Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Оценка 4.8
Документация +5
doc
английский язык
2 кл—9 кл
28.02.2018
Данная разработка направлена на изложение здоровьесберегающиих методик, применяемых на уроках английского языка в начальной и средней школе. Здесь описаны следующие цели, задачи, принципы, требования применения здоровьесберегающих технологий, а также предоставлен личный опыт педагога в использовании данных методик. Описаны примеры активных форм работы, дыхательных упражнений, упражнений для глаз, элементы релаксации и пр.
Здоровьесбережение.doc
Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить
проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации
учебновоспитательного процесса.
«Здоровье — это одно из естественных прав человека независимое от расы,
пола, а также экономической и политической ситуации», — такое определение
здоровью даёт всемирная организация здравоохранения.
А Федеральном законом РФ № 323ФЗ "Об основах охраны здоровья
граждан в РФ" понятие здоровье определяется как состояние физического,
психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют
заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
В системе образования России на современном этапе происходят сложные и
неоднозначные процессы обновления. Наряду с бесспорными достижениями,
связанными, в первую очередь, с возможностью свободы выбора программ,
технологий обучения,
альтернативных
образовательных учреждений, в последние годы особое внимание уделяется
вопросу здоровья школьников. Поэтому, в настоящее время, актуален
здоровьесберегающий педагогический подход в процессе обучения, который
предполагает созданий условий для нормального протекания учебного процесса
и сохранение здоровья учащихся в процессе учебной деятельности.
появлением инновационных,
К сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих детей
за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 45 раз. Проблема
здоровья учащихся обрела социальное значение. Причины ее — социально
экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей,
преобладание у детей вредных привычек. Кроме того, интенсификация учебного
процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало
систематического обучения приводит к значительному росту количества детей,
не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого
– снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень
активности учащихся на уроках, слабая успеваемость. Данная проблема стала,
по сути, ключевой в стратегии дальнейшего развития как отечественной школы,
так и всего государства в целом.
В санаторно – лесной школе г. Н.Новгорода, где я работаю, уделяется
большое внимание вопросам здоровья сбережения. У нас учатся часто болеющие
дети, и дети, находящиеся в контакте с тубинфецированными больными.
Большинство детей из неполных и неблагополучных семей. Поэтому одна из
наших задач – сохранение высокой работоспособности, исключение
переутомления учащихся. Это возможно при правильной организации учебно
воспитательной деятельности.
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; несоблюдение элементарных
физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
интенсификация учебного процесса;
традиционная организация
образовательного процесса создают у школьников постоянные стрессовые
перегрузки. Следовательно, возникло противоречие между необходимостью
сохранять и укреплять здоровье школьников в течение образовательного
процесса и школьной практики. Таким образом, проблемой работы является
поиск наиболее эффективного здоровьесберегающего подхода к урокам
английского языка.
Цель: представить здоровьесберегающие технологии как неотъемлемую
часть современного урока.
Задачи:
рассмотреть основные образовательные технологии с точки зрения
здоровьесбережения;
рассмотреть требования к здоровьесберегающему уроку;
представить различные виды физкультминуток (подвижные зарядки,
гимнастики для глаз, расслабляющие упражнения, виды релаксации, игры и т.
д.);
Исходя из актуальности поставленной цели, была выдвинута гипотеза:
использование здоровьесберегающих технологий при обучении английскому
языку позволит добиться повышения уровня успеваемости учащихся
посредством укрепления и сохранения их здоровья.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и
сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке.
При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала
(лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные
навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать,
читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять
особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
образовательные
по
определению Н.К. Смирнова, — это все те психологопедагогические
технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся
культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию
на ведение здорового образа жизни.
«Здоровьеформирующие
технологии»,
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, — это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими
требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям
ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный
режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией проф. Петров
понимает систему, создающую максимально возможные условия для
сохранения,
эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов
образования (учащихся, педагогов и др.).
