Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования
Оценка 4.7

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Оценка 4.7
Семинары
doc
физическая культура +1
Взрослым
16.12.2017
Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования
Современные физкультурно-оздоровительные технологии по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Т.Байло.doc
Современные   физкультурно­оздоровительные   и   информационно­ диагностические технологии в практике физкультурного образования. Учитель физической культуры МБОУ СОШ №44 имени народного учителя СССР Лавровой Г.Д.                                                                                                     г. Нижний Тагил  8.10@   mail                                                                                          E  ­  mail    :   tatyana  .  ru            Современные физкультурно­оздоровительные технологии по  определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого­педагогические  технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у  учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его  сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как  ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.      Физкультура – одна из главных составляющих здорового образа жизни. Об  этом известно давно и написано много . Но что нужно для того, чтобы  осознали это все и занимались физкультурой с детства и регулярно. Этому  способствует физическое воспитание.      Педагогические технологии обеспечивают развитие природных  способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств,  потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с  людьми, природой, искусством.     К современным педагогическим технологиям относятся множество  технологий такие как: •коллективные способы обучения; • технологии личностно ­ ориентированного образования; • игровые технологии;  • активные методы обучения; • проблемное обучение; • информационно­компьютерные  технологии; • технология опережающего обучения с использованием опорных схем; • технология развивающего обучения; • метод проектов.      Мы остановимся только на пяти наиболее используемых нами на нашем предмете технологиях: 1.Коллективные способы обучения      Коллективные занятия в школе — это и есть внесение в учебный процесс  диалогических сочетаний или включение естественной (основной) структуры  общения между людьми.         Как   же   выглядит   работа  учебного   коллектива   в   целом?   Сначала   организуется   по  нескольку   групп,   по   5—7   учеников     в   каждой   группе. Самое трудное ­ «запуск»: в классе учеников может работать одновременно 5 —6   групп   и   по   разным   темам.   Например,   первая  группа   приступает   к выполнению заданий  по теме 1: «Передача баскетбольного мяча», вторая  по теме 2: «Техника выполнения броска баскетбольного мяча в корзину», третья по теме 3:   «Техника ведения баскетбольного мяча» и т. д.       В начале коллективного занятия готовится мультимедийная (учебная) доска,   на   которой   отражается:   дата   занятия,   темы,   цели   занятия, оборудование;   указывается   алгоритм   (ход)   занятия,   таблица   учета передачи тем (таблица учета работы учеников). Каждому члену группы учитель  раздает по одному заданию из данной серии, затем, работая с ним в паре, объясняет, дает необходимые указания к дальнейшей работе по методике обмена заданиями. Затем   каждый ученик самостоятельно   решает   второе   упражнение  своего   задания,   а   одному   из членов   группы   поручаются  координация   работы   и   ведение   учета   в   этой группе. Естественно, что на занятии учитель не в состоянии поработать с каждым   ребёнком   и   со   всеми   группами   одновременно.   Как   приходится выходить из этого положения? По­разному. Можно вызвать первую группу сразу после учебных занятий, а затем, например, через час — вторую и т. д. Обычно преподаватель так и делает. Но возможны другие, более оперативные подходы: например, на занятии «запуска» не один преподаватель, а два­три и даже больше; они помогают, таким образом, друг другу осуществить начало работы. Еще лучше привлекать учеников­консультантов.       Если в классе включены в работу все группы, то через некоторое время в каждой   группе   появляются   ученики,   которые   выполнили   все   задачи   своей серии   и   освоили   соответствующую   часть   теории   и   практики.   Из   таких учащихся создаются  новые группы, участники которых либо обмениваются только   что   полученными   знаниями,   либо   берутся   за   изучение  теории   и практики нового раздела.           Итак,   алгоритм   метода   взаимообмена   заданиями   по   КСО   выглядит следующим образом:      Изучи и закрепи практическими упражнениями данную тему 1:  Свою   готовность   к   работе   в   паре   сменного   состава   отметь   в   таблице учета  на учебной  доске  знаком  + напротив своей  фамилии  и своей темы 1 Как только будет готов рассказать и показать упражнения по тему 2  другой ученик, создается пара сменного состава, ученики работают вместе  и работают в паре: каждый обучает своему заданию, упражнению другого, анализируют свою  деятельность (ошибки, недочёты, успехи и т.д.) по своим темам; проверяют усвоение теоритического и практического материала Первую передачу своей темы отмечают в таблице учета обведением знака +  в  кружок. Вступает в сотрудничество с учеником готовым научить своей  теме 3 (или4,5…) работает в паре сменного состава  Очередную передачу темы отмечает в таблице учета обведением знака + во  второй кружок; очередную передачу своей темы другому следующим  обведением знака + в кружок. Идет сдавать зачет учителю по всему разделу (не всегда обязательно)      Как определить продуктивность метода, формы? На мой взгляд, надо исходить из главных критериев продуктивности  , а  именно: ­ развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся; ­ реализация методов и приёмов «педагогики сотрудничества» Условия развития познавательной активности и самостоятельности    учащихся я вижу во включении всех обучаемых в самостоятельную  поисковую мыслительную деятельность и в обязательном развитии  мыслительных способностей (умении анализировать, сравнивать,  сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения). Условия реализации методов и приёмов «педагогики сотрудничества»    является следующие: ­ владение учителем своим предметом; ­ владение педагогической технологией; ­ владение методикой; ­ умение организовать работу учащихся; ­ умение сопереживать учащимся; ­ владение педагогическим тактом; ­ наличие педагогических новаций; ­ умение управлять собой, сохранять здоровье. Способы   контроля   усвоения   знаний,   используемые   на   коллективных занятиях:   1. Альтернативный ответ ­ ученику даётся вопрос и два возможных ответа,  из которых необходимо выбрать правильный. 