Здоровьесберегающие технологии – это целый ряд мер, включающих в себя различные виды игр, упражнений, гимнастик направленных на здоровьесбережение.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
• повышение уровня речевого развития;
• снижение уровня заболеваемости;
• стабильность физической и умственной работоспособности.Материал подготовлен для выступления на педсовете
Забота о здоровье – одна из важнейших задач в современном мире. Тема здоровья
актуальная не только для взрослых, но в первую очередь для детей. Дети – это наше
будущее, поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема
разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей,
формированию здорового образа жизни.
На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется
здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная
организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения,
способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Педагоги дошкольных
учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи
физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка,
активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии
здоровьесбережения.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ музыкальные занятия, в ходе
которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и
формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения
эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его
интересов.
Результатами музыкальнооздоровительной работы являются:
повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
повышение уровня речевого развития;
снижение уровня заболеваемости;
стабильность физической и умственной работоспособности.
Здоровьесберегающие технологии – это целый ряд мер, включающих в себя различные
виды игр, упражнений, гимнастик направленных на здоровьесбережение. Рассмотрим
некоторые из них.
1. Валеологические песенки – распевки состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают
настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают
эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Упражнения
направленны на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и
укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности
ребенка.
2. Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в
системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика
оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.
Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении,
способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную
функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным
видом деятельности. В работе с дошкольниками используются дыхательная гимнастика по
методике А. Н. Стрельниковой. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить,
укрепить здоровье ребенка, дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью,
сохранять высокую работоспособность. Упражнения на развитие дыхания играют важную
роль в системе оздоровления дошкольников.3. Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики
выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к
правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого
аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей,
певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
4. Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких
голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних
дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию
носового, диафрагмального и брюшного дыхания, стимулированию гортанноглоточного
аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные
упражнения для горла, интонационнофонетические (корректируют произношение звуков и
активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы до речевой коммуникации, игры
со звуком.
5. Игровой массаж
Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж
определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. При
самомассаже используются: поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.
Педагог легко может научить ребенка этому в игре, используя игровой массаж А.
Уманской, М. Картушиной, А. Галанова.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию
крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную
нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних
дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность
вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Снижается частота заболеваний верхних
дыхательных путей.
6. Музыкотерапия важная составляющая музыкальнооздоровительной работы.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает
напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное
дыхание. Музыкотерапию можно и нужно использовать в течение всего дня. При встрече
детей, укладывая спать, поднимая после дневного сна под соответствующую музыку,
используя ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
7. Психогимнастика Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции,
сдерживаться, скрывать их от посторонних. В этом помогают упражнения на расслабление,
снятие напряжения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной
утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами,
нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно
психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с
практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Дети изучают
различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций.
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и
других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
8. Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений,
развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуютсовершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков
общения.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под
музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную
сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал,
незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и
включают пальчиковые, речевые, музыкальнодвигательные и коммуникативные игры,
упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или
пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с
движениями.
Пальчиковая гимнастика. Систематические упражнения по тренировке движений
пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным
средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи
ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Развитие мелкой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной
деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо
обратить на тренировку его пальцев.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку
как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого
театра. Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок:
стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
совершенствует внимание и память;
формирует ассоциативнообразное мышление;
облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе
логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух
развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп,
тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование
речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать
всем комплексом выразительных средств музыки. (методика К.Орфа). Речевые игры,
сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и
др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма.
Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса
движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более
эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх
побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Игроритмические упражнения это специальные упражнения для согласования
движений с музыкой. Игра и движение важнейшие компоненты жизнедеятельности детей.
Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкальнотворческих
способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих
полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое
самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения
ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в
творчество.На занятиях с использованием логоритмики соблюдаются основные педагогические
принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала,
отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по
возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов.
Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает
эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма
предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов
логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует
положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков
является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых
динамических стереотипов.
Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально
насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого
ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется
благодаря музыкальному сопровождению игринсценировок, танцев, а также пению песен.
Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетноролевых игр стимулирует ак
тивность детей к речевой и другим формам деятельности.
9. Ритмопластика. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных
занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного
тела. Ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося
организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию
движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно
влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых
детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее
насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем
органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты
обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными,
ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На
музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой
в коллективе, а это
способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности,
взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка
– успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении
между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у
них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям
высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными
музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для
двигательных упражнений.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача
дошкольного учреждения. Организация в детском саду музыкальнооздоровительной
работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более
бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе
решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развитияребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии
здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие
общества.