Заповедное место на краю мира. Дивногорье.
Оценка 4.8

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
география
8 кл
31.01.2017
Заповедное место на краю мира. Дивногорье.
На территории природного музея-заповедника расположены уникальные архитектурные и исторические памятники: пещерные меловые церкви сер. 17 века в Больших и Малых Дивах; Пещерная церковь «Дивногорская – 3» середины 19 века; Маяцкий археологический комплекс памятников сер. 9-10 вв.; В охраняемых границах земель природоохранного и историко-культурного назначения музея-заповедника находится действующий мужской Свято-Успенский Дивногорский монастырьНа Дону много уникальных мест, изумляющих своей красотой. Одно из них расположено в ста километрах от Воронежа, неподалеку от места в падения в Дон извилистой реки Тихая Сосна. Дивногорье считается жемчужиной Воронежской области. Это место, поражающее красотой ландшафтов и каньонов в сочетании с памятниками древней и неповторимой истории.
Дивногорье.docx
Заповедное место на краю мира. Дивногорье. Воронеж 2017 1 Содержание Введение………………………………………………………………….2стр §1. История образования………………………………..…….……..…..4стр §2. Достопримечательности………………...……...…....………….….10стр §2.1. Малые Дивы......……………………..……………..……….…….14стр §2.2. Большие Дивы..................................................................................17стр §2.3. Свято­Успенский Дивногорский (мужской) монастырь…..…..20стр §2.4. Пещера «Каземат»………………………………………………..22стр §2.5. Археологический парк «От кочевий к городам»……………….23стр §2.6. Дивногорское подворье…………………………………………..24стр Заключение…………...……..…………………………..………..……..25стр Используемая литература……………………………………..…...…..26стр 1 Введение На Дону много уникальных мест, изумляющих своей красотой. Одно из них  расположено в ста километрах от Воронежа, неподалеку от места в падения в  Дон извилистой реки Тихая Сосна. Дивногорье считается жемчужиной  Воронежской области. Это место, поражающее красотой ландшафтов и  каньонов в сочетании с памятниками древней и неповторимой истории. Дивногорье с каждым годом привлекает всё больше и больше  путешественников: в основном это туристы из ближайших городов  (Воронежской обл.).   1 История образования Впервые о Дивногорье упомянуто в сочинении митрополита Пимена,  совершавшего путешествие по Дону вниз до Азова в 1389 г. «…видехом  столпы камены белы, дивно же и красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною».  Только в 1648 г. в строельной книге города Коротояка при определении  коротоякским казакам земель упоминается «Маяцкое старинное городище».  Много ценных сведений о Дивногорье сообщают известные воронежские  краеведы Вейнберг Л.Б. в «Историческом, географическом и экономическом  описании Воронежской губернии собранных из историй, архивных записок и  сказаний» (1800 г.), Болховитинов Е. в «Историческом, географическом и  экономическом описании Воронежской губернии» (1800 г.). В 1890 г. впервые  в руки археологов попали находки с памятника.  Попытки исследовать Маяцкое городище были предприняты воронежскими  краеведами Труновым М.П., Милютиным А.И., Макаренко Н.Е. Первым  серьезным исследователем Маяцкого комплекса считается Милютин А.И.,  который в ходе раскопок 1906 г. снял план берегового участка Маяцкого  мыса с обрамляющими его громадными оврагами и соседние менее  крутосклонные отрезки берега. В 1908 – 1909 гг. на Маяцком работала  экспедиция одного из крупнейших археологов того времени – Н.Е.  Макаренко.  Проведенные работы позволили дать достаточно подробное описание  исследованного памятника, сопроводив его десятком чертежей, большим  1 количеством фотографий открытых стен и отдельных блоков с начерченными  на них знаками, рисунками, руническими надписями. В 1917 году известный  русский географ В.П. Семенов ­Тян ­Шанский, считая Дивногорье  выдающимся российским памятником предложил создать здесь заповедник по типу американских национальных парков. Но лишь в 70­ е годы двадцатого века, когда на памятнике археологии  Маяцком городище проводились исследования Советско­Болгаро­Венгерской экспедицией, к идее создания музея в Дивногорье вновь вернулись.  