Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
математика +1
2 кл
31.03.2017
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Данная адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка) составлена для детей с задержкой психического развития 2 класс УМК «Перспектива»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
«____»________ 2016 г.
«____»________ 2016 г.
«____»________ 2016 г.
Адаптированная образовательная программа
(математика, русский язык, музыка)
для детей с задержкой психического развития
2 класс
УМК «Перспектива»
Программу составила:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Попова Татьяна Ивановна 201617 уч. год
Пояснительная записка
Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные психологомедикопедагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Общие особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые
следует принимать во внимание:
недостаточная сформированность учебнопознавательных мотивов, интересов;
несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих
деятельность;
истощаемость психических функций или инертность психических процессов;
низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;
замедленное и ограниченное восприятие;
недостатки речевого развития;
недостатки развития мыслительной деятельности;
отставание в развитии словеснологического мышления;
трудности в использовании символических, графических средств;
недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;
низкая самостоятельность в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной
направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;
затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;
пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
недостатки в развитии личности (неуверенность в себе, зависимость от окружающих,
низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение
управлять собственным поведением).
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет
необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих
образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и
направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована
обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной норм.
1. Нормативные документы для разработки индивидуального плана
Нормативноправовую базу разработки индивидуального образовательного плана
обучающихся с задержкой психического развития составляют:
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273
ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99ФЗ, от 23.07.2013 N 203ФЗ);
• Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития;
• Нормативнометодические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие
нормативноправовые акты в области образования,
• Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования,
•
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития;
адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях
• Учебный план специального (коррекционного) обучения;
•
Реализация адаптированного образовательного плана направлена на формирование общей
культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое,
социальноличностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной
деятельностью.
2. Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций
ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.
Задачи:
1 . Создать условия для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного
класса:
— организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;
— создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе
сотрудничества и принятия особенностей каждого;
— формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;
— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий,
методов, приемов, форм организации учебной работы;
— адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для
освоения ребенком с ОВЗ;
— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
• Создать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе
сверстников, школьном сообществе:
— организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных
форм деятельности детей;
— организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого
ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
— использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений,
продуктов учебной и внеучебной деятельности.
• Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки :
— специалистов психологопедагогического сопровождения к участию в проектировании и
организации образовательного процесса в инклюзивном классе;
— формирование запроса на методическую и психологопедагогическую поддержку со стороны
специалистов школы: психолога и логопеда.
— организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения
ответственности.
Повышать профессиональную компетенцию.
3.Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий,
поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику
построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития
разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех
обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
•
•
•
•
К общим потребностям относятся:
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность
между дошкольным и школьным этапами;
обязательность непрерывности коррекционноразвивающего процесса, реализуемого, как
через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
раннее получение специальной помощи средствами образования;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и
соучениками; •
•
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Специфические образовательные потребности:
в
процессе
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
системы
задач, решаемых
учебнопознавательных
увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования до 5 лет;
нагляднодейственный характер содержания образования;
упрощение
образования;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики
психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего
мира и во взаимодействии с ним;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной
саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм
коммуникации;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально
одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
1
Направления коррекционноразвивающей работы
с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Направления коррекционноразвивающей работы определяются в зависимости от характера
ведущего нарушения в развитии у обучающегося и от особенностей и степени проявления
вторичных недостатков.
Представим общие направления коррекционноразвивающей работы с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, которые целесообразно реализовывать в работе с
детьми независимо от характера ведущего нарушения.
Формирование умений учебной деятельности.
Например, формирование (развитие) умения:
ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме;
вычленять в задании содержащуюся в нем задачу, которую предстоит решить;
устанавливать последовательность действий по выполнению задачи;
удерживать в процессе деятельности программу выполнения задания, представленную в
устной форме и др.
Развитие ориентировки в пространстве.
Например, формирование (развитие) умения:
определять (находить) объекты по двум заданным параметрам пространственного
расположения; анализировать расположение частей собственного тела по вертикальной оси, по оси «право
лево» и др.;
ориентироваться в расположении объектов относительно собственного тела (показ и
называние);
выполнять пространственный анализ взаиморасположения объектов друг относительно
друга;
обозначать словесно пространственные отношения между предметами и др.
Развитие зрительного восприятия.
Например, формирование (развитие) умения:
классифицировать объекты по цвету;
узнавать предметы на схематических изображениях, зашумленных изображениях;
выполнять зрительный анализ предметного изображения с мелкими деталями;
устанавливать признаки сходства и различия в изображения и др.
Развитие слухового восприятия.
Например, формирование (развитие) умения:
различать (узнавать) звуки (природные, бытовые и др.);
различать фонемы в собственном произношении;
определять последовательность звуков в слове;
определять количество звуков в слове и др.
Развитие кинестетического восприятия, мелкой моторики рук, зрительномоторной и
слухомоторной координации.
Например, формирование (развитие) умения:
воспроизводить положения пальцев на руке по зрительному образцу или по словесной
инструкции;
копировать изображения предметов, символов с доски (с листа);
копировать ряды изображений предметов, символов.
Развитие памяти.
Например, формирование (развитие) умения:
создавать внешние опоры для запоминания материала;
использовать графические опоры для запоминания и воспроизведения материала;
создавать и использовать смысловые опоры для запоминания и воспроизведения
информации и др.
Развитие мышления.
Например, формирование (развитие) умения:
выделять существенные и несущественные признаки объектов при их непосредственном
восприятии;
группировать объекты по заданному признаку;
выполнять разные классификации одной и той же группы объектов;
формулировать словеснологическое умозаключение;
структурировать материал, составляя схему.
