Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Оценка 5

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Оценка 5
Работа в классе +1
doc
воспитательная работа +2
4 кл—6 кл
14.04.2018
Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Цель занятия: формировать исследовательские навыки, связанные с сопоставлением теории и практики – знаний, полученных на кружке «Спортивное ориентирование», уроках литературы и практического опыта ориентирования на местности. Для достижения цели были поставлены задачи: Обучающие: Познакомить учащихся с историей из жизни В.П. Астафьева, которая стала основой рассказа, научить выбирать (на примере героя рассказа) из множества способов ориентирования наиболее подходящий. Развивающие: Совершенствовать речевые умения путём анализа художественного произведения, аргументированного ответа на вопросы. Развивать навыки групповой работы. Воспитательные: Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации при составлении памятки правильного поведения в лесу. Пробудить у учащихся готовности бороться со страхом.
Внеклассное мероприятие Дмитриенко В.Н.doc
МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности   в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»                                                                                                                                                 Автор Дмитриенко Вера Николаевна                                                          учитель русского языка  и литературы МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска  .  ru)  эл.адрес: kadetsosno    @   yandex   Тип  занятия:  обобщение и систематизация знаний Цель  занятия:   формировать   исследовательские   навыки,   связанные   с сопоставлением   теории   и   практики   –   знаний,   полученных   на   кружке «Спортивное   ориентирование»,   уроках   литературы   и   практического   опыта ориентирования на местности. Для достижения цели были поставлены задачи:     Обучающие:     Познакомить учащихся с историей из жизни В.П. Астафьева, которая стала основой     рассказа,   научить   выбирать   (на   примере   героя   рассказа)   из множества способов  ориентирования наиболее подходящий.    Развивающие:                                                                                       Совершенствовать   речевые   умения   путём   анализа   художественного произведения,     аргументированного   ответа   на   вопросы.     Развивать   навыки групповой работы.         Воспитательные:         Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной  ситуации при   составлении   памятки   правильного   поведения   в   лесу.   Пробудить   у учащихся готовности бороться со страхом. Возраст:  обучающиеся 10­11 лет Изучаемые дисциплины: ОБЖ, литература. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная. Методы   работы:  чтение   и   анализ   рассказа   при   подготовке   к   игре, распределение   обязанностей   в   группе:   подготовка   сообщения,   подборка   в рассказе видов растений и птиц, составление вопросов командам­соперникам, работа с компасом.    Актуальность  заключается   в   том,   что   учеников   надо   учить   не   только   в теории, но и на практике. Не всегда такой практикой может быть собственный опыт.  Опыт  мальчика Васи будет очень полезным. Оборудование:  компьютер,   проектор,   мультимедийные   презентации   по творчеству В.Астафьева и рассказу «Васюткино озеро»  Оформление: 1 Портрет В.П. Астафьева, текст рассказа «Васюткино озеро», карта России, тест по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Предварительная подготовка:   Общие   задания:   самостоятельно   прочитать   рассказ   В.П.   Астафьева   «Васюткино   озеро»;   подготовиться   к   конкурсу   «Самый   внимательный читатель рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».   Групповые задания: приготовить сообщения по способам ориентирования на местности.   написания рассказа.   Индивидуальные:   подготовить   сообщения   о   детстве   писателя,   истории Ход занятия.    I.Организационный этап. Сообщение темы и целей  занятия.       На   занятиях   кружка   мы   познакомились   со   многими   способами ориентирования. В походах некоторые из способов опробовали и убедились, что определить, где север, а где юг, не так сложно. Но одно дело знать, где север, а другое – найти дорогу домой. Сегодня мы с вами обсудим рассказ В.