Учитель - один из главных действующих лиц, заботящихся о здоровье обучающихся в образовательном учреждении.
По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмо-циональные и даже физические нагрузки.
В статье рассказано, какие образовательные технологии используются на уроках физики и во внеклассной работе, чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики.
Учитель физики МБОУ СОШ №5 Беллуян Лариса Сергеевна
Предгорного муниципального района
Ставропольского края
Все без здоровья ничто".
Сократ
Укрепление здоровья это дело государственной важности. В
соответствии с Законом РК «Об образовании» здоровье школьников отнесено
к приоритетным направлениям государственной политики в области
образования. По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 1517 лет,
прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы
различные заболевания, при этом треть заболеваний ограничивает выбор
будущей профессии. Выявлена ежегодная тенденция роста хронической
заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За время
обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
Учитель один из главных действующих лиц, заботящихся о здоровье
обучающихся в образовательном учреждении.
Институт возрастной физиологии выявил, что на здоровье человека
оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно
разделить на две большие группы:
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
экология;
семья и микроклимат в ней;
круг общения, вредные привычки;
питание;
здоровый образ жизни.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
организация учебного процесса, методика организации урока;
организация и реализация воспитательного процесса;
двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
создание условий психологического комфорта; (слайд)
организация медицинского обслуживания в образовательном
учреждении;
организация питания;
соблюдение санитарногигиенических норм.
Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они
действуют:
комплексно и системно;
длительно и непрерывно (1011 лет ежедневно).
Физика изучается в среднем и старшем звене с 7 класса, когда у
школьников уже начинают проявляться и обостряться различные
хронические и “приобретенные” заболевания. Не менее важен и тот факт, что
по шкале трудности предметов (по И.Г.Сивкову) физика занимает “почетное”
третье место – 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М.
Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг
трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам
приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмо
циональные и даже физические нагрузки. Естественно, что перед учителем
физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету,
что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.
Выделяют 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые
важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных
занятий:
физиологические,
педагогические,
психологические компонентыкомпоненты ортобиотики (ЗОЖ).
1. Физиологический компонент здоровьесберегающих технологий
физиологически грамотно построенное занятие обязательными
структурными элементами уроков становятся: приветствие, опрос
самочувствия, релаксация, оздоровительные упражнения, рефлексия,
прощание. Примером релаксации на уроках физики, наряду с обязательными
физкультминутками (2123 минута урока), гимнастикой для глаз, может быть
эмоциональная разрядка, которая заключается в использовании шутливых
историй, притч, шарад, загадок, анаграмм.
В 78 классах можно сделать физкультминутку:
Очень физику мы любим!
Шеей влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера,
Если правда, топай смело.
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот.
Так же есть и кислород,
Делай влево поворот,
Воздух обладает массой
Мы попрыгаем по классу.
На месте быстро шагом марш!
Чем выше вверх, тем воздух реже,
Друг другу улыбнулись нежно.
Упражнения для глаз:
вправо – влево;
вращение по часовой стрелке;
движение глазами вверх – вниз;
против часовой стрелки;
потягивание и потирание мочек уха
закрыть глаза и представить поочередно цвета радуги;
оптимальный объём учебной информации и способы её
предъявления;Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное
распределение её во времени достигается благодаря применению гиб
ких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использо
вание на уроках физики в 1011 классах блочномодульной системы снижает
нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания
также способствуют сохранению здоровья учащихся;
обстановка и гигиенические условия в кабинете (температура,
свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, исключение
неприятных звуковых раздражителей).
При изучении свойств твердых, жидких и газообразных тел , полезно
рассказать ученикам о физических методах очистки питьевой воды
(использовании с этой целью отстойников, фильтров и пр.), об устройстве
водопровода и качестве воды в нем, о рациональном использовании водных
ресурсов, а также о важности соблюдения основных гигиенических
требований к питьевой воде. Особого внимания заслуживает раздел
«Электричество», поскольку существует угроза поражения электрическим
током. Гигиенические правила поведения при пользовании электричеством
определяются в основном требованиями техники безопасности. Школьники
должны знать, какие методы оживления организма могут быть применены;
Создание комфортных условий в местах обитания — залог нашего
здоровья. К сожалению, проблема поддержания необходимого уровня
влажности в жилых и рабочих помещениях всерьез никогда не
воспринималась. Поэтому тему проекта в 8 классе предлагаю « Влажность
воздуха и его влияние на здоровье человека».
