Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса
Оценка 4.7

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Оценка 4.7
docx
03.12.2019
Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса
Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса.docx

Обухова А. В.,

педагог-психолог МОБУ «СОШ № 23»

 

Слайд: Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса.

Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека. Эта тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего образования.

Формирование здорового образа жизни важно для подрастающего поколения. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей, а также научение детей здоровому образу жизни в самом широком смысле.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования выдвинули   формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной   деятельности школы.

От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Слова «здоровый ребенок – здоровое будущее» для всех нас не просто лозунг, а проблема, которую мы пытаемся решить.

 «Исследования Института возрастной физиологии России позволяют ранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

 Слайд:https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/r1534881363.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/x1534881346.jpg

 

 

 

Всемирная организация здравоохранения все перечисленные выше факторы  делит на 3 категории:

Слайд:

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/h1534881329.jpg

Смысл использования здоровьесберегающей технологии  состоит в том, чтобы можно было учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов и избавляться от устранимых факторов.

Итак, Слайд: цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

Современные здоровьесберегающие технологии разделяются на три направления:

Слайд:

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/f1534881390.jpg

В учебном процессе наиболее приемлемо использование первого и второго направлений.

Так в  рамках технологии сохранения и стимулирования здоровья в течение 1 четверти 2019-2020 учебного года все обучающиеся нашей школы осмотрены на педикулез, чесотку, микроспорию, обучающиеся старше 15 лет (9-11 классы) прошли флюорографию, вакцинацию от гриппа прошли 63% обучающихся. Кроме этого с обучающимися проводились беседы по профилактике ОРВИ.

С целью обучения здоровому образу жизни с обучающимися проводился цикл бесед о ЗОЖ и о вреде алкоголя и психоактивных веществ.

Кроме этого, сохранение здоровья школьников осуществляется и на уроке. Здесь  стоит говорить не просто об уроке, а о Здоровьесберегающем уроке. О том, какие здоровьесберегающие технологии применяются на уроках химии расскажет Ахматханова Р. М.

Слайд: Здоровьесберегающие технологии на уроке химии.

Продолжая работу учителей естественно-научного цикла, Е. А. Ребизова расскажет о здоровьесберегающих технологиях на уроках математики.

Слайд: Здоровьесберегающие технологии на уроке математики.

Учителя естественно-научного и гуманитарного циклов по-разному подходят к вопросу здоровьесбережения, о том, как это осуществляется на уроках истории и обществознания расскажет Борисова Э. В.

Слайд: Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания.

Поскольку участниками образовательного процесса являются не только обучающиеся, но и педагоги, уместно говорить и о здоровьесбережении учителей.

Наша профессия предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянного цейтнота и растущей конкуренции. То время, в течение которого мы могли бы отдохнуть и успокоиться или заняться своими увлечениями, либо неумолимо сокращается, либо исчезает вовсе. Результат: мы чувствуем себя выжатыми, мы раздражительны и неуравновешенны, а в худших случаях начинается физическое недомогание.

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения):

 

Слайд:

Психологическая причина болезни

В каком органе проявляется болезнь

Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.

 

Исходя из таблицы мы видим, что наше психологическое состояние здоровье напрямую связаны, поэтому здесь кроме физического здоровья уместно ввести термин «психологическое здоровье».

Слайд: Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур (внимание, память, мышление, воображение, самооценка и др), необходимых для текущей жизнедеятельности.

 

 

 

Слайд: Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты:

·         адекватное социальное поведение;

·         умение понимать себя и других;

·         состояние душевного комфорта;

·         полная реализация потенциала личности в разных видах деятельности;

·         умение делать выбор и нести за него ответственность

 

Если составить обобщенный Слайд: «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее.

Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир.

Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций.

Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Обладает чувством юмора, может посмеяться над собой.

Психологически здоровый человек защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными невзгодами.

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессовых, поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.

Такие ситуации достаточно быстро приводят к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам. Между тем, эмоциональное выгорание позволяет нам экономить собственные силы.

 

Слайд: Эмоциональное выгорание - это защитный механизм, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать собственные энергетические ресурсы.

 

Существуют внешние и внутренние Слайд: причины синдрома эмоционального выгорания:

Внешние причины, провоцирующие выгорание у педагогов, касаются окружения, среды

  • Специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость постоянного общения, сопереживания, ответственность за жизнь и здоровье детей, стаж работы)
  • Служебные неприятности; неудовлетворенность работой;
  • Неблагополучная атмосфера в коллективе: однополый состав (преобладающее большинство женщин), наличие конфликтов и непонимание.

Слайд: Внутренние причины СЭВ касаются личности самого человека

  • Отсутствие умения выходить из трудных ситуаций при взаимодействии с детьми, родителями, коллегами, администрацией; неумение регулировать собственные эмоции.
  • Тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личная неустроенность, сложные внутрисемейные отношения.

 

Практика показывает, что для исправления ситуации учителю в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой является специальная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, которые направлены на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.

Такие умения и навыки могут вырабатываться в самостоятельной работе педагога над собой.

Слайд: «Нужно ли вам бороться со стрессом?»

Ответьте «да» или «нет» на пять вопросов.

1.      Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

  1. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы ноют, а в спине – тупая боль?
  2. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье, в школе?
  3. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения, сна?
  4. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем, и у вас не остается времени на себя?

Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.

