная асимметрия головного   мозга   –   различная   степень   выраженности   тех   или   иных   функций   в   левом   и правом   полушариях.   Функцией   левого   полушария   является   чтение   и   счёт,   вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т. д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление. Оба полушария функционируют во взаимосвязи. У всех великих людей, оказывается, в равной степени функционируют и левое, и правое полушария. Математик так же, как художник или поэт создаёт узоры. И если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей… Узоры математика так же, как узоры художника или поэта, должны быть прекрасны; идеи так же как цвета или слова, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики.  (Г. Х. Харди) Далее в беседе можно перейти непосредственно к  рассказу об учёных­математиках и одновременно поэтах. Учитель:  Первый пример – Омар Хайям. Да, именно так называют во всех частях света великого поэта, человека и учёного, того, чьё полное имя Гияс ад­Дин Абу­аль­Фатх Омар ибы Ибрахим Хайям Нишапури, чей облик   овеян   легендами,   история   жизни   которого   до   сих   пор   остаётся   во   многом таинственной и загадочной.  Кем   же   был   он   прежде   всего?   Поэтом?   Астрономом?   А,   может   быть,   и   тем,   и другим,   и   третьим?   Ведь   история   знает   немало   гениев,   наделённых   способностями буквально во всех сферах человеческой деятельности. Такие люди – украшение всего рода человеческого,   его   величайшее   достояние,   золотой   фонд.   Можно   ли   отнести   к   ним Хайяма? Безусловно. Хайям известен как автор глубоких философских трактатов, он занимался физикой и   историей,   политикой   и   музыкой,   современники   восхищались   его   математическим дарованием. Изобретённый им более восьмисот лет назад астрономический календарь был точнее   того,   которым   мы   пользуемся   сейчас.   Но   –   удивительно!   –   большинство   ныне живущих людей даже не ведают о его других заслугах, кроме поэтической. Омар Хайям стал известен европейскому читателю сравнительно недавно. Одна из его первых работ с небольшим предисловием об авторе была опубликована в Париже в 1851   году   немецким   математиком   Францем   Вёпке   и   называлась   «Алгебра   Омара Альхайями».  Книга  содержала  арабский   текст  и  французский  перевод  алгебраического трактата. В Европе Хайяма знали уже в 17 столетии. О нём, как о поэте, упомянул Томас Хайд в своей «Истории религии древних персов», вышедшей в свет в 1700 году. Хайям­математик стал известен в 1742 году, когда М. Меерман в предисловии к своей книге по исчислению флюксий (математическому анализу) упомянул алгебраический трактат Хайяма. Интересно, что в России Хайям­поэт и Хайям­математик долгое время считались разными   людьми.   Возможно,   путаница   произошла   по   следующей   веской   причине.   Во времена Хайяма свои труды учёные писали на арабском языке. Не был исключением в этом отношении и Хайям, который почти все свои работы написал именно на этом языке. Стих же не предназначались для широкой публики, писались для себя, в минуты раздумий, и, конечно, выливались на бумагу на родном языке. Далее они получали распространение среди близких друзей поэта, также говорящих на персидском. Вот так и случилось, что в книгах, написанных на арабском языке (языке учёных), о нём говорят исключительно как о математике. Персидские же источники упоминают о нём и как о поэте. Сведения из жизни Хайяма 1) Родился 18 мая 1048 года в местечке Нишапур (Хоросан), умер 4 декабря 1131 года. 2) 1066­1074 – Омар Хайям завершает четыре математические работы, в том числе «Трудности   арифметики»,   «Трактат   о   доказательствах   задач   алгебры   в амбукабалы» и «Весы мудрости». 3) 1077 (декабрь) – завершил ­ один из своих важнейших математических трудов – «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида». 4) Омар Хайям первым среди математиков создал теорию решения уравнений третьей степени включительно и дал общую классификацию всех уравнений. 5) Хайяму   Принадлежит   работа   «Об   искусстве   определения   количества   золота   и серебра   в   теле,   состоящем   из   них»,   где   вновь   рассмотрена   задача,   решённая Архимедом. 6) Четверостиший (рубай) Омар Хайяма насчитывают сегодня около четырёхсот. Учитель: Второй пример – С. В. Ковалевская. В письме, посланном из Стокгольма осенью 1890 года, Софья Ковалевская пишет: «… нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе». И, действительно, как   показывает   история   науки,   ещё   со   времён   пифагорейцев   выдающиеся   математики увлекались   поэзией   и   даже   пробовали   писать.   Интерес   С.   Ковалевской   к   литературе хорошо известен. Ковалевская   Софья   Васильевна   –   русский   математик,   а   также   писатель   и публицист.   Получила   всестороннее   образование   и   рано   обнаружила   незаурядные математические   способности.   