Занятие внеурочной деятельности в 3 классе “Сохраним традиции и культуру народов Поволжья”
Оценка 4.6

Занятие внеурочной деятельности в 3 классе “Сохраним традиции и культуру народов Поволжья”

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа
3 кл
09.06.2017
Занятие внеурочной деятельности в 3 классе “Сохраним традиции и культуру народов Поволжья”
Презентация, рассказывающая о большой проделанной работе по проекту.
Сохраним традиции и культуру народов Поволжья.doc

МБОУ  “Пригородная СШ”

 

 

 

 

 

 

 

Занятие внеурочной деятельности в 3А классе

“Сохраним традиции и культуру народов Поволжья

Провела БойкоТ.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2017г.

1.                 Основной целью  является воспитание толерантности как нравственного качества личности детей на основе их знакомства с поликультурным наследием народов, проживающих в районе Поволжья.

2.                 Развивать у учащихся этническое самосознание.

3.                 Способствовать укреплению народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.

4.                 Формировать компоненты толерантного поведения у детей: доброжелательность, внимательное отношение к другому, бесконфликтное общение, эмпатические способности, общительность, сотрудничество, коммуникативную толерантность, самопринятие и принятие других.

 

Ход мероприятия.

1. Народы России

Показ фрагмента фильма “Мы живём в России”.

Ученик1

 Живут в России разные                                         Один – рыбак с рожденья,

Народы с давних пор.                                            Другой – оленевод.

Одним Тайга по нраву,                                          Один кумыс готовит,

Другим – степной простор.                                    Другой готовит мёд.

У каждого народа                                                  Одним милее осень,

Язык свой и наряд.                                                Другим милей весна.

Один черкеску носит,                                            А Родина – Россия

Другой надел халат.                                               У нас у всех одна.

 

Учитель:. А что такое Родина?

Д:  Родина! Это страна, в которой мы родились и живем. Это поля, леса и реки.

Д: Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка, сестренки и братишки.

Д: Это место, где стоит наша школа.

Д: Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю.

Д: Это самое дорогое, что есть у человека.

У каждого человека есть своя малая  родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Ведь мы хотим быть настоящими патриотами, любить и уважать свой Родной край и знать о нем как можно больше. 

Учитель: Ребята, посмотрите, кого вы видите на доске?

Учитель:  Правильно! Нарисованы разные народы, населяющие наш край. Попробуйте назвать их. Молодцы! (Живут русские, татары, немцы, украинцы, мордва, марийцы, удмурты, чуваши, казахи, грузины, чеченцы, узбеки, таджики, азербайджанцы).

В Ульяновской области по переписи 2010 года проживает: русских – 901 272 (73,6%), татар – 149 873(12,2%), чуваш – 94 970(7,7%), мордвы – 38 977(3,2%), украинцев – 10 484(0,9%), азербайджанцев – 5 006(0,36%), других национальностей – 20 164(1,6%) У вас в классе тоже учатся дети разных национальностей.

- А чем, по вашим  наблюдениям,  они отличаются?

Учитель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.

Сегодня мы окунёмся в культуру  народов Поволжья. В этом году мы с вами начали ознакомление с народами Поволжья.(2-5 сл) На  классных  часах,  в музее вы знакомились с традициями, историей, культурой, бытом народов, проживающих на территории Поволжья. Мы с вами разучивали  игры, читали сказки, раскрашивали национальные костюмы, рисовали жилища  этих народов. Все свои знания  мы оформили в презентации «Народы Поволжья». И сегодня мы представляем итоги нашей работы.

-Как вы думаете, у этих народов  есть что-то общее? Давайте сегодня сравним эти народы. (6 сл)

Ученик 3 «Поволжский край, моя земля

Родимые просторы!

У нас и реки и поля

Холмы, леса и горы

Народы, как одна семья

Хотя язык их разный

Но дружбой мы своей сильны

И мы живем прекрасно»

2.Национальные костюмы

Учитель: Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа. Одежда служила не только защитой от непогоды, но и украшением. Сейчас считается модным иметь такой костюм в своем гардеробе. Или же просто иметь одежду с национальными мотивами и элементами. Традиции, касающиеся национального костюма, передавались из поколения в поколение. Рассмотрим, какие же они  народные костюмы ?

