Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Оценка 4.8
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
25.11.2018
Аннотация. В статье рассматриваются задания и проектная работа, направленные на реализацию регионального компонента по русскому языку. Включение в учебный материал по русскому языку регионализмов способствует национальной и региональной идентификации. Это направлено на формирования чувства "малой родины", что важно в контексте формирования культуроведческой компетенции и патриотизма через любовь к малой родине. Проектную деятельность предлагается проводить на примере работы с топонимами Енисейского района, в частности комонимами, поскольку топонимы в определённой мере отражают историю освоения этих земель, особенности его флоры и фауны, содержат информацию о народах-аборигенах. В результате у школьников формируется исследовательская компетенция, обеспечивается понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей родного края.
Ключевые слова: топонимика, комонимы, региональный компонент, проектная деятельность обучающихся
Ст._Веккессер_Шмульская_2018 _Знанио.docx
Педагогика
УДК 372.881.161.1
кандидат филологических наук, доцент Веккессер Мария Викторовна
Лесосибирский педагогический институт – филиал федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степановна
Лесосибирский педагогический институт – филиал федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Введение. В рамках изучения школьного курса русского языка особую
значимость приобретает региональный компонент. Он предполагает наличие
систематического и последовательного включения в учебную деятельность
местного регионального языкового и литературного материала [7].
Региональный компонент в рамках ФГОС основного общего образования
по филологическим дисциплинам «является его вариативной частью и призван
обеспечить формирование ценностного отношения к родному языку как
историческому и культурному коду народа, возрождение национального
самосознания, воспитание уважения к истории и культуре своей малой родины»
[1].
Формулировка цели статьи.
Целью настоящей статьи является
рассмотрение условий и форм работы, направленных на реализацию
регионального компонента по предмету «Русский язык» в школе. Изложение основного материала статьи. К основным условиям
реализации регионального компонента по русскому языку относят: внедрение
лингвистического краеведческого материала, отражающие региональные
языковые особенности (диалектизмы, топонимика, художественная литература и
др.); системность и последовательность включения такого материала в
школьный курс русского языка; использование активных форм учебной и
внеучебной работы [1]. Отметим, что использование регионального компонента
на уроках русского языка, способствует формированию не только языковой, но
и культуроведческой компетенций.
С целью выявления форм работы, заданий по региональному компоненту
мы проанализировали учебнометодический комплекс по русскому языку
Т.А. Ладыженской и др. (59 класс). В нём имеются упражнения, содержащие в
себе региональный компонент, они направлены на развитие речи.
Примеры типичных заданий: в 5 классе предлагается упражнение
«Сохранился ли еще снег в вашей местности? Какой он в ясный весенний день, в
пасмурный день; утром, вечером? Опишите снег. Если у вас не бывает снега,
расскажите, как выглядит земля (горы, пустыня, степь и т.д.) в эти весенние
дни» [12]; в 6 классе – «Напишите о какомнибудь памятном событии так, чтобы
была понятна основная мысль вашего текста. Озаглавьте сочинение. Возможное
начало: никогда не забуду…, я надолго запомню…, помню…» [12]; в 7 классе –
«Задания по выбору: а) расскажите, какие предметы прошлого обнаружены в
вашей местности при раскопках; б) расскажите, какие предметы, связанные с
Великой Отечественной войной, находят следопыты. Оформите рассказ в виде
репортажа с места находки» [12]; в 8 классе «Наблюдали ли вы когданибудь
утреннюю или вечернюю зарю? Освежите свои впечатления и понаблюдайте
вечернюю зарю. Напишите о том, что вы увидели» [12]; в 9 классе «Прекрасным
может быть любой уголок природы в любое время года в любой местности. Вы
согласны? Напишите о том, что прекрасного вы неожиданно или впервые
открыли для себя в жизни природы вашей местности» [12]. Данные упражнения имеют обобщенный характер обращения к региональному компоненту, поэтому
их можно использовать в разных субъектах нашей страны.
В дополнение к этим заданиям мы предлагаем ряд упражнений, которые
буду направлены не только на развитие речи и отработку изучаемой темы, но и
для самостоятельной исследовательской деятельности обучающегося.
1) Составьте и запишите 5 предложений о месте, где вы родились,
используя причастный оборот (при изучении темы «Причастный оборот»).
2) Назовите знаменательные, памятные места г. Лесосибирска (при
изучении темы «Собственных имена существительные).
3) Сходите в Лесосибирский краеведческий музей или Выставочный зал и
напишите сочинение о впечатлении, произведенном на вас от увиденного (от
картин, экспозиций, народного тврчества и т.п.).
4) Перед вами отрывок из рассказа А. Бондаренко «Ведро клюквы».
