Заповедное место на краю мира. Дивногорье.

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 31.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На территории природного музея-заповедника расположены уникальные архитектурные и исторические памятники: пещерные меловые церкви сер. 17 века в Больших и Малых Дивах; Пещерная церковь «Дивногорская – 3» середины 19 века; Маяцкий археологический комплекс памятников сер. 9-10 вв.; В охраняемых границах земель природоохранного и историко-культурного назначения музея-заповедника находится действующий мужской Свято-Успенский Дивногорский монастырьНа Дону много уникальных мест, изумляющих своей красотой. Одно из них расположено в ста километрах от Воронежа, неподалеку от места в падения в Дон извилистой реки Тихая Сосна. Дивногорье считается жемчужиной Воронежской области. Это место, поражающее красотой ландшафтов и каньонов в сочетании с памятниками древней и неповторимой истории.
Иконка файла материала Дивногорье.docx
Заповедное место на краю мира. Дивногорье. Воронеж 2017 1Содержание Введение………………………………………………………………….2стр §1. История образования………………………………..…….……..…..4стр §2. Достопримечательности………………...……...…....………….….10стр §2.1. Малые Дивы......……………………..……………..……….…….14стр §2.2. Большие Дивы..................................................................................17стр §2.3. Свято­Успенский Дивногорский (мужской) монастырь…..…..20стр §2.4. Пещера «Каземат»………………………………………………..22стр §2.5. Археологический парк «От кочевий к городам»……………….23стр §2.6. Дивногорское подворье…………………………………………..24стр Заключение…………...……..…………………………..………..……..25стр Используемая литература……………………………………..…...…..26стр 1Введение На Дону много уникальных мест, изумляющих своей красотой. Одно из них  расположено в ста километрах от Воронежа, неподалеку от места в падения в  Дон извилистой реки Тихая Сосна. Дивногорье считается жемчужиной  Воронежской области. Это место, поражающее красотой ландшафтов и  каньонов в сочетании с памятниками древней и неповторимой истории. Дивногорье с каждым годом привлекает всё больше и больше  путешественников: в основном это туристы из ближайших городов  (Воронежской обл.).   1История образования Впервые о Дивногорье упомянуто в сочинении митрополита Пимена,  совершавшего путешествие по Дону вниз до Азова в 1389 г. «…видехом  столпы камены белы, дивно же и красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною».  Только в 1648 г. в строельной книге города Коротояка при определении  коротоякским казакам земель упоминается «Маяцкое старинное городище».  Много ценных сведений о Дивногорье сообщают известные воронежские  краеведы Вейнберг Л.Б. в «Историческом, географическом и экономическом  описании Воронежской губернии собранных из историй, архивных записок и  сказаний» (1800 г.), Болховитинов Е. в «Историческом, географическом и  экономическом описании Воронежской губернии» (1800 г.). В 1890 г. впервые  в руки археологов попали находки с памятника.  Попытки исследовать Маяцкое городище были предприняты воронежскими  краеведами Труновым М.П., Милютиным А.И., Макаренко Н.Е. Первым  серьезным исследователем Маяцкого комплекса считается Милютин А.И.,  который в ходе раскопок 1906 г. снял план берегового участка Маяцкого  мыса с обрамляющими его громадными оврагами и соседние менее  крутосклонные отрезки берега. В 1908 – 1909 гг. на Маяцком работала  экспедиция одного из крупнейших археологов того времени – Н.Е.  Макаренко.  Проведенные работы позволили дать достаточно подробное описание  исследованного памятника, сопроводив его десятком чертежей, большим  1количеством фотографий открытых стен и отдельных блоков с начерченными  на них знаками, рисунками, руническими надписями. В 1917 году известный  русский географ В.П. Семенов ­Тян ­Шанский, считая Дивногорье  выдающимся российским памятником предложил создать здесь заповедник по типу американских национальных парков. Но лишь в 70­ е годы двадцатого века, когда на памятнике археологии  Маяцком городище проводились исследования Советско­Болгаро­Венгерской экспедицией, к идее создания музея в Дивногорье вновь вернулись.  