укрепления и развития духовного,
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить
школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни. Состояние здоровья
подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и
государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз
на будущее.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
1 группа – медикогигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим
со стороны администрации)
2 группа – физкультурнооздоровительные технологии (поведение на
уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению
ЗОЖ)
3 группа – экологические технологии (обустройство школьной среды,
озеленение, освещение, тепловой режим)
4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности
5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных
технологий:
отсутствие назидательности и авторитарности
воспитание, а не изучение культуры здоровья
элементы индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
интерес к учебе, желание идти в школу наличие физкультминуток
наличие гигиенического контроля
Эти технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной
деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии включают в себя:
технологии проблемного обучения,
игровые технологии,
технологии критического мышления,
групповые способы обучения,
методы, способствующие активизации инициативы и творческого
самовыражения самих учащихся, т.е. активные методы (ученики в роли
учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, семинар),
применение ТСО ( в соответствии с гигиеническими нормами),
включение в урок вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом
жизни.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов
воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и
навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных
возможностей, включение в активную двигательную деятельность.)
Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и
нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения
к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и нравственное развитие
личности.)
Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и
профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию ,
повышение с помощью средств физической культуры умственной
работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки
на психику занимающихся.)
Прикладные задачи
(направлены на обучение умениям и навыкам
сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений
и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во
время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе , в
быту.)
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные
потребности: 1) принцип сознательности и активности нацеливает на формирование в
учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного
отношения к познавательной деятельности, предполагает высокую степень
самостоятельности, инициативы и творчества.
2) принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с
максимальным использованием форм чувственного познания человека;
3) принцип систематичности и последовательности, проявляющийся во
взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих
действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить
к познанию последующего, более сложного материала;
4) принцип повторения умений и навыков — в результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы;
5) принцип постепенности предполагает преемственность от одной ступени
обучения к другой;
6) принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе
общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные
особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует
его развитие;
7) принцип непрерывности тесно связан с принципом системного
чередования нагрузок и отдыха;
8) принцип всестороннего и гармонического развития личности
предполагает формирование психофизических способностей, двигательных
умений и навыков, а также интеллектуальное, духовное, нравственное и
эстетическое развитие ребенка;
9) принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления
здоровья ребенка в процессе обучения.
Требования к уроку английского языка в условиях
здоровьесберегающей педагогики
Педагогу в организации и проведении урока иностранного языка
необходимо учитывать: 1. Обстановку и гигиенические условия в кабинете:
температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
Использование цветов — экологическая здоровьесберегающая технология.
Например, герань имеет чудодейственную силу впитывать ядовитый воздух,
угар и даже сырость, выделяет бактерицидные вещества, которые убивают
микробы.
2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение,
слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 47 видов за урок. Частые смены одной
деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных
усилий.
3. Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов
учебной деятельности. Ориентировочная норма – 710 минут; число видов
преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа
и т.д. Норма – не менее трех.
4. Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 1015
минут.
5. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации
инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы,
как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия,
выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы
(ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая
игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на
самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения,
самооценки и взаимооценки).
6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с
гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности
инициирования дискуссии, обсуждения.
7. Принцип двигательной активности на уроке, позы учащихся и их
чередование в зависимости от характера выполняемой работы: дети работают
индивидуально, в парах, в парах сменного состава, в группах, коллективно.
8. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их
место, содержание и продолжительность. Норма – на 1520 минут урока по 1
минутке из 3х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения:
физкультминутки можно проводить, используя различные стихотворения и
песни на иностранном языке, элементы танцев, речитативы. Таким образом,
выполнение упражнений не только поможет ребенку расслабиться и отдохнуть,
но и поможет освоить новую лексику, познакомит его с культурой носителей
языка; гимнастика для глаз (электронная гимнастика для глаз); после
письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы можно
использовать подвижные и пальчиковые игры. Они помогают созданию
внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии
определенной ситуации, синхронизации мыслительных и физических действий с
речью на иностранном языке; перед выполнением контрольных работ полезно
делать упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у
детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное сначала
только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую
ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу
левого полушария, что способствует решению рациональных задач.
