ДИАГНОСТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ
Тесленко А.Г., учитель – дефектолог,
ГКОУ школа-интернат №27 г.Пятигорска
Согласно критериям, выдвигаемым современным образованием, качество образования определяется ориентацией педагога в современных требованиях к качеству его преподавания. Цель работы нашего методического объединения всё коррекционно – развивающее обучение направить на исправление дефектов речи, с одновременным раскрытием потенциальных возможностей ребенка.
Речь в первую очередь идет не столько об усвоении знаний ( об этом я еще скажу чуть позже ) умений и навыков , сколько о развитии у ребенка таких высших психических функций, как память, внимание, восприятие, мышление. Напомню, что только развив эти психические функции у ребенка в процессе правильно организованных занятий, можно успешно осваивать учебную программу.
Мы пришли к выводу ,что главным в коррекционной работе является не количество заданий и предъявляемых слов, а именно качество работы, качество самого урока. Здесь важно учитывать была ли задействована в учебном процессе система всех анализаторов, как менялся вид деятельности учащихся., была ли создана на уроке ситуация для самостоятельного осмысления материала и деятельности ученика, были ли элементы проблемного познавательного аспекта, как стимулировалась активная мыслительная деятельность учащегося. Установка «делай сам, говори теперь сам» - имеет важное значение . Она приучает ребенка к самостоятельному мышлению, к стремлению сделать все самому . В настоящей современной системе образования этот аспект определяется, как образованность .
На индивидуальных занятиях все эти принципы осуществляются в полной мере.
В нынешних условиях, когда на обучение в школу приходят дети не только с нарушением слуховой функции, но и с другими сопутствующим отклонениями в развитии, работа над произношением и развитием слухового восприятия приобретает особое значение, особенно с требованиями современных педагогических стандартов .Отсюда исходят и критерии сформированных умений и навыков .Впрочем, как и раньше ,на первый план выдвигается прежде всего развитие речи, потому что без речи не может быть полноценного развития личности. Уроки логопедии, индивидуальные занятия не могут уже оцениваться как таковые проведенные на диване в коридоре с книгой на коленях. Надо идти на два шага вперед . Это не уроки чтения и не уроки письма, не уроки развития речи и не уроки труда или рисования, или математики.
Это комплексные уроки, имеющие в своей основе методику преподавания произношения, а также связи со всеми предметами учебного цикла, практически по всем направлениям. Вот почему специалист , окончивший дефектологический факультет имеет специальность учителя школы глухих и слабослышащих с правом преподавания всех предметов в школе .Это универсальный педагог .Понятно, что в нынешних условиях стать таковыми все не могут, но учителя, ведущие индивидуальные занятия, должны понимать, что без правильной диагностики, без умения ставить правильный диагноз и правильно потом сформулировать план работы с тем или иным ребенком , без знаний постановки звуков, умения слышать дефекты речи невозможно качественно провести индивидуальное занятие
Впрочем, это касается не только сурдопедагогов, а всех, кто работает в коррекционных учреждениях. Очень важна в этом плане диагностика речевых умений и навыков
Поэтому без точного определения дефекта звука речи невозможно планировать работу над произношением и слуховым восприятием. Важно также не только знать и слышать дефект речи , но и знать как его исправить . потому что все дети разные. Те методы и приемы , которые помогают одному ребёнку могут быть совершенно не эффективны с другим ребенком, если не учитывать специфики , индивидуальных особенностей и выводы по результатам диагностики и мониторинга . А это ежедневная , кропотливая работа. Ведь очень важно ежедневно поддерживать интерес к занятиям. Конечно, дети иногда говорят, что им трудно, потому что надо говорить . А говорение – это труд, это мыслительные операции человеческого мозга, это и физические нагрузки. Но, если ребёнок чувствует поддержку педагога, заинтересованность учителя и стремление помочь - он обязательно будет стараться.
Важный фактор – создание благоприятной среды на уроке. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя бездарным и ничего не умеющим. Важно создать среду в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно , тогда и отдача будет гораздо продуктивнее. Наша задача помочь ребёнку реализовать себя. В принципе, все дети обучаемы. Но сам процесс обучения и накопления знаний идет у всех по - разному. В силу индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка. Это надо учитывать . Кто- то усваивает учебный материал в полном объеме, кто –то медленнее, кто-то с трудом запоминает даже самый простой речевой материал . Но каждый ребенок идёт своим путём развития, это надо видеть и понимать и в соответствии с этим планировать свою работу , вносить коррективы. Судя по результатам работы над произношение и слуховым восприятиям по годам обучения эти достижения с положительной динамикой
Необходимо вести строгий учет изменений в произношении и речи ребенка. Это и ежегодные проверки состояния слуха( снятие аудиограммы) , кстати, в школе обязательно нужна такая база данных на каждого ученика. Это проверка произношения и слухового восприятия дважды в год на начало учебного ода и на конец, это планирование работы по развитию произношения и речи по четвертям, на каждого ребенка отдельно, затем составляется общий план на класс, это ежедневный учет . Далее проводится анализ проведенного занятия, где ведется учёт дефектов речи, приобретенных навыков и умений, это тематическое тестирование в разных формах. Именно на индивидуальных занятиях сразу видны все умения и навыки учащегося. Вот почему, именно индивидуальное занятие является ведущей формой коррекционной работы над произношением и развитию речи, и недооценивать их значение нельзя. Тут в полной мере именно раскрывается вся картина умений и навыков ребёнка. Здесь тесно прослеживается связь учителя, сурдопедагога и воспитателя. Мы планируем свою работу по слуховому восприятию исходя из требований общей программы. Однако для каждого ребенка выдвигаются на первый план различные коррекционные аспекты( чтение , игры, диалоги, рисование, математика, слуховое восприятие, развитие мышления, моторики, и т . д Хочу обратить внимание, что состояние произносительных навыков у подавляющего большинства учащихся таково, что ориентироваться при составлении плана работы только на программу было бы ошибкой. Наибольшую зависимость от качества произношения учащихся испытывает именно тот раздел программы , который предусматривает работу над звуками и их сочетаниями. Именно потому, что четвертной план составляется не только с учетом общей программы, но и с учетом состояния произношения. Поэтому в параллельных классах такие планы могут совпадать, по разным разделам программы, по другим они будут частично не совпадать, а других случаях совсем разными. Это естественно . То есть – это комплексное занятие. И с каждым ребенком не такое ,как с другим. Индивидуальные занятия - это индивидуальный подход к каждому ребенку и в этом ценность таких занятий. Исходя из современных условий, здесь в полной мере осуществляются принципы коррекционно - развивающего обучения.