Руководитель экспедиции доктор исторических наук Светлана Александровна Плетнева, понимая значимость этого места, предложила руководству  Воронежской области создать на его базе музей. В настоящее время музей­заповедник существует как ГБУК (Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области) «Природный,  архитектурно­археологический музей­заповедник «Дивногорье». 1Достопримечательности Малые Дивы Пещеры Малых Див располагаются в правом борту балки, впадающей в реку  Дон. Они находятся в 2 км к северо­востоку от хутора Дивногорье в  Лискинском районе. Первым о Донских дивах упоминает Клавдий Птолемей, живший во 2 веке.  Затем в 1389 году Игнатий Смольянин, спутник митрополита Пимена  живописно описал эти останцы: «...приплыхом к Тихой Сосне и видехом  столпы белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стези малы, белы ж и светлы  зело». Пещеры при этом не упоминаются. В 16 веке существовало пять Малых Див с узкими входами в основании,  указывающими на существование пещер. При этом, по мнению некоторых  исследователей, начало создания пещер в Малых Дивах относится к первым  векам нашей эры. Первые сведения об устройстве пещер появились с 1653 года с основанием  здесь Дивногорского­Успенского монастыря. Место нахождения оказалось  очень беспокойным, и монастырь постоянно подвергался опасности и от татар и воровских людей. В результате многочисленных перестроек в конце 19 века  1в монастыре существовала одна каменная церковь, высеченная в горе,  посвященная Иоанну Предтече. Церковь сохранилась до сих пор. Высеченный в меловом столбе на высоте более 85 метров над уровнем Дона,  храм представляет собой скалу, облицованную меловыми блоками. Алтарь  несколько возвышен над храмом, в котором клиросы и ступени высечены из  камня, также как и престол с горним местом. Архитектурный стиль пещерной церкви сложился в середине 19 века. По преданию церковь была основана в  1663 г. иноками Ксенофонтом и Иоасафом. С правой стороны со входа в церковь высечена ещё одна пещера внутри горы  длиною в 49 метров и шириною более 3 метров, начало которой было также  положено Ксенофонтом и Иоасафом, которые здесь жили и после смерти  похоронены у входа в пещеру. Слева от входа уходит ещё одна пещера, проведенная до монастырских  строений. В 1997 году церковь передана монастырю. К юго­востоку от  пещерной церкви в меловом столбе в 1690 году вырублена колокольня. До  настоящего времени сохранились арки звона и в основании небольшая келья с  коробовым сводом. По различным свидетельствам в пещере был глубокий  подземный ход, ведущий к Дону. В 1828 году Дивногорский монастырь был восстановлен. После революции  монастырь был закрыт и на его месте действовал санаторий. Вновь возрожден  был монастырь в 1990­х годах. 1Большие Дивы Эти пещеры находятся в правом высоком склоне долины реки Тихая Сосна в  Лискинском районе рядом с хутором Дивногорье. Больших Див ранее насчитывалось 27. Большинство див было уничтожено при прокладке железной дороги в конце 19 века, во избежание обвалов на полотно железной дороги. Основание пещер приписывается монахам Ксенофонту и Иосафу. Однако  время основания и национальная принадлежность монахов дискуссионны. Так, по одной версии монахи были изначально воинами в войске россов, воевавшим вместе с греческим войском против мусульман, захвативших Сицилию. Эта  война 1030­1041 гг. была проиграна греками, а вскоре на Сицилии пришли  католики, которые прогнали не только мусульман, но и православных.  