Здоровьесберегающие технологии в моей практике
Оценка 4.7

Здоровьесберегающие технологии в моей практике

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
английский язык
Взрослым
05.03.2018
Здоровьесберегающие технологии в моей практике
Ежегодно в целях улучшения качества образования модернизируются старые и разрабатываются новые УМК. Тысячи теоретиков и практикующих педагогов и психологов пытаются решить сложнейшую задачу: как помочь учащимся освоить весь объем знаний, умений и навыков, необходимых дня того, чтобы стать востребованными и успешными членами социума, и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье молодого поколения, а значит, и нации в целом.Ежегодно в целях улучшения качества образования модернизируются старые и разрабатываются новые УМК. Тысячи теоретиков и практикующих педагогов и психологов пытаются решить сложнейшую задачу: как помочь учащимся освоить весь объем знаний, умений и навыков, необходимых дня того, чтобы стать востребованными и успешными членами социума, и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье молодого поколения, а значит, и нации в целом.
здоровьесберегающие технологии в моей практике..docx
«Здоровьесберегающие технологии в моей  практике». Что такое современные здоровьесберегающие технологии. Существует множество трактовок  данного определения. «Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К.  Смирнова­ это все те психолого­ педагогические технологии, программы, методы, которые  направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностные качества, способствующих его  сохранению и укреплению представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового  образа жизни. Здоровьесберегающая технология по мнению В.Д. Сонькина­ это: 1.Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований,  адекватность методик обучения и воспитания); 2.Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возростными, половыми,  индивидуальными способностями и гигиеническими требованиями); 3.Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; 4.Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.   Ежегодно в целях улучшения качества образования модернизируются старые и  разрабатываются новые УМК. Тысячи теоретиков и практикующих педагогов и психологов пытаются  решить сложнейшую задачу: как помочь учащимся освоить весь объем знаний, умений и навыков,  необходимых дня того, чтобы стать востребованными и успешными членами социума, и при этом  максимально сохранить физическое и психическое здоровье молодого поколения, а значит, и нации в  целом. Все   тревожнее   становятся   результаты   медицинских   исследований.   Все   меньше   детей рождаются здоровыми, ритм и стиль современной жизни оставляет все меньше возможностей для сохранения и укрепления здоровья, тем более что в русской ментальности в целом не заложено стремление   к   сохранению   и   укреплению   здоровья.   Наверное,   поэтому   всё   мрачнее   становится прогноз для нашего общества, вплоть до совсем «апокалипсического» — угрозы исчезновения нации. И   неважно,   насколько   оптимистически   или   пессимистически   каждый   из   нас   воспринимает   эти перспективы на будущее, еще можно попытаться сделать что­то для того, чтобы они не оправдались. В народе говорят: «Все болезни от нервов» Я не медик, поэтому не берусь судить, насколько эта фраза верна, но все мы знаем, что напряжение, в котором пребывают наши дети, вынужденные поглощать   и   перерабатывать   огромные   объемы   информации,   прессинг   со   стороны   амбициозных родителей   и   со   стороны   общества,   предъявляющего   все   большие   требования   к   молодому специалисту, ведут к росту тревожности по поводу их будущего, к появлению сомнений в своей конкурентоспособности, эмоциональным срывам, апатии и депрессии, разрушающим здоровье Мы не рассматриваем здесь такие страшные последствия этого состояния эмоционального дискомфорта, как подростковый алкоголизм, наркомания или суицид. Тема моей исследовательской работы­ внедрение здоровье сберегающих технологий в обучении английскому  языку.  Как показывает практика,  английский  язык  в школе­  сложный  предмет. На уроках   учащимся   приходится   выполнять   несколько   видов   деятельности:   говорение,   чтение, аудирование   и   анализ   информации,   поэтому   учитель   должен   уделять   особое   внимание   здоровье сберегающим   технологиям:   прежде   всего,   огромное   значение   имеет   организация   урока.   Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Я — учитель; я люблю своих учеников, мне не безразлично будущее моего народа, поэтому всегда   интересовалась   здоровье   сберегающими   технологиями   обучения,   даже   тогда,   когда   этот термин не был, что называется, на слуху. Считаю, что учить и учиться можно легко и с удоволь­ ствием, Поскольку   я  преподаю  английский   язык,   то,  конечно,  меня  более  всего   интересует,   какие технологии и приемы здоровье сбережения можно применить на уроках английского языка хочу не только поделиться тем, что когда­то узнала от коллег на семинарах и мастер­классах, прочитала и применяла на своих уроках, темы, что наработала за годы педагогической деятельности сама, но и пригласить других преподавателей поделиться своим опытом, мыслями, знаниями. Ведь учитель — это еще и вечный ученик Свято верю в то, что, несмотря на всеми признанную сложность, иностранный язык — это именно   тот   предмет,   при   изучении   которого   каждый   учащийся   имеет   шанс   почувствовать   себя успешным и, как следствие, ощутить эмоциональный комфорт и удовольствие от самого процесса получения знаний, от возможности развития и демонстрации своих способностей (интеллектуальных и творческих), своих умений и навыков Самым   главным,   с   моей   точки   зрения,   как   это   не   покажется   банальным,   является индивидуальный подход. Однако «индивидуальный подход» — это то, что так легко декларировать и так трудно реализовать, ведь есть государственные стандарты, есть программа, есть «наполня­ емость» группы и есть вечный дефицит учебного времени, тем не менее, считаю, что английский язык — это тот предмет, при изучении которого реализовать индивидуальный подход немного легче, чем при обучении другим предметам. Во­первых, для обучения иностранному языку класс делится на группы, и мы с вами работаем на уроке не с 25—28 учениками, а с 12—14,  и с 7—8, Во­вторых, обучение   английскому   языку   ведется   по   пяти   направлениям,   развитие   ЗУН   по   четырем   видам речевой   деятельности   (чтение,   письмо   аудирование,   говорение)   и   обучение   теории   языка (грамматика,   орфография,   пунктуация   и   так   далее)   Кроме   того   на   уроках   английского   языка учащиеся приобретают общие знания: о мировой культуре и культуре страны изучаемого языка, о литературе, искусстве, географические знания, знания по истории и многие другие Понятно, что ученик неуспешный в каких­то видах речевой деятельности или аспектах языка, может оказаться вполне успешным в других. Поэтому учителю английского языка достаточно легко выбрать то, в чём каждый   конкретный   ученик   наиболее   успешен.   Стараюсь   внимательно   отслеживать   успешность каждого и в текущем контроле, особенно если это устный контроль (то есть контроль в присутствии других учащихся, когда успешность или не успешность — это ещё и вопрос «места» ребенка в обществе его сверстников), спрашивать именно в той области, в которой этот учащийся наиболее силён. Например, в одной из групп, где я преподаю, есть ученик очень «слабый» почти по всем видам речевой деятельности. Также он плохо знает грамматику (сфера, в которой чаще всего проводится контроль).   При   этом   подросток   мучительно   переживает,   свои   неудачи   и   очень   нуждается   в признании одноклассников. И этот же самый ученик довольно хорошо воспринимает английскую речь на слух. Надо видеть, как радостно, с каким воодушевлением отвечает он при выполнении заданий на аудирование, с какой гордостью получает оценку «хорошо» и как потом, после урока, все ещё ощущая эмоциональный подъем, делится тем, как он понял и выполнил это задание Есть учащиеся, у которых хорошо развито логическое мышление, и им легче всего дается грамматика.   Есть   дети,   для   которых   главное   —   устная   коммуникация.   