Занятие познавательного цикла "Путешествие в мир одежды"
Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
Детсад
18.08.2018
Занятие познавательного цикла "Путешествие в мир одежды"
Цель:
Познакомить детей с историей создания одежды. Вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых. Сравнить
старинную и современную одежду.
Закрепить знания о назначении (верхняя, нижняя – бельё, праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная) и основных видах одежды, элементами её составляющих (детали одежды: рукава, воротник, манжеты, застёжка, кокетка, бант, оборка и др.)
Формировать представления о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды.
Уточнить основные этапы процесса изготовления одежды (в домашних условиях, в ателье, на фабрике), где и какие инструменты необходимы.
Воспитывать бережное отношение к предметам одежды, уважение к труду людей, участвующих в её изготовлении.
Продолжать развивать речь детей, учить образовывать относительные прилагательные (льняная, хлопчатобумажная, …).
Расширять глагольный словарь. Практическое усвоение приставочных глаголов (я пришиваю, я подшиваю,...).
Закреплять умение составлять описательные рассказы по наблюдению, формировать умение выражать свои мысли полно, последовательно, придерживаться плана.
Обогащать и активизировать словарь по данной теме.
Методические приемы.
Беседа, поисковые вопросы, опытническая деятельность, сюрпризные моменты, загадки, логические задачи, пословицы и поговорки, дидактические игры, ребус, физминутка.
Материалы и оборудование.
«Волшебный альбом». Ткань и мех для опытнической деятельности.
Д/И «Найди среди наложенных контуров предметы одежды и назови их». Д/И « Определи хозяина костюма». Д/И «Реши ребус». Д/И «Перепутаница». Д/И « Определи обладателя маскарадного костюма». Д/И « Кому что надо для работы». Д/и «Шейте сами». Ширма «Дом Моделей». Сюрприз
« Замечательный чемоданчик».
Предварительная работа.
Заучивание загадок об одежде, пословиц и поговорок о труде. Обучение детей составлению описательных рассказов об одежде.
Познавательное занятие - В мир Одежды-дет.сад Семицветик.doc
МДОУ №41 «Семицветик»
Занятие познавательного цикла:
«Путешествие в мир
одежды».
Подготовительная группа №6
Воспитатель: Котовская Л. И.
Консультант: психолог
Гавриловчук Е.А.
г. Тирасполь
май, 2017 г.
Цель:
Познакомить детей с историей создания одежды. Вызвать интерес к
процессу изменения и преобразования одежды взрослых. Сравнить
старинную и современную одежду.
Закрепить знания о назначении (верхняя, нижняя – бельё, праздничная,
повседневная, летняя, зимняя, демисезонная) и основных видах одежды,
элементами её составляющих (детали одежды: рукава, воротник, манжеты,
застёжка, кокетка, бант, оборка и др.)
Формировать представления о качествах и свойствах, целевом
назначении и функции предметов одежды. Уточнить основные этапы процесса изготовления одежды (в домашних
условиях, в ателье, на фабрике), где и какие инструменты необходимы.
Воспитывать бережное отношение к предметам одежды, уважение к
труду людей, участвующих в её изготовлении.
Продолжать развивать речь детей, учить образовывать относительные
прилагательные (льняная, хлопчатобумажная, …).
Расширять глагольный словарь. Практическое усвоение приставочных
глаголов (я пришиваю, я подшиваю,...).
Закреплять умение составлять описательные рассказы по наблюдению,
формировать умение выражать свои мысли полно, последовательно,
придерживаться плана.
Обогащать и активизировать словарь по данной теме.
Методические приемы.
Беседа, поисковые вопросы, опытническая деятельность, сюрпризные
моменты, загадки, логические задачи, пословицы и поговорки, дидактические
игры, ребус, физминутка.
Материалы и оборудование.
«Волшебный альбом». Ткань и мех для опытнической деятельности.