Русские воины Ксенофонт и Иосаф были вынуждены бежать сначала в Киев, а затем оттуда они перебрались в Дивногорье, где и основали обитель. Вместе с  собой они привезли из Сицилии почитаемую икону Богоматери. По другой версии монахи Ксенофонт и Иосаф были греками и покинули  Сицилию в конце 15 начале 16 столетия, спасаясь от гонений на православных 1со стороны католиков. Они перебрались в район Дивногорья и основали  обитель. Икона Сицилийской Богоматери была обнаружена в забытых  и засыпанных  надолго каменных пещерах Больших див. В 1831 году пещеры были вновь  обнаружены, а вместе с ними и икона, которая стала главной святыней  Дивногорского Успенского монастыря (ставится под сомнение то, как могла  сохраниться икона столь долго во влажном климате пещер). Ей  приписывается прекращение эпидемии холеры и некоторые другие чудеса. В плане пещеры Больших Див сходны с находящимися недалеко пещерами  Малых Див. Они представляют собой большое помещение храма, от которого  отходит обводная галерея, заканчивающаяся помещениями, входы в которые  расположены левее главного входа. В галерее сохранились вырезанные в  стенах ниши, подобные нишам Киево­Печерской Лавры, где в подобных  местах располагаются мощи святых. Скорее всего, здесь в древности существовал крупный православный  монастырь, в котором воспитывались православные аскеты, после смерти  захороненные в нишах­стасидиях. Таких ниш­стасидий сейчас сохранилось 9.  Их устройство говорит о том, что пещерный памятник в Больших Дивах  появился задолго до 17 века. Еще в 19 веке на вершине мелового плато, над пещерами находился сухой  колодец диаметром 2,84м, который был засыпан монахами из­за того, что в  него проваливался пасущийся скот. Этот колодец находится в западном углу  Маяцкого горородища (поселение алано­болгар, относящееся к 9 веку)  Есть  предположение, что и колодец и пещеры, большая часть которых засыпана,  были созданы аланами, проживающими в Маяцком городище. Такой колодец  мог быть создан с целью вентиляции лежащих ниже пещер. Однако колодец  1мог быть создан и позже, в 12 – 15 веке, без участия алан, а расположение на  территории городища может быть случайным. Пещеры Больших Див в 1856 году были поручены в ведение Дивногорского  монастыря. После революции пещеры находились в запустении вплоть до  создания музея­заповедника «Дивногорье» в 70­80 годах 20 века. Пещеры  были отреставрированы и раз в год здесь проводят службы с участием  монахов Успенского Дивногорского монастыря. Свято­Успенский Дивногорский (мужской) монастырь 1640 г. – считается датой основания монастыря. Его основателями считаются  иеромонахи Киево­Печерской лавры Ксенофонт и Иоасаф, которые вырубили в меловом склоне горы пещеру, ставшую одновременно кельей и церковью.  Постепенно здесь возник монастырь, неоднократно подвергавшийся  нападениям татаров, и в результате военных действий разрушенный в 1670 г.  Через 20 лет обитель была вновь восстановлена, а в 1758 г. в монастыре  сооружена деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божьей матери,  где хранилась чудотворная икона Сицилийской Богоматери. В 1786 году  монастырь был закрыт, но спустя несколько лет вновь возрождён. В 1828 году в монастыре возобновилась монашеская жизнь усилиями насельников  Коротоякского Успенского монастыря. В середине века копание пещер  возобновилось. 1В 1880 г. в честь Успения Богородицы построена церковь, в которую была  перенесена главная святыня обители – Сицилийская икона Божьей матери. В  1903 г. было отмечено 250­летие обители, но после революции в 1924 году  монастырь был закрыт, и на его территории были устроены дом отдыха и  санаторий. Монахи были расстреляны, утварь, богатейшую библиотеку и  иконы уничтожили. Большой урон для монастырских пещер наносили  посетители. При монастыре действовали церковно­приходская школа и  гостиница. Богослужения возобновились в 1991 году, в 1997 – монастырь  передан Воронежской епархии. С этого момента ведутся активные  восстановительные работы. При монастыре действует экскурсионно­ паломнический центр. Меловые пещеры монастыря насчитывают сотни метров подземных ходов в  несколько ярусов, соединённых между собой подземными лестницами и  переходами. В этих подземных ходах погребены многие иноки и насельники  монастыря. Третья церковь монастыря – храм Рождества Иоанна Предтечи. Ежегодно совершаются крестные ходы с чудотворной иконой в близлежащие  города. (Икона носится с крестным ходом в города Остроженск (с 29 августа  по 29 октября), Коротояк (с 1 по 14 августа), город Бобров и слободу  Алексеевку (с 20 ноября по 20 февраля). 