Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Оценка 4.8

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Оценка 4.8
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
25.11.2018
Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Аннотация. В статье рассматриваются задания и проектная работа, направленные на реализацию регионального компонента по русскому языку. Включение в учебный материал по русскому языку регионализмов способствует национальной и региональной идентификации. Это направлено на формирования чувства "малой родины", что важно в контексте формирования культуроведческой компетенции и патриотизма через любовь к малой родине. Проектную деятельность предлагается проводить на примере работы с топонимами Енисейского района, в частности комонимами, поскольку топонимы в определённой мере отражают историю освоения этих земель, особенности его флоры и фауны, содержат информацию о народах-аборигенах. В результате у школьников формируется исследовательская компетенция, обеспечивается понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей родного края. Ключевые слова: топонимика, комонимы, региональный компонент, проектная деятельность обучающихся
Ст._Веккессер_Шмульская_2018 _Знанио.docx
Педагогика УДК 372.881.161.1 кандидат филологических наук, доцент Веккессер Мария Викторовна Лесосибирский   педагогический   институт   –   филиал   федерального государственного   автономного   образовательного   учреждения   высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск) кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степановна Лесосибирский   педагогический   институт   –   филиал   федерального государственного   автономного   образовательного   учреждения   высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск) ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ Введение.  В рамках изучения школьного курса русского языка особую значимость   приобретает   региональный   компонент.   Он  предполагает   наличие систематического   и   последовательного   включения   в   учебную   деятельность местного регионального языкового и литературного материала [7].  Региональный компонент в рамках ФГОС основного общего образования по филологическим дисциплинам «является его вариативной частью и призван обеспечить   формирование   ценностного   отношения   к   родному   языку   как историческому   и   культурному   коду   народа,   возрождение   национального самосознания, воспитание уважения к истории и культуре своей малой родины» [1]. Формулировка   цели   статьи.  Целью   настоящей   статьи   является рассмотрение   условий   и   форм   работы,   направленных   на  реализацию регионального компонента по предмету «Русский язык» в школе. Изложение   основного   материала   статьи.  К   основным   условиям реализации регионального компонента по русскому языку относят: внедрение лингвистического   краеведческого   материала,   отражающие   региональные языковые особенности (диалектизмы, топонимика, художественная литература и др.);   системность   и   последовательность   включения   такого   материала   в школьный   курс   русского   языка;   использование   активных   форм   учебной   и внеучебной работы [1]. Отметим, что использование регионального компонента на уроках русского языка, способствует формированию не только языковой, но и культуроведческой компетенций. С целью выявления форм работы, заданий по региональному компоненту мы   проанализировали   учебно­методический   комплекс   по   русскому   языку Т.А. Ладыженской и др. (5­9 класс). В нём имеются упражнения, содержащие в себе региональный компонент, они направлены на развитие речи. Примеры   типичных   заданий:   в   5   классе   предлагается   упражнение «Сохранился ли еще снег в вашей местности? Какой он в ясный весенний день, в пасмурный день; утром, вечером? Опишите снег. Если у вас не бывает снега, расскажите, как выглядит земля (горы, пустыня, степь и т.д.) в эти весенние дни» [12]; в 6 классе – «Напишите о каком­нибудь памятном событии так, чтобы была понятна основная мысль вашего текста. Озаглавьте сочинение. Возможное начало: никогда не забуду…, я надолго запомню…, помню…» [12]; в 7 классе – «Задания по выбору: а) расскажите, какие предметы прошлого обнаружены в вашей местности при раскопках; б) расскажите, какие предметы, связанные с Великой Отечественной войной, находят следопыты. Оформите рассказ в виде репортажа с места находки» [12]; в 8 классе «Наблюдали ли вы когда­нибудь утреннюю   или   вечернюю   зарю?   