«Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья»
Оценка 4.7

«Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
физическая культура
31.01.2020
«Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья»
Актуальность работы. Ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного общества. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности. Социологические опросы свидетельствуют о том, что состояние здоровья нас, детей постоянно находится в центре внимания общественности.
педагогическая статья.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Мичуринска Тамбовской области

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа на тему:

«Занятия волейболом

как средство сохранения и укрепления здоровья»

 

 

Выполнила:

учитель физической культуры

Н. Н. Сергеева

 

 

 

 

Мичуринск 2019

 


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

Глава 1 Волейбол как средство оздоровления …………………………..4

1.1   Проблемы состояния здоровья детей и подростков…………………4

1.2    Характеристика волейбола как оздоровительного фактора…………5

Глава 2 Организация и методы исследования……………………………9

2.1 Организация исследования…………………………………………….9

2.2 Методы исследования………………………………………………….9

Глава 3 Экспериментальное обоснование использования занятий

волейболом как средства сохранения и укрепления здоровья ………...11

3.1 Характеристика исследуемого контингента…………………………12

4. Анализ результатов основного эксперимента………………..............14

Выводы……………………………………………………………………...15

Список литературы………………………………………………………...15

 


1.3    

Актуальность работы.

Ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного общества. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности.

Социологические опросы свидетельствуют о том, что состояние здоровья нас, детей постоянно находится в центре внимания общественности.

Мы считаем, что противостоять этому можно только одним способом: сохраняя и укрепляя психический и физический потенциал, воспитывая телесное и духовно-нравственное здоровье.

Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Вовлекая ребят в двигательную деятельность, заполняя их свободное время занятиями, физическими упражнениями,  относится к одному из средств отвлечения от вредных привычек и тем самым является профилактической мерой.

Анализ литературы позволяет  нам утверждать, что имеется достаточно большое количество средств физического воспитания, используемых в оздоровлении детей школьного возраста.

Говоря о волейболе можно сказать, что это один из самых распространенных и доступных видов спорта, который является отличным средством приобщения молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к активному отдыху.

Высказанные нами противоречия послужили основой для определения проблемы моего исследования и выбора темы исследовательской работы: «Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья ».

Цель нашего исследования - показать пути сохранения и укрепления здоровья школьников с использованием занятий волейболом как видом спорта.

Объект исследования - процесс формирования здорового образа жизни.

Предмет исследования - сохранение и укрепление здоровья школьников во время занятий волейболом.

Задачи:

1.      Проанализировать  научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2.      Выявить влияние занятий волейболом на здоровье школьников.

3.    Экспериментально обосновать влияние на организм занятий волейболом, как средства повышения двигательной активности.

Рабочая гипотеза.      

Начиная исследование, мы исходили из гипотезы: если регулярные занятия волейболом способствуют повышению двигательной активности школьников, то они могут являться мощным стимулом приобщения их к здоровому образу жизни, активным и регулярным занятиям физическими упражнениями.

Практическое значение моей исследовательской работы состоит в том, что ее результаты дают материал для практического решения вопросов физического воспитания школьников, приобщению их к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Глава 1 Волейбол как средство оздоровления

1.1 Проблемы состояния здоровья детей и подростков

Перечень неблагоприятных воздействий на здоровье учащихся велик.

По данным статистики состояние здоровья детей и подростков по официальным данным продолжает ухудшаться. Рост заболеваемости отмечается по всем классам болезней. Ко всему этому добавляются низкая физическая нагрузка, ухудшение экологической среды, неблагополучие и трагедии семейного плана,  несбалансированное питание, ранние вредные привычки  и т.д. Как результат - катастрофическое ухудшение физического, психического и духовно-нравственного здоровья школьников.

1.2 Характеристика волейбола как оздоровительного фактора

         Игра занимает в жизни каждого человека огромное значение. Игра - постоянный спутник человека в течение всей его жизни. Многообразие игр позволяет выделить три основные группы: подвижные, спортивные, народные.

