Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
Оценка 4.6
Научные работы
docx
русский язык
2 кл
04.02.2017
здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Современная школа призвана не только давать ребенку знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей.
Проработав в школе более 20 лет, я уже знала с какими трудностями мне придется столкнуться:
-интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника);
-педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося;
-функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
-отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия).
Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной школы в основную, что может быть связано с:
-возрастанием объема и усложнения характера учебной нагрузки;
-выходом на первый план оценки, отныне играющей главную, если не определяющую, роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей;
-усложнение характера взаимоотношений «учитель-ученик» и межличностных отношений внутри класса.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.
Здоровье-основа формирования личности, ив этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.
Важная составная часть здоровье сберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?
1.Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:
-использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)
-умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
-рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).
2.Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики (приложениездоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Современная школа призвана не только давать ребенку знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей.
Проработав в школе более 20 лет, я уже знала с какими трудностями мне придется столкнуться:
-интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника);
-педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося;
-функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
-отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия).
Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной школы в основную, что может быть связано с:
-возрастанием объема и усложнения характера учебной нагрузки;
-выходом на первый план оценки, отныне играющей главную, если не определяющую, роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей;
-усложнение характера взаимоотношений «учитель-ученик» и межличностных отношений внутри класса.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.
Здоровье-основа формирования личности, ив этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.
Важная составная часть здоровье сберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?
1.Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:
-использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)
-умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
-рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).
2.Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики (приложение
здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Современная школа призвана не только давать ребенку знания, но и
гарантировать сохранение его здоровья. Плохое состояние здоровья
школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами,
связанными с условиями жизни и воспитания детей.
Проработав в школе более 20 лет, я уже знала с какими трудностями мне придется
столкнуться:
интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков,
которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет
переутомление школьника);
педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в
обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося;
функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше,
чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа
жизни;
копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная
проблема современной жизни гиподинамия).
Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной школы в основную, что может быть
связано с: возрастанием объема и усложнения характера учебной нагрузки;
выходом на первый план оценки, отныне играющей главную, если не определяющую, роль
в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей;
усложнение характера взаимоотношений «учительученик» и межличностных отношений
внутри класса.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье это состояние
полного физического, психического и социального благополучия.
Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного
учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.
Здоровьеоснова формирования личности, ив этой связи уместно привести слова
замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у
85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое
состояние здоровья, какоенибудь недомогание или заболевание».Ребенок должен
осознавать, что быть здоровым его обязанность перед самим собой, близкими, обществом.
Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически
ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со
здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с
этими трудностями.
Важная составная часть здоровье сберегающей работы школы это рациональная
организация урока. От соблюдения гигиенических и психологопедагогических условий
проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе
учебной деятельности. Как это сделать?
1.Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный
настрой. Это достигается с помощью таких приемов:
использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и
др.)
умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись
самому себе»).
рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей
(методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).
2.Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием
различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей
необходимо учитывать, что первые 35 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально
устойчивая работоспособность длится 1015 минут, после этого наступает состояние
утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности,
предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного
статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику
предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и
дыхательной гимнастики (приложение 3). В состав упражнений для физкульминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укреплению мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
потягивание,
массаж груди, лица, рук, ног,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время
выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного
мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно
сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению
обмена веществ, поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку
мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также
способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 12 классах
физкультминутки проводила я сама, а в 34 классах их проводят уже дети.
3.Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося,
как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате
использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять
свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.
Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения
учебных занятий:
урокпрактикум;
урокисследование;
урок творческая мастерская;
урокконкурс;
урок творческая игра;
урокпутешествие (приложение 2);
уроквикторина.
Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками. Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и
укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и
возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая
черта этой технологии приоритет воспитания над обучением позволяет в рамках
формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья
учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:
работа в группах,
работа в парах сменного состава,
деятельность с элементами соревнования,
взаимооценка,
ребенокконсультант и др.
5. В 12 классах я часто применяла сказкотерапию, где дети учились вместе со
сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные
возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и
перспективным направлением , которое используют в лечебных и оздоровительных целях..
Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую
при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения,
технологии и др.
6. Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных
вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и
стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические,
но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на :
развитие внимания;
развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
развитие произвольных движений и самоконтроля;
развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
развитие мышления и речи.
7.Технология развивающего обучения. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика
позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей
среды и условий. Например, когда мы начали изучать умножение, я спросила детей:
Как вы думаете, что такое умножение?
С каким арифметическим действием оно связано?
Для чего нам нужно умножение? В результате обсуждения выстроилась программа изучения, которая дала возможность
прогнозировать предстоящую работу, следовательно, активно участвовать в выборе
способа учения, в выборе заданий. Свои уроки я стараюсь строить с учетом
индивидуальных возможностей и способностей детей, использую трехуровневые задания, в
том числе и контрольные работы. У меня есть возможность помогать слабому ученику и
уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные
ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые
меньше ощущают свое отставание от сильных учеников. Они стремятся их догнать.
8.Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их
использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше
информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются.
Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность,
возможность изменять темп и формы изучения материала, его образнохудожественное
представлениевсе это делает компьютер незаменимым помощником учителя. Я люблю
работать с компьютером. Его я применяю на уроках окружающего мира, литературного
чтения, математики, русского языка, уроках здоровья (приложение 1) и во внеурочной
деятельности. Ребята, имеющие дома компьютер, получают задания с его использованием.
9.При повторении, обобщении и контроле часто применяю методику свободного выбора
детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают
самооценку своего ответа.
10.Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер
заданий. Объем домашних заданий и степень их сложности я соразмеряю с возможностями
каждого ребенка. Предлагаю детям самим выбрать вариант задания. Пример вариантов: И.
Бунин «Листопад» 1) выразительное чтение, 2) наизусть отрывок, 3) иллюстрирование
стихотворении.
Все здоровьесберегающие технологии стараюсь применять в комплексе.
5.Заключение.
5.1.Эффективность проведенной работы по результатам диагностик.
Прошло 3 года с начала опыта и можно уже подвести некоторые итоги. Дети стали
гораздо меньше болеть, поэтому улучшается качество знаний учащихся. На уроках
постепенно увеличивается объём работы, как следствие повышается внимание и хорошая
работоспособность детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут
новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий
психологический климат на уроках: дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с
удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важен тот факт, что на уроке
каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку.
Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия.
Текущий мониторинг результативности опыта проводился ежегодно в течение
последующих трёх лет с 1 по 3 классы.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.