9. Наличие мотивации у учащихся к учебной деятельности на уроке
(интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес
к изучаемому материалу и т.п.), используемые учителем методы повышения этой
мотивации, привлечение дополнительного материала, подобранного самими
учащимися; применение красочной презентации.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со
здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих
связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование
потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа
безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях
выбора поведения и т.д.
11. Психологический климат на уроке: урок – зона психологического
комфорта Положительный настрой на урок: — введение музыки на начальном
этапе; введение в урок видов деятельности, поддерживающих положительное
отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и
доброжелательное отношение к окружающим: например, игра «Вам –
сообщение» или упражнение «Комплименты». Одним из важных средств
создания благоприятного микроклимата является похвала ученика. Она может
быть вербальной и невербальной: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.
12. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов
с комментариями, поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или
поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и
утомления.
13. Зарядкирелаксации. Цель их – снять напряжение, дать детям
небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что
ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть
различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чемлибо
новым, необычным. Релаксация может быть проведена на любом этапе урока.
Перед учениками можно не ставить цель запомнить языковой материал.
Релаксация должна освободить учащихся на короткое время от умственного
напряжения. Если необходимо запомнить материал, то срабатывает
механическая память. И запоминание происходит легко.
Игра одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на
личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации
умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные
эмоции, легкость и удовольствие, например, игра — пантомима, играситуация.
Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственновременных ориентировок, вызывают
положительные эмоции на уроках.
Песня на уроке — хороший вид релаксации, представляет возможность
учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических,
лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового
и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает
музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального
настроя.
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками
на учебную работу. Норма — не менее 60 % и не более 7580 %.
15. Темп и особенности окончания урока: спокойное завершение урока:
учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может
прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися.
16. Характер, объем и дифференцированность домашних заданий
соответствует реальным учебным возможностям,
индивидуальным
особенностям и способностям учащихся. Выбор уровня выполнения домашнего
задания, например: Тема: «Мой день». Задание: рассказать о своем выходном
дне. На 3 балла — написать рассказ 78 предложений (основа есть в учебнике);
на 4 балла — рассказать о своем выходном 78 предложений; на 5 баллов –
рассказать о том, как ваша семья проводит выходные (1012 предложений).
Для формирования здорового образа жизни с самого раннего возраста
дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:
«Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»;
«Климат и его влияние на здоровье человека»;
«Спорт и здоровый образ жизни»;
«Здоровое питание и влияние его на здоровье»;
«Экстремальные виды спорта»;
«Генетическимодифицированные продукты и их влияние на здоровье
людей»;
«Профилактика болезней»;
«Природная среда как фактор здоровья населения»;
«Основы безопасности жизнедеятельности»;
«Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»;
«Проблемы выживания в современном мире»;
«Проблемы молодежи». Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в
жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми
знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить
задачи обучения иностранному языку. И, хотя традиционно считается, что
основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача
– сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Описание опыта работы
В работе с учащимися на уроках английского языка я стараюсь
организовывать такую учебную деятельность, которая помогает ученику
сохранить здоровье. На мой взгляд, это возможно лишь тогда, когда в урок
включены здоровьесберегающие технологии. Каким должен быть урок с позиций
здоровьесбережения? Идя на урок, я всегда помню, что в классе должен быть
соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух,
рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей).
Одним из самых важных здоровьесберегающих действий считаю создание у
детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные
эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий
на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное
отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент
здоровье сберегающих технологий. На своих уроках я использую методы
позитивной психологической поддержки ученика на уроке,
учет
индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к
детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к
изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на
уроке. Урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы
должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения,
должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор,
похвала). Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не
перегружать домашним заданием.
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата
является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть как вербальной:
«Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т. д., так и невербальной,
заключающейся в следующих методах поощрения: улыбка, жесты, мимика,
аплодисменты и т.д.
