Запоминающие устройства
Оценка 4.9

Запоминающие устройства

Оценка 4.9
docx
01.04.2024
Запоминающие устройства
Гр 102 Русский язык на 20 05 20.docx

Практическое занятие № 14  «Урок развития речи. Наблюдение  над  функционированием  лексических  единиц  в  собственной  речи, выработка  навыка  составления  текстов»

 

Ход работы:

1. Внимательно  прочитайте стихотворение А.Вознесенского «Ностальгия по настоящему» (1976)


Я не знаю, как остальные,

но я чувствую жесточайшую

не по прошлому ностальгию

ностальгию по настоящему.

 

Будто послушник хочет к господу,

ну а доступ лишь к настоятелю —

так и я умоляю доступа

без посредников к настоящему.

 

Будто сделал я что-то чуждое,

или даже не я — другие.

Упаду на поляну — чувствую

по живой земле ностальгию.

 

Нас с тобой никто не расколет.

Но когда тебя обнимаю —

обнимаю с такой тоскою,

будто кто-то тебя отнимает.

 

Одиночества не искупит

в сад распахнутая столярка.

Я тоскую не по искусству,

задыхаюсь по настоящему.

 

Все из пластика, даже рубища.

Надоело жить очерково.

Нас с тобою не будет в будущем,

а церковка...

 

И когда мне хохочет в рожу

идиотствующая мафия,

говорю: «Идиоты — в прошлом.

В настоящем рост понимания».

 

Хлещет черная вода из крана,

хлещет рыжая, настоявшаяся,

хлещет ржавая вода из крана.

Я дождусь — пойдет настоящая.

 

Что прошло, то прошло. К лучшему.

Но прикусываю, как тайну,

ностальгию по-настоящему.

Что настанет. Да не застану.


       

 

2. Используя толковый словарь, дайте определение выделенным в стихотворении словам, к одному из слов подберите ассоциативный ряд.

3. Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства, которые указывают на чувства лирического героя, назовите эти чувства.

4. Стихотворение написано в 70-е годы 20 века, насколько актуальны поднятые автором в стихотворении проблемы сегодня? Назовите эти проблемы.

5. Напишите письмо близкому человеку, используя выделенные слова в стихотворении, затрагивая одну из проблем, поднятых автором в стихотворении.

                                   


 

Чтобы выполнить практические занятия № 15, 16, вам предстоит изучить § 28 (выполнять по учебнику «Русский язык», авт. Е.С.Антонова, Т.М.Воителева)

 

Практическое занятие № 15  «Правописание  чередующихся  гласных  в  корнях  слов»

 

Ход работы:

1. Найдите в тексте и выпишите слова с чередующимися гласными в корне, объясните их правописание:

Охота на зайца

              Мы собирались в дорогу ещё до зари и рассчитывали добраться до места охоты пораньше, но немного задержались из-за Пети. Его пришлось запереть одного дома, так как вчера он выскочил один на коньках на озеро, которое покрылось слабой коркой льда, и провалился в воду. Конечно, он предполагал, что лёд уже крепкий, но ведь нельзя же было рисковать, не умея плавать. А пловец он никудышный. С трудом ему пришлось добираться до плавучего мостика, где его поджидали умиравшие от страха товарищи.

            Вместо провинившегося Пети с нами на охоту пошёл Ростислав, недавно приехавший в наши края из Ростова-на-Дону и мечтавший сотворить что-нибудь необыкновенное. Когда он узнал, что мы собираемся охотиться, он немедленно прискакал к нам на молодом скакуне из соседнего совхоза «Зарница». С ним мы и отправились в путь.

            С замирающим сердцем мы пробирались в своей непромокаемой одежде по мелкой поросли молодых деревьев, надеясь в зарослях напасть на след зайца. Однако вскоре мы догадались, что наши предположения о заячьем укрытии неверны.

            Разгоралась поздняя заря. Был лёгкий мороз, ветви деревьев блистали инеем. Озарённый розовыми лучами снег в сочетании с голубым небом казался сказочным убором зимней природы.

             Собакам удалось найти зайца. Загонщики поспешно равнялись и гнали зайца в нашу сторону. Я горел желанием отличиться и мечтал, чтобы заяц выскочил на меня. И вдруг действительно увидел старого русака, который скакал, плотно прижав уши. После моего выстрела заяц дважды кувыркнулся и, подскочив ещё раз на уровень куста, упал замертво. 

 

2.   Укажите верное объяснение написания слова НАКЛ…НИТЬСЯ

А) пишется О, проверочное слово НАКЛОН

Б) пишется О, слово-исключение

В) пишется А, слово-исключение

Г) пишется О, т.к. это чередующаяся гласная в корне в безударном положении



3. Составьте 5 предложений со словами, в которых есть чередующиеся гласные.

 

 

Практическое занятие №16: «Правописание  приставок при- / пре-»

 

Ход работы:

1. Объясните значение данных слов. Используя ряд однокоренных слов, составьте текст из 3-5 предложений.