Другие,   наоборот, предпочитают продуманно и спокойно изложить свои мысли и идеи письменно. Я всегда стараюсь дать возможность каждому ученику продемонстрировать то, в чем он наиболее силён Конечно,   время   от   времени   каждого   ученика   нужно   спрашивать   и   по   тем   видам   заданий, которые   он,  по   нашим   прогнозам,   может  выполнить   плохо   или   совсем   не  справиться,   ведь,   во­ первых, и промежуточный и итоговый контроль проводится по всем видам речевой деятельности, и мы должны отслеживать прогресс или его отсутствие по всем аспектам. Во­вторых, мы не можем преднамеренно   создавать   у   ученика   ошибочное   представление   об   уровне   его   языковой компетентности. Но на фоне периодической успешности неудачи не будут восприниматься слишком остро. Если же, имея вполне благие намерения показать ученику «всю глубину проблемы», мы будем стараться спросить его именно тогда, когда ожидаем его неуспех, то вполне вероятно, что вместо того, чтобы приложить максимум усилий для решения проблемы, он придет к мысли «я всё равно никогда этого не пойму», «я никогда этого не выучу», «мне это не даётся» и вообще перестанет заниматься   по   предмету.   Поэтому   мне   представляется   более   рациональным   помогать   ученикам (имеющим какие­либо особые затруднения), давая индивидуальные задания на дом и проверяя их выполнение,   не   в   присутствии   всей   группы,   а.   например,   на   переменах,   после   уроков   или   на дополнительных   занятиях   (делая   это,  по   крайней   мере,   до   тех   пор,  пока   отставание   от  других учеников   группы   не   перестанет   быть,   слишком   очевидным)   При   этом   учителю   необходимо проявлять терпение и доброжелательность, обязательно одобрять попытки ученика преодолеть трудности, внушать ему, что все обязательно получится Глубоко убеждена, что ощущение успешности является основной составляющей мотивации Мотивация, в свою очередь, ведет к достижению нового уровня успешности. Конечно, бывает и так, что   мотивацией   является   как   раз   чрезвычайная   сложность   задачи.   Но   такие   случаи   скорее исключение. Итак, в наших с вами силах создать как круг успешности, так и порочный круг: неуспех ­ отсутствие мотивации (зачем? я все равно сделаю неправильно) ­ ещё больший неуспех ­ отказ от попыток решить проблему Кроме того, при проведении контроля нужно помнить некоторые советы психологов. Во­первых, при составлении тестов и карточек с индивидуальными заданиями нельзя пользоваться слишком мелким шрифтом и помещать на одну страницу слишком много заданий. Наличие на странице белого (свободного)   места   снижает   напряжение,   которое   непременно   возникает   при   выполнении контрольных и проверочных работ во­вторых, нужно помнить о том, что разным по темпераменту детям нужно разное количество времени на выполнение одного и того же задания. Поэтому хорошо, если при выполнении задания ученики знают необходимый минимум, который нужно выполнить для получения положительной оценки, и максимум — для получения каких­то бонусов (дополнительный балл или дополнительная оценка, если разница между минимумом и максимумом значительная). При проверке письменных работ лучше подчеркивать ошибки, не исправляя их, давая ученику шанс ещё раз подумать над предложенным заданием. Иногда (если вы не уверены, что ученик самостоятельно разберется, какие ошибки он допустил) можно на полях делать пометки, обозначая тип ошибки, например:  G  —  grammar.  Sp  —  spelling,  W.  о. —  word  order  и так далее понятно, что учащиеся должны   заранее   знать   эти   обозначения.   Даже   если   после   успешного   повторного   выполнения   вы несколько снизите оценку (что тоже должно быть оговорено заранее), учеником будет проделана определенная работа по ликвидации пробелов в знаниях. Если же вы исправите все ошибки, то ученик, скорее всего, обратит внимание только на оценку Конечно, повторная проверка создает для нас   дополнительную   работу,   но   дополнительные   усилия   учителя   всегда   будут   вознаграждены достижением учениками положительных результатов, кроме того, при проверке письменных работ, с моей точки зрения, лучше избегать красного цвета, который слишком уж тревожен, агрессивен и категоричен. Теперь поговорим об обычных обучающих уроках. Обычный урок не вызывает такой тревоги и  напряжения, как выполнение тестов и контрольных работ, но тем не менее тоже не всегда  сопровождается положительными эмоциями Поэтому так важно для учителя быть добро­ желательным. терпеливым и тактичным по отношению ко всем ученикам независимо от их  способностей, поведения или характера Важно создать на уроке атмосферу сотрудничества и  взаимоуважения, заинтересовать и увлечь для этого у учителя есть много возможностей. При планировании урока для учащихся любого возраста очень полезно придумывать (находить в методической литературе, заимствовать у коллег) задания, выполнение которых не только помогает закрепить   какие­либо   знания,   умения   и   навыки   или   получить   новые,   но   и   доставляет   радость   и удовольствие Часто урок начинается с «warming up» (так называемого «разогрева»), то есть различного рода лексических,   фонетических   или   лексико­грамматических   «зарядок».   