В настоящее время здоровье наших детей стремительно ухудшается. Пугает стремительность наступления нездоровья подрастающего поколения. Очень многие заболевания, которыми страдало взрослое население, теперь можно встретить и у совсем еще маленьких детей. Многие из них на современном уровне развития медицины излечить пока нельзя, и они приобретают хроническую форму.
Актуальность работы педагогов в данном направлении очевидна. Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Работа педагогов в данном направлении нацелена на развитие здоровьесберегающих навыков обучающихся.
«Здоровьесберегающие технологии на
уроках русского языка и литературы»
Здоровье не все, но все без здоровья ничего.
Ж. Ж. РуссоЗдоровье человека в настоящее время относится к глобальным мировым проблемам, так как
касается каждого живущего на Земле.
Так что же такое здоровье? Почему в последние десятилетия оно относится к глобальным
мировым проблемам?
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение индивидуального
здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия,
а не отсутствие болезней и физических дефектов». Данное определение здоровья является, скорее
всего, эталонной моделью будущего человека, к сожалению, пока далекой от реально
существующей.
Современный человек все дальше и дальше отходит от природы. Пользуясь достижениями
химии, физики, техники, мы перестаем активно двигаться, переходим на синтетическое питание,
дышим загрязненным воздухом, пьем отравленную воду. Все это приводит к тому, что мы
приобретаем новые болезни, а наше душевное равновесие все чаще бывает нарушено изза злобы,
агрессивности, зависти – как нашей, так и окружающих нас людей. Официальная медицина
предлагает огромный арсенал новейших средств и методов лечения заболеваний, однако очень
часто, избавившись от одной болезни, человек приобретает несколько других, связанных с
побочными эффектами синтетических препаратов.
В настоящее время здоровье наших детей стремительно ухудшается. Пугает стремительность
наступления нездоровья подрастающего поколения. Очень многие заболевания, которыми страдало
взрослое население, теперь можно встретить и у совсем еще маленьких детей. Многие из них на
современном уровне развития медицины излечить пока нельзя, и они приобретают
хроническую форму.
Актуальность работы педагогов в данном направлении очевидна. Здоровье каждого человека, и
ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его
организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям,
защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Работа
педагогов в данном направлении нацелена на развитие здоровьесберегающих навыков
обучающихся.
Здоровье – непременное условие благополучия не только каждого человека, но и нации,
страны в целом. По сути, оно едва ли не самый главный критерий оценки деятельности человека и
всей социальной системы, по которому можно судить о качестве жизни. Во многих странах мира
этот критерий рассматривается одним из первых как на индивидуальной шкале ценностей, так и в
оценке социальноэкономической политики государства.
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социальноэкономических и
политических ситуациях остается предметом первоочередной важности, так как оно определяет
будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые,
более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни
подтверждают статистические показатели:
физически здоровыми рождаются не более 14 % детей;
25 – 30 % детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические
недостатки или хронические заболевания;
90 – 92 % выпускников средних школ находятся в «третьем» состоянии, то есть они еще
не знают, что уже больны;
только 4 – 5 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
Как видим, имеет место тенденция к значительному сокращению здоровых детей и резкому
увеличению детей больных и детей с ослабленным здоровьем.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в Казахстане стало не только медицинской, но
и серьезной педагогической проблемой, так как здоровье человека зависит не только и не столько
от уровня развития медицины и организации здравоохранения, сколько от решения общих
социальных и политических вопросов. Сужение проблемы здоровья до уровня медицинского,
2уровня здравоохранения решает лишь отдельные частные задачи, но не проблему в целом. Поэтому
в последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья людей
в системе образования, которая является предметом профессионального интереса специалистов,
работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики и других наук.
Медицине, как никогда, сегодня необходима помощь педагогики, так как все основные
«факторы риска» имеют повседневную основу.
Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается
человек в процессе своего биологического и социального становления. В дальнейшем именно срывы
адаптации к тем или иным перипетиям жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате
человеком того запаса «прочности», которое принято называть здоровье. Однако, пока ребенок
растет, формируется, педагоги, врачи, психологи, родители - все, от кого это зависит, должны
приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим его
здоровью, препятствующим его полноценному развитию. А напротив, стала образцом такой среды,
которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в то же время реально
готовит его к будущей непростой жизни.
Что же делать в сложившейся ситуации? Как помочь детям, получая знания, не терять своего
здоровья?
В главе "Как жить, не болея" из книги тибетских мудрецов "ЧжудШи" сказано:
«Все болезни развиваются из причин при наличии условий.
Без условий от причин не будет последствий.
Поэтому делай так, чтобы не было условий для болезней».
В связи с этим, семье и школе, точнее родителям и педагогам, отводится решающая роль в
воспитании здорового подрастающего поколения.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
в физическом плане умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать
в оптимальном режиме;
в интеллектуальном проявляет хорошие умственные способности, любознательность,
воображение;
в нравственном честен, самокритичен, эмпатичен;
в социальном уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Исходя из всего вышеизложенного, целью и задачами своей работы как учителя в рамках
здоровьесберегающих технологий я вижу:
создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки русского языка и литературы, а также
внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли
на их здоровье;
формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного
здоровья;
знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья
нации.
Практика сохранения здоровья школьников во время
учебных занятий
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками.
Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению
учащихся.
Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие
выполнения продолжительной или интенсивной работы.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную
активность. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, активно отдохнуть,
использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, необходимо проводить
оздоровительные мероприятия в учебном процессе, чтобы учащиеся не уставали и могли работать
3на уроке в полную силу.
При подготовке к уроку я учитываю:
1. Динамику работоспособности в течение рабочего дня:
8 – 12 часов – первый пик работоспособности;
16 – 18 часов – второй пик работоспособности.
2. Динамику активности обучающихся на уроке:
1 – 4 минуты врабатываемость в урок (организационный момент);
5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная
работа);
21 – 35 минуты снижение работоспособности (физкульт. минутка, закрепление
материала);
36 – 45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего
задания).
Если представить динамику активности обучающихся на графике, то она будет выглядеть
следующим образом.
Активность обучающихся на уроке
Некоторые гигиенические критерии рациональной
организации урока
№ Факторыурока
1
2
3
4
5
Плотность урока
Количество видов
учебной деятельности
Средняя
продолжительность
различных видов
учебной деятельности
Частота чередования
различных видов
учебной деятельности
Количество видов
преподавания
Уровни гигиенической рациональности урока
Рациональный Недостаточно
рациональный
8590 %
Более 90 %
Нерациональный
Не менее 60 %
И не более 70 %
37
23
12
Не более 10 мин.
1115 мин.
Более 15 мин.
Смена не позже
чем через 710
мин.
Не более 3х
Смена через 1115
мин.
Смена через 1520
мин.
2
1
46
7
Чередование видов
преподавания
Наличие
эмоциональных
разрядок (колво)
8 Место и длительность
ТСО
9
Чередование позы
10 Наличие, место,
содержание и
продолжительность
физкультминуток
11 Психологический
климат
12 Момент утомления
учащихся по
снижению учебной
активности
Не позже чем
через 1015 мин.
23
Через 1520 мин.
Не чередуются
1
Нет
С частичным
соблюдением
гигиенических норм
Имеются случаи
несоответствия позы
виду работы. Учитель
иногда контролирует
посадку учащихся.
В соответствии с
гигиеническими
нормами
Поза чередуется
в соответствии с
видом работы.
Учитель
наблюдает за
посадкой
учащихся
На 20 и 35 мин.
урока по 1 мин.
Из трех легких
упражнений с 3
4 повторениями
каждого
Преобладают
положительные
эмоции
Не ранее 40 мин. Не ранее 2527 мин.
