Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
ГОУ ДПО НИРО
Кафедра здоровьесбережения в образовании
• ЗДОРОВЬЕ – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней (ВОЗ)
• ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние организма, которое позволяет человеку полностью реализовать свои способности, без ограничения осуществлять трудовую деятельность при максимальном сохранении продолжительности активной жизни.
• Здоровый человек имеет гармоничное физическое и умственное развитие, быстро адаптируется к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде, при этом у него отсутствуют какие-либо болезненные изменения в организме. Субъективно здоровье ощущается чувством общего благополучия, радости жизни, высокой работоспособности.
• ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - это естественное
состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
• ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ характеризуется
уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
• СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ рассматривается через
адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптацию к физической и социальной среде, направленность на общественно полезное дело, культуру потребления, альтруизм, эмпатию, ответственность перед другими и бескорыстие
• ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ - обеспечивает целостность личности, формирование нравственных ценностей («добро», «истина», «красота»), ценностных установок, ориентаций.
• Окружающая природная среда
(20%)
• Наследственность (20%)
• Образ жизни (50%)
• Медицина и здравоохранение (10%)
• Здоровые дети : ДОУ – 36,02 % ОУ -29,7 %
• Имеющие функциональные отклонения: ДОУ – 53,9 % ОУ – 63,9%
• Часто болеющие дети ДОУ -10%; ОУ -6,4 %
Таким образом, показатели здоровья детей в Нижегородской области совпадают с показателями по РФ, при этом потери здоровья детей в школьный период снизились до 10 %
• Среди прочих нарушений здоровья учащихся наиболее значительно растут заболевания опорно-двигательной системы (в 3,2 раза); увеличивается патология зрения (в 3,6 раза); растут заболевания желудочно-кишечного тракта (в 4 раза) и нервно-психические заболевания (в 1,6 раза).
• Причины, приводящие к росту этих заболеваний у обучаемых, многообразны и были определены как «школьные факторы риска для здоровья учащихся».
Новые законодательные инициативы и планируемые к введению нормативные документы:
• Послание президента РФ от 05.11.08 и 12.11.09
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030
• Федеральная целевая программа МО РФ до 2015 г.. Подпрограммы «Дети России», «Развитие физкультуры и спорта», «Комплексные меры против злоупотребления наркотиками»
• Новые образовательные стандарты (проект)
• Приказ № 655 (от 23.11.2009 г.)
• Стандарты на медицинскую деятельность ОУ «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях» (проект)
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ
Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации
• Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.
• Статья 14 Защита ребенка от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ФЗ № 436 от 24.12.2010)
• Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
• Статья 32 Компетенция и ответственность образовательного учреждения.
• Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников.
Приказ № 655 (от 23.11.2009 г.)
• Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Санитарные правила и нормы:
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"" устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) независимо от форм собственности и их подчиненности.
Санитарные правила распространяются на все виды ДОУ, кроме компенсирующего вида.
• Здоровьесберегающая деятельность ОУ – организация учебно-воспитательного процесса (УВП) ДОУ с учетом сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.
• Здоровьесберегающие технологии – любые способы реализации УВП, направленные на сохранение здоровья детей
ДОУ
• Соответствие возрасту по антропометрии
• Имеет I или II группу здоровья
• Имеет компенсированные нарушения ЦНС
• Развиты в соответствии с возрастом физические качества
• Сформированы двигательные и моторные навыки
• Сформированы культурно-гигиенические навыки
• Высокая выносливость и работоспособность
• Сформированы все психические функции
• Развиты в соответствии с возрастом познавательные процессы
• Сформированы представления об окружающем мире
• Сформированы все сенсорные представления
• Обладает школьными навыками
• Сформирована учебная деятельность
• Сформирована мотивация к обучению
Социальное здоровье:
• Имеет представление о духовных ценностях в категориях «красиво-безобразно», «плохохорошо»;
• Имеет представление о здоровом образе жизни
• Имеет представления о социальных ценностях в категориях «можно-нельзя», «хочу-могудолжен»
• Имеет представления о безконфликтном поведении
• Умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками
• Умеет управлять своими желаниями, эмоциями, поведением
*Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся под ред. Гладышевой О.С.
Предметная средаКоррекционно-
развивающая среда
Коммуникативная среда
Компоненты деятельности по созданию Трехуровневая модель управления
условий управления здоровьесберегающим деятельностью ДОУ по конечному
образованием в ДОУрезультату
Создание (разработка) концепции развития Программы развития ДОУ на основе
ДОУздоровьесберегающих принципов через
проектную деятельность
Жизненное и функциональное пространство Соблюдение сан-гиг. норм: здание,
мебель, туалеты, световой режим, питание, расписание, мед. обслуживание
Педагогический коллективКомпетентность и ценностные
ориентации на здоровьесбережение, психологическая культура педагога,
|
освоение новых интерактивных технологий в области ЗОЖ |
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности |
Критерии оценивания эффективности деятельности, инструментарий мониторинга, коррекция управленческих результатов |
Организация Развитие диалоговой культуры коммуникативной среды участников педагогического
процесса. Программы «Уроки
ОУ здоровья» (начало)
Программы и УМК по формированию культуры здоровья и ЗОЖ
Созданы и успешно внедрены в 63,4% школ на территории Нижегородской области
Созданы и апробируются новые программы для ДОУ
• Основана на свойствах живого:
• Взаимодействие с окружающим миром (мера взаимодействия – безопасность)
• Я дышу
• Я ем
• Я двигаюсь
• Я расту и развиваюсь
• Непрерывность жизни
Разделы программы:
1. Мы встретились вместе (навыки общения)
2. Я и мир вокруг:
- Мир природы (воздух, вода, земля)
- Мир людей (безопасность)
3. Мой организм и здоровье (я дышу, ем, двигаюсь, расту и развиваюсь, жизнь непрерывна)
4. Система праздников с родителями
«здоровьесберегающие» технологии:
• Игровые технологии
• Технология проблемного обучения
• Технология сотрудничества
• Технология «Критическое мышление»
Игровые технологии:
• 1. Интеллектуально-разминочные игры – необходимы для снятия усталости, тревожности
• 2. Физические игры
• 3. Психологические игры – игры на развитие общительности, коммуникативности, сотрудничества
• 4. Социально-ролевые игры – это ситуации, связанные с отражением реальной ситуации
Технология сотрудничества:
Концепция сотрудничества создает предпосылки для такого психологического климата, при котором снижается вероятность конфликтов, повышается интерес воспитанников ко всему происходящему, создается ситуация успеха.
Проблемные технологии:
Метод проектов всегда ориентирован на выявление и решение проблем, на прогнозирование результатов и возможных последствий различных вариантов решений (в особенности, связанных с ЗОЖ), на
самостоятельную деятельность воспитанников – индивидуальную, парную, групповую в течении какого-то отрезка времени, т.е. создаются ситуации успеха, приводящие к социальному и психологическому аспектам здоровья.
Технология «Критического мышления»:
• Критическое мышление и навыки коммуникации
• Критическое мышление и решение проблем
• Критическое мышление и развитие познавательного интереса
• Критическое мышление и совместная деятельность
• Критическое мышление и самооценка
• Заир –Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004. -175 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.