Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Оценка 4.8

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
физика
7 кл—11 кл
26.02.2019
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Учитель - один из главных действующих лиц, заботящихся о здоровье обучающихся в образовательном учреждении. По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмо-циональные и даже физические нагрузки. В статье рассказано, какие образовательные технологии используются на уроках физики и во внеклассной работе, чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики.docx
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики. Учитель физики МБОУ СОШ №5 Беллуян Лариса Сергеевна Предгорного муниципального района Ставропольского края Все без здоровья ­ ничто".  Сократ Укрепление   здоровья   ­   это   дело   государственной   важности.   В соответствии с Законом РК «Об образовании» здоровье школьников отнесено к   приоритетным   направлениям   государственной   политики   в   области образования.   По   данным   Минздрава   РФ,   из   6   млн.   подростков   15­17   лет, прошедших   профилактические   осмотры,   у   94,5%   были   зарегистрированы различные   заболевания,   при   этом   треть   заболеваний   ограничивает   выбор будущей   профессии.   Выявлена   ежегодная   тенденция   роста   хронической заболеваемости   школьников   со   среднегодовым   темпом   5,84%.   За   время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.   Учитель ­ один из главных действующих лиц, заботящихся о здоровье обучающихся в образовательном учреждении. Институт  возрастной физиологии выявил, что на здоровье человека  оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно  разделить на две большие группы: а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):  экология;      семья и микроклимат в ней;  круг общения, вредные привычки;  питание;  здоровый образ жизни.  б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):  организация учебного процесса, методика организации урока;     организация и реализация воспитательного процесса;  двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;  создание условий психологического комфорта; (слайд)  организация медицинского обслуживания в образовательном  учреждении;    организация питания;  соблюдение санитарно­гигиенических норм.  Сила  влияния школьных факторов риска определяется тем, что они  действуют:   комплексно и системно;  длительно и непрерывно (10­11 лет ежедневно).  Физика изучается в среднем и старшем звене с 7 класса, когда у  школьников уже начинают проявляться и  обостряться различные  хронические и “приобретенные” заболевания. Не менее важен и тот факт, что  по шкале трудности предметов (по И.Г.Сивкову) физика занимает “почетное”  третье место – 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М.  Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг  трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам  приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмо­ циональные и даже физические нагрузки. Естественно, что перед учителем  физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету,  что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.  Выделяют 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые  важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных  занятий:  физиологические,  педагогические,  психологические компоненты компоненты ортобиотики (ЗОЖ). 1. Физиологический компонент здоровьесберегающих технологий  физиологически грамотно построенное занятие ­ обязательными  структурными элементами уроков становятся: приветствие, опрос  самочувствия, релаксация, оздоровительные упражнения, рефлексия,  прощание. Примером релаксации на уроках физики, наряду с обязательными  физкультминутками (21­23 минута урока), гимнастикой для глаз, может быть  эмоциональная разрядка, которая заключается в использовании шутливых  историй, притч, шарад, загадок, анаграмм. В 7­8 классах можно сделать физкультминутку: Очень физику мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера, Если правда, топай смело. В атмосфере есть азот, Делай вправо поворот. Так же есть и кислород, Делай влево поворот, Воздух обладает массой Мы попрыгаем по классу. На месте быстро шагом марш! Чем выше вверх, тем воздух реже, Друг другу улыбнулись нежно. Упражнения  для глаз:  вправо – влево; вращение по часовой стрелке;  движение глазами вверх – вниз;     против часовой стрелки;   потягивание и потирание мочек  уха закрыть глаза и представить поочередно цвета радуги;   оптимальный объём учебной информации и способы её  предъявления; Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное  распределение её во времени достигается благодаря применению гиб­ ких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использо­ вание на уроках физики в 10­11 классах блочно­модульной системы снижает  нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания  также способствуют сохранению здоровья учащихся;  обстановка и гигиенические условия в кабинете (температура,  свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, исключение  неприятных звуковых раздражителей). При изучении свойств твердых, жидких и газообразных тел , полезно  рассказать ученикам о физических методах очистки питьевой воды  (использовании с этой целью отстойников, фильтров и пр.), об устройстве  водопровода и качестве воды в нем, о рациональном использовании      водных ресурсов,   а также о важности соблюдения основных гигиенических  требований к питьевой воде.   Особого внимания заслуживает раздел  «Электричество», поскольку существует угроза поражения электрическим  током. Гигиенические правила поведения при пользовании электричеством  определяются в основном требованиями техники безопасности.   