Одна физкульт
минутка с
неправильным
содержанием или
продолжительностью
Имеются случаи
отрицательных
эмоций.
В произвольной
форме
Частые
несоответствия позы
виду работы. Поза не
контролируется
учителем
Отсутствуют
Преобладают
отрицательные
эмоции
До 30 мин.
Думается, многие согласятся со мной в том, что мы, педагоги, давая детям знания, забираем у
них здоровье (конечно, не по своей вине).
Еще в начале XIX века Г. Песталоцци указывал, что в традиционных условиях обучения
происходит «удушение» развития ребенка, «убийство» его здоровья. Расплата за образование:
сгорбленная спина, тросточка, пенсне, а нередко и чахотка. А ведь в то время еще была достаточно
чистая экологическая среда, чистые продукты питания и процесс обучения не был столь
динамичен.
В настоящее время налицо уже «эпидемия» школьных форм патологии. Выше я приводила
удручающие данные состояния здоровья детей.
В свое время, будучи руководителем народного образования,
Г. А. Ягодин писал в «Медицинской газете», что здоровье детей разрушается в первую очередь от
перегрузки учебными занятиями, причем страдают прежде всего самые старательные ребята».
Поэтому весь дидактический материал урока должен соответствовать возрастным
особенностям. Не должны преобладать книжные формы обучения. Необходимо строить урок так,
чтобы детям было интересно и комфортно. В этом мне помогают разные виды уроков (урокиигры,
урокиконкурсы, урокимастерские, урокиКВНы и др.), инсценировки, упражнения игрового
характера, ситуации успеха и многие другие творческие формы работы.
Оздоровительные мероприятия
в учебном процессе
1. Гимнастика до учебных занятий
Гимнастика до учебных занятий, которая проводится ежедневно перед первым уроком, решает
5воспитательные и оздоровительные задачи. Ежедневные упражнения благоприятно воздействуют на
организм, способствуют формированию правильной осанки, актов дыхания, воспитывают привычку
регулярно заниматься утренней гимнастикой, спортом. Коллективное выполнение физических
упражнений до начала занятий дисциплинирует, организует, сплачивает обучающихся, повышает их
работоспособность.
2. Физические минутки и физкультурные паузы во время уроков
На уроке, когда дети начинают утомляться, можно предложить им зарядку, которая обеспечит
бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям. Зарядка является паузой, позволяющей
восстановить силы, снять умственное напряжение, физическое утомление, повышает
работоспособность учащихся.
Двигательная активность способствует не только возрастанию мышечной силы как таковой, но
и увеличивает энергетические резервы организма. Учеными установлена прямая зависимость между
уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Физические упражнения благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и
физическую работоспособность.
Оздоровительные мероприятия в учебном процессе для восстановления умственной
работоспособности можно использовать следующие:
физические минутки;
физкультурные паузы.
3. Физкультурные минутки
Физкультурные минутки – это одна из форм двигательной активности, небольшой по
интенсивности и времени (1 – 3 мин) комплекс физических упражнений, средство активного отдыха
от статического напряжения, связанного с длительной однообразной позой. Их цель –
предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика
осанки. Физминутки, проводимые мной во время урока, способствуют повышению внимания и
активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала.
Физкультурные минутки состоят из 3 – 5 физических упражнений, могут проводиться с
музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими
восстановить работоспособность. Они должны быть просты, интересны и знакомы учащимся,
удобны для проведения в ограниченном пространстве.
Время начала физкультминутки выбираю, когда значительная часть обучающихся начинает
утомляться. В течение урока проводятся однадве физминутки. Они обязательны на третьем и
последующих уроках.
В состав физкультминуток обязательно нужно включить упражнения по формированию
осанки, укреплению зрения и выработке правильного дыхания. Неправильное дыхание приводит к
нарушению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, к снижению насыщения
крови кислородом, нарушению обмена веществ.
