Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало условия организации педагогического процесса и используемые образовательные технологии с точки зрения их здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время школьных и летних каникул. Как показала практика, в начальную общеобразовательную школу из дошкольного образовательного учреждения и семьи приходят не менее 80% детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний. Поэтому каждому учителю начальных классов необходимо помнить, что присутствующий на их уроках в начальной школе ребёнок, как правило, не здоров.
В этих условиях внедрение в практику начального общего образования здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных путей, с помощью которого можно предотвратить ряд проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья младших школьников. Введение здоровьесберегающих технологий в начальную школу должно в корне изменить существующие подходы к обучению и воспитанию детей. По определению В. В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
3. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
4. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
5. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
6. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
7. Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе начальной школы, можно разделить на три основные группы:
1 группа - технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2 группа - технологии оптимальной организации учебного процесса и двигательной активности школьников;
3 группа - разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Дадим краткую характеристику этим группам здоровьесберегающих технологий. К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя .
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока. Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ..Организация урока должна обязательно включать три этапа: 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы; 3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Учёт особенностей функциональной организации деятельности мозга и каналов восприятия информации учеников. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди —для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов;
- правополушарные люди — у данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
Учет этих характеристик своих детей позволят педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои «пики» и «ямы» как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей .
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Одним из важнейших аспектов здоровьесбережения на уроке в начальной школе - благоприятный психологический климат. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое лирическое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Цель использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе начальной школы – обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В работе с детьми нашего класса мы используем здоровьесберегающие технологии всех трех групп, характеристика которых представлена выше: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; психолого-педагогические технологии личностно-ориентированного взаимодействия .Обеспечение гигиенически-оптимальных условий образовательного процесса мы начали с подбора школьной мебели, ее маркировки в соответствии с особенностями роста детей. Эту работу мы проводим в начале каждого учебного года. Далее, на что мы обратили внимание - это составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании мы учитываем сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков мы использовали ранговую шкалу трудности предметов (по В. И. Агаркову) -.Учебные предметы мы распределяем по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Самые трудные для детей предметы по возможности распределяем по одному на каждый день недели. Четверг обязательно планировали как облегчённый день.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление. При подготовке любого урока оценивали качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья. Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения мы проводили физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Физкультминутки мы проводили, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
Особое внимание в работе мы уделяли профилактике нарушений зрительных функций у младших школьников. Выход из сложившейся ситуации мы нашли, используя технологию В. Ф. Базарного – расширение зрительно-пространственной активности ребенка в режиме школьного урока. Способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. В середине урока дети встают и по команде учителя начинают пробегать глазами по заданному направлению. Сначала – точно по линиям на ватмане, а потом такие же фигуры мысленно рисуют, повернувшись к передней, задней и боковым стенам класса.
В работе с младшими школьниками особое внимание необходимо уделять развитию мелкой и крупной моторике рук. С этой целью на уроках письма и русского языка, технологии и изобразительного искусства мы использовали пальчиковую гимнастику. Это позволяет стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, влияет на центр речи в головном мозге ребенка, активизирует нервные окончания на кончиках пальцев, улучшает циркуляцию крови.
Для профилактики простудных заболеваний и укрепления мышц артикуляционного аппарата мы проводили разнообразную дыхательную гимнастику. Для снятия стрессов и снижения эмоциональной напряженности каждый урок мы начинали с успокаивающего дыхания.
Очень полюбили дети музыкальные паузы на уроках. Именно через музыку и песни в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно-перспективные. Ребенок должен быть здоров не только физически, но и психически. В педагогическом процессе начальной школы мы должны обеспечить ему ситуацию эмоционального благополучия. Работая с младшими школьниками, мы исключили из своего лексикона слова и выражения, которые унижают их достоинство, называли детей только по имени, используя и уменьшительно ласкательные формы – Катюша, Надюша и др., создавали ситуации успеха.
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя является работа по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся и их родителей мы видим в том, чтобы развивать у них практические умения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века.
Основные направления здоровьесбережения на уроках в начальной школе:
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Физкультминутки на уроках.
3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
4. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.