Ученик: На Руси мужчины носили косоворотки и штаны – порты. Ворот косоворотки, рукава и низ украшали вышивкой. На голове мужчины носили картуз, а на ногах лапти. Женщины носили длинные рубахи, а поверх рубах одевали сарафаны. Украшали его вышивкой и лентами. На голове носили кокошник, тоже украшенный лентами, бусами.

Дополнение учителя:

Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, девушки могли ходить с открытой головой. Они заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. Сарафаны носили обязательно подпоясанные. В народе пояс считался оберегом, использовался в обрядах, был ритуальным. Рубахи украшали вышивками по подолу, рукавам и вороту, что было далеко не случайным. Это не только украшение, но, главное, вышивка была магическим оберегом от зла, болезней и располагалась там, где открывался доступ к телу. В орнаменте использовали изображения птиц, растительные мотивы. Дополнением к русскому женскому костюму были распространены стеклянные красные круглые бусы, «янтарь», бисер. В одежде преобладал красный цвет. Красный цвет - цвет огня, считалось, что он отпугивал нечистую силу. Зеленый цвет символизировал растительный мир. Оранжевый назывался цветом солнечного света и тепла. Голубой цвет - символ воды и неба. Черный цвет символизировал землю вечный покой.

Мужская одежда состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.

 

Ученик: Основными элементами татарской одежды была рубаха, украшенная растительным орнаментом-вышивкой, и носили штаны. На голове носили тюбетейку. Женщины носили платье с длинными рукавами и носили длинные шаровары. Поверх платья носили жилет, украшенный растительным орнаментом, на голове носили платок и калфак. На  ноги  надевали сапоги – ичиги.

Дополнение учителя: Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего производства или покупных. Нижней одеждой мужчин и женщин были рубаха туникообразного кроя, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким шагом. Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной, к ней относился камзол, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. Головным убором мужчин была тюбетейка разных форм, поверх нее в холодную погоду надевали меховую шапку, а летом войлочную шляпу. Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве Женщины носили много украшений – серьги, подвески к косам, нагрудные украшения, перевязи, браслеты, при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты.

Ученик:  Женщины чуваши носили головные уборы: покрывала или шапки, украшенные бисером и серебряными монетами. Костюмы их обшиты монетами, как воинские доспехи. Мужчины в качестве одежды носили халаты кафтаны. На голове носили суконные шляпы или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги.

Дополнение учителя: Основу женской и мужской одежды составляла белая рубаха с вышитыми узорами по обеим сторонам груди, по рукавам, вдоль продольных швов и по подолу. Контур узоров выполнялся чёрными нитками, в их расцветке преобладал красный цвет, дополнительными были зелёный, жёлтый и тёмно-синий. Главными узорами были нагрудные розетки или ромбовидные фигуры из красных домотканых или ситцевых лент.

Мужские рубахи орнаментировались скромнее. Девушки носили нарядные округлые шапочки тухъя, украшенные бисерным шитьем и серебряными монетами. Замужние женщины обязательно покрывали голову сурпаном — белой полосой тонкого холста с орнаментированными концами, которые укладывались на плечо и вдоль спины. На праздники одевали нарядный головной убор хушпу, который отличался богатым монетным декором и наличием вертикальной наспинной части. Единый ансамбль с нарядными головными уборами составляли украшения из монет, бисера, бус, кораллов и раковин каури.

Учитель: надеемся, что вы внимательно слушали рассказы о национальной одежде. Так как вам сейчас предстоит выполнить наше задание (Что заметили общего в национальных костюмах русского, татарского и чувашского народа?)
Задание группам(3группы уч-ся представляют русский, татарский и чувашский народ)
 (Выигравшая команда в этом конкурсе получает жетон)

-Назовите головные уборы народов Поволжья (кокошник, лента, платок; «такия», «калфак» - татары; «тухья», «масмак», «сурпан», «калпак» - чуваши;

-Назовите «украшения» одежды (талисманы, обереги, фибулы, раковины-ужовки; перевязи перекинутые через плечо: «хэсите» - татары, «теветь» - чуваши; пояса - «саре» - чуваши);

-Назовите обувь; (сапоги, чеботы, лапти, сапоги-ичиги);

-Ювелирные украшения и их отличительные особенности.