Школьники  должны знать,  какие методы оживления организма могут быть применены;   Создание комфортных условий в местах обитания — залог нашего  здоровья.   К сожалению, проблема поддержания необходимого уровня  влажности в жилых и рабочих помещениях всерьез никогда не  воспринималась. Поэтому тему проекта в 8 классе предлагаю « Влажность  воздуха и его влияние на здоровье человека».   количество видов учебной деятельности (норма – 4­7 видов учебной  деятельности за урок). Хорошие результаты дает проговаривание  законов , прописывание  в воздухе формул, работа в группах. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.  средняя продолжительность и частота чередования различных  видов учебной деятельности (ориентировочная норма – 7­10 минут); количество видов преподавания (словесный, наглядный,   аудиовизуальный, самостоятельная работа. На здоровьесберегающем уроке  должно быть представлено не менее 3­х видов преподавания)  чередование видов преподавания (норма – не позже, чем через 10­ 15 минут) Для рациональной организации учебной деятельности учащихся   используются  на уроках видеоматериалы, так как это способствует развитию  дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся;     позы учащихся, чередование поз (коррекция позы должна  проводиться мягко, доброжелательно, даже если одно и то же приходится  повторять по нескольку раз за урок)  плотность урока, т.е. количество времени, затраченного детьми на учебную деятельность (норма ­ не менее 60% и не более 75­80% занятия)  место и длительность применения ТСО (в соответствии с  гигиеническими нормами)  темп и особенности окончания урока (позитивное воздействие  оказывают спокойное завершение урока, когда обучающиеся имеют  возможность задать учителю вопросы и он может прокомментировать задание  на дом, попрощаться с детьми) 2. Педагогический компонент здоровьесберегающих  технологий .Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую  технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые  образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.  здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на  основе личностно­ориентированного подхода, то есть, как и предполагает  ФГОС, в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, которой  обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных  возможностей.  для сохранения здоровьесбережения наиболее целесообразно  использовать ­ педагогику сотрудничества ­ технологии уровневой дифференциации обучения ­ групповую форму работы (для каждой группы разрабатываются  задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения) ­ информационно – коммуникационные технологии, так как  разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией  видеоряда и мультимедиа­материалов создает у учащихся эмоциональный  подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает  утомляемость учащихся;  одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих  технологий является творческий характер образовательного процесса.  Возможность для реализации творческих задач достигается за счет  использования на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм  обучения, эффективны нестандартные уроки (уроки­состязания, уроки­ путешествия т.п.).   3. Психологический компонент здоровьесберегающих технологий  спокойная, доброжелательная, психологически комфортная  обстановка урока, эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения (как и требует ФГОС)  ситуация успеха, при которой каждый ученик, хотя бы на минуту,  может порадоваться своим пусть и незначительным успехам. Умение  радоваться – яркий показатель состояния здоровья. С целью  укрепления психологического здоровья школьников важно  добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью  создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности  оценки деятельности учеников  на уроке, на основе искреннего уважения и  доверия к обучающимся;   4. Компонент ортобиотики (ЗОЖ) Одним из важных направлений в  работе каждого педагога должно стать формирование у школьников  мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ . Ортобиоз –  рациональный образ жизни, системообразующее условие долголетней  работоспособности человека. Какие компоненты ортобиоза можно  использовать в работе учителя физики?  На уроках практикую мини­диспуты по анализу пословиц и  поговорок на тему «Здоровье».  С целью популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся при  изучении биографий ученых использую рубрику «Знаете ли вы?», для которой учащиеся подбирают материалы об отношении ученых к здоровью, об их  увлечениях спортом  проектная и исследовательская деятельность учащихся по  здоровьесбережению: ­Учащиеся, интересующие проблемой сохранением здоровья полезно  предложить составить и решить задачи   на расчет скорости разбега, собрать  приборы, применяемые в спорте: электронный пульсометр, секундомер,  цифровое табло, и т.д. Приготовить доклады «Физические основы бега»,  «Физические основы метания диска» и т.д. Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни  человека из­за шума снижается на 10­12 лет.   Вот и предлагаю учащимся 9­х  классов проект «Влияние шума на здоровье человека».  С целью выявления факторов пагубного воздействия на длительное  ношение обуви на высоких каблуках, предлагаю девочкам творческий проект   «Вред высоких каблуков с точки зрения физики!». Одного мудреца  спросили: “Что самое главное в жизни: богатство или  слава”? Мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека  счастливым. Здоровье – один из важнейших источников счастья и радости”.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019