Управление образования Витебского облисполкома Республики Беларусь
Отдел образования Оршанского райисполкома
Занятие-телепередача
"Оставим ёлочку в лесу!"
Автор-составитель: С.В. Мезит,
методист Оршанского районного эколого-биологического центра детей и молодёжи
Орша. 2016 г.
Печатается по решению методического совета Оршанского районного эколого-биологического центра детей и молодёжи.
«Оставим ёлочку в лесу». Сценарий занятия-телепередачи./ Сост.
С.В. Мезит.- Орша: ОРЭБЦДиМ,- 2016. с.11.
В предлагаемой сценарной разработке описывается технология создания условий для приобретения учащимися ОРЭБЦДиМ опыта познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности в процессе проведения занятия – телепередачи «Оставим ёлочку в лесу!».
Оршанский районный эколого-биологический центр детей и молодёжи
г.Орша, ул. Островского-19. Тел.(80216)210289
С.В. Мезит,
методист Оршанского районного эколого-биологического центра детей и молодёжи
Занятие-телепередача «Оставим ёлочку в лесу!»
Для учащихся младшего школьного возраста
Цель: создание условий
для расширения кругозора детей о необходимости
бережного отношения к соснам и елям; опыта познавательной,
коммуникативной, практической, творческой деятельности в процессе
изготовления новогодних елей из искусственного и природного
материала.
Задачи:
-расширить информацию и углубить знания учащихся о ели и сосне;
-формировать у учащихся ответственное поведение по отношению к хвойным растениям родного края;
-продолжить развитие познавательной активности и интерес у учащихся к проблеме охраны растительного мира.
План проведения.
1. Оргмомент.
2. Актуализация темы занятия.
3.
Историческая справка о традиции празднования Нового года.
(Видеодемонстрация).
4. «Чьё это?». (Мультимедийная игра).
5. Роль хвойных растений в природе и жизни человека.( Беседа).
6. Хвойные целители. (Видеодемонстрация).
7. «Хвоинка». (Викторина).
8. «Сбережём зелёную ель». (Подведение итогов выставки).
9. «Берегите сосны и ели». (Интерактивное создание листовок).
Материально-техническое обеспечение: бумажные снежинки с текстами, разрезанные половинки листьев ф. А-4 с призывными фразами, грамоты, дипломы, новогодние композиции детской выставки, клей ПВА ( 2 ед.), аудио-видео записи, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Педагогические методы: рассказ, демонстрация, соревнование, поощрение.
Ход мероприятия:
1. Оргмомент.
Звучит фонограмма весёлой новогодняя музыка. Участники мероприятия собираются в красиво убранном зале с выставкой «Сбережём зелёную ель». Каждый входящий получает жетоны различного цвета. Участники мероприятия делятся на 2 команды и рассаживаются по своим местам.
2. Актуализация темы занятия.
Ведущий 1.(Звучит вступительная фонограмма). Добрый день, дорогие ребята! В эфире детская экологическая телепрограмма...
Все вместе: «АБВГДейка»! (Звучит вступительная фонограмма программы «АБВГДейка»).
Ведущий 2. А вести нашу программу будем мы, ведущие________ (называет имя)
Ведущий 1. И ______ (называет имя)
Ведущий 2. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем Севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
Ведущий 1. А чтобы узнать, о каком растении пойдёт речь в нашей «АБВГДейке», отгадаем загадки:
Её всегда в лесу найдешь-
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Ведущий 2.
На мне колючие иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица ... . (Сосна)
Верно, сегодня речь пойдёт о растениях, которые начинаются на букву «Е» и «С»- еле и сосне!
3.
Историческая справка о традиции празднования Нового года.
(Видеодемонстрация).
Ведущий 1. А вот и первый звонок в студию (звучит фонограмма звонка)
Алло! Программа «Юный эколог» слушает Вас!
Звучит аудиозапись:
«Смолистую, колючую
Несут меня на праздник в дом.
Украсят, полюбуются
И выбросят потом!.. Помогите!»
Ведущий 2. Наши вечнозелёные красавицы просят о помощи. А какая же беда их подстерегает в преддверии Нового года?
Ведущий 1. А это мы узнаем в нашей передаче, а также постараемся вас убедить, что в Новый год лучше ставить не живую, а искусственную ёлку?»
Ведущий 2.
Ребята, а кто знает, откуда берёт своё начало обычай в Новый год ставить ёлку в доме и украшать её? По этому вопросу мы подготовили небольшой видеорепортаж. Внимание на экран!
