"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"
Оценка 5

"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
география +1
Взрослым
31.01.2018
"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"
В "Специальной школе" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями", особенно актуально применение здоровьесберегающих технологий. Дети данной категории - это больные дети, дети-инвалиды, дети с особыми потребностями. Сохранение и восстановление их здоровья- вот задача всех, кто работает с такими детьми. Разнообразные технологии здоровьесбережения способствуют выполнению этих задач.Применение на уроках здоровьесберегающих технологий - необходимое условие для работы с "Особыми детьми".
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе.docx
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе.        Здоровьесберегающие технологии ­ совокупность приемов, способов и  методов организации учебно­воспитательного процесса без ущерба для здоровья  школьников и педагогов. Состояние здоровья подрастающего поколения ­  важнейший показатель благополучия общества и государства, не только  отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.      Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя­предметника.  В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые  позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать  проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную  систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье  учащихся. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные  условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации  учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды  поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная  среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного  процесса на уроке.    Применение здоровьесберегающих технологий, особенно в «Специальной  школе»,  дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и  взаимопонимания для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают  риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на  психическое, но и физическое здоровье школьников   Я считаю одной из самых важных задач педагогов школы, чтобы наши дети  были здоровыми, жизнерадостными, а значит успешными. Тогда они с  удовольствием каждый день будут приходить в школу, где их ждут. Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации,  направленные на создание условий, содействующих развитию детей. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо  формируется и развивается, либо утрачивается. Причин много.    Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания подрастающему  поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить  здоровье ребёнка, защитить его от страданий, унижения личности, изгнав боль и  страх. Забота о будущем ребёнка предполагает уважение к его эстетическому  чувству, поддержку его тяги к прекрасному, являющейся фундаментальным  качеством человека разумного. Психолого­педагогические технологии здоровьесбережения    Использование игровых технологий. Этот прием позволяет решить  одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное  напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения  развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость  изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной  деятельности и т.п. На начальном этапе обучения географии это могут быть игровые задания для  обобщения знаний («предметные сказки», кроссворды, задачи­загадки и т.д.).    Для старших классов можно использовать задания фантастического или  детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал.  Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того  или иного физического явления, прибора или закона. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений,  например: при формировании экологической культуры с помощью поэтических  образов иллюстрирующих то или иное воздействие человека на природу. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают  это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять  накопившееся напряжение. К тому же, введение в урок литературных или  исторических отступлений служит не только психологической разгрузке, но и  установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным  целям.     Создание благоприятного психологического климата на уроке. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический  комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется  дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого  ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому  высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою  точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к  самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое  историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может  располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание,  а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить  новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный  дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем­то не справился, что­то не  смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому  освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее  высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу  же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как  временное явление, становится дополнительным стимулом для более  продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к  самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и  эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается,  что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и,  как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.  Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых  гигиенических и психологических условий для организации учебной  деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду  здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья  человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со  школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него  больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить  вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить  получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику,  как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно  заботиться о своем здоровье. На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть  использована для освещения тех или иных фактов, способствующих  формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же  можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев,  связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде. Говоря о климате, целесообразно коснуться вопроса о выявлении особенностей  погоды на здоровье, для условий жизни и хозяйственной деятельности населения. При изучении звуковых явлений очень полезными оказываются факты,  иллюстрирующие опасное влияние низких звуковых частот (к примеру, в рок­ музыке, так популярной у подростков) на функционирование внутренних  органов. В урок, посвященный водным ресурсам, обязательно включаются  вопросы, воздействия связанных с ними опасных природных явлений на живые  организмы.  Комплексное использование личностно ориентированных технологий. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии  личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого  ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.  Сюда можно отнести технологии проектной деятельности,  дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные  игровые технологии (о них уже шла речь выше). Личностно ориентированное обучение предполагает использование  разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом  перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности  каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и  использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;  создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах  работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты: 1.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в  ходе урока 2.Использование проблемных творческих заданий 3.Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию  разных способов выполнения заданий 4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и  форму материала (словесную, графическую, условно­символическую) 5.Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки,  как они были исправлены. Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии  позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в  психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря  использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить  наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные  особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные  факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.  Использование ТСО как средства интерактивного обучения. Психолого­педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной  поддержкой реализует личностно ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. В современном понимании  наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно­образную  форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое  теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная форма компьютерной (и  аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу  совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из  проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам  истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость  изучаемого материала. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные  модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя  сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при  помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих  программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как  учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и  процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному  фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими  начальными параметрами. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой  деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой­либо  темы курса. В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди  педагогов, активно использующих современные технологии в процессе обучения. В этом случае перед учителем открывается широкое поле деятельности с  огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей программы,  преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления  материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и  самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимациями и  видеофрагментами. Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера,  поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к  обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному  напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке  компьютерных презентаций необходимо руководствоваться принципами  оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией  объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать  “режущих” глаз цветов и их сочетаний. Компьютер на уроке позволяет учителю­предметнику реализовать в обучении  современные технологии. При этом персональный компьютер следует  рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее  учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и  развития нестандартного, творческого мышления учащихся в сочетании с  мероприятиями, направленными на охрану физического и психического здоровья школьников. Результаты: • активность учащихся; • «слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах; • «сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу; • умение взять ответственность на себя, • умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно  исследовать их, • стремление аргументировать свои решения; • более легкое и прочное усвоение программного материала; • доброжелательное отношение друг к другу; • тщательность и добросовестность в выполнении роботы; • умение работать с разными источниками информации; А самый главный результат – это услышать от ребенка: «В наших сердцах есть  добро, его в нас поселили Вы…» Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать  формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового  образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья. Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе:  «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!» Наверное, нам  всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду  объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении  поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как  основного будущего ресурса нации. Заключение. В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать  решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества  самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически,  психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно  изменяющихся условиях общества и природной среды. При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровьяучащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели. Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы  образования, они способствую грамотному и рациональному использованию  других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой  современной педагогики является не только стремление к максимальному  развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного  индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового  поколения граждан.

"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"

"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"

"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"

"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"

"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"

"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"

"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"

"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"

"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"

"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"

"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"

"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии в коррекционной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2018