Спортивные игры в отличие от подвижных и народных, отличаются более строгими правилами. Они требуют специальной, физической, технической, тактической и морально-волевой подготовки.

Наша исследовательская работа посвящена волейболу, одной из спортивных игр широко распространенных, пользующаяся успехом у людей всех возрастов. Эта игра является универсальной.

В процессе исследования мы изучили литературу по данной проблеме. Кроме этого изучалась литература по физиологии спорта.

Вот что мы выяснили.

Для волейбола характерны контрастные движения: очень высокие выпрыгивания в сочетании с перекатами и падениями на пол; сокрушающие удары по мячу и чуть заметные касания его одним пальцем, а также необходимость длительного «разыгрывания» мяча (передача друг другу) до тех пор, пока не наступит момент провести неожиданный эффективный прием.

Игра в волейбол требует укрепления и развития мелких мышечных групп. Неправильное положение кистей может привести к травмированию пальцев. Поэтому опытные игроки овладевают способами приема и передачи мяча основанием кисти, основанием соединенных вместе кистей и предплечьями.

В процессе систематических занятий волейболом развивается способность к самоконтролю за психофизиологическим состоянием.

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного периферического зрения, точности и ориентировки в пространстве.

Игра в волейбол развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышенное мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. В процессе игровой деятельности проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициатива, желание победить.

Таким образом, разнообразие двигательных навыков и игровых действий способствует развитию всех физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармоничных сочетаниях. Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к развитию высокой подвижности нервных процессов. Помимо этого игра в волейбол способствует развитию опорно-двигательного аппарата, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и другие системы организма.

Еще к вышесказанному можно добавить следующие достоинства волейбола - сравнительная простота оборудования мест для игры и правил ее ведения, большая зрелищность.

Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, происходит развитие волейбола как игры ради отдыха.

Существуют разновидности этой игры: мини–волейбол, пионербол, волейбол, сидячий волейбол, волейбол ногами, водный волейбол, пляжный волейбол, дворовый волейбол и др.

 Все это ставит волейбол в число самых популярных и распространенных игр, используемых для решения разнообразных задач физического воспитания.

Организация и методы исследования

1.1 Организация исследования

Исследование проводилось в школе 19 г. Мичуринска.

Были сформированы две группы девушек: первая - учащиеся  6«В» и 6 «Г» класса, посещающие только уроки физической культуры, вторая - учащиеся 6 «А» и 6 «Б»  классов, которые посещали секционные занятия. В каждой группе по пять человек.

Исследования осуществлялись в двухэтапном эксперименте.

Первый этап (26.10.18. - 26.12.18.): анализ литературы, определение физического развития и двигательной подготовленности участников эксперимента, организационные вопросы.

Второй этап (26.12.18. - 17.01.19.): наблюдения проходил на урочных и секционных занятиях, проводилось анкетирование и тестирование участников эксперимента, обработка и анализ полученных результатов.

2.2 Методы исследования

Решение поставленных в работе задач осуществлялось следующими методами:

1.      Метод теоретического анализа и обобщения литературы:

      анализ научно-методической литературы;

      анализ медицинских карт учащихся.

2.      Методы обследования:

      наблюдения;

      анкетирование;

      контрольные испытания.

3.      Экспериментальные методы:

      поисковый эксперимент;

      констатирующий эксперимент.

4.      Метод математической обработки материала.

Анкетирование позволило узнать отношение ребят к занятиям волейболу. В анкете предлагались следующие вопросы:

1.     На твой взгляд, влияют ли занятия волейболом на здоровье человека?

2.     Нравятся ли тебе занятия волейболом?

3.     Поднимается ли тонус, улучшается ли настроение после занятий?

4.     Как ты считаешь, может ли измениться твое здоровье вследствие занятий волейболом?

5.     Делишься ли ты впечатлениями о занятиях со своими родителями, друзьями и одноклассниками?

Результаты анкетирования вы видите на слайде.

Метод математической обработки материала.

