Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»
Оценка 4.6

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
doc
воспитательная работа
2 кл—4 кл
15.02.2017
Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»
Возродить российские традиции эпистолярного жанра, сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка, получить навыки правильного написания письма - формирование гуманных отношений в коллективе, умения сотрудничать. - формирование активной жизненной позиции, чувства сопереживания и сопричастности к вокруг происходящему, - воспитание уважения, почитания к старшим, к дому, к семье.
я пишу письмо.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»  г. Курчатова Курской области Занятие по внеурочной деятельности по программе «Школа развития речи» Тема:«Я пишу письмо» Конспект урока Тема Я пишу письмо. Цель Возродить российские традиции эпистолярного жанра, сконцентрировать внимание школьников   на ценностях родного языка, получить навыки правильного  написания письма. Задачи 1.Образовательная: ­ повторение стилей речи, знакомство с эпистолярным жанром общения выяснение стратегии создания письменного текста, строения личного письма; ­ ­ учить правильно писать личные письма, соблюдая все правила эпистолярного   жанра 2.Развивающая: ­  развитие умения и навыка правильного изложения материала, грамотного       письма, ­ обогащение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи; ­ развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. 3. Воспитательная: ­ формирование гуманных отношений в коллективе, умения сотрудничать. ­ формирование активной жизненной позиции, чувства сопереживания и  сопричастности к вокруг происходящему,  воспитание уважения, почитания к старшим, к дому, к семье. ­ Тип Открытие нового знания. Форма Проблемно – диалогическаябеседа с демонстрацией слайдов, драматизация. Методы Проблемно­диалогический, монологический, частично­поисковый,  исследовательский. Организационные формы обучения Групповая, фронтальная, индивидуальная. Средства обучения Проектор, экран, видеозапись отрывка из м/ф «Трое из Простоквашино»,  аудиозапись песни «Напиши мне письмо», словарь Ожегова, собств. ресурсы  презентация.  Предметные:  знать историю  происхождения  своего имени;  уметь объяснить  значение понятий  «письмо» и  «эпистолярный  стиль»;  анализировать письма,  анализировать  прочитанный текст,  определять его  главную мысль,  тему;  уметь работать со  словарём. Планируемые результаты Метапредметные:  понимать и  принимать учебную  задачу, планировать её выполнение;  участвовать в  работе группы;  уметь работать в  парах;  находить  необходимую  информацию в  различных  источниках;  уметь  систематизировать,  обобщать  учебный  материал, выделять  в нём главное в ходе исследовательской  Личностные  проявлять интерес к истории  происхождения  письма;  гордиться своим  именем, стремиться  не запятнать его  плохими  поступками;  бережно относиться к семейным  ценностям и  наследию прошлого деятельности Ход мероприятия: I.Мотивация познавательной активности. ­Сегодняшнее занятия я хотела бы начать словами Сократа: «Каков человек, такова его речь» ­Как вы их понимаете? (По речи можно узнать многое о человеке: умный он или глупый, как воспитан…) – Какое главное средство общения между людьми вы знаете? (Речь) ­Сегодня мы поговорим ещё об одном способе общения, которым люди пользуются очень давно. А о каком попробуйте угадать: (На   экране   записан   текст   стихотворения   С.   Маршака   «Почта»,   закрыты   слова (письмо, ящик))  ­ Прочитайте стихотворение. Письмо само никуда не пойдёт, но в ящик его опусти, Оно пробежит, пролетит, проплывёт тысячи вёрст пути. Нетрудно письму увидеть свет: ему не нужен билет. На медные деньги объедет мир, заклеенный пассажир.                                                                    С. Маршак   ­  Кого   можно   назвать   пассажиром?   