Название работы: «Профессия, которую ты выбираешь».
Предметная область: Занятие по профориентации.
Участники: 8-9 классы (15-18 лет).
Цель: оказать помощь старшеклассникам школы в выборе профессии и ГОУ НПО.
Задачи:
1. расширить кругозор;
2. исследовать профессиональные интересы, возможности выбора профессии;
3. выявить профессиональные намерения.
Аннотация: занятие выявляет склонности и способности старшеклассников, знакомит с образовательными учреждениями начального профессионального образования (ГОУ НПО), ориентирует в выборе профессии.
Список используемого программного обеспечения: Microsoft Office Word 2003, Power Point 2003.
Ключевые слова: способности, профессия, ГОУ НПО, работа, будущеедокумент
«Профессия, которую ты выбираешь».
Занятие по профориентации.
Ведущий: Когда вы были маленькими, взрослые, наверняка, спрашивали у вас: «Кем ты
мечтаешь стать, когда вырастешь?». Что же вы им отвечали, изменились ли ваши детские мечты с тех
пор? (ответы старшеклассников). Выбор профессии у вас, друзья, еще впереди. Но вы уже часто
задумывались о том, кем станете после школы, куда пойдете учиться и на какую профессию. Чтобы
найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы есть на свете. В мире
насчитывается более 40 тысяч профессий. Но жизнь не стоит на месте: какието профессии уходят, а
новые появляются.
До занятия на классных часах мы с вами провели тест «Открой свои способности»
(приложение №1) и анкету «Кем бы я хотел стать?» (приложение №2). Оглашение результатов.
По итогам данной анкеты составлены промежуточные данные о профессиях и учебных заведениях,
которых вы выбрали (приложение №3). На основе анкеты и его данных наглядно оформлены
сведения выбранных вами ГОУ НПО: название, адрес, телефон, профессии, срок обучения, перечень
документов при поступлении (приложение №4). Все это вам помажет, дорогие ребята, окончательно
определиться в выборе профессии.
В течение года мы с вами будем расширять круг знаний и представлений о своем
профессиональном будущем, станем придерживаться плана профориентационной работы, с
которым я вас сейчас и ознакомлю (приложение №5). Ответы на вопросы старшеклассников..
Ведущий: Чтобы понять, подходит ли выбранная профессия именно для вас, еще раз проверим
себя и пройдем тест «Профпригодность» (приложение №6). Молодцы.
Проверим ваши знания, проведем викторину «Угадай профессию» (в помощь детям
предоставлены иллюстрации профессий):
1. Человек –природа: художник, портной, гончар, кружевница, паркетчик, фотограф и др.;
2. Человекприрода: пекарь, тестовод, лесник, животновод и др.;
3. Человектехника: монтер, машинист, монтажник, слесарь, каменщик, столяр и др.;
4. Человенкчеловек: проводник, официант, парикмахер, кассир и др.
Ведущий: Трудности на пути к своей профессиональной цели вам поможет преодолеть памятка
«Выбор профессии» (приложение №7). Ну, а чтобы у вас всегда был под рукой резервный вариант,
ознакомимся с училищами нашей республики на стенде «Куда пойти учиться?» (приложение №8).
Ведущий: Напоследок конкурс» Пословицы о труде». Вам, ребята, нужно собрать половинки
пословиц и прочитать правильный вариант. Побеждает тот, кто быстрее собрал полностью все свои
пословицы (приложение №9). На этом наше занятие заканчивается. Успехов в выборе профессии.Приложение №1
ТЕСТ: Открой свои способности
1.Чем занимаешься в свободное время?
Рисую, леплю, рукодельничаю;
Чтото мастерю, изобретаю, переделываю;
o Читаю, смотрю фильмы;
2.Какие книги ты любишь читать?
О природе, животных, растениях;
Детективы, приключения;
o Романы;
3.Как ты любишь отдыхать?
Заниматься любимым делом;
o Гулять, ходить в гости, играть на свежем воздухе;
Заниматься спортом;
4.Ты всегда доводишь начатое до конча?
Всегда;
Иногда;
o Зависит от цели;
5.Сложи в уме 325 и133, как ты это делаешь?
Сначала складываю 300 и 100, затем 25 и 33;
Мысленно выстраиваю столбик и складываю каждую пару чисел;
o Сначала складываю 300 и 100, затем 20 и 30, затем 5 и 3;
6.Чем ты интересуешься больше?
Новинками техники;
o Книжными новинками;
Модой;
7.Что ты делаешь, проснувшись утром?
o Вспоминаю прошлый день;
Думаю о чемто приятном; Планирую предстоящие события;
8.Как ты обычно принимаешь решения?