Освежите   свои   впечатления   и   понаблюдайте вечернюю зарю. Напишите о том, что вы увидели» [12]; в 9 классе «Прекрасным может быть любой уголок природы в любое время года в любой местности. Вы согласны?   Напишите   о   том,   что   прекрасного   вы   неожиданно   или   впервые открыли для себя в жизни природы вашей местности» [12]. Данные упражнения имеют обобщенный характер обращения к региональному компоненту, поэтому их можно использовать в разных субъектах нашей страны.  В дополнение к этим заданиям мы предлагаем ряд упражнений, которые буду направлены не только на развитие речи и отработку изучаемой темы, но и для самостоятельной исследовательской деятельности обучающегося.  1)   Составьте   и   запишите   5   предложений   о   месте,   где   вы   родились, используя причастный оборот (при изучении темы «Причастный оборот»). 2)   Назовите   знаменательные,   памятные   места   г.   Лесосибирска   (при изучении темы «Собственных имена существительные).  3) Сходите в Лесосибирский краеведческий музей или Выставочный зал и напишите сочинение о впечатлении, произведенном  на вас от увиденного (от картин, экспозиций, народного тврчества и т.п.).  4)   Перед   вами   отрывок   из   рассказа   А.   Бондаренко   «Ведро   клюквы». Внимательно прочитайте и выполните задание. «Горная тропа, натоптанная летом зверьем, вела нас вдоль большого болота.   Она,   то   терялась   в   зарослях   тростника,   то   неожиданно выскакивала из­под низкорослых стволов пихтача, то снова упрямо вела на север.  Над   болотом   кружили   снежинки.   Найда   чувствовала   наше приподнятое настроение от первой охотничьей тропы и неустанно одну за другой находила белок. Но зверек еще не вылупился и промышлять его было явно рано. В лесу часто встречалась беличья молодь. Она была еще красной. Значит, зима еще не торопилась в таежные края. Она опускает охотнику время подладить путики, заготовить дров в избушку. Да и клюкву на болоте еще собирать можно, яркие бусины манят к себе.  Горька   клюква   на   тропе   насторожила   меня.   Теперь   я   шел   немного впереди и думал, что медведь, вероятно, выбрал место для зимовки где­то рядом. Местечко высокое, мелкопихтовое. Изворчал земли он здесь немало. Видно, бурундуков добывал или муравьев ворошил. А может, от безделья мучился?   Границу   своих   угодий   когтями   на   деревьях   метил.   У   зимовья, проходимец,   бочку   с   бензином   опрокинул,   флягу   с   автолом   метров   за пятьдесят к болоту уволок. Швырнул ее и, вернувшись к избушке, выдрал дверь, посуду искорежил. А может, старый бедолага жиру не нагулял за лето, слоняется теперь по лесу <…>. От сильного ветродува летом упал кедр. Он развесистыми корнями, похожими на лопату громадного лося­рогача, перегородил тропу. Поднырнув под него, я, к несчастью, зацепился лямкой рюкзака за сук и, что называется, с   мясом   выдрал   его.   Перерезав   ножом   пополам   запасную   тесемку,   на живульку   приладил   ее   к   лямке   и   ринулся   догонять   быстрого   на   ногу товарища <…>» [3]. Задание:   1)   отметьте   незнакомые   для   вас   слова;   2)   какой   вы   будете использовать   словарь,   чтобы   выяснить   значение   этих   слов;   3)   выпишите   из словарей значение этих слов.  Региональный компонент может реализовываться и в контексте проектной деятельности   обучающихся.   Включение   их   в   эту   работу   является   одним   из эффективных   мотивационных   средств   познавательной   деятельности. Исследовательская   деятельность   в   контексте   выполнения   проекта   побуждает обучающегося   как   к   индивидуальному,   так   и   коллективному   выполнению исследований,   которая   может   для   некоторых   являться   и   профессиональной ориентацией. Учитель   в   процессе   организации   проектной   и   исследовательской деятельности   должен   стремиться   развить   в   обучающемся   индивидуальные интересы и способности, необходимо научить устанавливать отношения между предметами,   обобщать   лингвистический   материал,   формировать   способность самостоятельно   находить   информацию,   которую   в   дальнейшем   необходимо подвергнуть анализу, синтезу и классификации. Всё это будет обучающегося старшей школы побуждать к осуществлению программы проекта. Проект   является   наиболее   подходящим   инструментов   в   изучении интересующего   ученика   направлении.   «Проект  –   работа,   направленная   на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом  заранее запланированного   результата»   [14].   Данная   деятельность   сможет   развить   не только интеллектуальные способности старшеклассников, но и организаторские, познавательные, творческие. Проектная   деятельность   обучающихся   –   совместная   учебно­ познавательная деятельность обучающихся, которая имеет общую цель. Главное условие проектной работы – наличие заранее выработанного представления о порядке реализации и конечном результате (продукте) деятельности. В   ходе   реализации   проекта   у   обучающихся   школы   необходимо   давать возможность   для   самостоятельной   постановки   цели   и   задач   исследования, формулирования   способов   и   средств   их   достижения,   для   прогнозирования применения   полученных   результатов   (доклад,   словарь,   научный   отчёт, популяризация   результатов   в   виде   тематических   мероприятий   и   т.п.). Безусловно,   такой   вид   деятельности   особенно   актуален   для   обучающихся старших   классов,   поскольку   у   них   уже   в   определённой   мере   сформированы теоретическое мышление, умение рефлексировать, это играет огромную роль в процессе становления исследовательской компетенции [5]. Лингвистическое поле исследований в региональном аспекте за последние десятилетия   значительно   расширяется.  Вопросы   самоидентификации   жителей Приенисейской   Сибири   рассмотрены   в   ряде   работ.   Так,   рассмотрено воплощение   региональной   самоидентификации   посредством   ассоциативного эксперимента [2]; выявлены способы региональной самоиндетификации авторов в   художественном   дискурсе   указанного   выше   региона   [4;   6];   определён социолингвистический портрет школьников­подростков в аспекте региональной идентичности   [10;   16];   охарактеризованы   вербальные   маркеры   региональной идентичности [13]. В связи с особой актуальностью вопросов регионального дискурса нами предлагаются   следующие   темы   для   проектов   по   топонимике:   гидронимы   / годонимы / эмпоронимы г. Лесосибирска / Енисейского района и т.п.  Примером   исследовательского   проекта   на   материале   регионального лингвистического   материала   может   являться   анализ   комонимов –   названий сельских   поселений   Енисейского   района.   Ниже   предлагаем   результаты проектной   работы   на   основе   работы   с   топонимами,   в   частности   выявлялись особенности номинации сельских поселений. Цель   проекта:   выявление   способов   номинации   сельских   поселений Енисейского района. Задачи: 1) изучение научной литературы; 2) сбор фактического языкового материала;   3)   анализ   топонимов   в   аспекте   этимологии;   4)   выявление классификации;   4)   подготовка   доклада   выступления;   5)   защита   проекта (представление устно доклада). Изучив   научную   литературу,   проанализировав   названия   комонимов, определили следующую классификацию. Названия поселков, производные от имени аборигенов Маковский острог. В 1618 г. на правом берегу реки Кети, в самом начале Енисейского волока, служилыми людьми из Тобольска Албычевым и Рукиным был   основан   Маковский   острог   (первоначальное   название –   Намацкий,   или Намаковский,   по имени   кетского   князька   Намака,   поскольку   здесь   казакам пришлось выдержать его осаду). Ныне это село Маковское Енисейского района. Названия поселков, производные от фамилии и имени основателя Каргино. В 1651 г. гулящий человек (свободный, независимый) М. Каргин с товарищем М. Моториным срубил избу на левом берегу реки Енисей, выше устья   Ангары,   положив   начало   деревне   Каргино.   Ныне   село   Каргино Енисейского района. Шадрино.  В 1691 г.   