Требуется   ли   пассажиру   билет?   Как   вы понимаете слова «нетрудно увидеть свет»? Почему пассажир «заклеенный»? Что это за пассажир? ­   Вставьте   в   текст   пропущенные   слова.   Прочитайте   полностью   отрывок стихотворения. (С экрана) ­ О чём будем говорить на занятии, какие задачи перед собой поставим? (О письме, узнать, какие бывают письма, как писать письма) II.Актуализация известной информации. ­Давайте теперь вспомним, какие стили речи вы знаете? (Разговорный и книжные: художественный, официально­деловой, публицистический, научный) ­А как вы думаете, к какому стилю речи относится письмо? ­ Что ещё мы должны выяснить? (К какому стилю речи относится письмо) III. Учебно­познавательная деятельность. 1.Беседа «Для чего нужны письма?»  – Для чего люди пишут письма друг другу? ­ Сейчас письма вытеснили телефон, компьютер, факс. Но не следует забывать:  письма друзьям, родным, знакомым – прекрасный способ общения, можно  рассказать о себе, о событиях важных или забавных, о своих переживаниях,  мыслях, мечтах. – Как вы думаете, сколько значений имеет слово письмо? Справка: ПИСЬМО (подготовленный ученик зачитывает из словаря Ожегова) 1) написанный текст, посылаемый для сообщения чего­нибудь кому­нибудь; 2) умение писать; 3) система графических знаков для передачи, запечатления речи; 4) манера художественного изображения – Какое из значений слова подходит к нашей теме урока? ­ Посмотрите, нам тоже пришло письмо, которое поможет разобраться с  проблемой сегодняшнего занятия. Откроем конверт и прочитаем послание. (Письма относятся к эпистолярному стилю, он был очень популярен 18­19 веках.)  ­О каком стиле говорится в записке. (Эпистолярном) ­Что относится к эпистолярному стилю? (Письмо) ­Эпистолярный стиль (от греч. epistole – письмо, послание– текст, имеющий  форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений.  ­Что ещё относится к эпистолярному стилю? (Открытки, телеграммы) ­Романы в письмах мы встретим у Пушкина, Достоевского, Чехова. Знакомьтесь  нашу гостью зовут Татьяна Ларина, она прочитает письмо из известной поэмы  А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (Инсценировка написания письма Татьяной  Лариной) Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. Но, говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне все вам скучно, А мы... ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно. ­Почему девушка, написала письмо, а не рассказала о своих чувствах при  встрече?  ­Очень трудно говорить о чувствах, а письма выручают в таких случаях. 2. Исследование «Из истории писем» ­Как же появились письма? ­Хотели,   например,   жители   африканской   деревни   сообщить   своим соседям, что у них удачно прошла охота и потому объявляется пир горой. Передать   это   надо   быстро,   пока   мясо   не   испортилось   под   жарким африканским   солнцем.   Как   быть?   Придумали.   Застучали,   загремели барабаны   –   тамтамы,   далеко   разнесся   их   рокот,   докатился   до ближайшей   деревни.   Там   послушали,   разобрались   в   условных   сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.     Другие   дымом   «переписываются»:   поднимаются   на   холмах   столбы дыма   –   выше,   ниже,   светлее,   темнее.     «Язык»   этот   понятен   многим племенам   индейцев:   война,   собирайтесь   к   ущелью,   прячьте   детей   и женщин. И   много   еще   способов   придумывали   люди:   вязали   разноцветные узелки   на   длинных   шнурах,   передавали   букеты,   т.е.   использовали   язык цветов, очень древнее изобретение.   Но у всех этих способов «переписки» было много недостатков, и самый   главный   –   неточность.   Представьте,   пожалуйста:   сидите   вы   у себя в шатре на персидском ковре, попиваете чай, вдруг появляется гонец от скифов и торжественно  раскладывает перед вами такие странные предметы:   мышь,   лягушку,   птицу   и   пять   стрел.   