1Пещера «Каземат» Данная пещера расположена в высоком правом берегу реки дон в 1 км к  западу от села Селявное Лискинского района, по соседству с пещерой­храмом «Ухо». Она представляет собой несколько десятков метров узких, низких,  изломанных лазов, выходящих смотровой щелью на пойму Дона. Своё название это место получило благодаря прекрасному обзору на пойму  Дона и возможности вести наблюдение за врагом. В пещере некоторое время в уединение жил отшельник, который вырезал в стенах киоты для икон, а также  нишу­углубление, выполнявшую функцию полки.  1Длина ходов пещеры составляет не более 35 метров. Вход в пещеру находится в небольшом распадке, заросшем кустарником. Маяцкое городище Маяцкое городище – остатки разрушенной раннефеодальной крепости.  Скорее всего замок принадлежал Хазарскому каганату. Городище  (прямоугольной формы 80­95) представляло собой белокаменную крепость,  обнесенную 6­метровыми валами, поселение с могильником, гончарные  мастерские. Фактически, это сложный комплекс, состоящий из собственно  городища, т. е, развалин небольшого замка, укрепленный белокаменными  стенами и глубоким рвом, отделяющим крепость от остальной территории  1плато; селища, занимающего весь мыс;  могильника, расположенного на  склоне одного из окаймляющих мыс оврагов. Маяцкое городище – памятник салтово­маяцкой археологической культуры,  первое упоминание о котором было сделано в 1648 г. в строительной книге  Коротояка «Маяцкое старинное городище».  Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически  однотипными крепостями, построенными довольно плотно друг к другу, как  опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими  территориями, которые также являлись пунктами сбора дани, соединёнными  между собой водными и сухопутными путями. Согласно противоположной точки зрения, крепость представляла собой  оборонительную линию, защищавшую северо­западную границу Хазарии от  славянской экспансии. Через эти территории проходили торговые пути. Среди находок – кухонная  глиняная посуда, амфоры, различные украшения, оружие – вещи, которые  также распространялись на территории Хазарии. Этимология слова, по мнению учёных, скорее всего связано с маяком,  стоящим на этом мысе для речных судов, однако остатки маяка найдены так и не был. При строительстве Дивногорского Свято­Успенского монастыря была использована часть каменных блоков стен Маяцкого городище. В конце 19  века научный интерес впервые был проявлен к находкам с городища.  Дальнейшие раскопки состоялись в 1906 году, 1908—1909 гг. (А.И. Милютин, Н.Е. Макаренко). С 1975 по 1982 гг. исследованием памятника занималась  советско­болгаро­венгерская экспедиция под руководством С.А. Плетенёвой.  Возобновлены раскопки лишь в 2008 году силами Белгородского  государственного университета. 1Меловой каньон Каньон глубиною около 30 метров ассоциируется с живописным ущельем.  Меловой каньон «Три Яружки» ­ еще одна ключевая точка для съемок.  Каньон представляет собой внушительных размеров меловой овраг  причудливой формы, стенки которого изрезаны контрфорциями – меловыми  1языками. Чрезвычайно фотогеничен. В летнее время удобен для съемки, когда солнце склоняется к закату. Вечернее освещение подчеркивает необычный  рельеф и придает меловым языкам «прозрачность» и нежный розовый  оттенок. В каньоне стенки испещрены норами птиц­норников. Здесь можно  наблюдать полевых воробьев, скворцов, золотистых щурок. Дивногорское подворье 1Дивногорское подворье – самобытный музейный объект, представляющий  стилизованную усадьбу малороссов, в интерьерах которой размещена  этнографическая экспозиция музея­заповедника.  Воссозданы интерьеры и быт хаты украинских переселенцев. Среди  подлинных предметов можно увидеть красный угол с иконами, рушники,  домотканые половики, прялки. Всем желающим предлагается знакомство с  животными, содержащимися на скотном дворике.  Здесь обычно проходят традиционные фольклорные праздники, выступления  музыкальных и творческих коллективов, проводятся мастер­классы. Во время интерактивной экскурсии можно выполнить некоторые крестьянские работы,  пообщаться с животными.  Территория Дивногорского подворья стало живой декорацией для  выступления артистов как самодеятельных, так и профессиональных. 1Заключение 1