семья   крестьянина   Лариона   Шадры,   которая насчитывала   16 человек,   выделилась   из деревни   Нижне­Подгорной   и основала Шадринскую деревню. Ныне деревня Шадрино Енисейского района. Колмогорово.  По переписи   1691 г.,   на месте   современной   деревни Колмогорово   в Енисейском   районе   была   заимка   посадского   ремесленника – кузнеца Ивана Колмогорова. Его именем и была названа деревня. Шапкино.  Две версии названия поселка. 1. Это станция, на которой был смотритель   по   фамилии   Шапкин.   Люди   в   дороге   говорили:   "Доедем   до Шапкина..." Так и пошло. 2. Гора возле самой дороги очень красивая – похожа на шапку, заросшая лесом. Назимово. В 1631 году было заложено зимовье села Назимово. В переписи 1669 года упоминается, что крестьянин деревни Назимово Дмитрий Назимов не только занимается сельским хозяйством, но и ведет торговлю. Он сплавляет в Туруханск из Енисейска хлеб и русские товары, а оттуда вывозит рыбу и шкуры. Ярцево.  По одной версии, Ярцево названо в честь сподвижника Ермака – лихого   атамана   Ярцева,   который,   согласно   легенде,   ближе   к осени   1605 г. с ватагой   казаков   в поисках   благодатных   земель   вышел   по реке   Кети   через болотистые,   труднопроходимые   места   до реки   Кас,   а по ней –   к Енисею   и, спустившись   несколько   ниже,   при   впадении   небольшой   речушки   в Енисей построил зимовье, которое стало называться в честь атамана Ярцевским. Название связано с местом расположения Ярцево.  По одной   из   версий,   промышленник   Федор   Цапаня,   проделав долгий  путь  по звериным  тропам   и неведомым   рекам,  достигнув  Енисея,  при впадении   в него   реки   Сым   срубил зимовье,   которое   со временем   выросло в заимку,   а потом   уже   –   в село   Ярцево.   Эту   заимку   несколько   раз   сносило   постепенно весенними   ледоходами,   но она   восстанавливалась   заново, продвигаясь   вверх   по Енисею.   В итоге   село   было   построено   на высоком   яру, благодаря которому и получило свое название. Усть­Тунгуска.  В 1634 г.   воевода   Кондырев   выслал   за вину   в дикое и пустынное   место   на поселение   семь   семей.   Переселенцы   и стали   первыми жителями   деревни   Усть­Тунгуска,   расположенной   в Енисейском   районе недалеко от места слияния рек Ангара и Енисей. Плотбище.  В   1664 г. на реке   Кеми   была   основана   деревня   Плотбище. Название деревни пошло от места, где строили плоты, – плотбища. В то время в деревне в 12 дворах проживали ремесленники и крестьяне, которые строили плоты и лодки. Каменка.  В 1669 г. на каменистой   горе   возле   речки,   которую   первые переселенцы   назвали   Каменкой,   было   основано   селение   Каменское.   Тремя годами ранее в этом месте начал работать Каменский винокуренный завод. Ныне это деревня Каменка Енисейского района. Усть­Пит.  В 1679 г. в Енисейском   районе,   в месте   впадения   реки Большой Пит в Енисей, была основна деревня Усть­Пит. Озерное.  Старожилы   утверждали,   что   название   деревни   произошло   от слова «озеро», так как вблизи деревни множество больших и малых озер. Значит, у наших предков прочно вошло в обиход – Озерное.  Смородинка.  Название   обосновывается   наличием   вблизи   деревни большого количества смородины.  Крутой   Лог.  Наименование   связано   с   рельефом   местности,   где расположен поселок. Верхнебельск.  1957   году   был   образован   поселок   Верхне­Бельский   (в настоящее   время   Верхнебельск).   Он   возник   как   лесозаготовительный   пункт Енисейского   леспромхоза   в   верхнем   течении   речки   Мало­Белая,   откуда   и получил свое имя. Высокогорский.  В   конце   1976   года   появился   на   карте   района   поселок Высокогорский. Наименование связано с местом расположения: высокогорье на правом берегу Енисея, где возвышается Енисейский кряж. В   ходе   выполнения   проекта,   было   установлено,   что   распространённым способом номинации комонимов является  способ  вторичной номинации  –  по имени или фамилии аборигенов или первопоселенцев, а также по особенностям  Названия   сельских   поселений места   расположения   сельского   поселения. содержат   в   себе   «живую   историю»:   отражают   историю   освоения   земель Енисейского района. Их наименования говорят о разноязычном происхождении, это свидетельствует о многонациональном составе жителей изучаемого региона. Выводы.  