Развитие устной речи.
Например, формирование (развитие) умения:
называть окружающие предметы, признаки предметов, выполняемые действия и др.;
использовать в речи слова, имеющие абстрактное значение;
образовывать существительные при помощи определенных суффиксов;
составлять простые распространенные предложения с опорой на сюжетную картинку;
составлять рассказописание предмета на основе представлений о нем.
составлять вопросный план текста.
Принципы коррекционноразвивающей работы, определяющие методику коррекционноразвивающей работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
При разработке системы заданий (занятий) с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья обязательно следует учитывать представленные ниже принципы. Именно данные
принципиальные положения определяют методику проведения коррекционноразвивающих
занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и будут способствовать
достижению планируемых результатов:
1.Создание условий для возникновения у детей положительных эмоций в процессе
осуществляемой деятельности.
Наиболее эффективной для развития ребенка является эмоционально приятная деятельность.
Поэтому первое задание в системе заданий, направленных на развитие и коррекцию
определенной функции, должно быть простым и успешность его выполнения ребенком
должна создавать эмоционально положительный фон.
2.Осуществление коррекционной работы на занятии в зоне «ближайшего развития».
Коррекционноразвивающая работа предполагает формирование отсутствующих у детей или
недостаточно сформированных умений. В соответствии с этим следует реализовать три
методических аспекта:
подобрать задания, которые дети еще не умеют самостоятельно и уверенно успешно
выполнять;
определить возможные вари анты помощи в случае затруднений при выполнении заданий;
в случае затруднения помощь предлагается дозировано: от стимулирующей, к
направляющей. Затем к обучающей.
3. Использование для формирования обобщенных умений разного по содержанию
материала.
Например, при формировании умения сравнивать следует привлекать материал различных
предметных областей: математики (цифры, числа, примеры, задачи), русского языка (буквы,
слоги, слова, предложения) и др.
4.Учет роли целенаправленной двигательной активности в коррекции нарушений развития
у детей.
Неподвижный ребенок не обучается и не развивается. Необходимо в структуре
коррекционного занятия предусматривать двигательную активность детей.
5.Учет последовательности развития психических функций при определении характера
заданий и их усложнении.
Этот принцип определяет подбор системы заданий в рамках разработки электронного курса
дистанционного обучения.
Например, при формировании умения дифференцировать фигуры система задания должна
быть ориентирована на реализацию следующей последовательности действий:
подбор к образцу;
выбор фигуры заданной формы;
называние фигур – эталонов формы.
6.Реализация принципа «спирали» в процессе овладения детьми новыми умениями,
способами деятельности.
Реализация принципа предусматривает выполнение детьми одного и того же по сути действия
с постепенным повышением уровня сложности.
Усложнение может осуществляться в разных направлениях:
увеличение количества объектов, с которыми производятся определенные действия;
изменение характера материала, с которым осуществляется определенная деятельность.
Например, от действий с предметами к действиям с их изображениями, к действиям с
понятиями; изменение способа выполнения определенной деятельности: от действий по образцу к
действиям по памяти, далее к действиям по словесной инструкции, затем к действиям по
представлению.
7. Постепенное усложнение деятельности детей на основе оценки успешности их
продвижения в развитии.
При разработке системы заданий следует переходить от заданий одного уровня сложности к
заданиям более высокого уровня на основе оценки успешности продвижения детей.
Если дети «застряли», не научившись выполнять определенное действие осознанно, то нет
смысла переходить к более сложному уровню деятельности.
8.Стимулирование детей к оречевлению цели, программы и результата деятельности.
У значительной массы детей с ограниченными возможностями здоровья имеют место
нарушения в звене программирования и контроля. С этой целью необходимо усиление
речевой регуляции деятельности детьми:
введение речевого контроля программы действий: предварительное проговаривание этапов
предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем»;
требование словесного отчета обучающегося по итогам выполнения задания.
Подобного рода инструкции следует предусмотреть при разработке системы заданий в
рамках программы.
9 Организация неоднократного выполнения детьми определенной деятельности.
Формирование умений в определенной области развития требует неоднократного выполнения
определенных действий. Для предотвращения снижения интереса детей к повторным
выполнениям одного и того же рода заданий следует обеспечить разнообразие их внешнего
оформления при сохранении единства внутренней психологической направленности.
Примерный недельный учебный план начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.
Классы
Количество часов
Предметные
области
Учебные предметы
Обязательная часть
Филология
Математика
и информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
в неделю
11
2
5
4
4
2
1
1
1
5
4
4
2
1
1
1
3
4
4
1
4
2
1
1
1
4
4
3
1
4
2
1
1
1
1
Всего
23
19
2
20
10
1
5
5
5
1
5
4
4
2
1
1
1 Физическая культура
Физическая культура
Итого
участниками
формируемая
Часть,
образовательного процесса
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5дневной учебной неделе)
Внеурочная
коррекционноразвивающую область):
коррекционноразвивающая область
коррекционноразвивающие занятия
ритмика
направления внеурочной деятельности
(включая
деятельность
Всего к финансированию
3
21
21
10
7
6
1
3
31
3
21
21
10
7
6
1
3
31
3
21
2
23
10
7
6
1
3
33
3
21
2
23
10
7
6
1
3
33
3
21
2
23
10
7
6
1
3
33
15
105
6
111
50
35
30
5
15
161
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа (математика, русский язык, музыка)для детей с задержкой психического развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.