Д/И «Найди среди наложенных контуров предметы одежды и назови их». Д/И
« Определи хозяина костюма». Д/И «Реши ребус». Д/И «Перепутаница». Д/И
« Определи обладателя маскарадного костюма». Д/И « Кому что надо для
работы». Д/и «Шейте сами». Ширма «Дом Моделей». Сюрприз
« Замечательный чемоданчик».
Предварительная работа.
Заучивание загадок об одежде, пословиц и поговорок о труде. Обучение
детей составлению описательных рассказов об одежде.
1. Путешествие в прошлое одежды.
Посмотри скорей вокруг,
Сколько разных в мире брюк,
Юбок, платьев, шуб, пальто,
Шляпок, кофточек, манто.
Кто же всё это придумал,
Что за умный человек?
Ведь, наверно, это трудно
И не справиться вовек.
Ребята, как назвать одним словом все перечисленные предметы?
(одежда)
Дети, у вас нарядная одежда. Как вы думаете, всегда ли люди носили
такую одежду? (нет) Правильно. В разные времена люди носили разную одежду. А чтобы
увидеть это своими глазами, нам нужен необычный альбом. Он расскажет
увлекательную историю о появлении первой одежды.
Пусть волшебные страницы
Распахнёт для нас альбом,
Пусть покажет нам одежду
И расскажет обо всём.
Давайте попросим его заговорить: «Альбом, оживи, об одежде
расскажи!»
(Дети повторяют волшебные слова. Звучит тихая музыка).
Послушаем первую страницу, с чего всё начиналось. (Показ картинки
с изображением древнего человека, одетого в листья).
Когда–то давным–давно на нашей планете всегда было тепло, всегда
было лето. Люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой
одежды. Нечем было прикрыться от ветра или дождя. А вокруг росли
деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи,
цветы. Красота! Но ведь растениями можно не только любоваться.
Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку – прикрыться
(показ листьев, нанизанных на веточку). Хорошо придумано?
А ещё из каких растительных материалов они могли сделать себе
одежду? (из соломы, веток)
А как именно? (показ иллюстрации)
Почему одежду из листьев нельзя было долго носить? (они засыхали,
рвались)
Но постепенно на земле стало холодать. Люди начали мёрзнуть. Не
согревал даже костёр в пещере. А в этих же лесах рядом с людьми жили
разные животные. Им не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз
животным так удобно в своих шкурах, значит, и людям будет хорошо. И
люди придумали – они стали заворачиваться в шкуры убитых зверей
(показ иллюстрации – первобытный человек в шкуре животного)
Эта одежда удобнее одежды из листьев или травы? (да)
Почему? (она не засыхает, не рвётся, не ломается)
Вот у меня есть шкура. Давайте её на когонибудь накинем.
(производим действия, которые не приводят к положительному
результату, т. к. шкурка маленькая)
Почему мы не можем ни на кого её надеть?
Какая же шкура нам нужна? (от большого зверя)
Удобно ли было носить шкуру от большого зверя? (нет, она
тяжёлая, плохо держится, летом жарко)
Оказывается это неудобная одежда.
Время шло, на Земле становилось ещё холоднее, лето сменялось осенью, а
осень зимой. Людей уже не согревали шкуры животных. Нужно было ещё что нибудь надеть под шкуру. И человек научился добывать из растений волокно,
прясть пряжу и изготавливать ткань. Первую ткань человек сделал из
стебельков растения, которое называется льном.
Какая ткань получается изо льна? (льняная, прочная, лёгкая) Однако
ткань изо льна была дорогой, не каждый мог её купить. Кроме льна, люди
научились использовать хлопок.
Какая ткань получается из хлопка? (хлопчатобумажная)
В первое время люди просто обматывались тканью (показ
иллюстрации). Давайте попробуем это сделать (вызываю ребёнка и
обматываю его тканью).
Удобно ли так ходить? (нет, неудобно)
А чтонибудь делать? Почему? (падает, надо поправлять)
Тогда человек сшил края ткани нитками. Платья были длинные, до
самой земли (показ иллюстрации).
Удобно ли было так ходить, как вы думаете? Почему? (неудобно,
запутывается)
Постепенно платья укорачивались и люди пришли к одежде, которую
носим мы с вами.
