Заседание творческой группы по теме: «Общие требования готовности ребенка к школе»
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа села Знаменка»
Нерчинский район, Забайкальский край
Заседание творческой группы по теме:
«Общие требования готовности ребенка к школе»
Руководитель творческой группы: учитель начальных классов
Хаустова Татьяна Александровна2013год
Ход заседания
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные
умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все
основные компоненты.
Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том
случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для
обучения качествами.
Готовность к школьному обучению складывается из многих
составляющих:
Физическая готовность к школе определяется физическим развитием
1.
ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен
достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный
уровень сформированности:
общей осведомленности и социальнобытовой ориентировки;
знаний и представлений об окружающем мире;
умственных операций, действий и навыков;
произвольной регуляцией деятельности и поведения;
познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и
мотивации;
речевого развития, предполагающего владение довольно обширным
словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и
элементами монологической речи.
3. Эмоциональная готовность к школе:
∙ Способность выдерживать нагрузки;
∙ Способность выдерживать разочарования;
∙ Не бояться новых ситуаций;
∙ Уверенность в себе и своих силах.
4. Социальная готовность к школе:
∙ Умение слушать;
∙ Чувствовать себя членом группы;∙ Понимать значение правил и умение соблюдать их;
∙ Конструктивно решать конфликтные ситуации.
5. Моторная готовность к школе:
∙ Координация системы «рука–глаз», ловкость пальцев и рук;
∙ Способность проявлять собственную инициативу и активность;
∙ Воспринимать равновесие, тактильные и кинестетические ощущения;
∙ Уметь воспринимать препятствия и активно взаимодействовать с ними.
6. Когнитивная готовность к школе:
∙ Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;
∙ Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;
∙Любознательность и интерес к учению;
∙ Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и
закономерности.
Возникает вопрос: должен ли ребёнок обладать всеми этими качествами
в полной мере, чтобы быть «готовым к школе»? Детей, которые бы полностью
соответствовали всем описанным характеристикам, практически не бывает.
Но готовность ребёнка к школе все таки можно определить.Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые,
должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней.
Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает,
что там будет интересно, а не потому, что родители купят ему за это новый
конструктор или телефон.
Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с
психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно
предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые
с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами
определить сформированность готовности своего ребенка к школьному
обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической
методике, необходимо сказать об определенных правилах.
1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это
должна быть игра или какаялибо повседневная деятельность.
2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он
замкнется. Или будет слишком напряжен.
3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во
времени. Не торопите ни его, ни себя.
2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Что должен знать и уметь будущий школьник
Хорошо произносить звуки родного языка, выделять звук в начале,
середине и конце слова.
Правильно употреблять приставки, предлоги, союзы, строить
предложения.
Обладать словарным запасом, позволяющим выразить свою мысль,
задавать и отвечать на вопросы. Самостоятельно составлять связный
рассказ по картинкам.
Называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном (с 10 до 1)
порядке. Соотносить заданное количество предметов с цифрой.
Определять на слух пропущенное число, называть его, определять
предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.
Составлять и раскладывать числа (например, 5 и 5 составляют
10, а 4 состоит из 2 и 2). Составлять и решать элементарные задачи
на сложение и вычитание.
Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал,
треугольник, трапецию, ромб). Срисовывать (копировать) буквы и цифры,
соблюдая размерность и направление.
Ориентироваться в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, за,
под,
т.д.)
Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), а также в
понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» и знать времена года.
над
и
Уметь рассказать элементарные сведения о себе и своей семье.
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему
первокласснику необходимо:
уметь чётко произносить все звуки речи
уметь интонационно выделять звук в словах
уметь выделять заданный звук в потоке речи
уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
уметь произносить слова по слогам
уметь составлять предложения из 345 слов
уметь называть в предложении только 2е слово, только 3е слово,
только 4е слово и т.д,
уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса» волк это
животные)
уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На
детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т,д.)
уметь составлять несколько предложений о предмете
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ,
стихотворение, басня)
уметь наизусть читать любимые стихотворения
знать автора прочитанного стихотворения
уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные
математические представления:
знать цифры 0,1,2, 3,4, 5,6,7, 8, 9
уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.
уметь называть предыдущее и последующее число относительно
любого числа в пределах первого десятка
знать знаки +, , =,<, >.
уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6=6)
уметь соотносить цифру и число предметов
уметь сравнивать 2 группы предметов
уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и
вычитание
знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх»,
«вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»
уметь группировать по определённому признаку предложенные
предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику
необходимо:
уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей
местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашки) и называть их
отличительные признаки
уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза,
корова ...)
уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона,
воробей...)
иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень
красные
жёлтые
листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая ...)
и
знать 123 комнатных растения
знать названия 12 месяцев года
знать названия всех дней недели
Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:
в какой стране он живёт, в каком селе, на какой улице, в каком доме
полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных
видах их деятельности
знать правила поведения в общественных местах и на улице.
3. ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИДиагностическая методика модифицированный опросник,
разработанный американским психологом Дж. Чейпи
1. Оценка базового опыта ребенка
• Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
• Был ли малыш в библиотеке?
• Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в музее?
• Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему
истории?
• Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чемулибо, есть ли у него
хобби?
2. Оценка физического развития
• Хорошо ли ребенок слышит?
• Хорошо ли он видит?
• Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
• Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он
играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
• Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?
3. Оценка эмоционального развития
• Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
• Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
• Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке
дня, перейти к решению новой задачи?
• Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими
детьми?
4. Оценка речевого развития
• Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его
предметы?
• Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
• Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка,
пылесос, холодильник?
• Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под
столом?
• В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какойлибопроисшедший с ним случай?
• Четко ли ребенок выговаривает слова?
• Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
5. Оценка умения общаться
• Включается ли ребенок в игру других детей?
• Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
• Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
• Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какуюлибо
сценку в домашнем спектакле?
6. Оценка когнитивного развития
• Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например,
найти картинку, не похожую на остальные?
• Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
• Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной
последовательности) серию картинок?
• Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить
головоломку из пятнадцати элементов?
• Может ли ребенок рифмовать слова?
• Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
• Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и
последовательность действий?
Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш
ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все
испытания и собеседования.
Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это
серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в
школу?
В завершение статьи хочется сказать несколько слов об общем направлении
подготовки ребенка к школе.
Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности,
игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению.Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно не учить читать, а
развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой
моторики руки.
Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для
полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками,
взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать,
лепить, фантазировать.
Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению
будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему
будет личностно в нее включиться.
Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен,
поставь + на листе бумаги.
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает
его своими внеучебными сторонами. Если большее колво +сов на первые 5
пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6
до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе,
не стремится к обучению.
Тест на уровень развития школьнозначимых психических и
физиологических функций
Краткое исследование развития речевого слухаИнструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если
услышишь одинаковые слова: деньтень, палкапалка, балкапалка, балка
балка, мишка миска, мискамиска.
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь
разные слоги:
ПАБА, ПАПА, БАПА, БАБА, ТЫТИ, ТИТИ, ТИТЫ, ТЫТЫ, СУЩУ,
СУСУ, ШУШУ, ШУСУ.
Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и
повторишь:
ПАПОПУ, ПОПУПА, ПУПАПО, ПАТА КА, ТАКАПА, ТАПАКА,
ТАДАТА, ТАТАДА, ТАДАДА, БАПАБА, ПАПАБА.
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов
несколько раз изменяется):
ДОМТОМКОМ
БОЧКАТОЧКАДОЧКАКОЧКА.
результатов:
Оценка
высокий уровень ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по
звуковому составу,
различает слова со сходными звуками.
Средний уровень ребенок допускает незначительные ошибки, при
замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровеньребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не
замечает ошибок при многократном повторении.
Тест на уровень развития познавательной деятельности
Тест словаря
Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные
дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает порусски.
Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее
поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.
Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать,
острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить,тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать,
щипать, колючий.
4. Автобус ,лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий,
убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать,
гладить, шершавый.
При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить
жестом.
Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально
возможно поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).
1 балл понимает значение слова, но словесно его выразить не может.
1,5 балла может описать предмет словесно.
0 баллов отсутствует понимание слова.
Для шестилеток низкий уровень 0 – 6,5 баллов
Средний уровень 712 баллов
Высокий уровень 12,5 20 бал
Тест «Кругозор»
оценка уровня развития познавательной деятельности
Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим
мире, а также способности к анализу и суждениям.
1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или
женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше
обед или ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.
ОЦЕНКА:
следующие
оцениваются
Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5
балла.
Отдельно
вопросы:
• 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с
учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год
будет 7 лет и восемь месяцев)
• 8 вопрос – полный домашний адрес 3 балла
• 15 вопрос правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
• 16 вопрос положительный ответ – 1 балл
• 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
• 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла
Оценка результатов:
Высокий уровень – 2429 баллов
Средний уровень – 2023,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и нижеДругие тесты
Тест "Нарисуй человека"
Попросите ребёнка нарисовать человека: "Возьми лист бумаги и нарисуй
человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя".
В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все
части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть
туловища отделена от верхней.
Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.
Тест "Повтори"
Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: "Ей
дан чай".
Инструкция может быть следующая: "Посмотри внимательно, как нарисованы
здесь буквы, попробуй написать их точно так же".
Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и
образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в
два раза.
А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая
будет выше остальных.
Тест "Круг"
Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.
Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.
Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение
образца.
Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.
Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет
желания не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.Тест для родителей
1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней
будет интересно учиться?
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно какимлибо делом,
требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать
конструктор)?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не
стесняется?
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из
пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам?
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми
словами?
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление
единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать
аппликации)?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи»
помидоры, морковь, лук)?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать
мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных
ответов на вопросы теста.1518 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти
в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и
возникнут, будут легко преодолимы;
1014 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а
содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам
точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять
больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего
он не умеет.
Онлайн тест Готов ли Ваш ребенок к школе? http://www.7ya.ru/tests/test25/
ИСТОЧНИКИ:
http://kids.tovar.com/deti/school/384testugotovnostikshkole
http://39frspb.caduk.ru/p123aa1.html
http://www.7ya.ru/tests/test25/