Полученные результаты обрабатывались и анализировались

Л - лучший результат

Х - худший результат

Р - разница между лучшим и худшим результатами

М - средняя арифметическая величина

 

Глава 3 Экспериментальное обоснование использования занятий волейболом как средства сохранения и укрепления здоровья

3.1 Характеристика исследуемого контингента

На первом этапе исследования испытуемые контрольной и экспериментальной групп прошли медицинское обследование. Все они отнесены к основной медицинской группе.

В контрольной группе девушки, посещающие только уроки физкультуры, в экспериментальной - посещающие уроки физкультуры и секцию.

Контрольные испытания позволили оценить уровень физической подготовленности участников эксперимента.

В наших исследованиях исходные и конечные измерения проводились в одинаковых для всех условиях.

Обе группы, участвующих в эксперименте, практически не отличались друг от друга, о чем свидетельствуют показатели физического развития (таблица 1.).

Таблица 1. Показатели физического развития девушек  контрольной  и

 экспериментальной  групп.

Группа

Показатели

Л

Х

Р

М

Контрольная

Вес (кг)

48

59

11

51

 

Рост (см)

162

154

8

157,4

Экспериментальная

Вес (кг)

42

52

10

45,8

 

Рост (см)

162

156

6

158,6

 

Анализ показал, что существенной разницы в физическом развитии в группах нет.

В таблице 2 представлены результаты двигательной подготовленности.

Таблица 2. Показатели двигательной подготовленности девушек  контрольной и экспериментальной групп.

Группа

Тест

Л

Х

Р

М

Контрольная

Верхняя передача мяча двумя руками над собой за 1 мин

10

5

5

7,2

 

6-минутный бег, м

950

900

50

925

 

Челночный бег 3×10 м, с

8,6

9,5

1,1

8,98

 

Прыжок в длину с места, см

175

130

45

149

Экспериментальная

Верхняя передача мяча двумя руками над собой за 1 мин

54

52

2

52,2

6-минутный бег, м

1350

1200

150

1125

 

Челночный бег 3×10 м, с

7,2

8,5

1,3

7,6

 

Прыжок в длину с места, см

175

170

15

173

 

Они позволяют считать, что в уровне развития физических качеств девушек, есть значительные различия в показателях.

Верхняя передача мяча двумя руками над собой за 1 мин у контрольной группы среднее значение - 7,2, а у экспериментальной – 52,2. Разница заметно видна.

Определяя выносливость, мы увидели разницу: в контрольной группе 925м, в экспериментальной - 1125м.

Средний показатель координации в контрольной группе 8,98с, в экспериментальной – 7,6с.

Средний показатель скоростно-силовых способностей в контрольной группе - 149 см, в экспериментальной - 173 см.

4. Анализ результатов основного эксперимента

В табл. 3 приведены показатели двигательной подготовленности учащихся после проведенного эксперимента.

Группа

Тест

Л

Х

Р

М

Контрольная

Верхняя передача мяча двумя руками над собой за 1 мин

13

6

7

9,2

 

6-минутный бег, м

1050

950

100

1000

 

Челночный бег 3×10 м, с

8,2

9,1

0,9

8,48

 

Прыжок в длину с места, см

180

130

50

151,4

Экспериментальная

Верхняя передача мяча двумя руками над собой за 1 мин

58

56

4

57,4

 

6-минутный бег, м

1200

1300

100

1250

 

Челночный бег 3×10 м, с

7

7,6

0,6

7,16

 

Прыжок в длину с места, см

182

173

9

178,4

  

Анализ данных таблицы показал, что существенно изменились показатели двигательной подготовленности.

Сравнительный анализ показателей табл. 2 и табл. 3 приведены в табл.4.

Таблица 4. Сравнительный анализ показателей двигательной подготовленности девушек.

Тест

Контрольная группа

Экспериментальная группа

 

м

прирост показ., %

м

прирост показ., %

 

до эксп.

после эксп.

 

до эксп.

после эксп.

