Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Оценка 4.9

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Оценка 4.9
docx
25.12.2020
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.docx

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Дети от 6 до 17 лет 70% времени бодрствования проводят в учебном заведении. Поэтому, наша задача как педагогов: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний, ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, — это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

 

Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями. Группы здоровьесберагающих технологий.

Личностно-ориентированные технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития обучающихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики: ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Для сохранения и укрепления состояния здоровья обучающихся, веду работу в следующих направлениях:

 

1. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения;

2. Создание предметно-пространственной среды с целью сбережения здоровья детей;

3. Физическое развитие: лечебная физкультура, зарядка, физминутки, занятия на свежем воздухе (экскурсии);

4. Внеклассная работа.

5.Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.

Я считаю, что проблема сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. В оздоровительной работе в школе большое значение имеют физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса. Поэтому в режим дня учащихся введены уроки физкультуры три раза в неделю, физкультурные паузы и подвижные перемены.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания.

Проведение физкультминуток в начальных классах, является обязательным пунктом на каждом уроке.

В состав упражнений для физ. минуток я включаю:

упражнения по формированию правильной осанки,

укреплению зрения,

укрепления мышц рук,

отдых позвоночника,

упражнения для ног,

релаксационные упражнения для мимики лица,

потягивание,

массаж области груди, лица, рук, ног,

упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

 

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Не могу не сказать о пальчиковой гимнастике, её дети тоже очень любят. Физкультминутки лучше проводить стоя, что способствует дополнительной разгрузке организма. Упражнения должны быть комплексными: движения головой, туловищем, руками, ногами в разных сочетаниях. Темп может быть разный, это зависит от вида упражнений. Движения головой нельзя выполнять в быстром темпе.

С большим удовольствием дети выполняют физминутки в стихотворной форме, а также, когда их проводят сами дети. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Всё это снимает проблемы переутомления, отсутствия интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать всё больше нового.

Кроме того, полезно проводить подвижные игры на внимание.

Так, на уроке обучения грамоте при изучении темы «Звуки. Гласные и согласные», можно предложить детям такую игру. Учитель называет звуки гласные и согласные вперемешку, а дети встают со своих мест: мальчики, когда слышат согласный звук, а девочки – гласный.

При изучении темы «Род имен существительных» можно проводить такую игру. Все дети стоят. Когда учитель называет имя существительное мужского рода, приседают мальчики, женского рода – девочки, а если звучит имя существительное среднего рода, то все хлопают в ладоши (или топают ногами, что детям больше нравится)

На уроках математики при закреплении вычислительных навыков на доске записывается три столбика выражений. Дети, участвуя в соревновании «Самый умный, самый быстрый», по очереди выходят (выбегают) по одному человеку с каждого ряда к доске и находят значение выражений. Победит та команда, которая быстрее всех и с меньшим количеством ошибок выполнит задание. Подобные игры помогают детям снять напряжение на уроке, в игровой форме усваивать учебный материал, а также позволяют сохранять здоровье.

Поскольку глаза ребенка в школе находятся в постоянном напряжении, полезно на каждом уроке проводить гимнастику для глаз. А как же использовать зрительно- пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

Изучив данные о физиологической возможности каждого ребёнка, провожу минутки релаксации.

Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: минутки о здоровье, которые я использую на своих уроках.

 

Русский язык

 

1. Вежливые слова и здоровье.

Я предлагаю детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются.

2. Списывание текста о здоровье.

Предлагаю учащимся правильно списать с доски текст:

«Здоровье дороже богатства. Заболеть легко, вылечиться — трудно. Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой».

Или такой текст:

«Здоровье – это движение. Чистота – залог здоровья. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу пример.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Окружающий мир

Собираем летом гербарий лекарственных растений, выращиваем аптеку на подоконнике.

Форма организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах;

- работа в парах;

- фронтальный опрос с использованием игровых ситуаций.

Следует помнить, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. Поэтому, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю виды учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Продумываю приёмы, позволяющие активизировать в процессе освоения новых знаний самих учащихся, иду в класс с системой логически выстроенных вопросов, стараюсь прогнозировать возможные варианты развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

 

Компьютерные технологии.

Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому активно использую компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивание знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – всё это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Игровая технология.

В своей практике широко использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки в форме соревнований и игр. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочерёдно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приёмы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на других уроках. Внеклассная и внеурочная работа в аспектах здоровьесбережения

В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися. Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения.

В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т. д. Поэтому необходимо научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении использую следующие формы и методы работы: тематические и информационные классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, дискуссии, походы, работа с семьей, диагностика изучения личности, тесное взаимодействие с социально-культурной сферой. Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьесберегательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики. Главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Планируя классные часы по основам здорового образа жизни, ставлю следующие задачи:

- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;

- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому самосовершенствованию.

На протяжении четырех лет классные часы проводились по следующим направлениям:

- здоровье и здоровый образ жизни;

- режим дня, учебы и отдыха;

- основы правильного питания;

- личная гигиена;

- значение физкультуры и закаливания;

- вредные привычки;

- чувства и эмоции человека;

- нравственное и половое воспитание;

- безопасность в доме, на улице, на дорогах;

- детский травматизм;

- профилактика заболеваний;

- террористические акты. (Приложение №…)

Помимо классных часов развитие физического потенциала происходит в различных организованных культурных мероприятиях и самостоятельной двигательной деятельности, а закрепление и демонстрация приобретенных знаний, двигательных умений и навыков на спортивных праздниках, развлечениях, проводимых во внеурочное время. В упорядоченной среде ребенок выстраивает мир в себе и перестает бороться со взрослыми, приобретает свой жизненный опыт, накапливает внутреннюю энергию самозащиты и самосовершенствования.

Важнейшим направлением в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны. Это и экскурсии в природу, и в музей, на выставки, в библиотеку, театры, на различные производства. Ванное место в плане работы учителя занимают экскурсии в природу, где учащиеся общаются с природой, наблюдают взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья.

Важным аспектом в воспитательном процессе является формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции и беседы на классных собраниях, индивидуальные беседы. Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины неудовлетворительного состояния учащихся. (Приложение №…)

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Родители привлекаются к проведению различных классных часов. Успешно участвуют в различных праздниках, КВНах, конкурсах, спортивных соревнованиях, туристических походах, днях здоровья. (Приложение №…) Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины неудовлетворительного состояния учащихся.

При работе с родителями осуществляется тесная связь со школьным психологом. Помощь, которую оказывают психологи, ведется по трем направлениям:

- психологическое просвещение учащихся и их родителей;

- психолого-педагогическая диагностика;

- коррекционная работа с родителями и их детьми.

Школьный психолог помогает классному руководителю исследовать аспекты личности ученика и вместе с родителями вести серьезную целенаправленную коррекционную работу в плане психологического здоровья учащихся.

Немаловажное место в сохранении и укреплении здоровья имеет занятость учащихся в различных спортивных секциях и кружках. В данном классе 95 % учащихся посещают следующие секции и кружки: футбол, баскетбол, батут, хоровая студия, театральный кружок, шахматный кружок, художественная школа, танцевальный кружок. Участвуя в школьных, городских и районных соревнованиях, ребята имеют различной степени результаты и достижения.


 

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными

Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной…

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной…

Для сохранения и укрепления состояния здоровья обучающихся, веду работу в следующих направлениях: 1

Для сохранения и укрепления состояния здоровья обучающихся, веду работу в следующих направлениях: 1

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон

Вежливые слова и здоровье. Я предлагаю детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи

Вежливые слова и здоровье. Я предлагаю детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи

Компьютерные технологии. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому активно использую компьютерные технологии

Компьютерные технологии. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому активно использую компьютерные технологии

Планируя классные часы по основам здорового образа жизни, ставлю следующие задачи: - формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему; - формирование…

Планируя классные часы по основам здорового образа жизни, ставлю следующие задачи: - формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему; - формирование…

Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины…

Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2020