Попробуйте­ка разберитесь, что все это значит. А разобраться надо, потому что дело тут серьезное.  ­Поработайте в парах, посовещайтесь, что хотел передать гонец? (Работа в парах, дети совещаются, а потом высказывают свои предположения) ­Вот что, оказывается, сообщил гонец: «Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные нашими стрелами».  С рисунками тоже ненамного лучше. Надо, например, передать: «Я тебя   уважаю».   «Я»   ­   нарисуешь   себя,   «тебя»   ­   нарисуешь   его.   А   как нарисовать «уважаю»?          Нет, это просто замечательно, что люди изобрели письменность и теперь   каждый   грамотный   человек   может   написать   письмо.   Почти триста тысяч почтальонов ежедневно разносят эти письма адресатам. ­   А   как   же   письма   доставляли   раньше?   (Выступление   детей   с сообщением) 1­ый ученик: Во   многих   странах   раньше   существовала   голубиная   почта,   для которой специально вывели породу почтовых голубей. К ноге такого голубя привязывали   письмо,   и   он   летел   к   своему   дому,   доставляя   письмо адресату. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляют радио, телеграф, поезда и самолеты, голубиная почта потеряла свое значение. Однако еще совсем недавно – во время второй мировой войны – голубей использовали для доставки донесений. В Японии вывели даже новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не   подстрелит   воздушного   почтальона,   дневные   хищные   птицы   его   не схватят. 2­ой ученик: Когда­то   давно   моряки,   потерпевшие   кораблекрушение   и оставшиесяживыми, кидали в море бутылку с сообщением, где в океане расположен   остров,   куда   их   выбросили   морские   волны.   Бутылку закрывали   плотной   пробкой.   Есливезло,   бутылка   приплывала   к   какому­ нибудь   обитаемому   берегу,   где   её   могли   выловить   изводы.   А   после   — отправить   корабль   для   спасения   потерпевших.   Так   работала   когда­то «бутылочная   почта».   Такая   бутылка   была   очень   нужна,   ведь   от   неё зависела жизнь людей.  ­ Мы сегодня даже не можем представить себе, что когда­то почты вообще не существовало.   Назовите   профессию   человека,   который   разносит   письма. (Почтальон) ­Как пишется это слово? 3.Практическая работа. Правила современной переписки. ­ А сейчас   послушайте, как девятилетний мальчик из рассказа А.П.Чехова  «Ванька» отправлял письмо своему любимому дедушке (чтение отрывка  учителем).   Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».  На деревню дедушке. ­ Ребята, скажите, пожалуйста, дойдёт ли это письмо до дедушки? Почему? ­ Правильно. Правила заполнения конверта вы уже знаете. Ещё существуют  определённые правила написания письма.  ­ А современные формы и правила переписки сложились более 150 лет тому  назад. Пришли они к нам из Англии. Давайте с ними попробуем разобраться. – Кто писал сам или получал письма? – Кто имеет право распечатать и прочитать письмо? Правило 1: Полученное письмо может распечатать только адресат.  Нельзя читать чужие письма! – Будем ли отвечать на полученное письмо? Правило 2: Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это  необходимо не позднее 3­5 дней после получения. – Какие письменные принадлежности нужно приготовить? Правило 3: Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Личные  письма пишутся, как правило, от руки, аккуратным почерком, шариковой  ручкой, без исправлений. Если страниц несколько, их следует  пронумеровать. Складывают послание текстом внутрь. ­ Ребята, из каких частей состоит письмо любого вида? Правило 4: В письмах обычно бывают такие части: –приветствие– вежливое, внимательное, доброжелательное; ­вступление – рассказ о себе, о жизни, о каких­то событиях; – вопросы к другу или близкому человеку – к тому, кому письмо  адресовано; – прощание, добрые пожелания  ­подпись и дата Физминутка Упражнение 1: Привет, Юлька! Здравствуйте, мои дорогие! Уважаемый  Александр Иванович! Ну, пока! До свидания. Обнимаю вас. – Прочитайте, как обращаются и как прощаются в письмах. Можете ли вы  определить, к кому обращены письма – к ровесникам или взрослым? – Что помогло догадаться? – Как ты обратишься и как будешь прощаться в письме, если оно адресовано:  учителю; другу или подруге; родителям; инопланетянину? Правило 5: Уместно употребляй слова приветствия и прощания. Упражнение 2: Здравствуй, Петр! Твоё письмо получено и прочитано мною. На поставленные тобой вопросы  отвечаю: В данный момент прохожу обучение в четвёртом классе.  