Внимательно прочитайте и выполните задание.
«Горная тропа, натоптанная летом зверьем, вела нас вдоль большого
болота. Она, то терялась в зарослях тростника, то неожиданно
выскакивала изпод низкорослых стволов пихтача, то снова упрямо вела на
север.
Над болотом кружили снежинки. Найда чувствовала наше
приподнятое настроение от первой охотничьей тропы и неустанно одну за
другой находила белок. Но зверек еще не вылупился и промышлять его было
явно рано. В лесу часто встречалась беличья молодь. Она была еще красной.
Значит, зима еще не торопилась в таежные края. Она опускает охотнику
время подладить путики, заготовить дров в избушку. Да и клюкву на болоте
еще собирать можно, яркие бусины манят к себе.
Горька клюква на тропе насторожила меня. Теперь я шел немного
впереди и думал, что медведь, вероятно, выбрал место для зимовки гдето
рядом. Местечко высокое, мелкопихтовое. Изворчал земли он здесь немало.
Видно, бурундуков добывал или муравьев ворошил. А может, от безделья мучился? Границу своих угодий когтями на деревьях метил. У зимовья,
проходимец, бочку с бензином опрокинул, флягу с автолом метров за
пятьдесят к болоту уволок. Швырнул ее и, вернувшись к избушке, выдрал
дверь, посуду искорежил. А может, старый бедолага жиру не нагулял за
лето, слоняется теперь по лесу <…>.
От сильного ветродува летом упал кедр. Он развесистыми корнями,
похожими на лопату громадного лосярогача, перегородил тропу. Поднырнув
под него, я, к несчастью, зацепился лямкой рюкзака за сук и, что называется,
с мясом выдрал его. Перерезав ножом пополам запасную тесемку, на
живульку приладил ее к лямке и ринулся догонять быстрого на ногу
товарища <…>» [3].
Задание: 1) отметьте незнакомые для вас слова; 2) какой вы будете
использовать словарь, чтобы выяснить значение этих слов; 3) выпишите из
словарей значение этих слов.
Региональный компонент может реализовываться и в контексте проектной
деятельности обучающихся. Включение их в эту работу является одним из
эффективных мотивационных средств познавательной деятельности.
Исследовательская деятельность в контексте выполнения проекта побуждает
обучающегося как к индивидуальному, так и коллективному выполнению
исследований, которая может для некоторых являться и профессиональной
ориентацией.
Учитель в процессе организации проектной и исследовательской
деятельности должен стремиться развить в обучающемся индивидуальные
интересы и способности, необходимо научить устанавливать отношения между
предметами, обобщать лингвистический материал, формировать способность
самостоятельно находить информацию, которую в дальнейшем необходимо
подвергнуть анализу, синтезу и классификации. Всё это будет обучающегося
старшей школы побуждать к осуществлению программы проекта. Проект является наиболее подходящим инструментов в изучении
интересующего ученика направлении. «Проект – работа, направленная на
решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее
запланированного результата» [14]. Данная деятельность сможет развить не
только интеллектуальные способности старшеклассников, но и организаторские,
познавательные, творческие.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно
познавательная деятельность обучающихся, которая имеет общую цель. Главное
условие проектной работы – наличие заранее выработанного представления о
порядке реализации и конечном результате (продукте) деятельности.
В ходе реализации проекта у обучающихся школы необходимо давать
возможность для самостоятельной постановки цели и задач исследования,
формулирования способов и средств их достижения, для прогнозирования
применения полученных результатов (доклад, словарь, научный отчёт,
популяризация результатов в виде тематических мероприятий и т.п.).
Безусловно, такой вид деятельности особенно актуален для обучающихся
старших классов, поскольку у них уже в определённой мере сформированы
теоретическое мышление, умение рефлексировать, это играет огромную роль в
процессе становления исследовательской компетенции [5].
Лингвистическое поле исследований в региональном аспекте за последние
десятилетия значительно расширяется. Вопросы самоидентификации жителей
Приенисейской Сибири рассмотрены в ряде работ. Так, рассмотрено
воплощение региональной самоидентификации посредством ассоциативного
эксперимента [2]; выявлены способы региональной самоиндетификации авторов
в художественном дискурсе указанного выше региона [4; 6]; определён
социолингвистический портрет школьниковподростков в аспекте региональной
идентичности [10; 16]; охарактеризованы вербальные маркеры региональной
идентичности [13]. В связи с особой актуальностью вопросов регионального дискурса нами
предлагаются следующие темы для проектов по топонимике: гидронимы /
годонимы / эмпоронимы г. Лесосибирска / Енисейского района и т.п.
