АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Происходящие в нашем обществе бурные социальные изменения сделали жизнь школы необычайно динамичной. Реорганизуются целые системы обучения, меняется содержание школьных предметов. Но тем не менее, в этих предметах за пределами специального рассмотрения остаётся то самое «ремесло», которое делает человека «человеком умелым» и на этой основе – цельным, духовно богатым. И основной путь этого развития в данном случае идёт через овладение конкретными приёмами практической работы.
Ребёнок воспринимает окружающий его мир наиболее полно и ярко, и адекватно благодаря разнообразным ощущениям, которые он испытывает непосредственно соприкасаясь с предметами и материалами. Он видит эти предметы и осязает их, получает определённые понятия о таких свойствах, как гладкость или шероховатость, мягкость или тяжесть, холод или тепло, сухость или влажность, упругость, ломкость, мягкость, сыпучесть, вязкость и пр. для развития младшего школьника это очень важно. Все эти ощущения помогают понять окружающий мир, войти в него. Дальнейшая попытка преобразования этого мира через воздействие на некоторые материалы заставляют ещё более внимательно присматриваться к их свойствам, считаться с ними. Ребёнок приручается видеть связь между определёнными предметами, действиями и их результатами пытается прогнозировать свои действия. И чем более серьёзные требования он предъявляет к тому предмету конструкции, которые должны получиться, тем больше усилий приходится прилагать к чёткому построению своих действий, их анализу, контролю, своевременной корректировке. Так происходит не просто отработка тех или иных практических приёмов работы, но именно развитие личности, в первую очередь её интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств. Причём ребёнок наглядно видит зависимость результатов деятельности, её успешность и ошибочность от предпринятых им действий.
Вообще практическая, предметная деятельность в развитии личности – один из важнейших факторов. Что такое арт-терапия?
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.
Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация[2]. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру[3], в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.
Виды арт-терапии
Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве
Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик.
Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.
К самым популярным видам арт-терапии можно отнести: изотерапию (лечение посредством изобразительных искусств), песочную терапию, цветотерапию
Для человека творчество – одна из возможностей проникнуть в свой внутренний мир и узнать себя. Оно обращается к лучшим аспектам нашей души, к самым светлым, богатым и искренним. Когда человек пишет, рисует, лепит из глины или выражает себя в других видах искусства, это позволяет ему расслабиться, раскрыться и хотя бы ненадолго оказаться в гармонии - гармонии с собой. Кроме того, творчество является эффективным методом по исцелению психики, который сегодня нашел широкое применение в практической психологии под названием арт-терапия.
Термин арт-терапия образован от английских слов art – "искусство, мастерство" и therapy – "лечение, терапия" и дословно понимается как терапия искусством.
"Мне хотелось бы рисовать так, как это делают дети – для них не существует законов и пропорций, поэтому их рисунки полны экспрессии и жизни…"
Пабло Пикассо
Арт-терапия – это методика, которая позволяет снять стресс и высвободить творческое начало. Нет ничего сложного в том, чтобы использовать методы арт-терапии для саморазвития, открытия в себе новых талантов и личностного роста, приемы арт-терапии могут стать отличном помощником в различных сферах жизнедеятельности.
Преимущества арт-терапии заключаются в том, что она:
подходит практически всем людям, вне зависимости от их возраста и не требует специальных творческих навыков и умений;
позволяет выразить негативные эмоции в социально приемлемой манере и без вреда для окружающих;
способствует сближению людей и налаживанию гармоничных отношений
обеспечивает объемный материал для последующего анализа;
является средством свободного самовыражения, проходит в теплой доверительной атмосфере, вызывает у людей положительные эмоции и помогает в формировании оптимистической жизненной позиции.
Изотерапия
Живопись и другие прикладные виды искусств – одно из наиболее распространенных видов арт-терапии. Изотерапевты рекомендуют выражать свои эмоции и переживания с максимально возможной спонтанностью. Основным достоинством изотерапии является то, что она снимает барьер самоцензуры, открывая двери к нашему подсознанию. Творческая деятельность имеет уникальное свойство выносить на поверхность все скрытое и неосознанное, что постоянно оказывает на нас давление и не дает вдохнуть свободно. Во время рисования или лепки задействуется правое полушарие головного мозга, что позволяет обойти цензуру ума, который старается фильтровать негативные мысли и эмоции, а также все то, что имеет отношение к глубинным бессознательным процессам. Но перед выбором цветовой гаммы, перед возникающими образами, наш ум становится просто бессильным.