Удобно ли в ней ходить и работать? А длинные платья остались только
для праздников.
Что можно сказать про современную одежду? (красивая, удобная,
практичная, качественная, яркая)
Так, что такое одежда? (это то, что человек надевает на себя)
2. Д/и «Загадай загадку о предметах одежды».
Ребята, а узнаете ли вы загадки о предметах одежды? Пусть каждый из
вас загадает 1 загадку, а остальные будут отгадывать.
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (шуба)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(шарф)
А нука, ребята, кто угадает:
На десятерых братьев двух шуб не хватает. (варежки)
Изделие из ткани, ниток, кожи, которые надевают на кисти рук.
По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл. (штаны)
Один выход, три выхода. (рубашка)
Одежда, которую надевают дома женщины. (халат)
Женская одежда от талии и ниже. (юбка)
(перчатки) Короткие чулки. (носки)
3. Д/и «Найди среди наложенных контуров
предметы одежды и назови их».
Ребята, давайте рассмотрим эту загадочную картинку. Среди наложенных
контуров есть изображения предметов одежды. Назови их. Какие предметы
лишние? К какой группе они относятся? (Кепка – головной убор, кеды –
обувь)
4. Выбор одежды в связи с условиями её
использования (сезон, место и время применения,
народная одежда области проживания).
Дети, как называют одежду, которую мы надеваем на тело? (нижняя
одежда)
А как сказать подругому? (бельё, нижнее бельё)
Какую одежду надеваем на улицу? (верхнюю)
Как называем одежду, которую мы надеваем на праздник? (праздничная,
нарядная)
Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (повседневная)
Скажите, летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду? (нет, разную)
Какую одежду мы носим летом? (летнюю)
А зимой? (зимнюю)
А между сезонами, между летом и зимой? (демисезонную)
Современная одежда очень разнообразна. Можно ли по одежде узнать, где
живёт человек? (молдавский, русский и украинский национальные костюмы.
Костюмы народов Севера)
5. Д/и «Определи хозяина костюма».
Можно ли по одежде узнать, кем работает человек?
Перечислите, людей, каких профессий мы сразу узнаём по их одежде?
(врач, милиционер, космонавт, пожарный, повар, военный, строитель…)
Поиграем в игру «Определи хозяина костюма». Взяв карточку, вы
должны назвать профессию человека и сказать, каким образом вы это
определили (это врач, потому что он одет в белый халат и в белую
шапочку с красным крестом...).
6. Д/и «Перепутаница».
Художник Хитрюшкин прислал нам загадочную картинку, Определите,
какие ошибки он допустил на этот раз. Исправьте их.
Космонавт в каске пожарного, а должен быть в скафандре. Пожарный в шлеме рыцаря, а должен быть в каске.
Рыцарь в маске для подводного плавания, а должен быть в шлеме.
Аквалангист в шлеме, а должен быть в маске для подводного плавания.
Хоккеист в скафандре, а должен быть в шлеме.
7. Д/и «Назови и покажи стиль одежды».
В разных ситуациях человек надевает разную одежду.
Как называется одежда, которую надевают спортсмены на
(спортивная одежда) Покажите карточки с её
соревнованиях?
изображением. Назовите (спортивный костюм).
А одежда для работы, это одежда какая? (рабочая) Покажите карточки с
её изображением и назовите (спецовка, рабочий комбинезон)
А одежда, в которой вы ходите дома? (домашняя) Покажите и назовите
(халат).
Как бы вы назвали одежду, в которой взрослые ходят на торжественные
вечера, собрания, деловые встречи? (деловая) Покажите карточки с её
изображением и назовите (деловой костюм для мужчины).
8. Д/и «Определи обладателя маскарадного
костюма».
Но бывают случаи, когда можно приходить в любой одежде и чем она
необычнее, тем лучше. Послушайте загадки и догадайтесь, кем однажды
оделись дети:
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше мотылька.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка… Как она мала!
