Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

  • Особые потребности
  • docx
  • 26.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учитель - один из главных действующих лиц, заботящихся о здоровье обучающихся в образовательном учреждении. По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмо-циональные и даже физические нагрузки. В статье рассказано, какие образовательные технологии используются на уроках физики и во внеклассной работе, чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности.
Иконка файла материала Здоровьесберегающие технологии на уроках физики.docx
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики. Учитель физики МБОУ СОШ №5 Беллуян Лариса Сергеевна Предгорного муниципального района Ставропольского края Все без здоровья ­ ничто".  Сократ Укрепление   здоровья   ­   это   дело   государственной   важности.   В соответствии с Законом РК «Об образовании» здоровье школьников отнесено к   приоритетным   направлениям   государственной   политики   в   области образования.   По   данным   Минздрава   РФ,   из   6   млн.   подростков   15­17   лет, прошедших   профилактические   осмотры,   у   94,5%   были   зарегистрированы различные   заболевания,   при   этом   треть   заболеваний   ограничивает   выбор будущей   профессии.   Выявлена   ежегодная   тенденция   роста   хронической заболеваемости   школьников   со   среднегодовым   темпом   5,84%.   За   время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.   Учитель ­ один из главных действующих лиц, заботящихся о здоровье обучающихся в образовательном учреждении. Институт  возрастной физиологии выявил, что на здоровье человека  оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно  разделить на две большие группы: а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):  экология;      семья и микроклимат в ней;  круг общения, вредные привычки;  питание;  здоровый образ жизни.  б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):  организация учебного процесса, методика организации урока;    организация и реализация воспитательного процесса;  двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;  создание условий психологического комфорта; (слайд)  организация медицинского обслуживания в образовательном  учреждении;    организация питания;  соблюдение санитарно­гигиенических норм.  Сила  влияния школьных факторов риска определяется тем, что они  действуют:   комплексно и системно;  длительно и непрерывно (10­11 лет ежедневно).  Физика изучается в среднем и старшем звене с 7 класса, когда у  школьников уже начинают проявляться и  обостряться различные  хронические и “приобретенные” заболевания. Не менее важен и тот факт, что  по шкале трудности предметов (по И.Г.Сивкову) физика занимает “почетное”  третье место – 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М.  Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг  трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам  приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмо­ циональные и даже физические нагрузки. Естественно, что перед учителем  физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету,  что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.  Выделяют 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые  важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных  занятий:  физиологические,  педагогические,  психологические компонентыкомпоненты ортобиотики (ЗОЖ). 1. Физиологический компонент здоровьесберегающих технологий  физиологически грамотно построенное занятие ­ обязательными  структурными элементами уроков становятся: приветствие, опрос  самочувствия, релаксация, оздоровительные упражнения, рефлексия,  прощание. Примером релаксации на уроках физики, наряду с обязательными  физкультминутками (21­23 минута урока), гимнастикой для глаз, может быть  эмоциональная разрядка, которая заключается в использовании шутливых  историй, притч, шарад, загадок, анаграмм. В 7­8 классах можно сделать физкультминутку: Очень физику мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера, Если правда, топай смело. В атмосфере есть азот, Делай вправо поворот. Так же есть и кислород, Делай влево поворот, Воздух обладает массой Мы попрыгаем по классу. На месте быстро шагом марш! Чем выше вверх, тем воздух реже, Друг другу улыбнулись нежно. Упражнения  для глаз:  вправо – влево; вращение по часовой стрелке;  движение глазами вверх – вниз;     против часовой стрелки;   потягивание и потирание мочек  уха закрыть глаза и представить поочередно цвета радуги;   оптимальный объём учебной информации и способы её  предъявления;Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное  распределение её во времени достигается благодаря применению гиб­ ких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использо­ вание на уроках физики в 10­11 классах блочно­модульной системы снижает  нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания  также способствуют сохранению здоровья учащихся;  обстановка и гигиенические условия в кабинете (температура,  свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, исключение  неприятных звуковых раздражителей). При изучении свойств твердых, жидких и газообразных тел , полезно  рассказать ученикам о физических методах очистки питьевой воды  (использовании с этой целью отстойников, фильтров и пр.), об устройстве  водопровода и качестве воды в нем, о рациональном использовании      водных ресурсов,   а также о важности соблюдения основных гигиенических  требований к питьевой воде.   Особого внимания заслуживает раздел  «Электричество», поскольку существует угроза поражения электрическим  током. Гигиенические правила поведения при пользовании электричеством  определяются в основном требованиями техники безопасности.   