         Приделать, предел, переделать; прикрасить, прекрасный, перекрасить; призирать, презирать; приступить, преступить, переступить; приуменьшить, преуменьшить; приклонить, преклонить.

 


2. Укажите слова, в которых пропущена буква Е:


1) пр…двинуть

2) пр…рекаться

3) пр…ладить

4) пр…стижный

5) пр…губить

6) пр…служивать

7) пр…оритет

8) пр…много

9) пр…мьера

10) пр…задуматься

11) пр…способиться

12) пр…дел

13) пр…усадебный

14) пр…удивительный

15) пр…большой

16)пр…небрежительный

 

3.  Перепишите данный текст, вставляя пропущенные буквы, объясните свой выбор:

            Пр..катился  клубок, пр..остановился, а с ним и Иван пр..тормозил. Пр..смотрелся, пр..гляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Пр..крикнул он на клубок, а тот пр..спокойно на месте лежит, пр..хорошенький такой. Иванушка пр..топнул – вперёд, мол, не страшны нам никакие пр..грады. А колобок пр..мудрый лежит, не шелохнётся. Хотел и Иванушка пр..лечь, только пр..коснулся к траве, а трава – в росе. Пр..сел на пр..дорожный камень. Пр..задумался.

(По Г.Семёновой)


Последнее задание!

Внимательно прочитайте текст, озаглавьте его, составьте план и напишите сжатое изложение в объёме 70-100 слов.

Задание выполняем в тетради в линию!

Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой. Мы, это так — остатки разбитых за Доном частей, докатившихся до Сталинграда. Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы — счастливцы, какой-никакой отдых от окопов. Отдых… два свинцово-тяжелых сухаря на день, мутная водица вместо похлебки. Отправку на фронт встретили с радостью. 
Очередной хутор на нашем пути. Лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку. 
Через полчаса старшина вернулся. 
— Ребята! — объявил он вдохновенно. — Удалось вышибить: на рыло по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцати граммов сахара! 
Кто со мной получать хлеб?.. Давай ты! — Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем. 
у меня вспыхнула мыслишка… о находчивости, трусливая, гаденькая и унылая. 
Прямо на крыльце я расстелил плащ-палатку, на нее стали падать буханки — семь и еще половина. 
Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил ее себе на плечо. 
Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. К полученному хлебу никто не прикасался, кроме него и меня. Я вор, и сейчас, вот сейчас, через несколько минут это станет известно… Да, тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. Как и я! 
В жизни мне случалось делать нехорошее — врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я наткнулся на чужой перепутанный перемет, на котором сидел голавль, и снял его с крюка… Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание — надо было дочитать книгу, подрался снова - так тот сам полез первый, снял с чужого перемета голавля — но перемет-то снесло течением, перепутало, сам хозяин его ни за что бы не нашел… 
Теперь я и не искал оправданий. Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку! 
С обочины дороги навстречу нам с усилием — ноет каждая косточка — стали подыматься солдаты. Хмурые, темные лица, согнутые спины, опущенные плечи. 
Старшина распахнул плащ-палатку, и куча хлеба была встречена почтительным молчанием. 
В этой-то почтительной тишине и раздалось недоуменное: 
— А где?.. Тут полбуханка была! 
Произошло легкое движение, темные лица повернулись ко мне, со всех сторон — глаза, глаза, жуткая настороженность в них. 
— Эй ты! Где?! Тебя спрашиваю! 
Я молчал. Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щеки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы: 
— Лучше, парень, будет, коли признаешься. 

В голосе пожилого солдата — крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. А оно нестерпимее, чем ругань и изумление. 
— Да что с ним разговаривать! — Один из парней вскинул руку. 
И я невольно дернулся. А парень просто поправил на голове пилотку. 
— Не бойся! — с презрением проговорил он. — Бить тебя… Руки пачкать. 
И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы — темные, измученные походом, голодные, но лица какие-то граненые, четко лепные. Среди красивых людей — я уродлив. 
Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. 
Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. Мелкими поступками раз за разом я завоевывал себе самоуважение — лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей, если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали — нормально. А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других. 
Больше в жизни я не воровал. Как-то не приходилось.

(Владимир Фёдорович Тендряков)

 

 

 

 

 


 

Практическое занятие № 14 «Урок развития речи

Практическое занятие № 14 «Урок развития речи

Чтобы выполнить практические занятия № 15, 16, вам предстоит изучить § 28 (выполнять по учебнику «Русский язык», авт

Чтобы выполнить практические занятия № 15, 16, вам предстоит изучить § 28 (выполнять по учебнику «Русский язык», авт

Практическое занятие №16: «Правописание приставок при- / пре-»

Практическое занятие №16: «Правописание приставок при- / пре-»

Последнее задание! Внимательно прочитайте текст, озаглавьте его, составьте план и напишите сжатое изложение в объёме 70-100 слов

Последнее задание! Внимательно прочитайте текст, озаглавьте его, составьте план и напишите сжатое изложение в объёме 70-100 слов

В этой-то почтительной тишине и раздалось недоуменное: —

В этой-то почтительной тишине и раздалось недоуменное: —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2024