Руководитель экспедиции доктор исторических наук Светлана Александровна Плетнева, понимая значимость этого места, предложила руководству  Воронежской области создать на его базе музей. В настоящее время музей­заповедник существует как ГБУК (Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области) «Природный,  архитектурно­археологический музей­заповедник «Дивногорье». 1 Достопримечательности Малые Дивы Пещеры Малых Див располагаются в правом борту балки, впадающей в реку  Дон. Они находятся в 2 км к северо­востоку от хутора Дивногорье в  Лискинском районе. Первым о Донских дивах упоминает Клавдий Птолемей, живший во 2 веке.  Затем в 1389 году Игнатий Смольянин, спутник митрополита Пимена  живописно описал эти останцы: «...приплыхом к Тихой Сосне и видехом  столпы белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стези малы, белы ж и светлы  зело». Пещеры при этом не упоминаются. В 16 веке существовало пять Малых Див с узкими входами в основании,  указывающими на существование пещер. При этом, по мнению некоторых  исследователей, начало создания пещер в Малых Дивах относится к первым  векам нашей эры. Первые сведения об устройстве пещер появились с 1653 года с основанием  здесь Дивногорского­Успенского монастыря. Место нахождения оказалось  очень беспокойным, и монастырь постоянно подвергался опасности и от татар и воровских людей. В результате многочисленных перестроек в конце 19 века  1 в монастыре существовала одна каменная церковь, высеченная в горе,  посвященная Иоанну Предтече. Церковь сохранилась до сих пор. Высеченный в меловом столбе на высоте более 85 метров над уровнем Дона,  храм представляет собой скалу, облицованную меловыми блоками. Алтарь  несколько возвышен над храмом, в котором клиросы и ступени высечены из  камня, также как и престол с горним местом. Архитектурный стиль пещерной церкви сложился в середине 19 века. По преданию церковь была основана в  1663 г. иноками Ксенофонтом и Иоасафом. С правой стороны со входа в церковь высечена ещё одна пещера внутри горы  длиною в 49 метров и шириною более 3 метров, начало которой было также  положено Ксенофонтом и Иоасафом, которые здесь жили и после смерти  похоронены у входа в пещеру. Слева от входа уходит ещё одна пещера, проведенная до монастырских  строений. В 1997 году церковь передана монастырю. К юго­востоку от  пещерной церкви в меловом столбе в 1690 году вырублена колокольня. До  настоящего времени сохранились арки звона и в основании небольшая келья с  коробовым сводом. По различным свидетельствам в пещере был глубокий  подземный ход, ведущий к Дону. В 1828 году Дивногорский монастырь был восстановлен. После революции  монастырь был закрыт и на его месте действовал санаторий. Вновь возрожден  был монастырь в 1990­х годах. 1 Большие Дивы Эти пещеры находятся в правом высоком склоне долины реки Тихая Сосна в  Лискинском районе рядом с хутором Дивногорье. Больших Див ранее насчитывалось 27. Большинство див было уничтожено при прокладке железной дороги в конце 19 века, во избежание обвалов на полотно железной дороги. Основание пещер приписывается монахам Ксенофонту и Иосафу. Однако  время основания и национальная принадлежность монахов дискуссионны. Так, по одной версии монахи были изначально воинами в войске россов, воевавшим вместе с греческим войском против мусульман, захвативших Сицилию. Эта  война 1030­1041 гг. была проиграна греками, а вскоре на Сицилии пришли  католики, которые прогнали не только мусульман, но и православных.  Русские воины Ксенофонт и Иосаф были вынуждены бежать сначала в Киев, а затем оттуда они перебрались в Дивногорье, где и основали обитель. Вместе с  собой они привезли из Сицилии почитаемую икону Богоматери. По другой версии монахи Ксенофонт и Иосаф были греками и покинули  Сицилию в конце 15 начале 16 столетия, спасаясь от гонений на православных 1 со стороны католиков. Они перебрались в район Дивногорья и основали  обитель. Икона Сицилийской Богоматери была обнаружена в забытых  и засыпанных  надолго каменных пещерах Больших див. В 1831 году пещеры были вновь  обнаружены, а вместе с ними и икона, которая стала главной святыней  Дивногорского Успенского монастыря (ставится под