2. Анализ ­ выявление сильных и слабых сторон учебной программы с целью повышения эффективности обучения. 3. Анкета – структурированное письменное интервью. 4. Аудитивный устный – оценивание способности ученика слушать,  интерпретировать, выражать идеи и поддерживать разговор 5. Журнал – ведение учениками записей своего собственного прогресса 6. Изучение  обстоятельств – предоставление ученикам возможности  показывать свои навыки в принятии решений 7. Итоговая оценка – измерение конечного уровня достижения по учебному  результату. 8. Компетенция – способность выполнять определённую деятельность в  соответствии со стандартами. 9. Оценка по ссылке на норму – сравнение успеваемости ученика с  успеваемостью других. 10. Практическое упражнение ­  предоставление учащимся возможности  проявлять практические навыки. 11. Процесс – навыки процедуры и мыслительные  процессы,  демонстрируемые во время деятельности. 12. Ролевая игра – предоставление ученикам возможности проявить  поведенческие и межличностные навыки. 13. Самоотчёт – классификация любой формы оценки, при которой ученики производят свидетельства их успеваемости, прогресса, опыта, отношения и  личных чувств.  2. Групповые  и Игровые технологии  Игровые и групповые технологии (технологии игры в группе) занимают важное место во многих учебных дисциплинах, так как сама игровая деятельность – это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой деятельности заключается   в   том,   что   она   учитывает   психолого­педагогическую   природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему   ценностей   личности   и   группы,   ориентирует   на   групповые   и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде, групповые   технологии   на   уроках   физической   культуры   дают   возможности повысить   интерес   к   предмету,   сдружить   коллектив,   развить   стремление   к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответсвенности,   поощряют   желание   выполнять   свое   дело,   свое   поручение хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха. В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять   творчество   и   взаимовыручку,   находить   ответы   и   решения   на сложные   ситуации   и   проблемы.   Творческий   потенциал   ребят   во   время командных   игр   (волейбол,   баскетбол,   гандбол,   пионербол,   футбол   и   т.д) вырастает   в   несколько   раз   по   сравнению   с   занятиями,   ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений.  Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать, при  чем действовать результативно. Групповые   технологии   на   уроках   физической   культуры   несут   ряд функций:   обучающие,   воспитательные,   развивающие,   психотехнические, коммуникативные,   развлекательные,   релаксационные.   Эти   технологии позволяют более  действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических   и   эмоциональных   нагрузок,   общее   комфортное   состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой после прохождения некоторых уроков, дать общий эффект радости от общения от успешного преодоления трудностей.      При использовании игр на уроках физической культуры придерживаюсь следующего алгоритма. 1. Выбор   игры.  Осуществляется   исходя,   прежде   всего,   из   целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности. 2. Оборудование   и   оснащение   игровой   площадки.   При   планировании учебного занятия обязательно выбираю   место для проведения игры и оборудование,   которые   должны   соответствовать   гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся. 3. Предложение   игры   детям.   Главная   задача   в   предложении   игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, её содержание и объяснение основных правил игры, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняю по ходу игры. 4. Разбивка   на   команды,   группы,   распределение   ролей   в   игре.   На уроках   физической   культуры   при   проведении   игр   разбиваю   класс   на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны или водящие,   учитываю,   какая   роль   особенно   полезна   ученику.   Так, например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным     стать организованным.   Стараюсь   следить   за   тем,   чтобы   не   проявлялось   проявить   активность,   недисциплинированным   зазнайство, превышение власти командных ролей над  второстепенными. 5. Развитие   игровой   ситуации.   При   организации   игр   придерживаюсь следующих принципов:  принцип развития игровой динамики;  принцип поддержания игровой атмосферы;  принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;  принципы   перехода   от   простейших   игр   к   сложным   игровым формам. 2. Подведение   итогов   игры.   В   соответствии   с   указанными   заранее правилами   вмести   с   учащимися,     подводим   итог   игры,   определяем победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие. При проведение игр обязательно ставлю перед собой следующие задачи: 1. Опираться на достижения предыдущего возраста; 2. Стремиться   мобилизовать   потенциальные   возможности конкретного возраста; 3. Подготовить   почву   для   последующего   уровня   физической подготовленности учащихся; 4. Ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности; 5. Главное, уважение к личности ребёнка, не убить интерес к работе, стремиться развивать его.           Групповые и игровые технологии помогают   восстановить физические и духовные   силы,   рождают   спортивный   здоровый   азарт,   дух   команды,   дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.  3. Метод проектов           В  повышении   физической  активности   учащихся  играет   большую  роль применение технологий проектного обучения. Технология проектов подходит для   обучающихся   начальной,   основной   и   средней   школы,   интересующихся исследовательской   и   проектной   деятельностью,   а   также   для   одаренных учащихся.   