количество видов учебной деятельности (норма – 47 видов учебной
деятельности за урок). Хорошие результаты дает проговаривание
законов , прописывание в воздухе формул, работа в группах. Различные
тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания наперегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет
избежать монотонности на уроке.
средняя продолжительность и частота чередования различных
видов учебной деятельности (ориентировочная норма – 710 минут);
количество видов преподавания (словесный, наглядный,
аудиовизуальный, самостоятельная работа. На здоровьесберегающем уроке
должно быть представлено не менее 3х видов преподавания)
чередование видов преподавания (норма – не позже, чем через 10
15 минут)
Для рациональной организации учебной деятельности учащихся
используются на уроках видеоматериалы, так как это способствует развитию
дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся;
позы учащихся, чередование поз (коррекция позы должна
проводиться мягко, доброжелательно, даже если одно и то же приходится
повторять по нескольку раз за урок)
плотность урока, т.е. количество времени, затраченного детьми на
учебную деятельность (норма не менее 60% и не более 7580% занятия)
место и длительность применения ТСО (в соответствии с
гигиеническими нормами)
темп и особенности окончания урока (позитивное воздействие
оказывают спокойное завершение урока, когда обучающиеся имеют
возможность задать учителю вопросы и он может прокомментировать задание
на дом, попрощаться с детьми)
2. Педагогический компонент здоровьесберегающих
технологий .Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую
технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые
образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на
основе личностноориентированного подхода, то есть, как и предполагает
ФГОС, в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, которой
обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных
возможностей.
для сохранения здоровьесбережения наиболее целесообразно
использовать
педагогику сотрудничества
технологии уровневой дифференциации обучения
групповую форму работы (для каждой группы разрабатываются
задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения)
информационно – коммуникационные технологии, так как
разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией
видеоряда и мультимедиаматериалов создает у учащихся эмоциональный
подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает
утомляемость учащихся;
одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих
технологий является творческий характер образовательного процесса.
Возможность для реализации творческих задач достигается за счет
использования на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм
обучения, эффективны нестандартные уроки (урокисостязания, уроки
путешествия т.п.).
3. Психологический компонент здоровьесберегающих технологий
спокойная, доброжелательная, психологически комфортная
обстановка урока, эффективна с точки зрения психологического комфорта на
учебном занятии диалоговая форма обучения (как и требует ФГОС)
ситуация успеха, при которой каждый ученик, хотя бы на минуту,
может порадоваться своим пусть и незначительным успехам. Умение
радоваться – яркий показатель состояния здоровья.
С целью укрепления психологического здоровья школьников важно
добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью
создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности
оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и
доверия к обучающимся;
4. Компонент ортобиотики (ЗОЖ) Одним из важных направлений в
работе каждого педагога должно стать формирование у школьников
мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ . Ортобиоз –
рациональный образ жизни, системообразующее условие долголетней
работоспособности человека. Какие компоненты ортобиоза можно
использовать в работе учителя физики?
На уроках практикую минидиспуты по анализу пословиц и
поговорок на тему «Здоровье».
С целью популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся при
изучении биографий ученых использую рубрику «Знаете ли вы?», для которой
учащиеся подбирают материалы об отношении ученых к здоровью, об их
увлечениях спортом
проектная и исследовательская деятельность учащихся по
здоровьесбережению:
Учащиеся, интересующие проблемой сохранением здоровья полезно
предложить составить и решить задачи на расчет скорости разбега, собрать
приборы, применяемые в спорте: электронный пульсометр, секундомер,
цифровое табло, и т.д. Приготовить доклады «Физические основы бега»,
«Физические основы метания диска» и т.д.Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни
человека изза шума снижается на 1012 лет. Вот и предлагаю учащимся 9х
классов проект «Влияние шума на здоровье человека».
С целью выявления факторов пагубного воздействия на длительное
ношение обуви на высоких каблуках, предлагаю девочкам творческий проект
«Вред высоких каблуков с точки зрения физики!».
Одного мудреца спросили: “Что самое главное в жизни: богатство или
слава”? Мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека
счастливым. Здоровье – один из важнейших источников счастья и радости”.