(Демонстрация видеофрагмента)
Содержание видеофрагмента: «В конце декабря, в дни зимнего солнцестояния, древние славяне отмечали зарождение нового солнца. В эти дни люди украшали ель разными плодами и просили у духа дерева защиты от жизненных невзгод.
Впервые в Европе украшать ёлку стали в Германии. По преданию немецкий священник ( XVI в.) Мартин Лютер возвращался в канун рождества поздно ночью и обратил внимания на звёздное небо. Ему понравилось, как звёзды сияли на пушистых ветках ели. Он решил принести маленькую ёлочку домой и украсить её зажженными свечами.
Ребята, когда появилось новогодняя ёлка в России? Только 1 января 1700 года по специальному указу царя Петра I Новый год стал в России зимним праздником. Тогда впервые все дома были украшены еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками. В Москве палили из пушек и мушкетов, жгли костры на площадях, устраивали пышные фейерверки»
4. «Чьё это?». (Мультимедийная игра).
Ведущий 2.Скажем спасибо нашему видео гостю за интересный рассказ.
А сейчас мы проведём мультимедийную игру «Чьё это?». На экране вы видите слева – сосну, а справа ель. Давайте попробуем определить, какому дереву принадлежит изображение или слова. Задание понятно?
(На экран проецируются слова: теневыносливое дерево, хвоинка живет 2-3 года, светолюбивое дерево, мачты кораблей; изображения: шишка ели, хвоя сосны, скрипка, шишка сосны, хвоя ели).
Верный ответ:
Сосна |
Ель
|
хвоинка живет 2-3 года светолюбивое дерево мачты кораблей изображение хвои сосны изображение шишки сосны
|
теневыносливое дерево изображение хвои ели изображение шишка ели скрипка
|
5. Роль хвойных растений в природе и жизни человека. (Беседа).
Ведущий 1. Вернёмся к новогоднему празднику. Представьте, сколько елей и сосен погибают ежегодно. А ведь они приносят огромную пользу человеку и животным. Давайте поговорим об этом.
Ой, что это? (на экран проецируются падающие снежинки). Да это Зимушка-зима подбросила нам снежинок. Да не простых, а волшебных, с надписями! Ребята, возьмите себе по одной снежинке и прочитайте, что на них написано. (Звучит тихая новогодняя фонограмма. Дети зачитывают текст).
1 снежинка. «Ель как любое другое зелёное растение очищает воздух. Через хвоинки поглощается углекислый газ и другие вредные газы, и выделяется кислород, нужный для дыхания всему живому».
2 снежинка. «Ещё семена хвойных растений – это корм для животных. А в густом ельнике звери и птицы переживают холода и дожди».
3 снежинка. «Люди используют древесину, полученную из ели, для производства самых разных изделий. Древесина ели белая, прочная, мягкая, а музыкальные инструменты, изготовленные из нее, дают хороший звук»
4 снежинка. «Из хвои делают муку для домашних животных. С помощью различных обработок из ели изготавливают шёлковую ткань»
5 снежинка. «Сосну сажают там, где нужно оказать противодействие вредным явлениям природы. Вдоль железных дорог они задерживают снег, на берегах водоёмов - движущиеся пески. Под кронами сосен не мелеют реки».
6 снежинка. «Высокие, гладкие стволы сосен в течение многих столетий двигали бесчисленные корабли, поддерживая паруса, наполненные ветром».
7 снежинка. «Сосна – это дерево – связист. Телеграфные столбы сделаны из сосны и не боятся ни жары, ни холода, устоят даже против сильного ветра».
6. Хвойные целители. (Видеодемонстрация).
Ведущий 2.
Снежинки нам поведали много интересного. А вот о роли ели и сосны в медицине мы услышим из уст видеодоктора.
(Демонстрация видео - фрагмента)
Ведущий 1.
Мы благодарим нашего видеодоктора за столь полезные советы и продолжаем нашу программу. И сейчас для вас - викторина «Хвоинка»! (короткий музыкальный проигрыш).
7. «Хвоинка». (Викторина).
1. Как называются листья ели? (Хвоинки)
2. В каком лесу темней – в еловом или сосновом? ( В еловом)
3. Сколько лет хвоинка живёт на веточке ели? (4-6 лет)
4. Из древесины какого дерева изготавливают карандаши ( Кедр)
5. Как называется место продажи Новогодних ёлок: зелёный рынок,
ёлочный базар или хвойный супермаркет? (Ёлочный базар.)