Обучающиеся приходят к выводу, что специфика региона, его история становления нашли свое отражение в комонимах как разновидностях топонимической   системы   Енисейского   района.   В   результате   у   школьников формируется не только исследовательская компетенция, но и обеспечивается понимание   русского   языка   как   одной   из   основных   национально­культурных ценностей   русского   народа,   определяющей   роль   родного   языка   в   развитии интеллектуальных, творческих способностей. Литература: 1. Баева Л. В. Реализация регионального компонента в школьном курсе русского   языка   на   примере   ознакомления   учащихся   с   лексическими диалектизмами / Л.В. Баева // Rhema. Рема. – 2011. – №4. – С.93­102. 2. Бахор   Т.А,   Ассоциативные   поля   как   воплощение   региональной самоидентификации   /   Т.А.   Бахор,   О.Н.   Зырянова,   В.С.   Лобарева   // Инновационные технологии научного развития: сборник статей международной научно­практической конференции. – Уфа, 2016. – С.34­40.  3. Бондаренко А.М. Любовь и боль. Повести и рассказы. – Красноярск: ПИК «Офсет», 2000. – 528 с. 4. Веккессер М.В. Проявление региональной самоиндетификации автора в   поэтическом   дискурсе /   М.В.   Веккессер,   С.В. Мамаева,   И.А. Славкина, Л.С. Шмульская // Современные исследования социальных проблем. – 2016, № 3­2 (27). – С. 120­134. 5. Верес   Л.   В.,   Матяш   Н.   В.   Проектная   деятельность   как   средство развития   исследовательской   компетентности   старшеклассников   /   Л.С.   Верес, Н.В. Матяш   //   Вестник Брянского   государственного   университета.  –  2013.  – №1. – С. 34­39. 6. Зырянова   О.Н.   Архетипическая   основа   малой   прозы И. Пантелеева / О.Н. Зырянова, Т.А. Бахор, В.С. Лобарева // Фундаментальные исследования. – 2013, – № 8­6. – С. 43­50. 7. Кадоло Т. А. Региональный лексический компонент на уроках русского языка / Т.А. Кадоло // Вестник ТГПУ. – 2012. – №2. – С.126­130. 8. Краткий   топонимический   словарь   водоемов   и   населенных   пунктов   –   Режим   доступа:  [Электронный   ресурс]. Западной   Сибири http://www.sibrybalka.ru/vodojomy/toponimicheskiy_slovar/  5.02.2018). (дата   обращения   : 9. Краткий топонимический словарь названий в Новосибирской области [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа:  http://fishtravel.org/texts/1060  (дата обращения : 2.02.2018). 10. Мамаева С.В. Социолингвистический портрет школьников­подростков как речевой маркер региональной идентичности / С.В. Мамаева, И.А. Славкина, Л.С. Шмульская, М.В. Веккессер // Успехи современной науки. –  №9, том 4.  – 2016. – С. 47­50. 11. Реки Красноярского края  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  (дата http://geolike.ru/page/gl_4784.htmhttp://geolike.ru/page/gl_4784.htm обращения : 23.01.2018). 12. Русский язык. 5­9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская,   М.   Т.   Баранов,   Л.   А.   Тростенцова   и   др.;   науч.   ред.   Н.   М. Шанский. –  М.: Просвещение, 2016. 13. Славкина   И.А.  Вербальные   маркеры   региональной   идентичности  (на материале   современных   чоконимов)   /   И.А.   Славкина,   Л.С. Шмульская, С.В. Мамаева,   М.В. Веккессер   //   Современные   исследования   социальных проблем. – № 3­2 (27). – 2016. – С.227­243. 14. Ступницкая   М.А.   Материалы   курса   «Новые   педагогические технологии:   организация   и   содержание   проектной   деятельности   учащихся»   : лекции   1­4   /   М.А.   Ступицкая.  –  М.   :   Педагогический   университет   «Первое сентября», 2009. 64 с.  15. Топонимический   словарь   Амурской   области  [Электронный ресурс]. –   Режим   доступа: vladimirovich/toponimicheskij­slovarj­amurskoj (дата обращения : 21.01.2018).  http://litresp.ru/chitat/ru/М/meljnikov­anton­ 16. Шмульская   Л.С.   Отражение   территориальной   идентичности   в письменных   работах   школьников /   И.А. Славкина, М.В. Веккессер,   С.В. Мамаева   //   Успехи   современной   науки.  –  №9,   том   4.   Шмульская,   Л.С. – 2016. – С. 67­69.

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"

Научная статья "ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018