Вывод: Работая над данным проектом мы сделали вывод, что у многих народов рубаха являлась  частью национальной одежды, повседневной обувью являлись лапти, а праздничной -  кожаные сапоги

3.Традиции народов: В старину люди обращали внимание как их дети играют с куклами. Так, если дети были усердно заняты игрой с куклами, то семья будет крепкой и хорошей. Однако русская игровая кукла занимала не главную роль в жизни людей. Основное внимание куклам уделялось в обрядах. Русские куклы играли главные роли в праздничных и бытовых народных обрядах, в традициях славян. Это были обрядовые, обереговые куклы. Старинные русские куклы делались из того, что было под руками. Солома, деревья, ветки, кусочки ткани, веревки, сухая трава, мох — все это было материалами при изготовлении народных поделок. Национальные куклы появились в чувашском прикладном искусстве сравнительно недавно. Их предки- деревенские куколки: куклы из мочалки, соломенные куклы, куклы-поленья, куклы-закрутки, куклы-обереги и т.д. Однако корни лежат глубже, в древней обрядовой скульптуре и фигурках-оберегах, которые имелись в каждом доме и передавались по наследству.

Традиционная татарская кукла делается из шерстяных ниток. Имен татары куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями.  «Все народные татарские куклы делалась так, чтобы ребенок мог задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам. В русском селе делались похожие куклы-скрутки, они тоже были без лица.

Мы изготовили куклы Мартинички из ниток. Их дарили на память, прикрепляли к одежде как обереги. В настоящее время национальные куклы шьются в народных костюмах. А дети всё также играют ими и даже поют им колыбельные песни.

. Человек родился!. Среднее Поволжье является бездонным источником, из которого можно почерпнуть массу сведений о традициях, обрядах, обычаях воспитания подрастающего поколения. Эти традиции воспитания принято называть народной педагогикой. Общим для всех народов является и то, что ребенок воспитывался в процессе трудовой деятельности, с раннего детства привлекался к труду, помогал родителям по хозяйству. Исследователи отмечают, что крестьянские дети по дому были заняты в 85 видах работ. Существовал принцип - что могут взрослые, то в разной степени могут и дети.

-Ребята, как вы думаете, кто в семье является самым главным человеком для ребенка? (Мать).

Главная героиня народной педагогики - мать. Роль матери всегда высоко ценилась в народе. У народа распределены и функции воспитателей в применении словесных форм воздействия: песня - дело матери, сестер, пословица - деда, сказка - бабушки, загадка – отца. Таким образом, не только мать, но и все члены семьи выполняли функцию воспитания ребенка. У каждого народа сложились свои методы и обычаи в обучении и воспитании детей.

Исполнение колыбельных песен.(Колыбельные песни на русском, татарском и чувашском языках исполняют дети)

 

4. Фольклор. Важным средством в воспитании на народных традициях является народное творчество. Таким является местный фольклор.

-Издавна народ русский славился своим трудолюбием. Человека-труженика уважали, почитали и прославляли все народы на Руси, не только русские. Вот как об этом говорится в пословицах разных народов.

Звучат пословицы: (отвечают дети и получают жетоны) У разных национальностей много пословиц и поговорок, в которых высмеивается зло и жадность, восхваляется честность, смелость и дружба. Имеются однотипные пословицы и поговорки.

Русские: «Землю красит солнце, а человека – труд», «Кто любит труд, того люди чтут», «Без труда чести не получишь», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Птицу узнают в полёте, а человека в работе», «Старание и труд к счастью ведут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит», «Кто раньше встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой».

Татарские:  «Без труда и зайца не поймаешь», «Дерево ценится по плодам, человек по уменью». «Ешь так, чтобы двигались уши, работай так, чтоб сердце выскакивало», «Человек проверяется делом», «Неправое дело и через сорок лет наружу выйдет», «Кто старается, тот сумеет даже в камень гвоздь вколотить».

Чувашские:  «Не бойся работы – пусть она тебя боится», «Кто не боится работы – станет мастером», «Лежащий топор ржавеет», «Без труда не построишь дом», «Когда сидишь без дела все одно, что калека», «Труд человека прославляет».

Сказки.

