Здоровьеформирующие технологии вне урока
Оценка 4.6

Здоровьеформирующие технологии вне урока

Оценка 4.6
pdf
23.04.2020
Здоровьеформирующие технологии вне урока
Zdorovyeformiruyuschie_tekhnologii_na_uroke.pdf

Министерство образования, науки и молодежной политики

 Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский  педагогический  колледж»

 

 

Студент 4 курса  специальность 49.02.01

 

группа ФК-4А

                                                                                                                                                 МАРИЧ                         

Александр Васильевич

 

 

 

 

Здоровьеформирующие технологии вне урока

Доклад

 

Руководитель:

Н. И. Егоров,     преподаватель         

физического

 

воспитания

     

 

 

 

Дзержинск - 2020

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 3

1.  Сущность здоровьеформирующей технологии на уроке .......................... 4

2.  Реализация здоровьеформирующей технологии на уроке ........................ 5

3.  Обобщение педагогического опыта .......................................................... 6

4.  Обобщение собственного опыта ............................................................... 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................... 9

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные - значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она проводится с целью удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественнополезной деятельности. Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1 - 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. 

Внеурочная деятельность помогает педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способствует формированию учебной мотивации, расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.

 

 

 


1. Сущность здоровьеформирующей технологии вне урока

 

Здоровьеформирующие технологии – это системный метод создания и применения процесса преподавания и усвоения знаний, направленный на формирование культуры здоровья и личностных качеств обучающихся, способствующих повышению интереса и мотивации к здоровому образу жизни.[5]

Цель технологии: формирование культуры здорового образа жизни у детей в школьном образовательном учреждении:

- разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка;

-                     сохранение и укрепление здоровья;

-                     формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний;

-                     развитие разнообразных двигательных и физических качеств;

-                     укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности;

-                     внедрение инновационных технологий в работе с детьми.[7] Задачи технологии:

1.                Создание предметно - оздоровительной и воспитательной среды в школе.

2.                Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единственно целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям).

4.                Закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических     состояний ребенка,     которые     далее          могут воспроизводиться в режиме саморазвития.

5.                Формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма.

6.                Воспитывать у ребенка способности к самосозиданию - «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах.

7.                Помочь детям овладеть доступными навыками психологической самокоррекцией, прививать чувство психологической взаимопомощи.

8.                Способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям.

9.                Формирование культуры правильного питания.[10] Особенности технологии:

1.                Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2.                Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

3.                Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4.                Использование разнообразных видов деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. [2]

 Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на формирование представления о здоровье как ценности, то есть создают мотивацию на ведение здорового образа жизни.[8]

Здоровьеформирующее образование - дополнение традиционной здоровьеформирующей деятельности образовательного учреждения социально-психологическими технологиями поддержки личностного развития подрастающего поколения. [9]

 

2. Реализация здоровьеформирующей технологии вне урока

 

Цели, преследуемые в ходе реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:

-   разработка и реализация представлений о сущности здоровья;

-   разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;

-   формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;

-   реализация индивидуальных оздоровительных программ;

-   овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их при

самостоятельных занятиях;

-   познание индивидуальных особенностей организма;

-   приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере.[6]  Реализуется посредствам мероприятий, которые направлены на формирование культуры здоровья учащихся, на мотивацию их к ведению здорового образа жизни, а именно просветительные, профилактические, предупреждающие, санитарно – гигиенические беседы с привлечением врачей, пожарных, полиции, центра «Семья», специалистов органов ГИБДД,

ПДН и ЗП.[4]

Активную роль в воспитании грамотности по здоровому образу жизни играет школьная библиотека, которая способствует развитию целостной системы экологического просвещения и образования.[3]

Важную роль по воспитанию здорового поколения в летний период играет летний оздоровительный лагерь.

Положительных результатов по здоровьесбережению учащихся можно достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители.

Воспитание и пропаганда здорового образа жизни позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья

школьников.[5]

 

3. Обобщение педагогического опыта

 

Ситникова Юлия Николаевна, учитель физической культуры,  работающая в школе №1 Варнавинского района, проводит каждый год мероприятие «День здоровья», целью которого является сохранение и укрепление здоровья в области физической культуры.[1]

 

4. Обобщение собственного опыта

 

На практике в школе №13 мной проводилось мероприятие «День здровья» среди учащихся школы. Это позволило придать детям интерес к занятиям  физической культурой, соблюдать ЗОЖ, повседневно укреплять свое здоровье во внеурочной деятельности, дать мотивацию участия в эстафетах, физкультминутках, подвижных играх и другие мероприятиях, проведенных учителем физической культуры или классными руководителями.

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо хочется сказать: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым".

Отобранные методы, формы, приемы работы, направлены на реализацию поставленной мною цели. В связи с этим можно отметить следующие положительные тенденции во внеурочной деятельности:

1.     Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения и познавательного интереса к предметам.

2.     Повышение качества знаний и уровня организации учащихся.

3.     Способность применить знания, умения и навыки ЗОЖ в повседневной жизни.

4.     Ответственное отношение школьников к своему здоровью.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль здоровьеформирующих технологий во внеурочной деятельности формирует у учащихся важнейшие коммуникативные навыки, повышает качество образовательных результатов. Наблюдения показывают, что использование здоровьеформирующих технологий во внеурочной деятельности позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

 

                 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бабанский, Ю.К. Методические основы оптимизации учебновоспитательного процесса [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение,

1982. - 480 с.

2.  Борисов, А.А., Сыромятникова, Л.И., Борисова, Л.П. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А.А. Борисов, Л.И. Сыромятникова, Л.П. Борисова // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 375-377.

3.  Ковалько, В.И. Здоровьеформирующие технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2004. - 296 с. 

4.  Кукушин, В.С. Теория и методика обучения [Текст] / В.С. Кукушкин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

5.  Менчинская, Е.А. Основы здоровьеформирующего обучения в начальной школе [Текст] / Е.А. Менчинская. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 112 с.

6.  Никифоров, Е.А. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации [Текст] / Е.А. Никифоров. - Волгоград: Учитель, 2009. - 184 с.

7.  Орехова, В.А. Педагогика в вопросах и ответах [Текст] / В.А. Орехова. – М.: КНОРУС, 2006. - 147 с.

8.  Смирнов, Н.К. Здоровьеформирующие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 62 с.

9.  Советова, Е.В.. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е.В.

Советова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.

10.            Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2004. - 220 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Дзержинск - 2020 ОГЛАВЛЕНИЕ

Дзержинск - 2020 ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста

ВВЕДЕНИЕ Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста

мотивации, расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.

мотивации, расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.

Сущность здоровьеформирующей технологии вне урока

Сущность здоровьеформирующей технологии вне урока

Закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития

Закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития

Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению

Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению

Семья», специалистов органов ГИБДД,

Семья», специалистов органов ГИБДД,

Обобщение собственного опыта

Обобщение собственного опыта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом

Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового

Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового

Смирнов, Н.К. Здоровьеформирующие образовательные технологии в современной школе [Текст] /

Смирнов, Н.К. Здоровьеформирующие образовательные технологии в современной школе [Текст] /

Здоровьеформирующие технологии вне урока

Здоровьеформирующие технологии вне урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020