 

 

 

Слайд: При возникновении стрессовой ситуации необходимо

  1. Выйти из нее приемлемым способом
  2. Найти собственный ресурс, чтобы эта стрессовая ситуация не повлекла за собой проблемы со здоровьем (психологическом или физическом)

Что можно предпринять в качестве «скорой помощи»? (чтобы выйти из ситуации):

Слайд: Если почувствовали, что эмоции зашкаливают, можно:

  • Выйти и ополоснуть руки холодной водой, умыть лицо.
  • Медленно сосчитать предметы, эмоционально окрашенные нейтрально, например, листья на цветке, буквы на странице и т. д.
  • Вспомнить подробно 20 сделанных вами вчера дел.
  • Перечислить 20 качеств, которые вам в себе нравятся.
  • Сделать так называемую «передышку». В течение нескольких минут дышать медленно, спокойно и глубоко, можно с закрытыми глазами. Считайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете. Так выполнить 10 вдохов и 10 выдохов. Сама по себе концентрация внимания на счете дыхания выключает эмоции и включает разум.
  • “Владеть собой среди толпы смятенной…” Применяйте данное упражнение, и вы сумеете справиться с отрицательными эмоциями. И так, сложите руки в “замок” за спиной. Так как отрицательные эмоции “Живут” на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
  • «Чистое дыхание» Цель: Усвоение навыков саморегуляции.

Пособия: полоски бумаги нарезанные очень тонко. Нитки (по 20 см.)

Часто педагоги испытывают волнение, напряжение, находятся в ситуации стресса.

В таких случаях начинает сильно биться сердце и риск плохого самочувствия возрастает.

Для того что бы «сбить» волнение, необходимо вспомнить о простом, но очень эффективном способе восстановление дыхания.

Первая проба: все участники садятся поудобнее. Дыхание необходимо начать с того, что бы при вдохе и выдохе (ориентир) - полоска бумаги находилась около носа на расстоянии 30 – 40см.

При выдохе нужно стараться, что бы полоска оставалась неподвижной и на том же месте (повтор до трех раз); Затем (ориентир) – полоску можно приблизить и повторить свое дыхание более спокойно, тем самым снижая напряжение.

вторая проба: бумажные полоски, заменив на ниточки, начинаем вдыхать и выдыхать, стараясь оставлять ниточки на месте и неподвижными…Удачи.

Данное упражнение снимает напряжение, восстанавливает дыхание и эмоциональный фон стабилизируется.

Слайд: При возникновении стрессовой ситуации необходимо

2.Найти собственный ресурс, чтобы эта стрессовая ситуация не повлекла за собой проблемы со здоровьем (психологическом или физическом)

 

Внутренний ресурс – это источника, который надолго обеспечивает нас положительными эмоциями.

Упражнение Слайд: «Удовольствие».

Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

 

Ресурсы: все, что нам может помочь в достижении цели.

Это могут быть наши способности, умения, информация, ценности, убеждения, состояния, качества и т.д.
Например, ресурсом может быть:

  • состояния (спокойствие, уверенность в себе);
  • качества (настойчивость, усидчивость);
  • убеждения ("Я имею право на ошибку");
  • способности (умение выбирать друзей, способность убеждать собеседника);
  • знания/информация (динамика изменения цены нефти марки "Urals" на Лондонской товарно-сырьевой бирже).

Слайд: «Что может быть ресурсом»

Слайд: Внутренние:                       Внешние:

Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В левой запишите всё, что может быть внутренним ресурсом, а в правой – всё что может быть внешним ресурсом. Желательно, чтобы в каждом столбике было не менее 7 пунктов.
Внутренние ресурсы

·         убеждения;

·         эмоции;

·         качества

·        

Внешние ресурсы

·         информация;

·         деньги;

·         отношения;

 

Все необходимые ресурсы для достижения цели у нас либо есть, либо мы можем их получить.

Просто такое полезное убеждение.

То, что является ресурсом в одном месте, в другом может сильно мешать

Ресурс часто есть, но не в том месте, где он нужен прямо сейчас

Многие очень уверенны лёжа дома на диване, но вся уверенность куда-то пропадает при общении с начальником. Если кратко, то наверно можно так. У нас внутри замечательная кладовая, в которой всё что нужно есть. В крайнем случае, можно всегда положить то, чего там не хватает. Главный вопрос в том, как в этой здоровенной кладовой найти то, что нужно прямо сейчас и как из этой кладовой перетащить в то место, где это нужно прямо сейчас.

Упражнение Слайд: «Ресурс и контекст».

Возьмите какой-то конкретный ресурс ("состояние спокойствия", "независимость от чужого мнения") и определите, в каких контекстах это может быть ресурсом, а в каких – наоборот.
Например:
состояние спокойствия
ресурс: при беседе с налоговым инспектором;
не ресурс: в роли болельщика на футбольном матче.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд:

просто найди ресурс

 

В завершении:

Дочь одного из мудрейших пришла и задала вопрос:

—Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой,

·                      в одну бросил морковь,

·                      в другую положил яйцо,

·                      а в третью насыпал зерна кофе.

Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.

—Что изменилось? —спросил он свою дочь.

—Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде — ответила она.

—Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.

Посмотри— твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой.

Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым.

Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств— кипятка.

Так и люди — сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

—А кофе? —спросила дочь.

—О! Это самое интересное!

Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее — превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.

Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств — они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…

 

Заключение.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле- здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Учителя и специалисты школы ищут самые оптимальные пути обучения детей, используют передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс учения был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.

Слайд: Проект решения:

1.      Активно внедрять в практику принципы здоровьесберегающей педагогики, рационально организовывать урок с учетом работоспособности обучающихся.;

2.      Продолжить практику проведения классных часов и встреч с профильными специалистами по воспитанию культуры здоровья обучающихся;

3.      Спланировать систему родительских собраний, включая темы по формированию здорового образа жизни ребёнка и культуры здоровья.

4.      Организовать работу по оздоровлению педагогического коллектива.

 

 

 

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2019