Сделать   этот   этап   более привлекательным и задающим тон всему уроку совсем несложно, если превратить его в маленькую игру или соревнование. Например, какая группа (ряд, пара) учащихся за одну минуту вспомнит и запишет   больше   ключевых   слов;   или   кто   (или   какая   группа)   построит   большее   количество предложений (на заданную тему или грамматическое правило); или составить мини­ рассказ всей группой (предложение за предложением, ученик за учеником), при этом каждый следующий ученик может быть выбран ведущим (дополнительным условием может быть что угодно: соблюдение какой­ то видовременной формы, употребление какой­то структуры и так далее). Также   можно   превратить   рутинное   закрепление   грамматических   структур   в   увлекательное занятие, если раздать ученикам наборы разрезанных на части предложений и предложить их собрать. Можно добавить к этому элемент соревнования, если отмечать тех, кто справился с заданием быстрее или   собрал   за   определенное   время   большее   количество   предложений   после   выполнения   задания необходимо ещё раз обратить внимание учащихся на то, какое именно правило или какая структура были в основе всех предложений. А если у вас есть интерактивная доска, го подобные упражнения становятся ещё более увлекательными. Грамматические   структуры   также   легко   запоминаются   при   работе   с   песнями, стихотворениями,   рифмовками   и   выдержками   из   интересных   текстов.   У   каждого   учителя   в «копилке» множество таких «помощников». Например: для запоминания правила об окончании ­s, ­es к глаголам в 3­м лице, единственном числе, в видовременной форме Present Simple I live here You live near Tom lives so far That he goes in a car      Live far away         We live here         You live near        Tom and Ray или для структуры Present Continuous: One and two and three and four  I am sitting on the flour..., — здесь можно предложить детям изменять лица и числа, и таким образом провести маленькую игру. Для   запоминания   употребления   модального   глагола   «сап»   можно   разучить   с   детьми следующую песенку, которая также может использоваться при проведении физкультминутки: I can jump like a frog, Boing, boing!  I can swim like a fish.  Splish. splash, splish! I can jump and I can swim,  I can dance and I can sing!  And I can run and run and run  Just like this. Для запоминания структуры Present Perfect можно использовать стихотворение «Have You Ever Been   to   the   Beaches   of   Mexico?».  Для   запоминания   вопросительных   структур  Present  Simple  — песенку  «What  is  Your  Name?»  Структуру  «use  to»  можно   запомнить,   если   выучить   песню   кота Гарфилда из одноименного мультипликационного фильма. Перечислять можно бесконечно. Конечно, все эти рифмовки и песенки хороши для учеников младшего возраста. При работе с учениками среднего и старшего возраста и введении более сложного материала можно   и   нужно   применять   элементы   проблемного   обучения,   так   как   самостоятельно   сделанное открытие всегда вызывает чувство удовлетворения, что, в свою очередь, положительно влияет на психофизическое состояние, как каждого учащегося, так и группы в целом. Для   работы   с   лексикой   очень   хороши   учебные   фильмы,   видеоклипы,   отрывки   из мультипликационных и художественных фильмов на этапе закрепления лексики можно применять приём «озвучка» (с опорой на субтитры или без). Можно превратить это в ещё более интересное занятие, попросив учащихся «переозвучить» по­своему тот или иной отрывок. Интерес   и   удовольствие   у   многих   учеников   вызывает   такой   вид   работы,   как   проект. Существует много споров по поводу того, что гаков «проект» В своей практике я исхожу из того, что проектом может считаться любой вид аудиторной или внеаудиторной деятельности, при которой происходит поиск дополнительной