ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Оценка 4.7

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Оценка 4.7
docx
24.10.2022
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ     УЧРЕЖДЕНИИ
здоровьесберю д-ть..docx

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”.

        Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическое адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего условиями жизни в школе. На годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочерёдной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Движение – важнейшее свойство живых организмов. Нет более естественного метода стимуляции различных систем человеческого организма и оздоровления, чем мышечная деятельность.

Естественная биологическая потребность ребёнка в движении может реализовываться и удовлетворяться в различных формах.

Произвольная двигательная активность находится под полным контролем со стороны сознания. Критерием может служить наличие и характер цели. Если двигательная активность бесцельна, то её можно назвать спонтанной. Человек, меряющий шагами комнату в глубоком раздумье, совершает свои ритмические движения без осознанной цели, однако, это не означает, что они бессмысленны. С биологической точки зрения такое движение – одна из форм адаптации организма к необычной, напряжённой ситуации, а ритмичные движения позволяют многим людям направить в нужное русло свои мысли, сконцентрироваться для принятия верного решения.

Если же цель двигательной активности просматривается чётко, она должна быть отнесена к категории целенаправленной. Наиболее типичными для ребёнка на занятиях художественного отделения вариантами могут быть:

- игровая двигательная активность – направленная на эмоциональное подкрепление (например, игра в подвижные игры);

- оздоровительная двигательная активность – направленная на профилактику и укрепление здоровья (например, гимнастика);

- релаксационная двигательная активность – направленная на преодоление утомления (например, активная физкультминутка или подвижная перемена, или гимнастика для глаз и т.п.).

Любой из этих видов двигательной активности может быть реализован в различных формах.

  Острота зрения и миопическая рефракция у учащихся связаны с учебной нагрузкой и длительной зрительной работой. Поэтому вопросам профилактики нарушения зрения и способам снятия зрительного утомления необходимо уделять пристальное внимание на занятиях изобразительного искусства.

Функциональная и анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребёнка в процессе рисования, обуславливают необходимость применения на физкультурных минутках гимнастики для глаз (офтольмотренаж).

Зрительная гимнастика. Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.

Упр. 1

На счёт 1 - 4 закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем на счёт 1 – 6 раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно.

Упр. 2

На счёт 1 – 6 перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль; затем на счёт 1 – 6 налево вверх – направо вниз и вдаль.

Упр. 3(плакат 1)

Упр.4 (плакат 2)

Упр.5 (пл. 3)

Упр. 6 (пл. 4)

Упр. 7 ( пл. 5)

Упр. 8 ( пл. 6)

        Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил.

     На занятиях рисования, особенно на младших годах обучения, можно применять пальчиковую гимнастику. Нужно соблюдать 2 важных правила. Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно; второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).

1. Гимнастика с учебным предметом.

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай-качай-качай,

Но давай-ка не теряй.

Дети зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторить несколько раз.

2. Упражнения на развитие подвижности, силы и гибкости пальцев.

Массаж пальцев и ладоней. Можно применять и с большими детьми.

            Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём

И к другому перейдём.

   Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторить несколько раз, меняя руки.

              Надо нам скорее, братцы,

Дружно карате заняться.

Тренируем мы ладони,

Нас теперь никто не тронет.

   Дети стучат ребром правой ладони по внутренней стороне левой ладони раз десять, затем меняют руки. Повторить несколько раз.

Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения могут выполняться непосредственно на рабочем месте ученика в сочетании с «вертикалью» (переходом в положение стоя). Использование на уроке непосредственно в классе упражнений повышенной интенсивности (прыжков, резких наклонов, выпадов, бросков) нецелесообразно. С одной стороны, это нарушает гигиенические условия обучения в классе (повышает температуру воздуха в классе, изменяет воздушный состав и т.д.), а с другой стороны, приводит к дополнительному утомлению детей (в результате короткой, но интенсивной физической нагрузки).

Физкультминутка.

Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище
то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,
на «выше, выше» — выпрямляются.)
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Ветер тихо клен качает
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Позвонки-вагончики для взрослых детей

Цель: достичь с помощью исследования строения позвоночника стадии физического самосознания и релаксации

  Уроните "голову-паровозик" вниз. Пусть "паровозик" утащит за собой "позвонки-вакончики" друг за другом (т.е. согнитесь постепенно).