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочённой карете,
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну подскажи имя её.
(Дюймовочка)
(Золушка) Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше.
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он весёлая игрушка,
И зовут его …
А мои друзья – гномы.
(Красная шапочка)
(Карлсон)
(Петрушка)
Да, ребята, вы правильно назвали имена сказочных героев, костюмы
(Белоснежка)
которых надели дети.
Куда они собрались? (на маскарад, карнавал, на Новогодний
праздник)
А что такое маскарад? (это бал, гуляние, участники которого
надевают маски, костюмы)
Покажите мне карнавальные костюмы и назовите их (костюм
Мальвины, Буратино, Пьеро, Красной Шапочки, Снежной Королевы,
Разбойницы, Белоснежки, Золушки, Дюймовочки, Петрушки, Карлсона,
Пеппи – Длинный Чулок)
9. Швейное производство одежды.
Давайте поговорим о том, откуда появилась та замечательная одежда,
которая на вас надета.
Где её шьют? (на фабриках, в ателье, в домашних условиях)
Как изготавливают швейные изделия на фабрике? (На швейную фабрику
привозят ткани. Сначала модельеры придумывают фасон – модель.
Затем в раскройном цехе её раскраивают. В швейном цехе швеи её
сшивают. Готовую одежду везут в магазины. Покупатели приобретают
её.)
Как шьют одежду в ателье? (Портной снимает мерку с заказчика,
закройщик делает выкройку, портной намётывает изделие, примеряет его
на клиента, сшивает на машинке)
10.
Д/и «Кому что надо для работы?»
Ребята! Из предложенных карточек вы должны выбрать лишь те, на
которых изображены предметы, необходимые портному для работы и
аргументировать свой выбор, т. е. указать, для чего нужен тот или иной
предмет. (Ткань, сантиметр, нитки, иголки, ножницы, манекен, швейная
машинка, напёрсток) 11.
Д/и «Шейте сами».
Сейчас мы с вами изготовим швейные изделия. Откройте конверт,
достаньте части одежды и составьте платье, юбку, сарафан и т. п., используя
детали одежды, отделку, украшения. Расскажите, что вы пришили, как
украсили своё изделие.
Примерные ответы детей:
Я пришиваю рукава и воротник к платью.
Я пришиваю карманы и хлястик к халату.
Я пришиваю к сарафанчику кокетку и оборки.
Я пришиваю к пальто воротник, карманы и пуговицы.
12. Физминутка «Портной»
Но вот портной наш шить устал.
Изза стола он быстро встал,
Расправил плечи, потянулся,
Потом он низенько нагнулся,
Затем на цыпочки поднялся,
Поприседал. И вот размялся.
К работе можно приступать.
Теперь нам долго не устать!
13. Реши ребус.
Ребята, давайте разгадаем ребус. Для игры нужно два человека.
Необходимо расставить цифры по порядку, перевернуть карточки и
прочитать написанное предложение.
Выполнив работу, дети читают «Семь раз отмерь, один отрежь».
Дети, что вы прочитали? (пословицу)
Чему она учит? (перед тем как сделать чтонибудь серьёзное, надо
всё обдумать, а потом выполнять работу)
14. Расскажи пословицу.
Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
Труд человека кормит, а лень – портит.
Длинная нитка – ленивая швея.
Не игла шьёт, а руки.
Где хотенье, там и уменье.
Поспешишь – людей насмешишь.
Язык болтает – рукам мешает.
Что делано наспех, то и сделано насмех.
Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
Было бы терпенье – будет и уменье. Умелые руки не знают скуки.
Работе время, а потехе час.
Кончил дело – гуляй смело.
Поскорее подрастай, да к работе поспевай.
15. Дом Моделей.
А хотите вместе со мной оказаться в очень интересном месте? Вот мы и
пришли. Прочитайте, как называется это место? (Дом Моделей)
Занимайте места вдоль подиума, присаживайтесь.
