Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель занятия: формировать исследовательские навыки, связанные с сопоставлением теории и практики – знаний, полученных на кружке «Спортивное ориентирование», уроках литературы и практического опыта ориентирования на местности. Для достижения цели были поставлены задачи: Обучающие: Познакомить учащихся с историей из жизни В.П. Астафьева, которая стала основой рассказа, научить выбирать (на примере героя рассказа) из множества способов ориентирования наиболее подходящий. Развивающие: Совершенствовать речевые умения путём анализа художественного произведения, аргументированного ответа на вопросы. Развивать навыки групповой работы. Воспитательные: Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации при составлении памятки правильного поведения в лесу. Пробудить у учащихся готовности бороться со страхом.
Иконка файла материала Внеклассное мероприятие Дмитриенко В.Н.doc
МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности   в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»                                                                                                                                                 Автор Дмитриенко Вера Николаевна                                                          учитель русского языка  и литературы МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска  .  ru)  эл.адрес: kadetsosno    @   yandex   Тип  занятия:  обобщение и систематизация знаний Цель  занятия:   формировать   исследовательские   навыки,   связанные   с сопоставлением   теории   и   практики   –   знаний,   полученных   на   кружке «Спортивное   ориентирование»,   уроках   литературы   и   практического   опыта ориентирования на местности. Для достижения цели были поставлены задачи:     Обучающие:     Познакомить учащихся с историей из жизни В.П. Астафьева, которая стала основой     рассказа,   научить   выбирать   (на   примере   героя   рассказа)   из множества способов  ориентирования наиболее подходящий.    Развивающие:                                                                                       Совершенствовать   речевые   умения   путём   анализа   художественного произведения,     аргументированного   ответа   на   вопросы.     Развивать   навыки групповой работы.         Воспитательные:         Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной  ситуации при   составлении   памятки   правильного   поведения   в   лесу.   Пробудить   у учащихся готовности бороться со страхом. Возраст:  обучающиеся 10­11 лет Изучаемые дисциплины: ОБЖ, литература. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная. Методы   работы:  чтение   и   анализ   рассказа   при   подготовке   к   игре, распределение   обязанностей   в   группе:   подготовка   сообщения,   подборка   в рассказе видов растений и птиц, составление вопросов командам­соперникам, работа с компасом.    Актуальность  заключается   в   том,   что   учеников   надо   учить   не   только   в теории, но и на практике. Не всегда такой практикой может быть собственный опыт.  Опыт  мальчика Васи будет очень полезным. Оборудование:  компьютер,   проектор,   мультимедийные   презентации   по творчеству В.Астафьева и рассказу «Васюткино озеро»  Оформление: 1Портрет В.П. Астафьева, текст рассказа «Васюткино озеро», карта России, тест по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Предварительная подготовка:   Общие   задания:   самостоятельно   прочитать   рассказ   В.П.   Астафьева   «Васюткино   озеро»;   подготовиться   к   конкурсу   «Самый   внимательный читатель рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».   Групповые задания: приготовить сообщения по способам ориентирования на местности.   написания рассказа.   Индивидуальные:   подготовить   сообщения   о   детстве   писателя,   истории Ход занятия.    I.Организационный этап. Сообщение темы и целей  занятия.       На   занятиях   кружка   мы   познакомились   со   многими   способами ориентирования. В походах некоторые из способов опробовали и убедились, что определить, где север, а где юг, не так сложно. Но одно дело знать, где север, а другое – найти дорогу домой. Сегодня мы с вами обсудим рассказ В.П.Астафьева, который вы прочли дома, и узнаем, что помогло Васе найти дорогу домой.  См. Приложение 1) по топографической карте и магнитному компасу;  по небесным светилам;  по природным и местным признакам;   по охотничьим приметам. II. Этап. Повторение известного материала: Слово учителя:  Занимаясь ориентированием, мы с вами узнали, как можно сориентироваться   в   лесу.   Давайте       вспомним,   назовем   эти   способы   и определим, когда ими можно воспользоваться. Презентация по способам ориентирования.  (   Работа учеников.  Каждый   называет   способ   и   кратко   характеризует   его   в сопровождении презентации. Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:     ­    Мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны. ­ Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их  южная сторона более пологая, чем северная.   ­   На хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны.  ­ Ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;  ­   Ветви дерева  более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;    ­   Около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны;  2­      В  середине  лета   при   длительной   жаре   трава   к  югу   от  стволов   иногда желтеет и даже сохнет, тогда, как к северу от них остается зеленой.    ­   Годовые кольца деревьев с южной стороны шире.           ­    Суслики строят норы чаще всего к югу от камня или дерева;  ­    Весной стаи перелетных птиц летят на север, осенью ­ на юг; ­     Просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии  север­юг, запад­восток;  ­       На торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток;  ­     Алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на  запад;  ­    Нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север;   ­    Вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг. ­  На склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу;   ­     Кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной. ­   В песчаных пустынях ветер создает своеобразные формы рельефа — дюны и барханы. Барханы представляют собой холмообразные  скопления песков в форме   полумесяца.   Их   выпуклая   часть   всегда   обращена   к   ветру.   С подветренной стороны склоны барханов гораздо круче, чем с наветренной, а края вытянуты в форме рогов по направлению ветра  III Этап. Работа с новым материалом.     Cлово учителя о В. Астафьеве. Показ слайда «Портрет В.П. Астафьева». (см.Приложение 2)   В.П. Астафьев  родился в 1924 году в Красноярском  крае, в селе Овсянка, на реке Енисее.  Ребята, давайте совершим небольшую заочную экскурсию в Красноярск и в то место, где родился великий писатель.     Красноярск    не молод, но и не стар: ему 365 лет. Начался он с острога, построенного   для   охраны   от   набегов   кочевников.   Сейчас   это   большой   и красивый город по обоим берегам Енисея.       В.П. Астафьев писал: «Землю люблю   свою   и   не   стаю   удивляться   её   красоте,  неистощимому   терпению   и доброте …. И жизнь предоставляла  мне постоянную  возможность  быть на природе и с природой».   Под   стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал  много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.     Детство писателя земли красноярской   была нелёгкой. Река Енисей была любимым местом и в детстве писателя, и во взрослой жизни. (Работа с картой России, см. Приложение 4)   Сообщение   ученика  о   детстве   писателя:   (Показ   слайдов:   «Красноярск», «Енисей»,  «Овсянка», «Дом В.П.Астафьева»).         Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её   он любил   безгранично.   Только   заботами   бабушки   было   скрашено   одинокое  «Сибирь»,   3сиротское детство.  Показ слайда «Бабушка».  Однако,   довелось Вите   быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Показ слайда «Детский дом». Сообщение ученика   об   участии   В.Астафьева в Великой Отечественной войне.  Показ слайда  «Солдат». Из родных мест ушёл  в 1942г. году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.    Слово учителя. Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с историей создания рассказа.        Сообщение ученика:  Впервые писательские умения стали проявляться в школьных сочинениях. Так, события, описанные в одном из сочинений, много позже   легли   в   основу   рассказа   для   детей   «Васюткино   озеро».   В   детдоме написал сочинение о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро.   Сочинение   было   признано   лучшим   и   опубликовано   в   школьном журнале,   а   затем   отправлено   в   «Пионерскую   правду».   Много   лет   спустя В.Астафьев вспомнил об этом сочинении и написал рассказ для ребят.        Слово учителя.  Наше внимание эта история привлекла   тем, что мальчик сам сориентировался   на   местности,   воспользовавшись   своим   небольшим   жизненным опытом. Что же ему помогло?   Работа с текстом рассказа и презентацией. (см. Приложение 3)            Беседа   с  учениками,   предполагаемый   ответ.  Герой     живёт  в  семье охотника. И отец, и дедушка не раз брали Васютку на охоту. И он, наблюдая за старшими, всё запоминал. Знал он и старинный порядок: «Идёшь в лес ­ бери еду, бери спички».            Вот и в этот раз, когда Вася шёл по тайге, он следил за пометами на деревьях и думал, что всякая таёжная дорога начинается с затесей. Затеси ­ это охотничий ориентир в лесу в виде меток на стволах деревьях: «Сделает человек   зарубку   на       одном   дереве,   отойдёт   немного,   ещё   топором тюкнет, потом ещё».        Когда мальчик погнался за глухарём, он увлёкся охотой, потеряв затеси, и не узнавал свой привычный лес. Он быстро сориентировался, где север, где юг по деревьям: «Голый ствол у ели ­ значит в ту сторону север, а где ветвей больше там юг».  Но эти знания не помогли   выйти  из леса.          Когда он понял, что заблудился, сначала испугался, впал в отчаяние, а потом   взял   себя   в   руки.   Опыт   охотников   помог   ему   приготовить   ужин   и переночевать. А на утро он снова попытался сориентироваться. Вася залез на дерево, чтобы увидеть лиственный лес, так как он растёт вдоль рек, а по реке всегда можно выйти к жилью человека. Не увидев жёлтых деревьев, мальчик решил пойти на север, так как знал, что через 100 километров тайга кончается и начинается тундра, где будет больше света и не будет угрюмого леса. Он прошёл целый день, когда вдруг заметил среди мха  тощие стебли травы и сделал вывод, что впереди Енисей. Но это оказалось озеро, которое накормило его. В этом озере было много белой рыбы.            На следующее утро герой увидел принесённую водой утку, которую подстрелил. И мальчик сделал вывод, что в озеро впадает     река.   Поэтому 4надо было идти вдоль озера и искать эту речку. Когда он вышел на берег реки, «от радости совсем очумел»: ­ Енисеюшка! Славный, хороший… ­ шмыгая Васютка носом и размазывал грязными руками слёзы по лицу.        