Нужно вводить упражнения для тренировки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании
с различными движениями туловища и конечностей. Упражнения должны дать нагрузку
неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мыщц, выполняющих
значительную нагрузку.
Физкультурные минутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении.
Спертый воздух в классе недопустим, поэтому сначала следует открыть форточки, остановить
текущую работу и предложить детям подготовиться к физминутке. Учащиеся должны расстегнуть
воротнички, расслабить пояса и принять исходное положение. Я произношу команды четким,
громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показываю я или подготовленный
заранее ученик. Для повышения интереса школьников при внедрении физкультминуток можно
использовать какойлибо переходящий приз, которым
будет награждаться, например, лучший ряд. Обязателен положительный эмоциональный фон.
Хорошие результаты дает проведение физических минуток самими школьниками.
Физкультурные минутки для снятия утомления с плечевого пояса
6 Физкультурные минутки для снятия напряжения с мышц туловища
Физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения
Физкультурные минутки при письме
Гимнастика для рук
Упражнения для снятия утомления
Физическая минутка изометрическая
Бодрость за одну минуту
4. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей
В физминутки можно включать упражнения, которые носят оздоровительный характер. Это
упражнения для нормализации осанки, гимнастика для глаз, использование точечного массажа.
5. Релаксационные упражнения
Современный урок характеризуется большой интенсивностью, требует от учеников
концентрации внимания и напряжения сил, отсюда быстрая утомляемость школьников, особенно в
5 – 6 классов. Поэтому использование в работе с учащимися релаксационных упражнений является
важным моментом сохранения здоровья детей и воспитания бережного отношения к нему.
Что же такое релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после
напряженной умственной деятельности.
Цель проведения релаксации – снятие напряжения, возможность дать детям небольшой отдых,
вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, упражнения, не требующие
запоминания учебного материала.
В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в
состояние расслабления. Все это происходит на фоне приятной медленной музыки.
1й этап. Сядьте удобно и расслабьтесь.
2й этап. Осмотрите все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя.
Желательно при этом закрыть глаза.
3й этап. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.
1. «
Сожми кулачок»
Любимый цветок»
Чудесная полянка»
Вы держите в руках чтото очень ценное, дорогое для вас, и ктото хочет у вас это отнять. Вы
сжимаете кулаки все крепче и крепче… и крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают
дрожать… Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными,
кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…
2. «
Представьте себе полянку, на которой растет мягкая травамурава, вы лежите на ней как на
перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков,
ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки,
дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на
счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
3. «
Закройте глаза и представьте, что вы – цветок, который еще не еще не распустился. Но вот
лепестки начинает раскрываться, цветок
медленномедленно распускается… и совсем раскрылся. Представьте свой любимый цветок.
Мысленно возьмите его в руки. Нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах.
Представьте себе, как приятно его видеть. Его лепестки тянутся к солнцу. И вы потянулись,
потянулись…Откройте глаза… Встряхните руками. Потянитесь еще раз. Вы отлично отдохнули.
4. «
Ученики рисуют на альбомном листе бумаги то, чего они оченьочень боятся. Заранее не
обсуждается, что они будут рисовать. Дается время на обдумывание и исполнение (примерно 5
минут). После того как «страшилки» готовы, дети показывают их своей группе. Затем группой дети
идут на улицу, где сжигают их. В это время ребята смотрят на пламя и представляют, что их
«страшилки» навсегда улетели от них вместе с дымом.
Страшилки»
7Формы проведения оздоровительных мероприятий
К формам оздоровительных мероприятий относятся:
1. Общеукрепляющие упражнения. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое
2. Танцевальные
3. Ритмические
Для
упражнение рассчитано для определенной группы мышц (прыжки, ходьба, приседания т.д.).
. Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую
мелодию или использовать классические произведения. Например, предложив учащимся музыку
П. И. Чайковского из цикла «Времена года», попросить их выполнить различные движения:
кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем саду и т.д.