Актуальность   проектной   технологии   обусловлена   ее методологической   значимостью.   Знания   и   умения,   необходимые   для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой   для   организации   научно­исследовательской   деятельности   в   вузах, колледжах,   техникумах   и   т.д.  Проектная   технология   на   уроке  физической культуры   позволяет   строить   обучение   на   активной   основе,   через целенаправленную   деятельность   ученика,   сообразуясь   с   его   личным интересом.   Составляя   проект,   он   превращается   из   объекта   в   субъект обучения,   самостоятельно   учится   и   активно   влияет   на   содержание собственного   образования.   В   этом   случае   он   обучается   посредством организации   собственной   деятельности.   Такая   работа   дает   возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и   интеллектуально.   Проектная   деятельность   –   это   создание   проблемных ситуаций,   активизация   познавательной   деятельности   учащихся   в   поиске   и решении   сложных   вопросов,   требующих   актуализации   знаний,   построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале   и   в   любом   школьном   возрасте.   Метод   проектов   всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).  Виды проектов разнообразны. Выделяют четыре основные категории: информационный и исследовательский  проект, обзорный проект, продукционный проект, проекты инсценировки.  Проекты на уроках физкультуры­ это проекты по исследованию влияний ФК  на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и  проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение  технологии проектного обучения делает учебный процесс более  увлекательным для учащихся : ребята самостоятельно собирают материал по  теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного  комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования,  воспитания волевых качеств. Некоторые проекты становятся  интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У  учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний  в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического  совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных  пособий формирует и некоторый уровень образованности в области  физической культуры, закладывает основы для самообразования,  самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для  собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость  приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом,  становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие  грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок  физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок  общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими  основными предметами.  4.Иформационно­компьютерные  технологии       Уроки физической культуры включают большой объем теоретического  материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому  использование современных информационных технологий позволит  эффективно решить эту проблему.       Электронная презентация содержит обширный теоретический материал  для изучения физической культуры. Но не менее важен и тот стимул, который  несёт в себе процесс подготовки электронной презентации к углубленному  изучению предмета. Именно поэтому в учебных презентациях мы свели  текстовую информацию к минимуму, заменив её схемами, диаграммами,  рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов, касающихся физической культуры и спорта. Темы уроков выстраиваются в соответствии с  основными разделами программы по основам знаний предмета физическая  культура. Информационная технология обучения является новой  методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как  объект, а как субъект обучения, а компьютер ­ как средство обучения. 5. Технология активного обучения. Среди активных форм выделяются: 1. Проблемные диспуты и беседы. Сколько детей, столько и вопросов  возникает на уроке. На все «Зачем?» и «Почему?» сразу не ответишь, поэтому  я предлагаю всем обдумать этот вопрос, а на следующем уроке мы его  обязательно обсуждаем, каждый из детей может высказать свое мнение.  Освобожденные от физической нагрузки учащиеся являются главными  докладчиками по этим вопросам. Сообщения по теории физической культуры  также готовят учащиеся, временно освобожденные от урока, это частично  решает проблему сидящих на скамейке. 2. 3. Урок­собеседование. Это также теоретический урок, на котором  происходит защита сообщений или индивидуальных домашних заданий по  определенным вопросам. Урок­консультация. Это в основном урок, на котором учитель отвечает  на вопросы учащихся по самоподготовке, по выполнению каких­либо  упражнений или комплексов вместе с учеником подбираются подводящие  упражнения и упражнения общей и специальной физической направленности. 4. Урок­соревнование. Соревнования необходимо включать на всех этапах  урока и на разных стадиях обучения. Соревновательные моменты на уроке  способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного  интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует  активность на уроке. Применения данных педагогических технологий даёт нам возможность  подготавливать физически­развитых детей, выставлять команды на различные  соревнования, конкурсы, Олимпиады,  выигрывать, приносить призовые места.      Исходя из этого мы можем сделать вывод о том, что выбранные нами для  работы педагогические технологии работают и приносят положительные  результаты. Список литературы 1. Бабичева   И.   В.   Физкультурно­оздоровительные   технологии   на   занятиях   по физическому воспитанию // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 65­67. 2. Методические     в общеобразовательной   школе:   методология   анализа,   формы,   методы,   опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. ­М., 2002. Здоровьесберегающие рекомендации:   технологии   3. Сборник   статей   "Физическое   воспитание   детей", Л.И.Баканенкова, М., 1982.   сост.   Л.В.Русскова,

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования

Современные физкультурно-оздоровительные и информационно-диагностические технологии в практике физкультурного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2017