Мальчик  думал, куда идти – вверх или вниз по течению, но решил, что лучше остаться на месте и   ждать проходящее судно. Он приготовил дрова для костра – так скорей заметят. И его спасли.        Оказалось, что Васютка прошел за пять дней 60 километров.   Он спасся, потому что был опыт и знания: 1.Умение   ориентироваться   и   определять   стороны   света     по   природным приметам. 2.Ходить по зетесям, зная, что это главные охотничьи ориентиры. 3.Знание того, что спасение в реке, которая приведет к  жилью, и    умение найти реку. 4.Васютка сумел совладать с собой, не раскиснуть, не испугаться, взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение.      Слово учителя. Ребята, вы убедились, что те способы, которые мы изучали на кружке, помогли и Васе. Мы с вами были в лесу. Вспомните, что точно указывает на север?        Отчет  ребят   о   проверке   способов   ориентирования   на   местности ../Documents/Литература/Внеклассные   мероприятия/Занятие   кружка   по   спортивному ориентированию/на конкурс/Приложение 9. Наш опыт ориентирования.ppt     Задание: Викторина внимательного читателя (см. Приложение 6)    Задание: Кроссворд по рассказу «Васюткино озеро» (см. Приложение5) Учитель:  Я   хочу   пожелать   вам,   чтобы   у   вас   в   жизни   не   было   подобных ситуаций.  А для этого надо уметь вести себя в лесу. Поэтому сейчас все вместе составим памятку неопытному туристу. Какие советы вы дадите тем, кто идет в лес?   «Памятка идущему в лес». 1. Подумай тщательно маршрут. 2. Не забудь взять компас.  3.Возьми спички для костра. 4.Захвати с собой теплые вещи. 5.Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы). Если всё же вы заблудились? Что необходимо знать, чтобы не пропасть в лесу? Составляем памятку  «Если ты заблудился в лесу». 1. 2. 3. Не паникуй, успокойся. Прекрати бесполезное движение,  Осмотри место, где находишься. 54. 5. 6. 7. Собери хворост, дрова для костра (на ночь). Разожги костер, приготовь пищу. Подготовь из веток, травы место для ночлега. Спокойно ожидай спасателей, родственников. Слово   учителя.  Пусть   вам   пригодятся   эти   знания.     А   сейчас   проверим, насколько вы были внимательны, читая рассказ и работая на сегодняшнем занятии. (Рефлексия деятельности учащихся, работа с тестами). по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» Тест  1. Жанр произведения: а) рассказ;      б) повесть;      в) сказка­быль. 2. В основе произведения лежит: а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;  б) изображение природы Сибири; в) повествование о приключениях героя. 3. Васютка бродил по лесу: а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;  б) выполняя поручение отца;  в) ради удовольствия. 4. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу: а) тетерев;     б) глухарь;    в) кедровка. 5. Когда Васютка понял, что заблудился, он: а) горько плакал;     б) запаниковал;      в) решил не сдаваться. 6. Открытие, которое сделал Васютка, увидел у перешейка подбитую птицу: а) в озере есть водоворот;    б) озеро проточное;   в) ветер принесёт непогоду. 7. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:        а) речка;   б) болото;    в) озеро. 8. Васютка решился использовать последний патрон, потому что: а) его заметили с бота;  б) его не заметили с бота; в) он был очень рад рыбакам. 9. Родные Васютки: а) были уверены в том, что он сам найдется;  б) потеряли надежду найти его; в) продолжали искать и надеяться. 10. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря: а) богатейшей флоре и фауне; б) теплой осенней погоде;  в) умениям и навыкам таежного жителя. 11. Найдя озеро, Васютка: а) стал известным на всю страну; б) зазнался; в) принес пользу стране. 12. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.  6а) «С тайгой надо дружить!»; б) «Тайга хлипких не любит!»;  в) «В тайге одному делать нечего!». Ответы: 2 в 3 а 1 а 4 б 5 в 6 б 7 а 8 б 9 в 10 в 11 в 12 б Вывод:  Способов   ориентирования   на   местности       много.   Их   надо   знать, потому что заблудиться можно не только в лесу, но и в незнакомом городе. Но  в  городе  можно  обратиться  к  прохожим, а в  лесу  придется  надеяться только  на  себя. Главное   не  испугаться  и  не  растеряться.  Тогда  и опыт, и знания можно будет применить и спасти себя, как это сделал герой рассказа В.Астафьева,   в  сердце   которого   сначала     зародился   пронизывающий   ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Но потом Васютка     сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение.   Не  знаем, как бы мы повели себя на месте этого мужественного   мальчика,   так   как     еще   не   попадали   в   ситуации,   которые требуют от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих   практических   знаний   и   умений.  Однако       точно   знаем,  что   любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает, так же как и Васютку спасли знания и опыт. (См. Фотоотчет о мероприятии) Список литературы: Бардин   К.В.     Азбука туризма   (часть 4. ТУРИСТ В ПУТИ).М.2003, ­ 1. Астафьев В.П. Васюткино озеро// В.Астафьев. Конь с розовой  гривой,       М.: Изд­во «Детская лит­ра», 2001. – с.5­45.  2. 240с. 3. Ильин   А.   А.   Школа   выживания   в   природных   условиях.­   М.:   Изд­во Эксмо, 2002 4. Куприн А.М. На местности и по карте. М.: Недра, 1982. – 112с. 5. Некляев С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях погоды.  – М.Владос, 2003,  –  240 с.  6. А.В.Серебреников Туристская топография. М.: Профиздат 1985 7