Реализовать внутренние возможности и в итоге оказаться в гармонии с самим собой и окружающим миром может каждый и для этого не нужна специальная подготовка. Один из основных принципов арт-терапии гласит, что творчество целительно уже само по себе, оно не только позволяет нам снова прожить и разрешить внутренние конфликты, но также обогащает нашу душу. Арт-терапия предоставляет нам прекрасную возможность для этого – здесь мы можем выразить себя, обрести исцеление и реализовать свой внутренний потенциал. Арттерапия – это не столько лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности Наш внутренний мир наполнен образами чувств и представлениями, через которые происходит эмоциональное общение между людьми. С помощью образов чувств наше бессознательное взаимодействует с нашим сознанием. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, рассказывающие особым языком о глубине душевной жизни. краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами.
Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний пациента и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение.
Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы.
Значение Арт-терапии наверх
Арттерапия – путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.
Арттерапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арттерапии - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности.
Арттерапия – творческий поиск. Каждый человек по-своему отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: "Кто я и что я? Что такое мир, в котором я живу?" Творчество - это и есть путь, на котором ищут ответы на эти вопросы, и способы ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
Арттерапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.
По сути техники арт-терапии опираются на веру в творческие способности каждого человека. Безусловно, не каждый может стать великим актером, художником или скульптором, но всем людям присуща тяга к прекрасному, желание самостоятельно создать нечто уникальное. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бе ссознательным.
Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством» признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека.
Песочная арт-терапия – пожалуй, самое распространенное и любимое младшими дошкольниками упражнение, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям. Сектор песочной арт-терапии есть в каждой студии Монтессори-педагогики, во многих развивающих центрах и даже в некоторых детских садах. Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.
На уроках изобразительного искусства большое значение имеет также обстановка психологической разгрузки. Этим фактором, немаловажным для наших школьников, пренебрегать не следует. Созданию такой обстановки поможет неспешность, несуетность в работе, спокойная и размеренная деятельность детей. Однако не следует смешивать её с вялостью и скукой, которые имеют в высшей степени отрицательное воздействие на ребёнка. На уроке должен быть психологический комфорт: нормальный эмоциональный тонус, продуманная смена видов деятельности. Это и обеспечит органическую связь обучения с творчеством в изобразительном искусстве.
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.
Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательнее оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Для Самовыражения ребенка каждое занятие предусматривает использование рисуночных; методик, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия. Решению этой задачи способствует использование доступных каждому ребенку приемов: например, дорисовывание пиктограмм, рисование по контуру, «кляксография» и др. Каждое занятие рекомендуется заканчивать слушанием, приятной музыки или исполнением веселых детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Работа в этой технике доставляет детям огромную радость, позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, выполняет развлекательную функцию, создает благоприятную атмосферу на занятиях, снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему, снимает усталость.
СМЫСЛ РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ заключается в совершенствовании психических функций: зрительного восприятия, воображения. Этот метод рисования можно назвать коррекционным, он развивает дыхательный аппарат, контролирует дыхание.
Фелтинг имеет множество направлений. Это и мокрое валяние, когда шерсти придают нужную форму и сваливают за счёт трения и пропитывания водно-мыльным раствором. И тогда получаются удивительные сумочки, украшения, юбки, шарфы, пальто, платья и много всего ещё, что хочется носить или просто рассматривать. Это и сухое валяние, когда специальными иглами для фильцевания (фильц или фильц-надель – это одно из названий валяния из шерсти сухим способом) мастерицы утрамбовывают шерстяные волокна, придавая шерстяному комку практически любую нужную форму. И тогда на свет появляются разные предметы от бижутерии до детской мебели. Мокрое валяние из шерсти – это не только самый древний, но и один из наиболее популярных сегодня методов обработки шерстяных волокон, которые помогают создать удивительные и очень красивые войлочные изделия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.