сомнение то, как могла  сохраниться икона столь долго во влажном климате пещер). Ей  приписывается прекращение эпидемии холеры и некоторые другие чудеса. В плане пещеры Больших Див сходны с находящимися недалеко пещерами  Малых Див. Они представляют собой большое помещение храма, от которого  отходит обводная галерея, заканчивающаяся помещениями, входы в которые  расположены левее главного входа. В галерее сохранились вырезанные в  стенах ниши, подобные нишам Киево­Печерской Лавры, где в подобных  местах располагаются мощи святых. Скорее всего, здесь в древности существовал крупный православный  монастырь, в котором воспитывались православные аскеты, после смерти  захороненные в нишах­стасидиях. Таких ниш­стасидий сейчас сохранилось 9.  Их устройство говорит о том, что пещерный памятник в Больших Дивах  появился задолго до 17 века. Еще в 19 веке на вершине мелового плато, над пещерами находился сухой  колодец диаметром 2,84м, который был засыпан монахами из­за того, что в  него проваливался пасущийся скот. Этот колодец находится в западном углу  Маяцкого горородища (поселение алано­болгар, относящееся к 9 веку)  Есть  предположение, что и колодец и пещеры, большая часть которых засыпана,  были созданы аланами, проживающими в Маяцком городище. Такой колодец  мог быть создан с целью вентиляции лежащих ниже пещер. Однако колодец  1 мог быть создан и позже, в 12 – 15 веке, без участия алан, а расположение на  территории городища может быть случайным. Пещеры Больших Див в 1856 году были поручены в ведение Дивногорского  монастыря. После революции пещеры находились в запустении вплоть до  создания музея­заповедника «Дивногорье» в 70­80 годах 20 века. Пещеры  были отреставрированы и раз в год здесь проводят службы с участием  монахов Успенского Дивногорского монастыря. Свято­Успенский Дивногорский (мужской) монастырь 1640 г. – считается датой основания монастыря. Его основателями считаются  иеромонахи Киево­Печерской лавры Ксенофонт и Иоасаф, которые вырубили в меловом склоне горы пещеру, ставшую одновременно кельей и церковью.  Постепенно здесь возник монастырь, неоднократно подвергавшийся  нападениям татаров, и в результате военных действий разрушенный в 1670 г.  Через 20 лет обитель была вновь восстановлена, а в 1758 г. в монастыре  сооружена деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божьей матери,  где хранилась чудотворная икона Сицилийской Богоматери. В 1786 году  монастырь был закрыт, но спустя несколько лет вновь возрождён. В 1828 году в монастыре возобновилась монашеская жизнь усилиями насельников  Коротоякского Успенского монастыря. В середине века копание пещер  возобновилось. 1 В 1880 г. в честь Успения Богородицы построена церковь, в которую была  перенесена главная святыня обители – Сицилийская икона Божьей матери. В  1903 г. было отмечено 250­летие обители, но после революции в 1924 году  монастырь был закрыт, и на его территории были устроены дом отдыха и  санаторий. Монахи были расстреляны, утварь, богатейшую библиотеку и  иконы уничтожили. Большой урон для монастырских пещер наносили  посетители. При монастыре действовали церковно­приходская школа и  гостиница. Богослужения возобновились в 1991 году, в 1997 – монастырь  передан Воронежской епархии. С этого момента ведутся активные  восстановительные работы. При монастыре действует экскурсионно­ паломнический центр. Меловые пещеры монастыря насчитывают сотни метров подземных ходов в  несколько ярусов, соединённых между собой подземными лестницами и  переходами. В этих подземных ходах погребены многие иноки и насельники  монастыря. Третья церковь монастыря – храм Рождества Иоанна Предтечи. Ежегодно совершаются крестные ходы с чудотворной иконой в близлежащие  города. (Икона носится с крестным ходом в города Остроженск (с 29 августа  по 29 октября), Коротояк (с 1 по 14 августа), город Бобров и слободу  Алексеевку (с 20 ноября по 20 февраля). 