Организуя виды взаимодействия, учитываю уровень экстравертированности
/интровентированности учащихся. Например, для выполнения определенных
заданий на моих уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо
групповой стиль работы. Можно, например, подготовить презентацию, или
сделать задание в письменной форме. Практикую на своих уроках элементы
уровневого обучения: выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля
по теме. Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер
педагогического процесса. Включение школьника в творческую деятельность
способствует реализации поисковой деятельности. Обучение без творческого
аспекта неинтересно, а значит, в какойто мере является насилием. Насилие
разрушительно для здоровья. Возможности для решения творческих задач в
учебном процессе достигается через использование активных форм и методов
обучения, о которых упоминалось выше.
Использую методы игровой и проектной технологии для стимулирования
мыслительной деятельности учащихся, попадания в ситуацию успеха.
Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление,
стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка,
улучшают
психологический климат на уроке, предупреждают неврологические реакции
детей. Метод проектов является составной частью обучения английскому языку
и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда
положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их
собственный мир. Время от времени я применяю завуалированный контроль в
форме игр (кроссворды, ролевые игры, элементы драматизации).
Большое внимание я также уделяю и двигательной активности на уроке.
Это особенно актуально для начальной школы, поскольку дети еще не успели
влиться в нужный режим работы и часто устают. Ко всему этому добавляется и
тот фактор, что они начинают изучение нового предмета и когото это немного
пугает. Введение двигательной активности учащихся на уроках английского
языка способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию
усталости и повышению мотивации к обучению. Отличительной особенностью
многих упражнений на уроке английского языка является активная
жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом
визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те
слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе.
Здесь, на мой взгляд, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно
назвать «память тела» или «память мышц». Особенно это актуально на
начальном этапе обучения английскому языку.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения
преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного
статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю
и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную
разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за
ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Активное
поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок,
стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на
уроке проводятся 12 физкультминутки по 23 минуты продолжительностью
через 1520 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм –
положительный эмоциональный фон. Вот примеры некоторых активных форм
работы, с успехом используемых мною на уроках.
Hands on your hips, Руки на бедра
Hands on your knees, Руки на колени
Put them behind you Спрячьте за спиной их
If you please. Будьте так добры.
Touch your shoulders, Коснитесь плеч
Touch your nose, Коснитесь носа
Touch your ears, Дотроньтесь до ушей
Touch your toes. Коснитесь пальчиков ваших ног.
Raise your hands high in the air, Поднимите ручки высоко вверх
At your sides, on your hair. В сторону, на голову
Raise your hands as before Поднимите снова ручки вверх
While you clap: 1, 2, 3, 4. И хлопните в ладоши: 1,2,3,4
I put my hands upon my hips, Я кладу руки на бедра
I turn myself around. Поворачиваюсь вокруг
I raise my hands above my head Кладу руки на голову
And then I touch the ground. Затем касаюсь пола.
My hands upon my head I place, Мои руки снова над головой
On my shoulders, on my face. На плечах, на лице.
Then I raise them up on high Затем снова вверх
And make my fingers quickly fly. Шевелю пальчиками быстробыстро
Then I put them in front of me Вытягиваю руки перед собой
And gently clap: 1, 2, 3. И тихонько хлопаю: 1,2,3
1,1,1 – little dog run 1,1,1 – бежит собачка
2,2,2 – cat sees you 2,2,2 – вас видит кошка
3,3,3 – birds in the tree 3,3,3 – птички на дереве
4,4,4 – rats on the floor. 4,4,4 – крысы на полу
Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет,
на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для
глаз. Teacher: Close your eyes! Open your eyes! Turn you eyes to the left, turn your
eyes to the right. Your eyes up, your eyes down! (Учитель: Закройте глаза!
Откройте глаза! Посмотрите глазками налево, а потом направо! Глазки вверх,
глазки вниз!)
Зарядка для глаз.
Look left, right Посмотрите налево, направо
Look up, look down Посмотрите вверх и вниз
Look around. Оглянитесь
Look at your nose Посмотрите на свой нос
Look at that rose И взгляните на розу
Close your eyes Закройте свои глаза
Open, wink and smile. Откройте их, моргните и улыбнитесь
Your eyes are happy again. Ваши глазки снова счастливы.
Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают
повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на
уроке.
Упражнение «Шарик».
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You
are balloons»! На счёт 1234 дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и
задерживают дыхание. Затем на счёт 18 медленно выдыхают «Breath out!».
Также в урок я включаю элементы релаксации. По времени это занимает
35 минут. Цель релаксации — снятие умственного напряжения, предоставление
детям возможности немного отдохнуть, вызывание положительных эмоций,
хорошего настроения, что ведет к улучшению усвоения материала. Одним из
примеров упражнения на релаксацию может быть следующий: расслабленная
поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит
представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение,
танцы, заинтересованность чемлибо необычным, новым. Но при ее проведении я
ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает
механическая память.
Песня на уроке — хороший вид релаксации, так как она предоставляет
возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования
фонетических, лексических, грамматических навыков. Эта форма релаксации
основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной
деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на
чувство и сознание детей. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный
слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать
задорные, веселые, шуточные. Например, вот такая песенка:
Clap, clap, clap your hands.
Ручками похлопали: хлопхлоп хлоп
Clap your hands together. (2 times)
Stamp, stamp, stamp your feet
Ножками потопали: топтоптоп
Stamp your feet together.
Одной из важнейших форм релаксации является игра. Но имеется в виду не
игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации
умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные
эмоции, легкость и удовольствие:
Игра пантомима: — при изучении алфавита изобразить букву (нарисовать
букву в воздухе головой или в паре с партнером). Ученик(и) у доски
выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита. При
изучении темы ‘’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом,
жестами.
Несколько слов хочется сказать о драматизации (acting out) как о виде
релаксации на уроке английского языка. Я считаю, что драматизация
способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет
кругозор детей.
Во время занятий я иногда практикую самооценивание и взаимооценку.
Например, оцени свою работу на уроке:
good (хорошо)
ok (нормально)
Try again ! (попробуй еще!)
На своих уроках я чаще всего придерживаюсь следующей системы урока:
организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация
знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее
задание, постановка новых целей.
Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать
снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке
обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает
усталость, делает урок более эмоциональным.
Дети работают в парах, в парах сменного состава, в группах сменного состава. Сменность партнера и партнеров снимает усталость, привносит элемент
новизны.
В группе распределение обязанностей носит достаточно
демократичный характер. Если ты не можешь чтото написать, ты можешь
оформить, подобрать материал и т.д. слабый ребенок чувствует себя в группе
увереннее, более защищенным.
Состояние подрастающего поколения – важный показатель благополучия
общества, государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и
дающий точный прогноз на будущее. Здоровье детей и подростков в любом
обществе и при любых социальноэкономических и политических ситуациях
является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так
как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический
потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями,
является чутким барометром социальноэкономического развития страны.
Главная задача школы – образование. Её надо решать вместе с другой
важной задачей – оздоровлением. Поэтому дело учителей – не вредить здоровью,
а укреплять его. В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что
примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в
учёбе – плохое состояние здоровья, какоенибудь недомогание или заболевание,
чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только
совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Использование
здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого
школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на
уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения
английскому языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы
– дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе
обучения здоровье детей.
Список литературы:
Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2008 год.
Materials Development in Language Teaching [Text] / ed. B. Tomilinson. —
Cambridge : Cambridge University Press, 2011.
Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего
образования// Валеология.2009.№1.С.2126.
Здоровьесберегающая деятельность школы в учебновоспитательном
процессе: проблемы и пути их решения//Школа.2010.№3.С.5287.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.
— М.: Вако, 2009.
Львова ИМ. Физкультминутки//«Начальная школа», 2010. — № 10. С. 86
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.
2008.№6.С.3744. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание
школьников.2009.№2.С.1922.
Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина//
Школьные технологии.20010.№2.С.200207.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. — М.: АПК и ПРО,2008.121с.
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.