6. Лес
из осин называется осинник, из дубов - дубрава. А как называются
хвойные леса из елей? (Ельник)
7. Я обманщица большая,
Я всех вас перехитрю:
И не ёлка, не сосна я,
А с иголками живу. (Лиственница)
8. Как часто называют ветку хвойного дерева: лапа, ласта или клешня?
(Лапа)
9. Какое хвойное дерево дало название способу подъёма на лыжах по склону?
(Ель - «ёлочка».)
10. Ель опускает ветки перед:
-дождём
-солнцем
-туманом (Дождём
8. «Сбережём зелёную ель». (Подведение итогов выставки).
Ведущий 2.Молодцы ребята! ___________ (называет имя ведущего 1), а ты не забыла, для чего мы собрались?
Ведущий 1. Помочь елям и соснам в трудную для них новогоднюю пору.
Ведущий 2. Верно. А вот чтобы ты лично для этого сделала?
Ведущий 1. А что я! Ну наверное смастерю ёлочку из какого-либо природного или искусственного материала, украшу её игрушками и будет Новый год не хуже, чем с настоящей елью!
Ведущий 1.Правильно! И таких ребят много! Свои ёлочки, новогодние панно, открытки они изготовляли на занятиях в кружках и представили на выставку «Сбережм зелёную ель». Послушаем, каковы её итоги. (Сообщение методиста об итогах выставки. Награждения грамотами и дипломами).
Я думаю, что мы все сегодня прислушаемся к призыву не ставить в своих домах натуральные ели и сосны.
Ёлку надо не срубить,
Надо склеить, сшить, сложить!
А как это сделать красиво и со вкусом, показала выставка новогодних композиций «Сбережём зелёную ель».
(Далее подводятся итоги выставки. Грамотами и дипломами награжждатся авторы лучших работ)
9. «Берегите сосны и ели». (Интерактивное создание листовок)
Ведущий 1. Давайте подведём итог нашей передачи и коротко скажем, почему же в Новый год лучше ставить в дом не живую, а искусственную ёлку?»
(Заслушиваются ответы детей)
Ведущий 1. Я рада, что вы пришли к такому решению. Давайте попробуем составить листовки, с помощью которых вы сможете убедить других ребят и взрослых о бережном отношении к елям. Наши будущие листовки будут называться «Берегите сосны и ели». Каждый из вас сейчас получит часть одной такой листовки и постарается найти ей «пару». Начинаем!
№ п\п |
Верхняя часть листовки |
Нижняя часть листовки |
1. |
Давайте же разумней будем, |
на праздник ёлку мы не сгубим! |
2. |
В лесу родилась ёлочка, Пусть там же и растёт.
|
Никто её не срубит, Домой не унесёт.
|
3. |
Мы каждую сосенку, каждую ель |
Сохраним в лесах Беларуси! |
4. |
Каждый из нас должен знать: |
наша задача – хвойный лес охранять. |
5. |
В лесу родилась ёлочка |
-там ей и расти! |
6. |
Берегите ель |
-жемчужину леса! |
Ведущий 2. Зачитаем, что получилось. (Командами зачитываются тексты листовок).
Ведущий21. А теперь мы склеим обе половинки. ( Дети склеивают листовки). Получилась самая настоящая листовка! Ребята, эти листовки вы раздайте своим друзьям, близким людям, соседям.
Ведущий 1. Наша передача подошла к концу. Давайте скажем всем елям и соснам «Ёлочка, живи!» А вам я говорю: «До свидания! До новой встречи! « С Новым Годом!».
(Звучит фонограмма инструментальной мелодии «Новогоднее попурри»)
Список использованных источников информации:
1.Багрова Л. А. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения. М…АСТ 2000г.
2.Бобылёва Л.Д., Бобылёва О.В., Экологическое воспитание младших
школьников/ Начальная школа. – 2003. – № 5. – С. 64./
3.Дмитриев Ю, Хрестоматия юного натуралиста /Авт.-сост. В.М. Вдовиченко – Мн.: ООО “Юнипресс”, 2001. – с.11./
4.
Журнал «Начальная школа» №7/2010 «Слушать природу сердцем»
Ю.Н.Скуридина, Г.В.Соболева.
5.
Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя. Новогодние
зимние викторины [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://zanimatika.narod.ru/Narabotki10_1.htm - Дата доступа:
14.11.2013
6.
Педсовет №11/2011 «Пусть ёлочки растут в лесу! Будем хранить ту
красоту!» Н.Г.Багрова
7.Сукач,Л.М. Без лица в личине. Старинные и современные
загадки/Л.М.Сукач.- ИПП «СОЖ» ГОМЕЛЬ, 1993. - 319 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.