Ребята! Демонстрация моделей – красивое зрелище. Демонстрируются не
только модели одежды и обуви, но также причёски. Красивое платье никогда
не будет красивым, если его наденет на себя лохматый, неаккуратный
человек. В человеке всё должно быть прекрасно.
А сейчас у нас открывается показ современных моделей одежды (звучит
музыка).
Наши манекенщицы продемонстрируют новые модели,
которые
разработали художники – модельеры.
Кто желает рассказать зрителям о новинках сезона? (желающие дети
берут микрофон)
Примерные рассказы детей:
1. Наша первая модель – Накова Виктория. Обратите внимание: перед
нами девочка в джинсовом костюме тёмно – синего цвета. Брюки и
пиджак украшены вышивкой. Пиджак с отложным воротничком, с
длинными прямыми рукавами с манжетами, с маленькими
накладными карманами, застёгивается на клёпки. Под него одет
жёлтый свитер. Эта одежда для повседневной носки.
2. Наша вторая модель – Лисовская Саша. Обратите внимание: перед
нами девочка в нарядном праздничном платье малинового цвета,
сшитого из бархата. Платье пышное, с оборками, украшено
бантиками. Рукав пышный, длинный, на манжете. Широкий пояс
завязывается бантом сзади.
3. Наша третья модель – Напорчук Сергей. Обратите внимание: перед
нами мальчик в костюме – тройке кофейного цвета из шерсти.
Брюки прямые с внутренними карманами. Пиджак с накладными
карманами, с большими декоративными пуговицами, с отложным
воротником. Жилет с ложными карманчиками, застёгивается на
три маленькие пуговицы. Рубашка чёрного цвета со стоячим
воротничком. Галстук малинового цвета. Костюм предназначен
для праздника.
При описании моделей дети учитывают, что
Воротник может быть: круглым, отложным, стоечкой, широким, длинным,
узким, вышитым, кружевным… Рукав может быть: длинным, коротким, широким, узким, прямым,
расклешённым.
Манжета может быть: широкой, узкой, большой, маленькой, кружевной,
вышитой.
Карман может быть: большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным,
ложным.
Застёжки могут быть разные: пуговицы с петельками, молнии, кнопки,
клёпки, крючки, шнуровка, липучка.
Планка – длинная, короткая, широкая, узкая, вышитая, кружевная, …
Дополнительные детали: пояс, ремешок, хлястик, складки и т. д.
Ткань: шёлк, ситец, сатин, вельвет, капрон, фланель, шерсть, байка,
трикотаж, драп, хлопок, кашемир, хлопок, атлас и т. д.
16. Итог занятия.
О чём мы сегодня говорили на занятии? (Что такое одежда. Как
появилась первая одежда. Какую одежду носят в разные времена года. Какую
одежду надевают люди разных профессий. Загадывали загадки о предметах
одежды. Беседовали о том, кто и где шьёт одежду. Играли в дидактические
игры. Рассказывали пословицы о труде. Посетили Дом Моделей).
Всем знакома детская считалочка: «На златом крыльце сидели царь,
царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?»
У считалочки продолжение простое: выбирай себе профессию. Может,
ктолибо из вас, когда вырастет, станет портным?
17. Сюрприз «Замечательный чемоданчик».
Вы хорошо поработали на занятии и сказочные портные за это вам дарят
этот замечательный чемоданчик! А что же там внутри? Давайте откроем…
Сколько кукол и кукольной одежды! Вы сами сможете мастерить одежду для
кукол. Вам понравился подарок?
Занятие познавательного цикла "Путешествие в мир одежды"
Занятие познавательного цикла "Путешествие в мир одежды"
Занятие познавательного цикла "Путешествие в мир одежды"
Занятие познавательного цикла "Путешествие в мир одежды"
Занятие познавательного цикла "Путешествие в мир одежды"
Занятие познавательного цикла "Путешествие в мир одежды"
Занятие познавательного цикла "Путешествие в мир одежды"
Занятие познавательного цикла "Путешествие в мир одежды"
Занятие познавательного цикла "Путешествие в мир одежды"
Занятие познавательного цикла "Путешествие в мир одежды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.