Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
Оценка 4.6

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

Оценка 4.6
Научные работы
docx
русский язык
2 кл
04.02.2017
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной  школе.
здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А.Сухомлинский Современная школа призвана не только давать ребенку знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей. Проработав в школе более 20 лет, я уже знала с какими трудностями мне придется столкнуться: -интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника); -педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося; -функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам); -отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; - копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия). Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной школы в основную, что может быть связано с: -возрастанием объема и усложнения характера учебной нагрузки; -выходом на первый план оценки, отныне играющей главную, если не определяющую, роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей; -усложнение характера взаимоотношений «учитель-ученик» и межличностных отношений внутри класса. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка. Здоровье-основа формирования личности, ив этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями. Важная составная часть здоровье сберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать? 1.Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов: -использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.) -умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»). -рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса). 2.Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики (приложениездоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А.Сухомлинский Современная школа призвана не только давать ребенку знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей. Проработав в школе более 20 лет, я уже знала с какими трудностями мне придется столкнуться: -интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника); -педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося; -функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам); -отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; - копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия). Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной школы в основную, что может быть связано с: -возрастанием объема и усложнения характера учебной нагрузки; -выходом на первый план оценки, отныне играющей главную, если не определяющую, роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей; -усложнение характера взаимоотношений «учитель-ученик» и межличностных отношений внутри класса. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка. Здоровье-основа формирования личности, ив этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями. Важная составная часть здоровье сберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать? 1.Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов: -использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.) -умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»). -рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса). 2.Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики (приложение
здоровьесберегающих_технологий_на_уроках_в_начальной[1].docx
здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной  школе Забота о здоровье ребёнка –это                            не просто комплекс санитарно­                            гигиенических норм и правил…                            и не свод требований к режиму,                            питанию, труду, отдыху. Это прежде                            всего забота о гармоничной полноте                            всех физических и духовных сил, и                            венцом этой гармонии является                            радость творчества»                                                           В.А.Сухомлинский  Современная школа призвана не только давать ребенку знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей. Проработав в школе более 20 лет, я уже знала с какими трудностями мне придется  столкнуться: ­интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков,  которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет  переутомление школьника); ­педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в  обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося; ­функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше,  чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам); ­отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа  жизни; ­ копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная  проблема современной жизни ­ гиподинамия). Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной школы в основную, что может быть  связано с: ­возрастанием объема и усложнения характера учебной нагрузки; ­выходом на первый план оценки, отныне играющей главную, если не определяющую, роль  в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей; ­усложнение характера взаимоотношений «учитель­ученик» и межличностных отношений  внутри класса. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье ­ это состояние  полного физического, психического и социального благополучия. Забота о сохранении здоровья учащихся  важнейшая обязанность школы, отдельного  учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.  Здоровье­основа формирования личности, ив этой связи уместно привести слова  замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у  85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое  состояние здоровья, какое­нибудь недомогание или заболевание».Ребенок должен  осознавать, что быть здоровым ­ его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически  ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со  здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с  этими трудностями. Важная составная часть здоровье сберегающей работы школы ­ это рациональная  организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого­педагогических условий  проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе  учебной деятельности. Как это сделать? 1.Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный  настрой. Это достигается с помощью таких приемов: ­использование положительных установок на успех  ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.) ­умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись  самому себе»). ­рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей  (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса). 2.Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием  различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей  необходимо учитывать, что первые 3­5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально  устойчивая работоспособность длится 10­15 минут, после этого наступает состояние  утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности,  предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного  статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику  предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и  дыхательной гимнастики (приложение 3). В состав упражнений для физкульминуток я включаю: ­упражнения по формированию осанки, ­укреплению зрения, ­укреплению мышц рук, ­отдых позвоночника, ­упражнения для ног, ­потягивание, ­массаж груди, лица, рук, ног, ­упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.     Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время  выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного  мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно ­  сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению  обмена веществ,  поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку  мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также  способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 1­2 классах  физкультминутки проводила я сама, а в 3­4 классах их проводят  уже дети. 3.Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося,  как это предлагается в технологии личностно ­ ориентированного обучения. В результате  использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.  Активизируя  деятельность учащихся,  я  использую нестандартные формы проведения  учебных занятий: ­ урок­практикум; ­ урок­исследование; ­ урок ­ творческая мастерская; ­ урок­конкурс; ­ урок ­ творческая игра; ­ урок­путешествие (приложение 2); ­ урок­викторина. Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками. Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и  укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и  возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая  черта этой технологии ­ приоритет воспитания над обучением ­ позволяет в рамках  формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья  учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности: ­работа в группах, ­работа в парах сменного состава, ­деятельность с элементами соревнования, ­взаимооценка, ­ребенок­консультант и др.  5.  В 1­2 классах я часто применяла сказкотерапию, где дети учились вместе со  сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные  возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и  перспективным направлением , которое используют в лечебных и оздоровительных целях..  Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую  при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения,  технологии и др.  6. Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных  вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и  стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические,  но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на : ­развитие внимания; ­развитие памяти и восприятия, наблюдательности; ­развитие произвольных движений и самоконтроля; ­развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации; ­развитие мышления и речи. 7.Технология развивающего обучения. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей  среды и условий. Например, когда мы начали изучать умножение, я спросила детей: ­Как вы думаете, что такое умножение? ­С каким арифметическим действием оно связано? ­Для чего нам нужно умножение? В результате обсуждения выстроилась программа изучения, которая дала возможность  прогнозировать предстоящую работу, следовательно, активно участвовать в выборе  способа учения, в выборе заданий. Свои уроки я стараюсь строить с учетом  индивидуальных возможностей и способностей детей, использую трехуровневые задания, в  том числе и контрольные работы. У меня  есть возможность помогать слабому ученику и  уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные  ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые ­ меньше ощущают свое отставание  от сильных учеников. Они стремятся их догнать.  8.Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их  использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются.  Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность,  возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно­художественное  представление­все это делает компьютер незаменимым помощником учителя. Я люблю  работать с компьютером. Его я применяю на уроках окружающего мира, литературного  чтения, математики, русского языка, уроках здоровья (приложение 1) и во внеурочной  деятельности. Ребята, имеющие дома компьютер, получают задания с его использованием.  9.При повторении, обобщении и контроле часто применяю методику свободного выбора  детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают  самооценку своего ответа.       10.Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер  заданий. Объем домашних заданий и степень их сложности я соразмеряю с возможностями  каждого ребенка. Предлагаю детям самим выбрать вариант задания. Пример вариантов: И.  Бунин «Листопад» ­1) выразительное чтение, 2) наизусть отрывок, 3) иллюстрирование  стихотворении. Все здоровьесберегающие технологии стараюсь применять в комплексе. 5.Заключение. 5.1.Эффективность проведенной работы по результатам диагностик.   Прошло 3 года с начала опыта и можно уже подвести некоторые итоги. Дети стали  гораздо меньше болеть, поэтому улучшается качество знаний учащихся. На уроках  постепенно увеличивается объём работы, как следствие повышается  внимание и хорошая  работоспособность детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут  новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий  психологический климат на уроках: дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с  удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важен тот факт, что на уроке  каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку.  Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия.  Текущий мониторинг результативности опыта проводился ежегодно  в течение  последующих  трёх лет с 1 по 3 классы.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной  школе.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной  школе.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной  школе.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной  школе.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной  школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2017