Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
Студент 4 курса специальность 49.02.01
группа ФК-4А
МАРИЧ
Александр Васильевич
Здоровьеформирующие технологии вне урока
Руководитель:
Н. И. Егоров, преподаватель
физического
воспитания
Дзержинск - 2020
Стр.
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 3
1. Сущность здоровьеформирующей технологии на уроке .......................... 4
2. Реализация здоровьеформирующей технологии на уроке ........................ 5
3. Обобщение педагогического опыта .......................................................... 6
4. Обобщение собственного опыта ............................................................... 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................... 9
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные - значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она проводится с целью удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественнополезной деятельности. Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1 - 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.
Внеурочная деятельность помогает педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способствует формированию учебной мотивации, расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.
1. Сущность здоровьеформирующей технологии вне урока
Здоровьеформирующие технологии – это системный метод создания и применения процесса преподавания и усвоения знаний, направленный на формирование культуры здоровья и личностных качеств обучающихся, способствующих повышению интереса и мотивации к здоровому образу жизни.[5]
Цель технологии: формирование культуры здорового образа жизни у детей в школьном образовательном учреждении:
- сохранение и укрепление здоровья;
- формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний;
- развитие разнообразных двигательных и физических качеств;
- укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности;
- внедрение инновационных технологий в работе с детьми.[7] Задачи технологии:
1. Создание предметно - оздоровительной и воспитательной среды в школе.
2. Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единственно целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям).
4. Закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития.
5. Формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма.
6. Воспитывать у ребенка способности к самосозиданию - «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах.
7. Помочь детям овладеть доступными навыками психологической самокоррекцией, прививать чувство психологической взаимопомощи.
8. Способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям.
9. Формирование культуры правильного питания.[10] Особенности технологии:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. [2]
Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на формирование представления о здоровье как ценности, то есть создают мотивацию на ведение здорового образа жизни.[8]
Здоровьеформирующее образование - дополнение традиционной здоровьеформирующей деятельности образовательного учреждения социально-психологическими технологиями поддержки личностного развития подрастающего поколения. [9]
2. Реализация здоровьеформирующей технологии вне урока
Цели, преследуемые в ходе реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:
- разработка и реализация представлений о сущности здоровья;
- разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;
- формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;
- реализация индивидуальных оздоровительных программ;
- овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их при
самостоятельных занятиях;
- познание индивидуальных особенностей организма;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере.[6] Реализуется посредствам мероприятий, которые направлены на формирование культуры здоровья учащихся, на мотивацию их к ведению здорового образа жизни, а именно просветительные, профилактические, предупреждающие, санитарно – гигиенические беседы с привлечением врачей, пожарных, полиции, центра «Семья», специалистов органов ГИБДД,
ПДН и ЗП.[4]
Активную роль в воспитании грамотности по здоровому образу жизни играет школьная библиотека, которая способствует развитию целостной системы экологического просвещения и образования.[3]
Важную роль по воспитанию здорового поколения в летний период играет летний оздоровительный лагерь.
Положительных результатов по здоровьесбережению учащихся можно достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители.
Воспитание и пропаганда здорового образа жизни позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья
школьников.[5]
Ситникова Юлия Николаевна, учитель физической культуры, работающая в школе №1 Варнавинского района, проводит каждый год мероприятие «День здоровья», целью которого является сохранение и укрепление здоровья в области физической культуры.[1]
На практике в школе №13 мной проводилось мероприятие «День здровья» среди учащихся школы. Это позволило придать детям интерес к занятиям физической культурой, соблюдать ЗОЖ, повседневно укреплять свое здоровье во внеурочной деятельности, дать мотивацию участия в эстафетах, физкультминутках, подвижных играх и другие мероприятиях, проведенных учителем физической культуры или классными руководителями.
В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо хочется сказать: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым".
Отобранные методы, формы, приемы работы, направлены на реализацию поставленной мною цели. В связи с этим можно отметить следующие положительные тенденции во внеурочной деятельности:
1. Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения и познавательного интереса к предметам.
2. Повышение качества знаний и уровня организации учащихся.
3. Способность применить знания, умения и навыки ЗОЖ в повседневной жизни.
4. Ответственное отношение школьников к своему здоровью.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль здоровьеформирующих технологий во внеурочной деятельности формирует у учащихся важнейшие коммуникативные навыки, повышает качество образовательных результатов. Наблюдения показывают, что использование здоровьеформирующих технологий во внеурочной деятельности позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
1. Бабанский, Ю.К. Методические основы оптимизации учебновоспитательного процесса [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение,
1982. - 480 с.
2. Борисов, А.А., Сыромятникова, Л.И., Борисова, Л.П. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А.А. Борисов, Л.И. Сыромятникова, Л.П. Борисова // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 375-377.
3. Ковалько, В.И. Здоровьеформирующие технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2004. - 296 с.
4. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения [Текст] / В.С. Кукушкин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
5. Менчинская, Е.А. Основы здоровьеформирующего обучения в начальной школе [Текст] / Е.А. Менчинская. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 112 с.
6. Никифоров, Е.А. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации [Текст] / Е.А. Никифоров. - Волгоград: Учитель, 2009. - 184 с.
7. Орехова, В.А. Педагогика в вопросах и ответах [Текст] / В.А. Орехова. – М.: КНОРУС, 2006. - 147 с.
8. Смирнов, Н.К. Здоровьеформирующие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 62 с.
9. Советова, Е.В.. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е.В.
Советова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.
10. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2004. - 220 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.