Школьники  должны знать,  какие методы оживления организма могут быть применены;   Создание комфортных условий в местах обитания — залог нашего  здоровья.   К сожалению, проблема поддержания необходимого уровня  влажности в жилых и рабочих помещениях всерьез никогда не  воспринималась. Поэтому тему проекта в 8 классе предлагаю « Влажность  воздуха и его влияние на здоровье человека».   количество видов учебной деятельности (норма – 4­7 видов учебной  деятельности за урок). Хорошие результаты дает проговаривание  законов , прописывание  в воздухе формул, работа в группах. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания наперегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.  средняя продолжительность и частота чередования различных  видов учебной деятельности (ориентировочная норма – 7­10 минут); количество видов преподавания (словесный, наглядный,   аудиовизуальный, самостоятельная работа. На здоровьесберегающем уроке  должно быть представлено не менее 3­х видов преподавания)  чередование видов преподавания (норма – не позже, чем через 10­ 15 минут) Для рациональной организации учебной деятельности учащихся   используются  на уроках видеоматериалы, так как это способствует развитию  дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся;     позы учащихся, чередование поз (коррекция позы должна  проводиться мягко, доброжелательно, даже если одно и то же приходится  повторять по нескольку раз за урок)  плотность урока, т.е. количество времени, затраченного детьми на учебную деятельность (норма ­ не менее 60% и не более 75­80% занятия)  место и длительность применения ТСО (в соответствии с  гигиеническими нормами)  темп и особенности окончания урока (позитивное воздействие  оказывают спокойное завершение урока, когда обучающиеся имеют  возможность задать учителю вопросы и он может прокомментировать задание  на дом, попрощаться с детьми) 2. Педагогический компонент здоровьесберегающих  технологий .Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую  технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые  образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на  основе личностно­ориентированного подхода, то есть, как и предполагает  ФГОС, в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, которой  обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных  возможностей.  для сохранения здоровьесбережения наиболее целесообразно  использовать ­ педагогику сотрудничества ­ технологии уровневой дифференциации обучения ­ групповую форму работы (для каждой группы разрабатываются  задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения) ­ информационно – коммуникационные технологии, так как  разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией  видеоряда и мультимедиа­материалов создает у учащихся эмоциональный  подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает  утомляемость учащихся;  одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих  технологий является творческий характер образовательного процесса.  Возможность для реализации творческих задач достигается за счет  использования на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм  обучения, эффективны нестандартные уроки (уроки­состязания, уроки­ путешествия т.п.).   3. Психологический компонент здоровьесберегающих технологий  спокойная, доброжелательная, психологически комфортная  обстановка урока, эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения (как и требует ФГОС) ситуация успеха, при которой каждый ученик, хотя бы на минуту,  может порадоваться своим пусть и незначительным успехам. Умение  радоваться – яркий показатель состояния здоровья. С целью  укрепления психологического здоровья школьников важно  добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью  создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности  оценки деятельности учеников  на уроке, на основе искреннего уважения и  доверия к обучающимся;   4. Компонент ортобиотики (ЗОЖ) Одним из важных направлений в  работе каждого педагога должно стать формирование у школьников  мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ . Ортобиоз –  рациональный образ жизни, системообразующее условие долголетней  работоспособности человека. Какие компоненты ортобиоза можно  использовать в работе учителя физики?  На уроках практикую мини­диспуты по анализу пословиц и  поговорок на тему «Здоровье».  С целью популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся при  изучении биографий ученых использую рубрику «Знаете ли вы?», для которой учащиеся подбирают материалы об отношении ученых к здоровью, об их  увлечениях спортом  проектная и исследовательская деятельность учащихся по  здоровьесбережению: ­Учащиеся, интересующие проблемой сохранением здоровья полезно  предложить составить и решить задачи   на расчет скорости разбега, собрать  приборы, применяемые в спорте: электронный пульсометр, секундомер,  цифровое табло, и т.д. Приготовить доклады «Физические основы бега»,  «Физические основы метания диска» и т.д.Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни  человека из­за шума снижается на 10­12 лет.   Вот и предлагаю учащимся 9­х  классов проект «Влияние шума на здоровье человека».  С целью выявления факторов пагубного воздействия на длительное  ношение обуви на высоких каблуках, предлагаю девочкам творческий проект   «Вред высоких каблуков с точки зрения физики!». Одного мудреца  спросили: “Что самое главное в жизни: богатство или  слава”? Мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека  счастливым. Здоровье – один из важнейших источников счастья и радости”.

Посмотрите также