Обухова А. В.,
педагог-психолог МОБУ «СОШ № 23»
Слайд: Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса.
Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека. Эта тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего образования.
Формирование здорового образа жизни важно для подрастающего поколения. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей, а также научение детей здоровому образу жизни в самом широком смысле.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.
От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Слова «здоровый ребенок – здоровое будущее» для всех нас не просто лозунг, а проблема, которую мы пытаемся решить.
«Исследования Института возрастной физиологии России позволяют ранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Слайд:
Всемирная организация здравоохранения все перечисленные выше факторы делит на 3 категории:
Слайд:
Смысл использования здоровьесберегающей технологии состоит в том, чтобы можно было учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов и избавляться от устранимых факторов.
Итак, Слайд: цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Современные здоровьесберегающие технологии разделяются на три направления:
Слайд:
В учебном процессе наиболее приемлемо использование первого и второго направлений.
Так в рамках технологии сохранения и стимулирования здоровья в течение 1 четверти 2019-2020 учебного года все обучающиеся нашей школы осмотрены на педикулез, чесотку, микроспорию, обучающиеся старше 15 лет (9-11 классы) прошли флюорографию, вакцинацию от гриппа прошли 63% обучающихся. Кроме этого с обучающимися проводились беседы по профилактике ОРВИ.
С целью обучения здоровому образу жизни с обучающимися проводился цикл бесед о ЗОЖ и о вреде алкоголя и психоактивных веществ.
Кроме этого, сохранение здоровья школьников осуществляется и на уроке. Здесь стоит говорить не просто об уроке, а о Здоровьесберегающем уроке. О том, какие здоровьесберегающие технологии применяются на уроках химии расскажет Ахматханова Р. М.
Слайд: Здоровьесберегающие технологии на уроке химии.
Продолжая работу учителей естественно-научного цикла, Е. А. Ребизова расскажет о здоровьесберегающих технологиях на уроках математики.
Слайд: Здоровьесберегающие технологии на уроке математики.
Учителя естественно-научного и гуманитарного циклов по-разному подходят к вопросу здоровьесбережения, о том, как это осуществляется на уроках истории и обществознания расскажет Борисова Э. В.
Слайд: Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания.
Поскольку участниками образовательного процесса являются не только обучающиеся, но и педагоги, уместно говорить и о здоровьесбережении учителей.
Наша профессия предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянного цейтнота и растущей конкуренции. То время, в течение которого мы могли бы отдохнуть и успокоиться или заняться своими увлечениями, либо неумолимо сокращается, либо исчезает вовсе. Результат: мы чувствуем себя выжатыми, мы раздражительны и неуравновешенны, а в худших случаях начинается физическое недомогание.
Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.
Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения):
Слайд:
Психологическая причина болезни |
В каком органе проявляется болезнь |
Повторяйте себе несколько раз в день |
Долгая неразрешенная эмоциональная проблема |
Высокое давление |
Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен |
Самокритика, страх |
Головная боль |
Я люблю и одобряю себя |
Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь |
Желудок |
Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого. |
Черствость, отказ от радости |
Сосуды |
Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца. |
Хроническое нытье |
Печень |
Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу. |
Исходя из таблицы мы видим, что наше психологическое состояние здоровье напрямую связаны, поэтому здесь кроме физического здоровья уместно ввести термин «психологическое здоровье».
Слайд: Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур (внимание, память, мышление, воображение, самооценка и др), необходимых для текущей жизнедеятельности.
Слайд: Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты:
· адекватное социальное поведение;
· умение понимать себя и других;
· состояние душевного комфорта;
· полная реализация потенциала личности в разных видах деятельности;
· умение делать выбор и нести за него ответственность
Если составить обобщенный Слайд: «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее.
Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир.
Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций.
Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Обладает чувством юмора, может посмеяться над собой.
Психологически здоровый человек защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными невзгодами.
Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессовых, поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.
Такие ситуации достаточно быстро приводят к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам. Между тем, эмоциональное выгорание позволяет нам экономить собственные силы.
Слайд: Эмоциональное выгорание - это защитный механизм, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать собственные энергетические ресурсы.
Существуют внешние и внутренние Слайд: причины синдрома эмоционального выгорания:
Внешние причины, провоцирующие выгорание у педагогов, касаются окружения, среды
Слайд: Внутренние причины СЭВ касаются личности самого человека
Практика показывает, что для исправления ситуации учителю в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой является специальная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, которые направлены на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.
Такие умения и навыки могут вырабатываться в самостоятельной работе педагога над собой.