Повисните вниз от копчика (т.е. голова висит настолько низко над полом, насколько вам позволяет ваше физическое состояние).

В обратном порядке - снизу вверх - выстройте свои позвонки (в этом самый сок упражнения - разгибаться нужно не быстро, не сразу, а включая энергетику: постепенно разгибаясь, вы представляете, как ваши позвонки встают друг за другом на СВОИ места). После каждого действия ("попадания" на свое место каждого позвонка) дайте направление костям скелета и следите за мышечной релаксацией.

Помните, что вы не дух бесплотный, а вполне реальны и осязаемы.

       Таким образом, введение в структуру занятия физкультурных минуток, сочетающих различные упражнения (для кистей рук, динамические, дыхательные, офтольмотренаж), является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

   На большой перемене в рекреации мы можем поиграть с детьми любого возраста в такую игру (т.к. уроки в общеобразовательной школе закончились, можно и пошуметь)      

Бумажные мячики

Цель: Веселая двигательная разминка, которая взбодрит участников тренинга Количество участников 6-20 человек Время 10-15 минут

Ход упражнения

Разделите аудиторию на две равные половины, например, положив на пол веревку. Участников, также разделите на две равные команды. Каждой выдайте стопку газет или использованной бумаги формата А4. Команды должны скомкав бумагу, приготовить много бумажных мячиков. Команды выстраиваются в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По команде ведущего они начинают бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Ровно через две минуты, услышав команду <Стоп!>, надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. Перебегать за разделительную линию нельзя.

Сама разминка проходит крайне весело и шумно, что позволяет разрядить обстановку и подзарядить участников энергией. Комлект разминок для старта групповой мысли Ниже представлены несколько разминок-задачек, которые помогут завести групповую дискуссию на отвлеченную тему, что в свою очередь чуть-чуть расслабит участников и отвлечет от умной теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Гимнастика с учебным предметом.

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай-качай-качай,

Но давай-ка не теряй.

Дети зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторить несколько раз.

2. Упражнения на развитие подвижности, силы и гибкости пальцев.

Массаж пальцев и ладоней. Можно применять и с большими детьми.

            Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём

И к другому перейдём.

   Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторить несколько раз, меняя руки.

              Надо нам скорее, братцы,

Дружно карате заняться.

Тренируем мы ладони,

Нас теперь никто не тронет.

   Дети стучат ребром правой ладони по внутренней стороне левой ладони раз десять, затем меняют руки. Повторить несколько раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище
то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,
на «выше, выше» — выпрямляются.)
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Ветер тихо клен качает
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Позвонки-вагончики для взрослых детей

Цель: достичь с помощью исследования строения позвоночника стадии физического самосознания и релаксации

  Уроните "голову-паровозик" вниз. Пусть "паровозик" утащит за собой "позвонки-вакончики" друг за другом (т.е. согнитесь постепенно).

Повисните вниз от копчика (т.е. голова висит настолько низко над полом, насколько вам позволяет ваше физическое состояние).

В обратном порядке - снизу вверх - выстройте свои позвонки (в этом самый сок упражнения - разгибаться нужно не быстро, не сразу, а включая энергетику: постепенно разгибаясь, вы представляете, как ваши позвонки встают друг за другом на СВОИ места). После каждого действия ("попадания" на свое место каждого позвонка) дайте направление костям скелета и следите за мышечной релаксацией.


 

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них

Острота зрения и миопическая рефракция у учащихся связаны с учебной нагрузкой и длительной зрительной работой

Острота зрения и миопическая рефракция у учащихся связаны с учебной нагрузкой и длительной зрительной работой

Чтоб здоров был пальчик наш,

Чтоб здоров был пальчик наш,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад

Ровно через две минуты, услышав команду <Стоп!>, надо будет прекратить бросаться мячами

Ровно через две минуты, услышав команду <Стоп!>, надо будет прекратить бросаться мячами

Гимнастика с учебным предметом

Гимнастика с учебным предметом

Ветер Ветер дует нам в лицо,

Ветер Ветер дует нам в лицо,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2022