1. Принцип развития диалогической речи. ( как наши дети любят диалоги)
2. Принцип продуктивной обработки информации.
( самостоятельное мышление)
3. Принцип мотивации к учению ( развитие интереса к учению, можно дать просто картинки, а можно дать различные задания связанные с анализом ,синтезом, отбором и сбором информации)
4. Принцип взаимопроникающей связи педагогических технологий.
( развитее мелкой и крупной моторики, логопедическая ритмика, психотерапия, видимая речь, то есть чтение с губ, письменная речь и слуховые диктанты, использование новых компьютерных технологий, широкое использование современной слуховой аппаратуры. )
Сейчас очень много детей с комплексом различных дефектов, ЗПР, нарушением связей координационного плана, нарушением различных мыслительных операция. У детей очень слабая кратковременная память, снижение работоспособности, быстрая утомляемость, неумение концентрировать внимание, неумение соотнести слово и картинку, низкое качество подражания, не ощущают своих собственных мышц, слабое владение артикуляционным аппаратом и т.д. Поэтому, следует постоянно , возвращаться к уже поставленным звукам, постоянно повторять наработанный словарный запас, и расширять его . Особенно трудно дается первая четверть, когда дети приезжают после каникул летних и практически очень многое забывают. Особое внимание следует обязательно вплоть до 10 класса уделять е ударению, правилам орфоэпии, ритмико-интонационной структуре речи. Пению звуков слогов и слов. Сурдопедагоги создают смысловые ситуации на занятиях, используют разные виды речевой деятельности, что позволяет к концу года добиваться положительных результатов в развитии речи и произношения. Обязательно составляется характеристика на каждого ребёнка , очень подробная по итогам первого и второго полугодия , ( родители знакомятся с такой характеристикой, под подпись)
В связи с этим учителя , сурдопедагоги, воспитатели должны работать в тесном контакте. Он выражается в совместном планировании и проведении ряда мероприятий, таких как подготовка и проведение утренников, отдельных занятий, определяется конкретно роль каждого в учебном процессе. Никто не должен заменять другого, но работать необходимо в тесном контакте.
К внеклассным занятиям, также как и ко всем остальных учебным занятиям, в школе тоже предъявляется ряд определенных требований, связанных со спецификой работы в коррекционном учреждении. Речевые умения и навыки, полученные на уроках находят здесь практическое применение. Формирование речевых умений и навыков в деятельности – наиболее надежный , психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении. Эта потребность должна воспитываться на всех занятиях, урока. Важно обеспечить перестройку мышления на речевой основе. ( чтобы думал не образами а на языковой основе) В связи с новыми требованиями на методическом объединении было предложено пересмотреть форму речевой карты обследования, и списки слов на проверку внятности речи в соответствии с контингентом учащихся школы .
Система методических приемов, используемых на индивидуальных занятиях, позволяет обеспечить повторяемость материала и его закрепление, включение в различные виды связи. Это интеграция, как новый дидактический эквивалент. То есть наша задача – выработать у детей прочный навык переноса имеющихся речевых звуков, знаний умений и навыков в самостоятельную речь . дети нам верят и наша задача оправдать их доверие , надежды, научить говорить
Индивидуальное занятие – это:
- Обучение произношению звуков
- - развитие слухового восприятия
- - развитие навыков чтения
- - развитие устной речи(диалогической, монологической)
- - развитие навыков чтения с губ
- - формирование мышления, памяти, внимания,
- Формирование самостоятельности
- - развитие координации движений, мелкой ми крупной моторики
- - развитие логики, анализа, синтеза
- - формирование различных представлений об окружающем мире.
«Диспропорция между умениями и знаниями заключается в том, что у школьников ещё нет умений, представляющих инструмент овладения знаниями, а ему учитель преподносит всё новые и новые знания: усваивай, не зевай. Такой ученик, - всё равно, что человек без зубов: вынужденный глотать непережёванные куски. Он сначала чувствует недомагание, а потом заболевает, ничего не может есть…»
(Сухомлинский В.А. Сто советов учителю )
Из опыта работы. Руководитель методического объединения сурдопедагогов ГКС9К)ОУ школы-интерната № 27 города Пятигорска Ставропольского ТЕСЛЕНКО Антонина Георгиевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.