Слайд: «Нужно ли вам бороться со стрессом?»
Ответьте «да» или «нет» на пять вопросов.
1. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.
Слайд: При возникновении стрессовой ситуации необходимо
Что можно предпринять в качестве «скорой помощи»? (чтобы выйти из ситуации):
Слайд: Если почувствовали, что эмоции зашкаливают, можно:
Пособия: полоски бумаги нарезанные очень тонко. Нитки (по 20 см.)
Часто педагоги испытывают волнение, напряжение, находятся в ситуации стресса.
В таких случаях начинает сильно биться сердце и риск плохого самочувствия возрастает.
Для того что бы «сбить» волнение, необходимо вспомнить о простом, но очень эффективном способе восстановление дыхания.
Первая проба: все участники садятся поудобнее. Дыхание необходимо начать с того, что бы при вдохе и выдохе (ориентир) - полоска бумаги находилась около носа на расстоянии 30 – 40см.
При выдохе нужно стараться, что бы полоска оставалась неподвижной и на том же месте (повтор до трех раз); Затем (ориентир) – полоску можно приблизить и повторить свое дыхание более спокойно, тем самым снижая напряжение.
вторая проба: бумажные полоски, заменив на ниточки, начинаем вдыхать и выдыхать, стараясь оставлять ниточки на месте и неподвижными…Удачи.
Данное упражнение снимает напряжение, восстанавливает дыхание и эмоциональный фон стабилизируется.
Слайд: При возникновении стрессовой ситуации необходимо
2.Найти собственный ресурс, чтобы эта стрессовая ситуация не повлекла за собой проблемы со здоровьем (психологическом или физическом)
Внутренний ресурс – это источника, который надолго обеспечивает нас положительными эмоциями.
Упражнение Слайд: «Удовольствие».
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Ресурсы: все, что нам может помочь в достижении цели.
Это могут быть наши способности, умения, информация, ценности,
убеждения, состояния, качества и т.д.
Например, ресурсом может быть:
Слайд: «Что может быть ресурсом»
Слайд: Внутренние: Внешние:
Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В
левой запишите всё, что может быть внутренним ресурсом, а в правой – всё что
может быть внешним ресурсом. Желательно, чтобы в каждом столбике было не менее
7 пунктов.
Внутренние ресурсы
· убеждения;
· эмоции;
· качества
· …
Внешние ресурсы
· информация;
· деньги;
· отношения;
Все необходимые ресурсы для достижения цели у нас либо есть, либо мы можем их получить.
Просто такое полезное убеждение.
То, что является ресурсом в одном месте, в другом может сильно мешать
Ресурс часто есть, но не в том месте, где он нужен прямо сейчас
Многие очень уверенны лёжа дома на диване, но вся уверенность куда-то пропадает при общении с начальником. Если кратко, то наверно можно так. У нас внутри замечательная кладовая, в которой всё что нужно есть. В крайнем случае, можно всегда положить то, чего там не хватает. Главный вопрос в том, как в этой здоровенной кладовой найти то, что нужно прямо сейчас и как из этой кладовой перетащить в то место, где это нужно прямо сейчас.
Упражнение Слайд: «Ресурс и контекст».
Возьмите какой-то конкретный ресурс ("состояние
спокойствия", "независимость от чужого мнения") и определите, в
каких контекстах это может быть ресурсом, а в каких – наоборот.
Например:
состояние спокойствия
ресурс:
при беседе с налоговым инспектором;
не ресурс: в роли болельщика на футбольном матче.
Слайд:
В завершении:
Дочь одного из мудрейших пришла и задала вопрос:
—Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой,
· в одну бросил морковь,
· в другую положил яйцо,
· а в третью насыпал зерна кофе.
Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.
—Что изменилось? —спросил он свою дочь.
—Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде — ответила она.
—Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.
Посмотри— твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой.
Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым.
Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств— кипятка.
Так и люди — сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…
—А кофе? —спросила дочь.
—О! Это самое интересное!
Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее — превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств — они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…
Заключение.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле- здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Учителя и специалисты школы ищут самые оптимальные пути обучения детей, используют передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс учения был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
Слайд: Проект решения:
1. Активно внедрять в практику принципы здоровьесберегающей педагогики, рационально организовывать урок с учетом работоспособности обучающихся.;
2. Продолжить практику проведения классных часов и встреч с профильными специалистами по воспитанию культуры здоровья обучающихся;
3. Спланировать систему родительских собраний, включая темы по формированию здорового образа жизни ребёнка и культуры здоровья.
4. Организовать работу по оздоровлению педагогического коллектива.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.