Занятие по развитию речи

  • Документация
  • doc
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.
Иконка файла материала ЗАНЯТИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ.doc
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги. Ход занятия: /Стук в дверь/ Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Феи Грамоты из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри. (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо) Воспитатель: Сундучок­то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо: «Дорогие дети старшей группы! Пишет вам Фея Грамоты из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Феяд  Грамоты. » Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? (Ответы детей) Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке: Есть в комнате портрет, Во всём на вас похожий. Засмейтесь – и в ответ Он засмеётся тоже. Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает ключ из­за зеркала) 1Воспитатель: А ключ­то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Феи  Грамоты! Справимся с этим заданием – один замок откроем! Задание №1. Воспитатель: Помощники Фея Грамоты принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок? Дети: Мак Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук? Дети: М­м­м… Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М­м­м… Получается? А что нам мешает? Дети: Губы Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук? Дети: Согласный Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак? Дети: М­аааа­к! Звук А Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук. Дети: А­а­а… Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук? Дети: Гласный. Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный. Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ! (Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок) Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ: Не куст, а с листочками, Не человек, а разговаривает, Не рубашка, а сшита. Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! (Находят второй ключ, выполняют второе задание./ Задание №2. Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Фея Грамоты  очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Феи! Над лугами, над водой Хлынул дождик проливной, 2А потом повисло В небе коромысло.  Ребятишек радует       Цветная … (радуга). Утром дед спросил у внучки: Почему не моешь… (ручки) Михаил играл в футбол И забил в ворота…(гол) 4) Солнце светит очень ярко, Бегемоту очень … (жарко). Где обедал воробей? В зоопарке у…(зверей) У себя в саду Андрейка Поливал цветы из… (лейки) Жук упал и встать не может, Ждёт он, кто ему…(поможет) (По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ) Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Фея Грамоты: Посмотрите, дом стоит, До краёв водой налит, Без окошек, но не мрачный, С четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы – Все умелые пловцы.                           (Аквариум) 3(Дети достают ключ, он находится возле аквариума) Задание №3. Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ. «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та – ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть». Вопросы к детям: Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям? Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно) Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек. (Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков). Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой? Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик». Физминутка: Буратино потянулся,                              Руки в стороны развёл, Раз – нагнулся,                                       Ключик так и не нашёл. Два – нагнулся,                                      Чтобы ключик нам достать, Три – нагнулся.                                      Надо на носочки встать. (Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения) Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку: Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, ­ А сегодня вечерком Он раскрасит наш альбом. Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши! 4Задание №4. Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать) (Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок). Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где: Что за чудо – кирпичи Я в подарок получил. Что сложу из них – сломаю, Всё сначала начинаю. (Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.) Задание №5. Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра! Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…) Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…) Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…) Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…) Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…) Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…) (Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок). Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать: Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет! Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ) Задание №6. Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях 5которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста. А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад. Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука. (Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом) После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит! Дети: Это Печенье! Оно в форме букв! Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Феи Грамоты! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять Задания Феи Грамоты? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!  6