В сказках разных народностей есть общие герои и общие сюжеты.  Народ сам отметил одну особенность сказок: "Сказка-ложь, да в ней намек.. ". Но сказка-ложь оказывается и самой настоящей правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Героем сказок часто становится солдат, кузнец, крестьянин. А в богаче сосредоточено все плохое - скупость, жадность, жестокость. Бедняк же всегда честен, добр, трудолюбив. У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края.  Мы прочитали много различных сказок.

– А сейчас мы проверим, как вы внимательно читали сказки. Внимание на экран, возьмите вееры, правильный ответ показывайте числом 1, 2, 3.

-Что сильнее всего на Земле, прочитали мы в чувашской сказке? (огонь, железо, деньги, правдивое слово). (Правдивое слово сильно как ветер, горячо, как огонь, крепче железа, придаёт герою силы, не ржавеет, не стареет, не тонет в воде, без правдивого слова нельзя править народом, нельзя объединить его в одно целое-говорится в сказке)

-Не прожить на свете без стариков. Молодость хороша силой, а старость…? (мудростью, слабостью, болезнями)

-К кому обращалась мама со словами: «Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек»?(1. К бабушке, 2. К дочке, 3. К подружке.)

-За что наказаны старшие дочери белочкой в татарской сказке? (сказали неправду, были ленивы, не почитали свою мать и имели жёсткое сердце)

Как звали девочку, которая пела песню: «Стало в лесу светло, В небе луна взошла.Выну из печки беляши, В гости домой пойду!» (1. Гульчечек.2. Ленивая девочка.3. Убыр.) Как переводиться слово убыр? (Ведьма).

Кто помог спастись мальчику-богатырю:(1. Гуси-лебеди2. Гусь-птица.3. Скворец.) Кому помогали гуси-лебеди? (Бабе-Яге).

– А скворец? (Гульчечек, отнёс волосок домой и брат её спас).

– Молодцы, ребята, вы внимательно слушали сказки. Народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Сказок много есть на свете, все их очень любят дети. А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.?

(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию сказки всех народов)

Загадки  В устном народном творчестве с давних пор у всех народов есть загадки, пословицы, которые . Татарский народ славится своим гостеприимством, весельем. Ребята, вы любите загадки? А татарские загадки отгадаете? Что ж давайте попробуем.

«Полна печь ватрушек, в середине один калач»  (Небо, звезды, месяц)

«Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (Мороз)

«Полна красная печь черненьких лепешек» (Арбуз)

Есть у меня один войлок, мир может прикрыть, а море не закрывает. (Снег)

«Семь братьев есть: возраст их один, имена разные» (Неделя)

«Без иголки, без нитки нанизаны бусы, Бог создал, рука сорвала» (Кисть винограда)

Учитель: Ребята, пока я доставала задания, они порвались. Помогите мне собрать их. Игра «Собери орнамент». Спасибо, что помогли. Скажите, а орнаменты, какого народа вы собрали? (Татарского). А вы? (Русского). А у вас? (Чувашского)

Во все века так или иначе эти народы пересекались, жили рядом, взаимопроникали их культуры, язык. Может, поэтому ученые и историки не могут определиться до конца, так как чувашский и татарский народы имели древнейшие экономические и политические связи?

5.Задание группам (про национальные блюда)
Разгадай филфорд.  Назови национальные блюда

Русская кухня. Каша - одно из наиболее распространённых и популярных блюд русской кухни. Пироги занимают на русском столе видное и притом всегда почетное место.

Один из любимых праздников русского народа-это масленица. До наших дней сохранилась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце. На масленицу принято устраивать катания на конных упряжках и                                                                                                                                                      санях с ледяных гор, кулачные бои, сжигать соломенную куклу, тем самым, прощаться с зимой.

Татары также являются почётными представителями народов Поволжья.

Одно из оригинальных блюд —чак-чак является обязательным свадебным угощением. Своеобразную группу печеных изделий составляют перемяч.

В старые времена их делали с начинкой из мелко нарезанного вареного мяса, пекли в духовой печи (как ватрушки) и подавали к завтраку с крепким бульоном.Традиционный праздник татарского народа  Сабантуй - означает «Праздник Плуга». Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.