Итак, состояние физического здоровья и эмоционального благополучия младшего школьника в педагогическом процессе начальной школы будет оптимальным, если, наряду с другими условиями, учитель на уроках будет широко использовать здоровьесберегающие технологии. Это подтверждает отрицательная динамика количества пропущенных дней по болезни, положительная динамика численности детей, занимающихся спортом и физкультурой. Постепенное увеличение степени проявления детской самостоятельности, инициативы и активности в использовании средств и способов взаимодействия с миром здоровья приведёт к увеличению знаний детей о способах сохранения своего здоровья и здоровья других людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2008 г.) // Медицинская газета. 2008. №30. С.15-18.
2. Здоровьесберегающий урок. Автор-составитель И. И. Колисник. - Научный Центр Развитие образовательных инициатив. Саратов.
3. Киселёва Г. Г., Ковалёв В. А. Как изучить состояние здоровья школьника?// Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.
4. Ковалёва Л. М., Тарасенко Н. Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе// Начальная школа, 1996. - № 7. – с.
5. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
6. Копылов Ю. А., Полянская Н. В. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей // Начальная школа№ 9. – С. 88 – 94.
7. Спасем детей – спасем Россию. – видеофильм, 1999 г. ( режиссер и автор сценария Горячев В.)
8. Уфимцева Л. П., Шульга М. Н., Камина И. В., Татарина Т. А. Классы реабилитации здоровья // Начальная школа№ 11. – С. 10 – 14.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1)Длительность применения аудиовизуальных средств обучения в начальной школе
Классы |
Диафильмы/ диапозитивы |
Кинофильмы |
Телепередачи |
1-2 |
7-15 |
15-20 |
15 |
3-4 |
15-20 |
15-20 |
20 |
2)Культурно-оздоровительные мероприятия в педагогическом процессе
начальной школы
Классы |
Объем времени (ежедневно, ч) |
Гимнастика до учебных занятий (мин) |
Физкультминутки на уроке (мин) |
Подвижные перемены (мин) |
спортивный час в (ч) |
1 |
2 |
5-6 |
5 |
15-20 |
1 |
2 |
2 |
5-6 |
5 |
15-20 |
1 |
3 |
2 |
5-6 |
5 |
15-20 |
1 |
4 |
2 |
5-6 |
5 |
15-20 |
1 |
3)Шкала трудности предметов для младших классов
(по В. И. Агаркову)
№ п/п |
Предмет |
Балл |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Математика Русский язык, иностранный язык Окружающий мир Литература ОРКСЭ (4 класс) ИЗО и музыка Технология Физкультура |
8 7 6 5 4 3 2 1 |
4) Признаки здоровьесберегающего урока
|
Признак |
Характеристика |
1. |
Обстановка и гигиенические условия в классе |
Комфортная температура, свежий воздух, рациональное освещение класса и доски, отсутствие звуковых раздражителей. |
2. |
Виды учебной деятельности учащихся |
Оптимальное количество – 4-7, средняя продолжительность – 7-10 минут, обязательное их чередование. |
3. |
Методы обучения |
Адекватные целям, задачам урока, возрасту , их оптимальное количество (не менее трех), обязательное чередование (через 10-15 минут). |
4. |
Активизации познавательной деятельности учащихся. |
Методы активного обучения. Метод свободного выбора. Методы самопознания и саморазвития. |
5. |
Использование ТСО. |
ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения . |
6. |
Поза учащегося за столом. |
Контроль правильности позы ученика, чередование позы. Смена видов учебной деятельности требует смены позы. |
7. |
Наличие моментов оздоровления. |
Физкультминутки на 15-20 минуте, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж биологически активных точек . |
8. |
Мотивации деятельности учащихся на уроке. |
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации. |
9. |
Психологический климат на уроке. |
Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт, сотрудничество); ученик — ученик (сотрудничество, соперничество, дружелюбие) |
10. |
Эмоциональные разрядки на уроке |
Шутка, улыбка, юмор, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие. |
5) Характеристики работоспособности учащихся
Часть урока |
Время |
Работоспособность |
Деятельность |
1-й этап. Врабатывание |
5 мин. |
Относительно невелика |
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение. |
2-й этап. Максимальная работоспособ ность |
20-25 мин. |
Максимальное снижение на 15-й мин. |
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом. |
3-й этап. Конечный порыв |
10-15 мин. |
Небольшое повышение работоспособности |
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного материала. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.