П.Астафьева, который вы прочли дома, и узнаем, что помогло Васе найти дорогу домой.  См. Приложение 1) по топографической карте и магнитному компасу;  по небесным светилам;  по природным и местным признакам;   по охотничьим приметам. II. Этап. Повторение известного материала: Слово учителя:  Занимаясь ориентированием, мы с вами узнали, как можно сориентироваться   в   лесу.   Давайте       вспомним,   назовем   эти   способы   и определим, когда ими можно воспользоваться. Презентация по способам ориентирования.  (   Работа учеников.  Каждый   называет   способ   и   кратко   характеризует   его   в сопровождении презентации. Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:     ­    Мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны. ­ Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их  южная сторона более пологая, чем северная.   ­   На хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны.  ­ Ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;  ­   Ветви дерева  более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;    ­   Около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны;  2 ­      В  середине  лета   при   длительной   жаре   трава   к  югу   от  стволов   иногда желтеет и даже сохнет, тогда, как к северу от них остается зеленой.    ­   Годовые кольца деревьев с южной стороны шире.           ­    Суслики строят норы чаще всего к югу от камня или дерева;  ­    Весной стаи перелетных птиц летят на север, осенью ­ на юг; ­     Просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии  север­юг, запад­восток;  ­       На торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток;  ­     Алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на  запад;  ­    Нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север;   ­    Вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг. ­  На склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу;   ­     Кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной. ­   В песчаных пустынях ветер создает своеобразные формы рельефа — дюны и барханы. Барханы представляют собой холмообразные  скопления песков в форме   полумесяца.   Их   выпуклая   часть   всегда   обращена   к   ветру.   С подветренной стороны склоны барханов гораздо круче, чем с наветренной, а края вытянуты в форме рогов по направлению ветра  III Этап. Работа с новым материалом.     Cлово учителя о В. Астафьеве. Показ слайда «Портрет В.П. Астафьева». (см.Приложение 2)   В.П. Астафьев  родился в 1924 году в Красноярском  крае, в селе Овсянка, на реке Енисее.  Ребята, давайте совершим небольшую заочную экскурсию в Красноярск и в то место, где родился великий писатель.     Красноярск    не молод, но и не стар: ему 365 лет. Начался он с острога, построенного   для   охраны   от   набегов   кочевников.   Сейчас   это   большой   и красивый город по обоим берегам Енисея.       В.П. Астафьев писал: «Землю люблю   свою   и   не   стаю   удивляться   её   красоте,  неистощимому   терпению   и доброте …. И жизнь предоставляла  мне постоянную  возможность  быть на природе и с природой».   Под   стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал  много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.     Детство писателя земли красноярской   была нелёгкой. Река Енисей была любимым местом и в детстве писателя, и во взрослой жизни. (Работа с картой России, см. Приложение 4)   Сообщение   ученика  о   детстве   писателя:   (Показ   слайдов:   «Красноярск», «Енисей»,  «Овсянка», «Дом В.П.Астафьева»).         Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её   он любил   безгранично.   Только   заботами   бабушки   было   скрашено   одинокое  «Сибирь»,   3 сиротское детство.  Показ слайда «Бабушка».  Однако,   довелось Вите   быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Показ слайда «Детский дом». Сообщение ученика   об   участии   В.Астафьева в Великой Отечественной войне.  Показ слайда  «Солдат». Из родных мест ушёл  в 1942г. году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.    Слово учителя. Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с историей создания рассказа.        