1 Пещера «Каземат» Данная пещера расположена в высоком правом берегу реки дон в 1 км к  западу от села Селявное Лискинского района, по соседству с пещерой­храмом «Ухо». Она представляет собой несколько десятков метров узких, низких,  изломанных лазов, выходящих смотровой щелью на пойму Дона. Своё название это место получило благодаря прекрасному обзору на пойму  Дона и возможности вести наблюдение за врагом. В пещере некоторое время в уединение жил отшельник, который вырезал в стенах киоты для икон, а также  нишу­углубление, выполнявшую функцию полки.  1 Длина ходов пещеры составляет не более 35 метров. Вход в пещеру находится в небольшом распадке, заросшем кустарником. Маяцкое городище Маяцкое городище – остатки разрушенной раннефеодальной крепости.  Скорее всего замок принадлежал Хазарскому каганату. Городище  (прямоугольной формы 80­95) представляло собой белокаменную крепость,  обнесенную 6­метровыми валами, поселение с могильником, гончарные  мастерские. Фактически, это сложный комплекс, состоящий из собственно  городища, т. е, развалин небольшого замка, укрепленный белокаменными  стенами и глубоким рвом, отделяющим крепость от остальной территории  1 плато; селища, занимающего весь мыс;  могильника, расположенного на  склоне одного из окаймляющих мыс оврагов. Маяцкое городище – памятник салтово­маяцкой археологической культуры,  первое упоминание о котором было сделано в 1648 г. в строительной книге  Коротояка «Маяцкое старинное городище».  Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически  однотипными крепостями, построенными довольно плотно друг к другу, как  опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими  территориями, которые также являлись пунктами сбора дани, соединёнными  между собой водными и сухопутными путями. Согласно противоположной точки зрения, крепость представляла собой  оборонительную линию, защищавшую северо­западную границу Хазарии от  славянской экспансии. Через эти территории проходили торговые пути. Среди находок – кухонная  глиняная посуда, амфоры, различные украшения, оружие – вещи, которые  также распространялись на территории Хазарии. Этимология слова, по мнению учёных, скорее всего связано с маяком,  стоящим на этом мысе для речных судов, однако остатки маяка найдены так и не был. При строительстве Дивногорского Свято­Успенского монастыря была использована часть каменных блоков стен Маяцкого городище. В конце 19  века научный интерес впервые был проявлен к находкам с городища.  Дальнейшие раскопки состоялись в 1906 году, 1908—1909 гг. (А.И. Милютин, Н.Е. Макаренко). С 1975 по 1982 гг. исследованием памятника занималась  советско­болгаро­венгерская экспедиция под руководством С.А. Плетенёвой.  Возобновлены раскопки лишь в 2008 году силами Белгородского  государственного университета. 1 Меловой каньон Каньон глубиною около 30 метров ассоциируется с живописным ущельем.  Меловой каньон «Три Яружки» ­ еще одна ключевая точка для съемок.  Каньон представляет собой внушительных размеров меловой овраг  причудливой формы, стенки которого изрезаны контрфорциями – меловыми  1 языками. Чрезвычайно фотогеничен. В летнее время удобен для съемки, когда солнце склоняется к закату. Вечернее освещение подчеркивает необычный  рельеф и придает меловым языкам «прозрачность» и нежный розовый  оттенок. В каньоне стенки испещрены норами птиц­норников. Здесь можно  наблюдать полевых воробьев, скворцов, золотистых щурок. Дивногорское подворье 1 Дивногорское подворье – самобытный музейный объект, представляющий  стилизованную усадьбу малороссов, в интерьерах которой размещена  этнографическая экспозиция музея­заповедника.  Воссозданы интерьеры и быт хаты украинских переселенцев. Среди  подлинных предметов можно увидеть красный угол с иконами, рушники,  домотканые половики, прялки. Всем желающим предлагается знакомство с  животными, содержащимися на скотном дворике.  Здесь обычно проходят традиционные фольклорные праздники, выступления  музыкальных и творческих коллективов, проводятся мастер­классы. Во время интерактивной экскурсии можно выполнить некоторые крестьянские работы,  пообщаться с животными.  Территория Дивногорского подворья стало живой декорацией для  выступления артистов как самодеятельных, так и профессиональных. 1 Заключение 1

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

Заповедное место на краю мира. Дивногорье.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017