Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками
Оценка 4.8

Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками

Оценка 4.8
docx
26.10.2021
Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками
Катаева выступление Здоровьесберегающие технологии.docx

Катаева Наталья Вячеславовна,
учитель начальных классов, воспитатель ГПД
ГБОУ СОШ № 187 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками (из опыта работы)

 

Родоначальником понятия здоровьесберегающие технологии является Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

            Здоровьесберегающие технологие должны выполнять следующие требования:

·         Создавать нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).

·         Учитывать возрастные возможности ребенка (при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст).

·         Рационализировать организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).

·         Обеспечивать достаточный двигательный режим.

            Основными принципами здоровьесбережения в начальной являются следующие:

·         "Не навреди"

·         Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

·         Непрерывность.

·         Соответствие содержания обучения возрасту.

·         Успех порождает успех.

·         Ответственность за своё здоровье.

      Классификация здоровьесберегающих технологий

            Существует несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, которые учитывают разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

·         Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.

·         Технологии обучения здоровому образу жизни.

·         Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.

·         Коррекционные технологии.

 

            В своей работе я чаще всего использую следующие здоровьесберегающие технологии:

·         Физкультминутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей.

Каждый день мы по утрам делаем зарядку.

Очень нравится всем нам делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

·         Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет.

ü  Осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)

Будем листья собирать.

Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)

ü  Цветочек.

Наши алые цветы (Плавно разжимают кулачки.)

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, (Машут перед собой руками.)

Лепестки колышет.

Но алые цветки

Закрывают лепестки, (Плавно сжимают пальцы.)

Тихо засыпают, (Плавно опускают руки на стол.)

Головой качают.

·         Гимнастика для глаз.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1515217/c740cad3-f66b-41f9-8fe2-e3bfae5fd313/s1200?webp=false

·         Смена видов деятельности — целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

·         Дидактические, ролевые, деловые игры помогают решать не только учебные задачи, но и развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

·         Релаксация — прослушивание спокойной музыки, звуков природы.

·         Соблюдение санитарно-гигиенических норм. При этом учитываются чистота кабинета, температура и свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей. Дети должны сидеть за партами с учетом рекомендаций врача. Каждую четверть необходимо пересаживать учащихся, так как необходимо менять детям угол зрения на доску.

Расписание уроков должно составляться в соответствии со шкалой трудности. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в понедельник и в пятницу. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший её объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности, либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Математика

8

Русский язык (национальный, иностранный язык)

7

Окружающий мир, информатика

6

Русская (национальная) литература

5

История (4 класс)

4

Изобразительное искусство, музыка

3

Технология

2

Физкультура

1

·         Контроль осанки.  Неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

·         Прогулки на свежем воздухе, уроки – экскурсии, подвижные игры

·         Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в паре, в группе, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

·         Эмоциональные разрядки — мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, т.е. всё то, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

·         Тематические классные часы

·         «Минутки здоровья». На уроках в той или иной форме затрагиваются вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

ü  Игра « Собери пословицы»

Здоровье дороже                                будет здоровым

Болезнь человека                                болезнь не догонит

Любящий чистоту                            не красит

Быстрого и здорового                       богатства

ü  Диктант Апельсин

Этот фрукт обладает поливитаминным, антисептическим, кровоостанавливающим, ранозаживляющим действием. Свежие плоды или их сок народная медицина рекомендует принимать натощак для улучшения аппетита, утоления жажды, при лихорадке. Он используется для лечения незаживающих ран, язв. Настойка кожуры – ценное противовоспалительное средство. Кроме этого, этот фрукт – настоящая кладовая витамина С. (44 слова)

ü  Замени глаголы 2 лица единственного числа на глаголы 1 лица единственного числа, спиши.

Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять,
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.

ü  Повтори правила написания предлогов и приставок. Спиши, раскрой скобки.

Я учусь целый день,
И (по)верьте, мне (не)лень
(За)компьютером сидеть,
Фильмы, игры (по)глядеть.
(На)все сайты (без) разбора
(Вы)хожу вплоть (до)упора.
Стало плохо (с)головою…
И (с)глазами …
Что (со)мною?!

·         Курс занятий «Полезные привычки», рассчитанный на 2 года

·         Правильное питание учащихся. Двухразовое горячее питание в школе, соблюдение питьевого режима, употребление свежих овощей и фруктов во время перекусов.

·         Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, когда школьник не боится ошибиться при решении поставленной на уроке задачи.

·         Работа с родителями. Непрерывность действия здоровьесберегающих технологий  невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Выступления медицинских работников, тематические родительские собрания тоже относятся к здоровьесберегающим технологиям.

 

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяют учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, воспитать не только знающих, но и здоровых людей. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.


 

Скачано с www.znanio.ru

Катаева Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов, воспитатель

Катаева Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов, воспитатель

Закрывают лепестки, (Плавно сжимают пальцы

Закрывают лепестки, (Плавно сжимают пальцы

Минутки здоровья» . На уроках в той или иной форме затрагиваются вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни

Минутки здоровья» . На уроках в той или иной форме затрагиваются вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2021