Здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях с детьми с ОНР
Здоровье ребенка-дошкольника во многом зависит от условий, которые создаются педагогом на групповых занятиях в ДОУ. Грамотная организация режима прогулок, сна, приема пищи, игр и развивающих занятий позволит ребёнку полноценно и с пользой провести время в детском саду. Но ребенок с общим недоразвитием речи нуждается в дополнительных условиях, которые должны обеспечить ему специализированную помощь учителя-логопеда. Логопедическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи – это специфическое направление работы, которое способствует не только решению речевых проблем, но и внедрению в организацию занятий специфических технологий по здоровьесбережению.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Ниже предлагаются несколько упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, мимической мускулатуры, общей моторики.
1. Пропевание звуков. Звуковые песенки: А, О, У, И
Давайте споем звуковые песенки.
А - Поднять руки вверх. Произнося гласный [а-а-а-а:], плавно опускаем руки через стороны вниз, описывая большой круг.
У - Пальцы правой руки собраны в щепотку и находятся возле губ. Произносим гласный [у-у-у-у:], вытягиваем губы трубочкой и "тянем ниточку" правой рукой от губ вправо-вверх и "отпускаем" (раскрываем пальчики).
И - Руки согнуты в локтях, локти на уровне плеч, пальчики собраны в щепотки около уголков рта. Произносим гласный [и-и-и-и:], растягиваем губы в улыбку и плавно разводим руки в стороны ("тянем ниточки"), раскрываем пальчики ладонями вверх.
(Данные упражнения особенно эффективны при дизартрических нарушениях артикуляционной моторики).
2. Самомассаж лица.
Ручки растираем (потирание ладоней)
И разогреваем (хлопки),
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
3. Физ минутка (Сочетание движения со звуками)
Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали .
Гуси начали опять
По - гусиному кричать : Га-га-га!
Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали : Чик – чирик!
Лошади заржали: И-и-и!
Мухи зажужжали : Ж-ж-ж!
Лягушата квакают: Ква – ква- ква!
А утята крякают : Кря – кря – кря!
4. Дыхательная гимнастика
1. «Часики» И.П. – стойка ноги врозь. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик – так» на выдохе (10 – 12 раз).
„Часики вперѐд идут, За собою нас ведут“
2. «Трубач» И.П.- сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный вздох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф» 4-5 раз.
„ Я трублю, трублю, трублю Очень музыку люблю“
3. «Каша кипит» И.П. - сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь –вдох, опуская грудь и расслабляя живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».
„Мы на завтраке сидим, Кашу пшенную едим“
5. Пропевание гласных звуков с движением
1) «Цветок распускается» - [а]. И.П. – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А –а – а» - выдох.
2) «Рубим дрова» - [у] И.П. – стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон - поѐм: «У –у– у».
3) «Пускаем облачко» - [о]. И.П. – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперѐд ото рта – выдох.
4) «Держим большой мяч» - [э]. И.П. – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: «Э – э – э»
5) «Маятник» - [ы]. И.П. – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «Ы – ы – ы» 6) «Поймаем лучик» - [и]. И.П. – стоя, руки опущены - вдох. Руки плавно поднимаются вверх - выдох: «И-и-и»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.