Выступала   также   как   писательница.   Известны   её   драма «Борьба за счастье» (1887 год), совместные со шведской писательницей А. Ш. Леффлер Эдгрен, романы «Нигилистка» (1891 год), «Воспоминания детства» (1890 год) и др. С. Ковалевская – профессор Стокгольмского университета прожила на свете 41 год. На кладбищенском холме Линдхаген, пол высокой старой сосной, ­ массивный православный крест чёрного полированного мрамора, стоящий в грубых серых камнях. На погребение С. Ковалевской   пришли   русские   и   шведы   Общие   чувства   выразил   поэт   Фриц   Лиффлер, написавший стихотворение «На смерть С. Ковалевской». Душа из пламени и дум! Пристал ли твой корабль воздушный К стране, куда парил твой ум, Призыву истины послушный? Стихотворение С. Ковалевской, написанные вскоре после самоубийства мужа Если ты в жизни хотя на мгновенье Истину в сердце своём ощутил, Если луч правды сквозь мрак и сомненье Ярким сияньем твой путь озарил: Что бы, в решенье своём неизменном, Рок ни назначил тебе впереди, Память об этом мгновенье священном Вечно храни, как святыню, в груди… Лживые призраки, злые виденья Сбить тебя будут пытаться с пути; Против всех вражеских козней спасенье В собственном сердце ты сможешь найти; Если хранится в нём искра святая, Ты всемогущ и всесилен, но знай, Горе тебе, коль, врагам уступая, Дашь ты похитить её незначай! Учитель: Третий пример – Н. И. Лобачевский. Интерес С. Ковалевской к литературе был хорошо известен. Но разве писал стихи великий   русский   геометр   Н.   И.   Лобачевский?   В   17­ом   номере   литературного   журнала «Заволжский муравей», вышедшего в 1834 году, было напечатано стихотворение «Разлив Волги при Казани». Подписано «Пр. Л…ский» («Профессор Лобачевский»).   В   1833   году   в   сентябре   в   Казань   приехал   А.   С.   Пушкин,   который   сказал: «Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии». Возможно там произошла встреча Н. И. Лобаческого   и   А.   С.   Пушкина,   которая   повлияла   на   опубликование   стихотворения «Разлив…».Сам Н. И. Лобачевский очень часто принимал участие в литературных вечерах. Разлив Волги при Казани. Царица рек в торжественном теченье К далёким Каспия обширного водам, Ты уклоняешься к Казани на свиданье С ней древней матерью Татарским городам!.. Её со всех сторон , как друга, обнимаешь, И трепетной струёй приветствуешь луга И тихо с голубых рамен дары слагаешь  На оживлённые Булака берега… Вот шумный пир!.. Но что таинственным и важным Вещаешь ей глаголом волн твоих?  Свои ли радости, ея ли войн отважных И славы древние напоминаешь дни? Ах! Прежде и Казань надменная гуляла При полноводии раздольная весны И ратью бурною широво залавала  Покорные поля окрестные страны. Прошла ея пора: воителей потомки, Как грязный ил изсохшия реки, Как славного меча ничтожные обломки, Теперь умолкшею лишь славою громки? Так исчезает всё!.. Но Ангел запустенья Ужели некогда вспарит и над тобой? Ужели и твоих изсякнет волн стремленье­ И Волга зарастёт болотною травой? И где суда твои крылатые скользили, Увязнет странника усталая нога? Куда они с собой веселье привозили­ Осиротелые умолкнут берега!.. Нет!.. бытие твоё до вечности продлится Как память ясная великих дел. Великое в веках бессмертием хранится И не ему ничтожество – удел. Ты поражаешь ли поля опустошеньем? Ты пожинаешь ли надежды поселян? Нет! На водах твоих всегда благословенье Почиет благодарных стран,  Тобой питаемых, тобой обогащённых! Ты и земли безвредная краса, И светлые в струях твоих невозмущённых, Как в чистой совести, сияют небеса. Вот образ мирного могущества России! Её разлив не страшен никому. Великодушие обуздывает силы, Всегда, везде покорные ему. Стремится ль смелая на гордые Балканы, Иль с Араратских гор прольётся на Иран? Ломаются одни насчастных цепи льдяны, ­ И усмиряется неистовый тиран. За то, когда и прах коварных истребится, России не придёт конец; Могущества не скоро сокрушится Увековеченный добротою венец.                                                               Пр. Л…ский Литература 1. Журнал «Квант», 1980, №8. 2. А. И. Бородин, А. С. Бугай. Биографический словарь деятелей в области  математики. Киев, «Радянська школа», 1979. 3. А. Б. Прохоров. Математический анализ стиха, 1964. 4. Омар Хайям. Трактаты. М., Изд­во восточной лит­ры. 1961.

Занятие математического кружка «Учёный-математик и поэт?..»

Занятие математического кружка  «Учёный-математик и поэт?..»

Занятие математического кружка «Учёный-математик и поэт?..»

Занятие математического кружка  «Учёный-математик и поэт?..»

Занятие математического кружка «Учёный-математик и поэт?..»

Занятие математического кружка  «Учёный-математик и поэт?..»

Занятие математического кружка «Учёный-математик и поэт?..»

Занятие математического кружка  «Учёный-математик и поэт?..»

Занятие математического кружка «Учёный-математик и поэт?..»

Занятие математического кружка  «Учёный-математик и поэт?..»
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.