Занятие по психологии для учащихся младшего школьного возраста по проблеме нравственного воспитания "Сокровища сердца". Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших про-блем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Этические упражнения помогают школьникам интенсивнее усваивать нравственные суждения, овладевать правилами поведения в обществе, при-обретать навыки позитивных взаимоотношений с людьми.
СОКРОВИЩА СЕРДЦА.
Занятие по психологии для детей младшего школьного возраста.
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая
должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Процесс нравственного
воспитания включает в себя формирование моральных убеждений, нравственных мотивов и
привычек нравственного поведения. Такое воспитание ориентировано, в том числе, на
осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем.
Этические упражнения помогают школьникам интенсивнее усваивать нравственные
суждения, овладевать правилами поведения в обществе, приобретать навыки позитивных
взаимоотношений с людьми.
Цель занятия: углубить понятия детей о нравственных категориях.
Задачи:
расширить знания об основных нравственных категориях;
развивать умение анализировать собственные поступки и поступки окружающих;
совершенствовать навыки позитивных взаимоотношений.
1. Упражнение «Здравствуйте!».
Это упражнение может использоваться для снятия напряжения в группе,
налаживания контакта между детьми и понимания того.
Один из участников выбирает листочек, на котором записана церемония
приветствия, зачитывает и предлагает участникам продемонстрировать ее.
- Поприветствуйте так, чтобы девочки и мальчики не прикасались друг к другу (Жестами,
мимикой) (Сомали)
Поприветствуйте, сложив руки лодочкой и чуть подавшись вперед (Япония)
Поприветствуйте, касаясь друг друга носами (Эскимосы)
Поприветствуйте объятьями (Россия, Палестина)
Поприветствуйте крепким и надежным рукопожатием (Россия, Германия, Норвегия)
Поприветствуйте, стоя в полметра друг от друга слабым рукопожатием
(Великобритания)2. Упражнение «Только хорошее».
Дети встают в круг. Бросая мяч, говорят о положительных качествах друг друга.
Ребята, мы все разные, но в каждом из нас есть много хорошего! Давайте продолжим
рассуждение о качествах характера.
3. Упражнение «Найди пару».
Детям предлагается выбрать карточку с какимлибо свойством личности. Первый
ученик зачитывает свою карточку (например, «смелый»), к нему в пару встает ученик, на
карточке которого написано противоположное значение слова.
Вариант – продолжи пословицу. В пару нужно встать, составив пословицу из частей.
Дружба крепка не лестью, правдой и честью.
Благодарностью ноги не сломаешь. (Немецкая пословица)
Крепкую дружбу и топором не срубишь.
Гора с горой не сходится, а человек с человеком всегда сойдется. (Еврейская пословица)
Нет больше позора, чем не выполнить уговора.
Коня кнут гонит, а джигита – совесть. (Башкирская пословица)
Один раз украл, навек вором стал.
Трус боится даже скрипа дерева. (Коми пословица)
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Кто Родине изменяет, того народ презирает.
Благородство не в крови, а в характере. (Немецкая пословица)
Умный себя винит, глупый – своего товарища.
Бездельник хуже чучела: чучело хоть зверей пугает. (Абазинская пословица)
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Без науки ничего не придет в руки. (Украинская пословица)
Обсуждение значения пословиц.
Ребята, как вы понимаете значение выражения «Золотые руки»? (Ответы ребят). А
сейчас мы с вами попробуем дать ответ на вопрос: может ли сердце быть золотым.4. Упражнение «Сокровища сердца».
Разделить детей на группы. Каждой группе выдается рисунок сердца, разрезанный
на части (пазлы), которые необходимо собрать и вписать в них качества человека,
делающие сердце светлым, сияющим, золотым.
После того, как дети рассмотрят и обсудят работы, они делают общий рисунок под
названием «Сокровища нашего сердца», куда надо записать все найденные качества. Класс
становится хранителем этого сердца.
Чудеса продолжаются, кроме золотого сердца у нас появилось необычное дерево,
посмотрите.
5. Упражнение «Чудодерево».
Дерево можно сделать из большого комнатного цветка, вешалки для одежды и
повесить на него конфеты. Игра заключается в том, чтобы дойти до чудо дерева. Делая
шаг, необходимо называть положительных героев сказок, вежливые слова. Дошедший до
цели срывает с дерева приз.
Вариант: можно развесить конфеты в мешочках по нескольку штук, выбрать
представителей от каждой команды. Получив приз, ребята смогут угостить своих
одноклассников.
Подведение итога занятия.
Ребята, мы сегодня говорили о ценных качествах человека. Мы говорили о
нравственности. Нравственность включает в себя такие понятия как:
благоразумие
доброжелательность
мужество
справедливость
честность
верность
уважение к старшим
трудолюбие
патриотизм.
Ребята дополняют, обсуждают.
Мы надеемся, что вы будете воспитывать и развивать в себе только положительные
качества, будете совершать честные, добрые поступки.
Список литературы:
1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в
начальной школе. – 2е изд. – М: Генезис, 2001. – 352 с.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. Спб: Издательство
«Питер», 2000 г., 304 с.3. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Книга для учащихся. – 2е изд., дораб. –
М: Просвещение, 1988. – 144 с.: ил.
4. Социализация подростков средствами досуговой деятельности. Методические
материалы. Пермь: 2010 г., 72 с.