Примером исследовательского проекта на материале регионального
лингвистического материала может являться анализ комонимов – названий
сельских поселений Енисейского района. Ниже предлагаем результаты
проектной работы на основе работы с топонимами, в частности выявлялись
особенности номинации сельских поселений.
Цель проекта: выявление способов номинации сельских поселений
Енисейского района.
Задачи: 1) изучение научной литературы; 2) сбор фактического языкового
материала; 3) анализ топонимов в аспекте этимологии; 4) выявление
классификации; 4) подготовка доклада выступления; 5) защита проекта
(представление устно доклада).
Изучив научную литературу, проанализировав названия комонимов,
определили следующую классификацию.
Названия поселков, производные от имени аборигенов
Маковский острог. В 1618 г. на правом берегу реки Кети, в самом начале
Енисейского волока, служилыми людьми из Тобольска Албычевым и Рукиным
был основан Маковский острог (первоначальное название – Намацкий, или
Намаковский, по имени кетского князька Намака, поскольку здесь казакам
пришлось выдержать его осаду). Ныне это село Маковское Енисейского района.
Названия поселков, производные от фамилии и имени основателя
Каргино. В 1651 г. гулящий человек (свободный, независимый) М. Каргин
с товарищем М. Моториным срубил избу на левом берегу реки Енисей, выше
устья Ангары, положив начало деревне Каргино. Ныне село Каргино
Енисейского района. Шадрино.
В 1691 г. семья крестьянина Лариона Шадры, которая
насчитывала 16 человек, выделилась из деревни НижнеПодгорной и основала
Шадринскую деревню. Ныне деревня Шадрино Енисейского района.
Колмогорово.
По переписи 1691 г., на месте современной деревни
Колмогорово в Енисейском районе была заимка посадского ремесленника –
кузнеца Ивана Колмогорова. Его именем и была названа деревня.
Шапкино. Две версии названия поселка. 1. Это станция, на которой был
смотритель по фамилии Шапкин. Люди в дороге говорили: "Доедем до
Шапкина..." Так и пошло. 2. Гора возле самой дороги очень красивая – похожа
на шапку, заросшая лесом.
Назимово. В 1631 году было заложено зимовье села Назимово. В переписи
1669 года упоминается, что крестьянин деревни Назимово Дмитрий Назимов не
только занимается сельским хозяйством, но и ведет торговлю. Он сплавляет в
Туруханск из Енисейска хлеб и русские товары, а оттуда вывозит рыбу и шкуры.
Ярцево. По одной версии, Ярцево названо в честь сподвижника Ермака –
лихого атамана Ярцева, который, согласно легенде, ближе к осени 1605 г.
с ватагой казаков в поисках благодатных земель вышел по реке Кети через
болотистые, труднопроходимые места до реки Кас, а по ней – к Енисею и,
спустившись несколько ниже, при впадении небольшой речушки в Енисей
построил зимовье, которое стало называться в честь атамана Ярцевским.
Название связано с местом расположения
Ярцево. По одной из версий, промышленник Федор Цапаня, проделав
долгий путь по звериным тропам и неведомым рекам, достигнув Енисея, при
впадении в него реки Сым срубил зимовье, которое со временем выросло
в заимку, а потом уже – в село Ярцево. Эту заимку несколько раз сносило
постепенно
весенними ледоходами,
но она восстанавливалась заново,
продвигаясь вверх по Енисею. В итоге село было построено на высоком яру,
благодаря которому и получило свое название. УстьТунгуска.
В 1634 г. воевода Кондырев выслал за вину в дикое
и пустынное место на поселение семь семей. Переселенцы и стали первыми
жителями деревни УстьТунгуска, расположенной в Енисейском районе
недалеко от места слияния рек Ангара и Енисей.
Плотбище. В 1664 г. на реке Кеми была основана деревня Плотбище.
Название деревни пошло от места, где строили плоты, – плотбища. В то время
в деревне в 12 дворах проживали ремесленники и крестьяне, которые строили
плоты и лодки.
Каменка. В 1669 г. на каменистой горе возле речки, которую первые
переселенцы назвали Каменкой, было основано селение Каменское. Тремя
годами ранее в этом месте начал работать Каменский винокуренный завод. Ныне
это деревня Каменка Енисейского района.
УстьПит.
В 1679 г. в Енисейском районе, в месте впадения реки
Большой Пит в Енисей, была основна деревня УстьПит.
Озерное. Старожилы утверждали, что название деревни произошло от
слова «озеро», так как вблизи деревни множество больших и малых озер. Значит,
у наших предков прочно вошло в обиход – Озерное.
Смородинка.
Название обосновывается наличием вблизи деревни
большого количества смородины.
Крутой Лог.
Наименование связано с рельефом местности, где
расположен поселок.