Сообщение ученика:  Впервые писательские умения стали проявляться в школьных сочинениях. Так, события, описанные в одном из сочинений, много позже   легли   в   основу   рассказа   для   детей   «Васюткино   озеро».   В   детдоме написал сочинение о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро.   Сочинение   было   признано   лучшим   и   опубликовано   в   школьном журнале,   а   затем   отправлено   в   «Пионерскую   правду».   Много   лет   спустя В.Астафьев вспомнил об этом сочинении и написал рассказ для ребят.        Слово учителя.  Наше внимание эта история привлекла   тем, что мальчик сам сориентировался   на   местности,   воспользовавшись   своим   небольшим   жизненным опытом. Что же ему помогло?   Работа с текстом рассказа и презентацией. (см. Приложение 3)            Беседа   с  учениками,   предполагаемый   ответ.  Герой     живёт  в  семье охотника. И отец, и дедушка не раз брали Васютку на охоту. И он, наблюдая за старшими, всё запоминал. Знал он и старинный порядок: «Идёшь в лес ­ бери еду, бери спички».            Вот и в этот раз, когда Вася шёл по тайге, он следил за пометами на деревьях и думал, что всякая таёжная дорога начинается с затесей. Затеси ­ это охотничий ориентир в лесу в виде меток на стволах деревьях: «Сделает человек   зарубку   на       одном   дереве,   отойдёт   немного,   ещё   топором тюкнет, потом ещё».        Когда мальчик погнался за глухарём, он увлёкся охотой, потеряв затеси, и не узнавал свой привычный лес. Он быстро сориентировался, где север, где юг по деревьям: «Голый ствол у ели ­ значит в ту сторону север, а где ветвей больше там юг».  Но эти знания не помогли   выйти  из леса.          Когда он понял, что заблудился, сначала испугался, впал в отчаяние, а потом   взял   себя   в   руки.   Опыт   охотников   помог   ему   приготовить   ужин   и переночевать. А на утро он снова попытался сориентироваться. Вася залез на дерево, чтобы увидеть лиственный лес, так как он растёт вдоль рек, а по реке всегда можно выйти к жилью человека. Не увидев жёлтых деревьев, мальчик решил пойти на север, так как знал, что через 100 километров тайга кончается и начинается тундра, где будет больше света и не будет угрюмого леса. Он прошёл целый день, когда вдруг заметил среди мха  тощие стебли травы и сделал вывод, что впереди Енисей. Но это оказалось озеро, которое накормило его. В этом озере было много белой рыбы.            На следующее утро герой увидел принесённую водой утку, которую подстрелил. И мальчик сделал вывод, что в озеро впадает     река.   Поэтому 4 надо было идти вдоль озера и искать эту речку. Когда он вышел на берег реки, «от радости совсем очумел»: ­ Енисеюшка! Славный, хороший… ­ шмыгая Васютка носом и размазывал грязными руками слёзы по лицу.        Мальчик  думал, куда идти – вверх или вниз по течению, но решил, что лучше остаться на месте и   ждать проходящее судно. Он приготовил дрова для костра – так скорей заметят. И его спасли.        Оказалось, что Васютка прошел за пять дней 60 километров.   Он спасся, потому что был опыт и знания: 1.Умение   ориентироваться   и   определять   стороны   света     по   природным приметам. 2.Ходить по зетесям, зная, что это главные охотничьи ориентиры. 3.Знание того, что спасение в реке, которая приведет к  жилью, и    умение найти реку. 4.Васютка сумел совладать с собой, не раскиснуть, не испугаться, взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение.      Слово учителя. Ребята, вы убедились, что те способы, которые мы изучали на кружке, помогли и Васе. Мы с вами были в лесу. Вспомните, что точно указывает на север?        Отчет  ребят   о   проверке   способов   ориентирования   на   местности ../Documents/Литература/Внеклассные   мероприятия/Занятие   кружка   по   спортивному ориентированию/на конкурс/Приложение 9. Наш опыт ориентирования.ppt     Задание: Викторина внимательного читателя (см. Приложение 6)    Задание: Кроссворд по рассказу «Васюткино озеро» (см. Приложение5) Учитель:  Я   хочу   пожелать   вам,   чтобы   у   вас   в   жизни   не   было   подобных ситуаций.  А для этого надо уметь вести себя в лесу. Поэтому сейчас все вместе составим памятку неопытному туристу. Какие советы вы дадите тем, кто идет в лес?   «Памятка идущему в лес». 1. Подумай тщательно маршрут. 2. Не забудь взять компас.  3.Возьми спички для костра. 4.Захвати с собой теплые вещи. 5.Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы). Если всё же вы заблудились? Что необходимо знать, чтобы не пропасть в лесу? Составляем памятку  «Если ты заблудился в лесу». 1. 2. 3. Не паникуй, успокойся. Прекрати бесполезное движение,  Осмотри место, где находишься. 5 4. 5. 6. 7. Собери хворост, дрова для костра (на ночь). Разожги костер, приготовь пищу. Подготовь из веток, травы место для ночлега. Спокойно ожидай спасателей, родственников. Слово   учителя.  Пусть   вам   пригодятся   эти   знания.     А   сейчас   проверим, насколько вы были внимательны, читая рассказ и работая на сегодняшнем занятии. (Рефлексия деятельности учащихся, работа с тестами). по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» Тест  1. Жанр произведения: а) рассказ;      б) повесть;      в) сказка­быль. 2. В основе произведения лежит: а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;  б) изображение природы Сибири; в) повествование о приключениях героя. 3. Васютка бродил по лесу: а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;  б) выполняя поручение отца;  в) ради удовольствия. 4. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу: а) тетерев;     б) глухарь;    в) кедровка. 5. Когда Васютка понял, что заблудился, он: а) горько плакал;     б) запаниковал;      в) решил не сдаваться. 6. Открытие, которое сделал Васютка, увидел у перешейка подбитую птицу: а) в озере есть водоворот;    б) озеро проточное;   в) ветер принесёт непогоду. 7. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:        а) речка;   б) болото;    в) озеро. 8. Васютка решился использовать последний патрон, потому что: а) его заметили с бота;  б) его не заметили с бота; в) он был очень рад рыбакам. 9. Родные Васютки: а) были уверены в том, что он сам найдется;  б) потеряли надежду найти его; в) продолжали искать и надеяться. 10. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря: а) богатейшей флоре и фауне; б) теплой осенней погоде;  в) умениям и навыкам таежного жителя. 11. Найдя озеро, Васютка: а) стал известным на всю страну; б) зазнался; в) принес пользу стране. 12. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.  6 а) «С тайгой надо дружить!»; б) «Тайга хлипких не любит!»;  в) «В тайге одному делать нечего!». Ответы: 2 в 3 а 1 а 4 б 5 в 6 б 7 а 8 б 9 в 10 в 11 в 12 б Вывод:  Способов   ориентирования   на   местности       много.   Их   надо   знать, потому что заблудиться можно не только в лесу, но и в незнакомом городе. Но  в  городе  можно  обратиться  к  прохожим, а в  лесу  придется  надеяться только  на  себя. Главное   не  испугаться  и  не  растеряться.  Тогда  и опыт, и знания можно будет применить и спасти себя, как это сделал герой рассказа В.Астафьева,   в  сердце   которого   сначала     зародился   пронизывающий   ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Но потом Васютка     сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение.   Не  знаем, как бы мы повели себя на месте этого мужественного   мальчика,   так   как     еще   не   попадали   в   ситуации,   которые требуют от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих   практических   знаний   и   умений.  Однако       точно   знаем,  что   любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает, так же как и Васютку спасли знания и опыт. (См. Фотоотчет о мероприятии) Список литературы: Бардин   К.В.     Азбука туризма   (часть 4. ТУРИСТ В ПУТИ).М.2003, ­ 1. Астафьев В.П. Васюткино озеро// В.Астафьев. Конь с розовой  гривой,       М.: Изд­во «Детская лит­ра», 2001. – с.5­45.  2. 240с. 3. Ильин   А.   А.   Школа   выживания   в   природных   условиях.­   М.:   Изд­во Эксмо, 2002 4. Куприн А.М. На местности и по карте. М.: Недра, 1982. – 112с. 5. Некляев С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях погоды.  – М.Владос, 2003,  –  240 с.  6. А.В.Серебреников Туристская топография. М.: Профиздат 1985 7

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Занятие туристического кружка «Способы ориентирования на местности в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Скачать файл