Успеваемость удовлетворительная, в связи с чем лишён удовольствия находиться на улице. Возможность нашей встречи следующим летом  будет зависеть от воли моих родителей. Прощай. Александр. – Прочитайте письмо Саши к своему другу. Представьте, что такое письмо  прислали вам. Интересно ли читать его? – Стоит ли друзьям так общаться друг с другом? – Как можно исправить Сашино письмо, чтобы его было интересно читать? Правило 6.Прежде чем писать, определи, каким должно быть письмо:  деловым, официальным или личным. Упражнение 3: Здравствуй, Анечка! Я так по тебе соскучилась! Спасибо за письмо. Я его читала и  перечитывала. Пишешь ты очень интересно. Я тоже расскажу тебе, чем  я занимаюсь. Сейчас я уже во втором классе музыкальной школы.  Выучила арпеджио, только иногда ошибаюсь на бемолях. На уроке  сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю  тональность. Я выучила фугу. Буду играть её на концерте. Мне купили  новое платье. В нём я буду выступать.  До свидания. Пиши. Настя. – Настя занимается в музыкальной школе, играет на фортепиано. А её подруга Аня музыкой не занимается. Как вы думаете, о чём забыла Настя, когда  писала письмо Ане? ­Когда пишешь письмо, помни, что не все увлекаются тем же, чем и ты. Правило 7: старайся не использовать в письмах слова, значения которых  твой адресат может не знать. Правило 8: Не забывай обращения выделять запятыми. Если пишешь  взрослому человеку, то слово Вы пиши с большой буквы. ­Как вы думаете, зачем? (Чтобы показать уважение) 4.Знакомство с письмами обучающихся и их анализ. ­Вы познакомились с правилами написания письма. А дома пробовали  писать письма другу. Зачитайте свои письма. А остальные будут слушать  и думать, соответствует ли это письмо нашим правилам. IV.Подведение итогов ­ Пора подвести итоги. Работаем в группах по карточкам. Вам нужно ответить на вопросы, выбрав подходящие слова из предложенных. Дети работают по карточкам «Проверь себя». 1. Для письма используй ___________ лист бумаги. 2. Письмо относится к ______________стилю. 3. Отвечать на письмо нужно _______________ 4. Письмо складывается текстом _____________ 5. Адрес нужно писать ________________ 6. Не забывай указать на конверте ____________ Слова   для   справок:   внутрь,   чистый,   как   можно   быстрее,   разборчиво, прощание, индекс, эпистолярному. Коллективная проверка. V.Рефлексия ­Люди пишут друг другу письма, но отправляют в наше время   их уже всё  чаще и чаще   по электронной почте.  ­ Но каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем  письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок,  который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый  почерк. Почта связывает нашу страну со всем миром.                                      Так давайте же писать друг другу письма! Получив их, адресат улыбнется,  а каждая улыбка ­ это лучик нашего солнца. ­ У вас на столе лежат улыбающиеся смайлики. И если вы согласны со  мной ва положите их в зелёный конверт, если вы сомневаетесь – в жёлтый,  а если вы со мной не согласны, положите свой смайлик в красный конверт. ­ В зелёном конверте больше всего улыбающихся смайликов, поэтому из  него выглянуло солнышко. Спасибо вам за работу.

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»

Занятие по внеурочной деятельности «Я пишу письмо»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017