МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАГАДАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
Тема выступления на МК: «Современные квалификационные требования к преподавателю дистанционного обучения и их специфика»
Руководитель Физического воспитания:
Земелева Л.А._____________
Магадан 2021 г.
Современные квалификационные требования к преподавателю дистанционного обучения и их специфика.
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) приводит к значительной перестройке информационной среды современного общества, расширяет спектр специальностей в среднем и высшем профессиональном образовании, инициирует поиск эффективных подходов к подготовке практико-ориентированных специалистов для обработки значительных объемов информации во всех сферах профессиональной деятельности. Темпы усложнения информационных систем, расширение возможностей использования ИКТ в сфере образования, рост спроса на дистанционное обучение (ДО) с учетом географических масштабов России формирует социальный заказ общества на подготовку специалиста, владеющего высоким уровнем обученности в области теории и методики организации дистанционного обучения.
Под дистанционным обучением понимается педагогическая деятельность, в рамках которой организовывается интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или webстраницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, 4 содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий1 . Под системой дистанционного обучения понимается педагогическая система, включающая проектирование, организацию и проведение учебного процесса в контексте выбранной концепции с учетом специфики дистанционного обучения
Для работы в системе ДО преподаватель должен быть «специалистом по образовательным телекоммуникациям, способный организовать и осуществлять дистанционное обучение»3 и «ведущий обучение дистанционно, обладающий знаниями в области информационных технологий, учитывающий специфику дистанционного обучения, психологические особенности взаимодействия с учащимися в процессе дистанционного обучения»4 . Система ДО предусматривает проведение систематических занятий с обучаемым с использованием средств коммуникаций и образовательных ресурсов сети Интернет (веб-квесты, телеконференции, виртуальные дискуссии, ситуационный анализ, проекты и т.д.). В условиях быстро развивающихся технических решений для проведения ДО преподаватель получает возможность автоматизировать деятельность обучаемого, используя новые технологии представления информации (инфографика, скрайбинг, интеллект-карты, скетч, сторителлинг)
Компетенция – динамическая комбинация знаний, умений и способность применять их для успешной профессиональной деятельности.
Квалификационно-должностные уровни преподавателя ДО:
Преподаватель ДО – это преподаватель, ведущий образовательный процесс со студентами (школьниками, слушателями) через сеть Интернет.
2. Преподаватель-тьютор (репетитор, помощник) организовывает взаимодействие удалённого преподавателя с группой обучаемых в форме ДО, находясь непосредственно с обучаемыми.
3. Преподаватель-консультант ведёт занятия в региональном учебном центре, имея сертификат от базового учебного заведения. Консультирует обучающихся по программам, методикам и технологиям, заданным базовым учебным заведением, в рамках дисциплин и сроков, определяемых его сертификатом.
4. Автор-редактор курса занимается разработкой курсов ДО, электронных учебников, консультирует педагогов, которые будут проводить дистанционные курсы со студентами.
Задачами педагогической деятельности преподавателя ДО можно назвать следующие:
● создание условий для освоения учащимся нового информационного образовательного пространства;
● обеспечение методического сопровождения учащихся в освоении ими учебных материалов, представленных в виде сетевых учебных курсов;
● формирование у учащихся критического и творческого мышления, а также общеучебных навыков и способов учебной деятельности, необходимых для эффективного функционирования в информационном пространстве;
● развитие у учащихся устойчивой мотивации познавательной деятельности;
● формирование у них потребности самообразования и развитие навыков использования современных информационных технологий для оптимизации процесса обучения.
В основу формулирования квалификационных требований к преподавателям ДО положены такие подходы к формированию групп компетенций преподавателя, как:
● основные составляющие компетентности работников образования: профессиональная, информационная, коммуникативная, правовая;
● компетенции в области педагогики, психологии, информационных технологий;
● информационные-педагогические (для разработки дистанционного курса), коммуникативные, коммуникационные компетенции и компетенции профессионального самосовершенствования (для реализации дистанционного курса).
Квалификационные характеристики преподавателя дистанционного обучения
Квалификационные требования к преподавателям дистанционного обучения являются одним из инструментов системы качества образования.
Должностные обязанности преподавателя ДО:
1. Организовывает и проводит учебную и исследовательскую деятельность учащихся дистанционно в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Изучает подходы к организации учебного процесса в образовательном учреждении через интеграцию ДО с другими формами получения образования, теоретические основы проектирования и реализации ДО, разрабатывает модели индивидуального и группового обучения при ДО.