Верхнебельск. 1957 году был образован поселок ВерхнеБельский (в
настоящее время Верхнебельск). Он возник как лесозаготовительный пункт
Енисейского леспромхоза в верхнем течении речки МалоБелая, откуда и
получил свое имя.
Высокогорский. В конце 1976 года появился на карте района поселок
Высокогорский. Наименование связано с местом расположения: высокогорье на
правом берегу Енисея, где возвышается Енисейский кряж. В ходе выполнения проекта, было установлено, что распространённым
способом номинации комонимов является способ вторичной номинации – по
имени или фамилии аборигенов или первопоселенцев, а также по особенностям
Названия сельских поселений
места расположения сельского поселения.
содержат в себе «живую историю»: отражают историю освоения земель
Енисейского района. Их наименования говорят о разноязычном происхождении,
это свидетельствует о многонациональном составе жителей изучаемого региона.
Выводы. Обучающиеся приходят к выводу, что специфика региона, его
история становления нашли свое отражение в комонимах как разновидностях
топонимической системы Енисейского района. В результате у школьников
формируется не только исследовательская компетенция, но и обеспечивается
понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных
ценностей русского народа, определяющей роль родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей.
Литература:
1. Баева Л. В. Реализация регионального компонента в школьном курсе
русского языка на примере ознакомления учащихся с лексическими
диалектизмами / Л.В. Баева // Rhema. Рема. – 2011. – №4. – С.93102.
2. Бахор Т.А, Ассоциативные поля как воплощение региональной
самоидентификации / Т.А. Бахор, О.Н. Зырянова, В.С. Лобарева //
Инновационные технологии научного развития: сборник статей международной
научнопрактической конференции. – Уфа, 2016. – С.3440.
3. Бондаренко А.М. Любовь и боль. Повести и рассказы. – Красноярск:
ПИК «Офсет», 2000. – 528 с.
4. Веккессер М.В. Проявление региональной самоиндетификации автора
в поэтическом дискурсе / М.В. Веккессер, С.В. Мамаева, И.А. Славкина,
Л.С. Шмульская // Современные исследования социальных проблем. – 2016, №
32 (27). – С. 120134. 5. Верес Л. В., Матяш Н. В. Проектная деятельность как средство
развития исследовательской компетентности старшеклассников / Л.С. Верес,
Н.В. Матяш // Вестник Брянского государственного университета. – 2013. –
№1. – С. 3439.
6. Зырянова О.Н.
Архетипическая основа малой прозы
И. Пантелеева / О.Н. Зырянова, Т.А. Бахор, В.С. Лобарева // Фундаментальные
исследования. – 2013, – № 86. – С. 4350.
7. Кадоло Т. А. Региональный лексический компонент на уроках русского
языка / Т.А. Кадоло // Вестник ТГПУ. – 2012. – №2. – С.126130.
8. Краткий топонимический словарь водоемов и населенных пунктов
– Режим доступа:
[Электронный ресурс].
Западной Сибири
http://www.sibrybalka.ru/vodojomy/toponimicheskiy_slovar/
5.02.2018).
(дата обращения :
9. Краткий топонимический словарь названий в Новосибирской области
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fishtravel.org/texts/1060 (дата
обращения : 2.02.2018).
10. Мамаева С.В. Социолингвистический портрет школьниковподростков
как речевой маркер региональной идентичности / С.В. Мамаева, И.А. Славкина,
Л.С. Шмульская, М.В. Веккессер // Успехи современной науки. – №9, том 4. –
2016. – С. 4750.
11.
Реки Красноярского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
(дата
http://geolike.ru/page/gl_4784.htmhttp://geolike.ru/page/gl_4784.htm
обращения : 23.01.2018).
12. Русский язык. 59 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. А.
Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М.
Шанский. – М.: Просвещение, 2016.
13. Славкина И.А. Вербальные маркеры региональной идентичности (на
материале современных чоконимов) / И.А. Славкина, Л.С. Шмульская,
С.В. Мамаева, М.В. Веккессер // Современные исследования социальных
проблем. – № 32 (27). – 2016. – С.227243. 14. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические
технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» :
лекции 14 / М.А. Ступицкая. – М. : Педагогический университет «Первое
сентября», 2009. 64 с.
15.
Топонимический словарь Амурской области
[Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
vladimirovich/toponimicheskijslovarjamurskoj (дата обращения : 21.01.2018).
http://litresp.ru/chitat/ru/М/meljnikovanton
16. Шмульская Л.С. Отражение территориальной идентичности в
письменных работах школьников /
И.А. Славкина,
М.В. Веккессер, С.В. Мамаева // Успехи современной науки. – №9, том 4.
Шмульская,
Л.С.
– 2016. – С. 6769.
Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.