 

Верхняя передача мяча двумя руками над собой за 1 мин

7,2

9,2

28

52,2

57,4

10

6-минутный бег, м

925

1000

8,1

1125

1250

11

Челночный бег 3×10 м, с

8,98

8,48

5

7,6

7,16

6

Прыжок в длину с места, см

149

151,4

1,6

173

178,4

3

 

По данным таблицы  можно сделать следующие выводы: прирост результатов двигательной подготовленности учащихся контрольной группы в среднем составил 5,5 %, экспериментальной группы - 10%.

По данным медицинских карт, взятых после проведения эксперимента, результаты следующие: в экспериментальной и контрольной группах заболеваемость острыми респираторно-вирусными инфекциями снизилась.

Выводы

На основании проведенной работы с группами, анализа литературы и произведенных расчетов можно сделать следующие выводы:

1.     Анализ литературы позволяет утверждать, что проблема здоровья детей школьного возраста является актуальной.

2.     Анализ литературы позволяет утверждать, что волейбол как средство и вид спорта в физическом воспитании может быть использован в оздоровительной работе.

3.     Анализ литературы и практический опыт работы позволяют утверждать, что занятия волейболом могут существенно влиять на двигательную активность школьников. Так, по нашим исследованиям, двигательная активность школьников возросла в 1,2 раза.

4.         Проведенное исследование показало увеличение показателей двигательной подготовленности у школьников экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Увеличение общей выносливости в экспериментальной группе составило 11%, в контрольной - 10%; повышение в скоростно-силовых показателях в экспериментальной группе составило 3%, в контрольной – 1,6%.

5.         Проведенное исследование позволяет утверждать, что занятия волейболом могут служить средством сохранения и укрепления здоровья.

Список литературы.

1.     Вехов А. Здоровье и школа / Образование и здоровье: Дайджест психолого-педагогической литературы - Екатеринбург: ГОУ "Центр"Учебная книга", 2001 - 68 с.

2.     Волейбол: Сб. статей / Сост.: Ю.Н. Клещев - М.: Физкультура и спорт, 1983 - 93 с.

3.     Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены). Изд. 2-е, перераб. и доп. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М., "Высш. школа", 1974.

4.     Оранский И.Е. Будьте здоровы! - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1999 - 288 с.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» г

Содержание Введение……………………………………………………………………

Содержание Введение……………………………………………………………………

Актуальность работы. Ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного общества

Актуальность работы. Ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного общества

Цель нашего исследования - показать пути сохранения и укрепления здоровья школьников с использованием занятий волейболом как видом спорта

Цель нашего исследования - показать пути сохранения и укрепления здоровья школьников с использованием занятий волейболом как видом спорта

Как результат - катастрофическое ухудшение физического, психического и духовно-нравственного здоровья школьников

Как результат - катастрофическое ухудшение физического, психического и духовно-нравственного здоровья школьников

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного периферического зрения, точности и ориентировки в пространстве

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного периферического зрения, точности и ориентировки в пространстве

Организация исследования Исследование проводилось в школе 19 г

Организация исследования Исследование проводилось в школе 19 г

На твой взгляд, влияют ли занятия волейболом на здоровье человека? 2

На твой взгляд, влияют ли занятия волейболом на здоровье человека? 2

Обе группы, участвующих в эксперименте, практически не отличались друг от друга, о чем свидетельствуют показатели физического развития (таблица 1

Обе группы, участвующих в эксперименте, практически не отличались друг от друга, о чем свидетельствуют показатели физического развития (таблица 1

Прыжок в длину с места, см 175 170 15 173

Прыжок в длину с места, см 175 170 15 173

Прыжок в длину с места, см 182 173 9 178,4

Прыжок в длину с места, см 182 173 9 178,4

Выводы На основании проведенной работы с группами, анализа литературы и произведенных расчетов можно сделать следующие выводы: 1

Выводы На основании проведенной работы с группами, анализа литературы и произведенных расчетов можно сделать следующие выводы: 1

Оранский И.Е. Будьте здоровы! -

Оранский И.Е. Будьте здоровы! -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020