Делаю так, как хочется в данный момент;
Просчитываю все «плюсы» и «минусы»;
o Фантазирую и выбираю наиболее приятный ход событий
Подсчитай результаты:
Если в твоих ответах больше кубиков, то у тебя скорее всего математический
склад ума и хорошо развито логическое мышление. Ты внимательный,
решительный, уравновешенный, терпеливый и всегда стремишься к достижению
своих целей. У тебя есть несколько близких друзей, но тебя нельзя назвать душой
компании.
o Если в ответах больше кружочков, то ты наверняка обладаешь гуманитарными
способностями. Ты любознательный, любишь фантазировать, учителя в восторге
от твоих сочинений. У тебя много друзей. Но тебе нужно научиться быть более
решительным и уверенным в себе.
Если в твоих ответах больше стрелочек, то гуманитарные и математические
способности у тебя развиты в равной степени. Скорее всего, ты творческая
личность и любишь создавать чтото своими руками. Тебя привлекают вполне
реальные результаты труда, которые можно увидеть и потрогать руками.Анкета: «Кем бы я хотел стать?» Приложение № 2
1. Какие профессии входят в выбранную вами область профессиональной деятельности?
2. В чем вы видите необходимость этих профессий для общества, страны?
3. Кого из специалистов перечисленных вами профессий вы можете назвать?
4. Назовите 5 качеств характера, необходимых настоящему профессионалу.
5. Что нужно, чтобы лучше подготовится к избранной профессии?
6. Назовите учебные заведения РК, которые обучают выбранную вами профессию.
7. Представьте себе, что вы уже специалисты, в каждой в своей области. Как будет
проходить ваш рабочий день? Расскажите.Приложение № 3
о профессиях и учебных заведениях, выбранных учащимися 9 класса
Промежуточные данные
(на 01.10.2012г.)
№
п\п
1
Ф.И.О.
выпускника
Варфоломеева
Валерия
Владимировна
Мишарин
Александр
Леонидович
Мишарин
Алексей
Леонидович
Тарабукин
Николай
Григорьевич
2
3
4
5
6
7
8
9
База
образования
Основное общее
образование
(свидетельство)
Основное общее
образование
(свидетельство)
Выбранная профессия
Повар
Повар
Основное общее
образование
(свидетельство)
Мастер столярно
плотничных и
паркетных работ
Основное общее
образование
(свидетельство)
Мастер столярно
плотничных и
паркетных работ
Трубачева
Анастасия
Вадимовна(инд)
Холопов
Владимир
Николаевич
Основное общее
образование
(свидетельство)
Основное общее
образование
(свидетельство)
Повар
Распопов
Василий
Михайлович
Основное общее
образование
(свидетельство)
Мастер столярно
плотничных и
паркетных работ
Лялин Антон
Александрович
Основное общее
образование
(свидетельство)
Мастер столярно
плотничных и
паркетных работ
Ильин Роман
Сергеевич (инд.)
Основное общее
образование
(свидетельство)
Мастер
общестроительных
работ
Образовательное
учреждение
ГОУНПО ПУ №2
с.Выльгорт
Сыктывдинский рн,
ул.СПТУ2,2
ГОУНПО ПУ №2
с.Выльгорт
Сыктывдинский рн,
ул.СПТУ2,2
ГОУНПО ПУ №2
с.Выльгорт
Сыктывдинский рн,
ул.СПТУ2,2
ГОУНПО ПУ №2
с.Выльгорт
Сыктывдинский рн,
ул.СПТУ2,2
ГОУНПО ПУ №2
с.Выльгорт
Сыктывдинский рн,
ул.СПТУ2,2
ГОУНПО ПУ №2
с.Выльгорт
Сыктывдинский рн,
ул.СПТУ2,2
ГОУНПО ПУ №2
с.Выльгорт
Сыктывдинский рн,
ул.СПТУ2,2
ГОУНПО ПУ№15
п.Кебанъель
ул.Ленина,11
Соцпедагог _____________________\ Лопырева М.И.Приложение № 4
ГОУ НПО РК, обучающие выпускников коррекционных школ
Наименов
Перечень
документов
ГОУ НПО
Професси
Адрес
я
№
п\п
1
2
ание
РК
ПУ№2
ПУ№20
с.Выльгорт
р\н
Сыктывдинский
ул.СПТУ-2, дом2
88212071008
г.Сыктывкар
ул.Морозова,
дом 122
(п.В.Максаковка
88212232449
)
Срок
обучен
ия
1
1
Повар
Печник
Столяр,
плотник
Штукатур,
маляр
1
1
Аттестат
об
образован
ии;
Паспорт;
Справка о
семейном3
4
ПУ№15
ПУ№19
п.Кебанъель
Усть-Куломский
ул.Ленина, дом
88213796674
ГОУНПО ПУ №19
Прилузский р-н,
ул.Студенческа
88213331119
с. Ношуль
р\н
9
я,8
1
1
Каменщик,
печник
Слесарь по
ремонту
автомобиле
й
положени
и;
Медицинс
кая
справка
(форма
086-у);Приложение №5
ПЛАН
по профориентационной работе
Виды работы
Анкета
«Кем бы я хотел стать?»