. Данные физминутки отличаются от танцевальных четким исполнением
элементов.
использовать
заранее записанное на носитель музыкальное произведение или ритмическое стихотворение. Это
позволит учителю акцентировать внимание на выполнение учащимися двигательного задания, а
так же поберечь голосовой аппарат. Практика показывает, что данная форма проведения
физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию
выразительности в движениях учащихся.
кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз.
. Это специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения
проведения
можно
их
4. Гимнастика для глаз
5. Двигательноречевые. Учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в
соответствии с текстом необходимые движения. Данный вид физминуток способствует
развитию интереса школьников к изучению того или иного предмета, например, географии или
русского языка при изучении темы «Нарицательные и собственные имена существительные»:
Мы отправились в поход
Посмотреть, кто как живет.
На пути у нас овраг –
Перепрыгнули вот так.
Переплыли Ниагару,
Посмотрели на Сахару,
И пришли мы вновь домой.
Вот такой наш шар земной.
6. Познавательные
. Целенаправленное использование физминуток в режиме учебных занятий
показывает их результативность, а содержательная направленность формирует интерес к
изучаемому предмету и заряжают энергией.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет
снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность на уроках русского
языка и литературы, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья
учащихся.
Здоровье во многом зависит от того, насколько умело мы умеем пользоваться этой
уникальной конструкцией, которую мы собой представляем как открытую биосистему. А умение
оптимально, эффективно, своевременно использовать свой биопотенциал – это не что иное, как
зафиксированный условный рефлекс, стереотип, навык, который формируется, развивается,
закрепляется различными педагогическими приемами.
Можно ли прогнозировать эффективность воздействия средств образования на уровень
здоровья детей в условиях общеобразовательной школы? Думаю, что я ответила на этот вопрос.
Именно в школьном возрасте эффективно обучение здоровью. Учитывая все факторы
разносторонней жизни ребенка в семье и школе, можно попытаться сформировать у детей
позитивные установки на поддержание здорового образа жизни.
Осознание ценности здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в
здоровье. Эта потребность в дальнейшем должна становиться все более прочной и разносторонней.
В современной школе считаются приоритетными задачи по сохранению здоровья школьников,
8оптимизации учебного процесса, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий
обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, что определяет
актуальность и значимость рассмотренного мной вопроса.
Составленный комплекс мер включает в себя несколько разделов:
рациональная организация учебного процесса;
внедрение оздоровительных мероприятий в организацию учебного процесса;
внедрение обучающих программ (уроков здоровья, циклов занятий, лекций, классных
тематических часов и др.);
работа с детьми во внеурочное время;
использование оздоровительных процедур вне школы.
Работа по здоровьесбережению должна проводиться систематически и целенаправленно, что
является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.
Литература.
1. Белая А.Я., Мирясов В.И. Пальчиковые игры для развития речи, издво «Астель», 2001.
2. Беспалова Е.В. Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка. Справочник классного
руководителя, № 3, 2008.
3. Газета «Здоровье детей», № 1, 2005, издво «Первое сентября», Москва.
4. Газета «ПедСовет», № 4, 2006.
5. Громова Ю.О. Вся правда о курении. Классный руководитель, № 5, 2007.
6. Зуева С.В. Рациональное питание. Классный руководитель, № 4, 2008.
7. Савина. Пальчиковая гимнастика. Образовательные проекты, издво «Астель», 2001.
8. Стрельникова. Дыхательная гимнастика. Москва, 1997.
9. Сулина И. Физкультуру не любить – под собою сук пилить. Воспитание школьников, № 8,
2007.
10. Ткачук М. Влияние положительных эмоций на здоровье школьников. Воспитание
школьников, № 9 2007.
11.
12.
Ужегов Г. Н. Туберкулез. Симптомы, лечение, профилактика. Москва,
издво «Вече», 2002.
Физминутка на уроке. Под рук. Бородай А.А. Москва.
9