3. Совершенствует свою работу со средствами ИКТ для проведения учебного процесса в дистанционной форме.
4. Организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся, их индивидуальные образовательные траектории (программы) с использованием ДОТ, создание учащимися телекоммуникационных проектов.
5. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании в условиях ДО.
6. Обеспечивает посредством ДО достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
7. Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса с помощью педагогических технологий ДО.
8. Соблюдает права и свободы обучающихся при общении на форумах, в чатах, по электронной почте и др. средствах коммуникаций. Поддерживает учебную дисциплину, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся, соблюдая этикет виртуального общения.
9. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях ИКТ (в т.ч. ведение электронных форм документации).
10. Проводит онлайн- и офлайн-консультации, интернет-конференции, вебинары и др. виртуальные мероприятия.
11. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, принимает участие в деятельности педагогических сетевых сообществ, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы образовательного учреждения.
12. Осуществляет связь с педагогом-куратором, психологом, с родителями или лицами, их заменяющими.
13. Разрабатывает рабочие программы по своей дисциплине и другие материалы для использования в ДО, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.
14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Преподаватель дистанционного обучения должен знать:
1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, организацию ДО. Конвенцию о правах ребенка.
2. Основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления, педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения.
3. Основы трудового законодательства.
4. Понятийный аппарат ДО. Модели ДО.
5. Формы организации учебного процесса в ДО. Содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету при ДО.
6. Психолого-педагогические особенности взаимодействия участников учебного процесса при ДО. Сетевой этикет в ДО. Сетевые педагогические сообщества для педагога ДО.
7. Особенности работы преподавателя в системе ДО. Средства ИКТ в работе преподавателя ДО. Управление коммуникативной деятельностью учащихся при ДО.
8. Порядок использования современных форм и методов обучения и воспитания студентов (учеников) в условиях ДО.
9. Теорию и методы управления образовательными системами.
10. Современные педагогические технологии в системе ДО, технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализацию компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, организацию мотивации к обучению, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
11. Основы работы с программным обеспечением процесса ДО, браузерами, мультимедийным оборудованием.
12. Организацию мониторинга ДО. Формы контроля учебной деятельности при ДО.
13. Профессиональные компетенции преподавателя ДО по организации и проведению учебного процесса в виртуальной
14. Правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации преподавателя дистанционного обучения:
1. Высшее (или среднее) профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (или в области, соответствующей преподаваемому предмету) либо дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.
2. Стаж педагогической работы не менее 2 лет.
3. Курсы повышения квалификации по направлению «Подготовка преподавателя дистанционного обучения», «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении».
На основе анализа видов деятельности были составлены требования к квалификации преподавателя для работы в системе ДО в виде проекта профессионального стандарта «Педагогическая деятельность в области дистанционного обучения». На базе квалификационных требований сформулированы компетенции дистанционного преподавателя.
В рамках трудовой функции «Организация дистанционной учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) образовательных программ» к числу основных компетенций преподавателя для работы в системе ДО следует отнести:
– компетенции методического проектирования учебного процесса посредством построения моделей дистанционного обучения;
– компетенции разработки различных видов организационной документации для проведения дистанционного курса с учетом используемых форм и средств;
– компетенции разработки электронного контента, включая различные виды педагогического контроля в системе ДО, проектирования системы дистанционной оценки качества контрольных заданий, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения контроля в процессе ДО.
В рамках трудовой функции «Дистанционное преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по образовательным программам» к числу основных компетенций преподавателя следует отнести:
– компетенции владения формами организации дистанционного обучения, методами, использованием адекватных им средств коммуникаций на практике;
– компетенции проведения дистанционного контроля обучающихся;
– компетенции проведения учебных мероприятий с учетом психологических особенностей поведения обучающихся в виртуальной среде;
– компетенции организации и проведения рефлексии и анкетирования дистанционных обучающихся;
– компетенции организационной деятельности при ДО, в том числе умение анализировать учебную ситуацию, ориентироваться в этических нормах взаимоотношений дистанционных преподавателей и обучающихся;
– компетенции самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (социальные сети, виртуальные профессиональные сообщества, электронные библиотеки, LMS, виртуальные миры, технологии WEB 2.0 и др.), способности оценивать собственные профессиональные возможности в области совершенствования ДО, навыки самоорганизации.
Организационно-педагогическое обеспечение подготовки преподавателя для работы в системе ДО, помимо требований к его квалификации и перечня компетенций, включает модель курса повышения квалификации и описание этапов его проведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.