Профадаптация
Временное трудоустройство в
трудовую бригаду от ЦЗН
Профконсультация
«Куда пойти учиться?» (стенд)
Профконсультация
Экскурсия в ПУ№15
Сроки
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
№
п \ п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Семинар кл.руководителей
«Педтехнологии социально
профессионального самоопределения
учащихся» (публичный доклад)
Профконсультация
«По учебным заведениям РК»
Ярмарка рабочих мест
Психолог определение
профсклонностей;
ПУ№15 –видеоролик (печник);
ПУ№20 беседа, видеоролик по
коррекционной группе (плотник);
Консультационная беседа
с представителем ЦЗН
«Мир профессий кем я буду?»
Профконсультация
Экскурсия в ПУ№2 с Выльгорт и
ПУ №20 п. Максаковка
Соцпедагог: ______________\ Лопыревава М.И.Приложение №6
ТЕСТ: ПРОФПРИГОДНОСТЬ
1. Новогодняя ночь для тебя –лучшее время, чтобы:
o выспаться;
посмотреть телевизор вместе с семьей;
оказаться в кругу друзей.
2.Из всех подарков ты бы предпочел:
o удочку, набор для вышивания;
турпутевку или билет на интересное представление.
коньки или лыжи;
3.Отправляться в путешествие лучше всего:
o в одиночку;
с семьей или друзьями;
с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4.Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
o почувствовал бы полную свободу;
занялся бы поиском выхода или какимнибудь делом;
ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.
5.В свое свободное время ты любишь:
o читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу,
мечтать;
рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в
походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в
спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Интерпретация результатов:
Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с
o оцениваются в 1 баллом;
оцениваются 2 баллами;
оцениваются 3 баллами.
Если набрали 57 баллов, то советуем подумать о профессии, где вам не придется
общаться с большим числом людей (охотхозяйство, лесничество, зверопитомник, ферма,
слесарь, токарь, ).Вы цените тишину , покой, не любите шумных, незнакомых компаний.
Вы чутьчуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам
доставляют беспокойство.
Если набрали 811 баллов, то считайте, что вам крупно повезло. Вы относитесь к людям,
которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любойкомпании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения
длительное время. Выбор профессии практически не ограничен!
Если набрали 1215 очков, задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку
общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь
интересную профессию менеджера, дилера, учителя, брокера, тренера, агента? В вас
огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и
коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера,
охотничьем хозяйстве или мастерской.
Приложение № 7
Выбор профессии
• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым
трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно
юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом
на свете.
• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно
размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся
на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и
«мерседес»!”.
• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья.
Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете
заниматься тем, что вам интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если
это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе
придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже
занимаются этим делом.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в
любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь
выбрать правильное направление.
• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше
осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую
наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое
испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории.
Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами
или медбратьями.• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые
необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся
узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать
после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о
том, что делать дальше.
• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет
тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
Приложение № 9
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ
1. Без дела жить \ только небо коптить.
2. Без охоты \ нет работы.
3. Без труда и \ отдых не сладок.
4. Без труда не \ выловишь рыбку из пруда.
5. Была бы охота, \ а работа найдется.
6. В труде \ рождаются герои.
7. Взялся за гуж, \ не говори, что не дюж.
8. Волка \ ноги кормят.
9. Глаза страшатся, \ а руки делают.
10. Где труд, \ там и правда.
11. Глядя на чужую работу, \ сыт не будешь.
12. Дело знай, \ а попусту не бай.
13. Дело \ ломаного гроша не стоит.
14. Дело мастера боится, \ а иной мастер дела боится.
15. Делу время, \ потехе час.
16. Если идет работа, \ спать неохота.
17.Есть терпенье, \ будет и уменье.
18. Ешь досыта, \ а работай до пота.
19.За углом не свищи, \ а дело ищи.
20.Играть, играй, \ да дело знай.
21.Капля по капле и \ камень долбит.22. Кончил дело, \ гуляй смело.
23. Кто не работает, \ тот не ест.
24.Мало хотеть, \ надо уметь.
25. На чужую работу глядя, \ сыт не будешь.
26. Не игла шьет, \ а руки.
27.От скуки, \ на все руки.
28.Рукам работа, \ душе праздник.
29. Рыбак рыбака \ видит издалека.
30.Семь раз отмерь, \ один раз отрежь.