ВЫВОД:

Работая над данным проектом мы сделали вывод, что у многих народов рубаха являлась частью национальной одежды, повседневной обувью являлись лапти, а праздничной -  кожаные сапоги; основу национальных блюд у народов составляли  изделия из муки, круп и мяса.  Национальные праздники, например, весенние, сочетают в себе завершение периода зимы и открытие нового, весеннего периода. У всех народов Поволжья весенние ритуалы и обряды, способствуют получению богатого урожая. Мы отметили для себя, что смысл праздников одинаковый, только названия и обряды отличаются.

Изучив некоторые особенности  культуры, традиций, быта, художественного творчества и фольклора народов, проживающих на территории Поволжья мы уверенно можем сказать, что у каждого народа,  конечно, есть свои национальные особенности, но и много общего у всех народов и делить нам нечего, и родина у нас одна.

Учитель:  В сказках добро всегда побеждает зло, независимо от того, какой народ сочинил их. И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать каждой группе  сердце доброты. Но получится оно у вас, только если вы будете работать в группе дружно и относиться друг другу доброжелательно!

Теперь вы ребята убедились, как много людей разных национальностей живут у нас в Поволжье. Все они живут дружно, мирно,  вместе работают, веселятся и помогают друг другу. Сегодня, накануне празднования 72-тилетия победы можно твердо сказать, что благодаря дружбе народов и их сплоченности они смогли победить в Великой Отечественной войне. Потому что были не ты, не я, а были мы.

1-й ребенок: «Поволжский край, моя земля
Родимые просторы!
У нас и реки и поля
Холмы, леса и горы
Народы, как одна семья
Хотя язык их разный,
Но дружбой мы своей сильны,
И мы живем прекрасно!»

          2-ой ребёнок: Как повезло тебе и мне,

          Мы родились на Волге,

          Где люди все – одна семья,

          Куда не глянь- кругом друзья.

3 ребенок:

Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица с небом, как травы с лугом,

Как ветер с морем, поля с дождями,

Как дружит солнце  со всеми нами.

Пусть все мы по-разному песни поем,

Но все мы мечтаем лишь об одном

Хором: Пусть будет мир в нашем доме родном!

Песня «Солнце 21 века» (вручение сувениров).


МБОУ “Пригородная СШ”

МБОУ “Пригородная СШ”

Основной целью является воспитание толерантности как нравственного качества личности детей на основе их знакомства с поликультурным наследием народов, проживающих в районе

Основной целью является воспитание толерантности как нравственного качества личности детей на основе их знакомства с поликультурным наследием народов, проживающих в районе

В Ульяновской области по переписи 2010 года проживает: русских – 901 272 (73,6%), татар – 149 873(12,2%), чуваш – 94 970(7,7%), мордвы – 38 977(3,2%),…

В Ульяновской области по переписи 2010 года проживает: русских – 901 272 (73,6%), татар – 149 873(12,2%), чуваш – 94 970(7,7%), мордвы – 38 977(3,2%),…

Ученик: На Руси мужчины носили косоворотки и штаны – порты

Ученик: На Руси мужчины носили косоворотки и штаны – порты

Самым популярным девичьим головным убором был калфак

Самым популярным девичьим головным убором был калфак

Назовите «украшения» одежды (талисманы, обереги, фибулы, раковины-ужовки; перевязи перекинутые через плечо: «хэсите» - татары, «теветь» - чуваши; пояса - «саре» - чуваши); -Назовите обувь; (сапоги,…

Назовите «украшения» одежды (талисманы, обереги, фибулы, раковины-ужовки; перевязи перекинутые через плечо: «хэсите» - татары, «теветь» - чуваши; пояса - «саре» - чуваши); -Назовите обувь; (сапоги,…

Существовал принцип - что могут взрослые, то в разной степени могут и дети

Существовал принцип - что могут взрослые, то в разной степени могут и дети

Герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости

Герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости

Есть у меня один войлок, мир может прикрыть, а море не закрывает

Есть у меня один войлок, мир может прикрыть, а море не закрывает

Учитель: В сказках добро всегда побеждает зло, независимо от того, какой народ сочинил их

Учитель: В сказках добро всегда побеждает зло, независимо от того, какой народ сочинил их
Скачать файл