информации, её сортировка и оформление в любом формате (от открытки,   постера   или   альбома   до   настольных   или   компьютерных   игр,   флеш­анимаций   и видеоклипов, концертов или радиопрограмм). Главное, чтобы это было интересно и исполнителям и аудитории при защите проекта. При этом слабые в языковом отношении ученики могут продемон­ стрировать свои организаторские, творческие или иные способности, поделиться своими увлечениями с другими детьми, найти единомышленников. Все вышеперечисленное, призвано, положительно влиять, на эмоциональную сферу, Но учителя не может не волновать и сфера физического комфорта и физического здоровья его учеников. Недавно в СМИ появилась информация о том, что россияне становятся ниже ростом и у них даже  уменьшается объем легких. Не удивительно. Не говоря уже об экологических и социально  экономических причинах, существует ещё ряд причин, которые, как мне кажется, тоже отрицательно  влияют на физическое здоровье детей. Дети мало двигаются, мало поют и мало кричат, С самого  рождения их сопровождают фразы «тише», «не шуми», «не бегай», «замолчи», «не кричи». Поэтому  предлагаю коллегам урок для младших школьников начинать и (или) заканчивать «кричалкой».  Например:  Учитель: How are you?  Ученики: We are fine.  Учитель: Are you ready?  Ученики: Yes. we are.  Учитель: Let us start,  Ученики, Hurrah! Hurrah!  Предложите сочинить такие «кричалки» своим ученикам в качестве мини­проектов — и ваша  «копилка» пополнится настолько, что хватит на долгие годы. Подвижные игры, разминки и физкультминутки особенно необходимы младшим школьникам. И нам, преподавателям английского языка, гораздо легче логично «вплести» их в структуру урока, чем преподавателю математики, физики или истории. Это может быть и повторение лексики в игре с мячом (при этом нужно помнить о правилах безопасности: мяч должен быть достаточно большим и легким, дети должны встать и выйти из­за парт), и зарядка о сопровождении рифмовок (всем известные «Hands up! Hands down!» и «Bend your head,  bend  your  knees»  и более современные, которыми изобилуют аутентичные учебники, или при­ думанные вами или вашими учениками). Это могут быть подвижные игры и хороводы (если позволяют размеры класса), и даже просто аналог русской игры «Небо, вода, земля» (нужно только, чтобы дети при этом встали) Не стоит бояться, что если дети подвигались и пошумели, то потом будет трудно вернуть урок в рабочее русло. Совсем наоборот: сбросив напряжение, дети будут готовы серьезно потрудиться дальше Конечно, вы не предложите зарядку ученикам старших классов. Но и здесь можно найти выход, в   середине   урока   можно   спланировать   задания   по   группам,   которые   выполняются   в   специально созданных «рабочих» зонах. Это могут быть просто столы без стульев, или дополнительные доски, или прикрепленные к стене листы ватмана. Главное — дать ученикам возможность встать и под­ вигаться. Безусловно,   нельзя   превратить   каждый   урок,   от   начала   до   конца,   в   урок­праздник,   урок­ соревнование. Многое требует серьезного труда, спокойной академической обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если ваши уроки будут построены таким образом,   что   учащиеся   будут   всегда   ожидать   чего­то   нового   и   интересного;   если   эмоциональная атмосфера   на   ваших   уроках   будет   атмосферой   доброжелательства   и   сотрудничества;   если   ваши ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности — безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что, непременно положительно скажется на психофизическом здоровье вашем и ваших учеников. На мой взгляд, одна из важнейших технологий здоровьесбережения­ школьная оценка. Ребенок должен постоянно   ощущать  себя счастливым,  и надо помочь ему в этом. Каждый  урок должен оставлять   в   душе   ребенка   только   положительные   эмоции.   Дети     должны   испытывать   ощущение комфорта, защищенности и безусловно интерес к моему уроку. Этому не научит  ни один учебник. Все   это,   на   мой   взгляд,   помогает   росту   положительных   эмоций,   формированию положительного отношения к предмету. Что касается нормативных документов, мною были внесены изменения   в   календарно­тематическое   планирование   был   добавлен   раздел   «Здороьесберегающие технологии на уроке», в которой я указываю элемент здоровьесбережения. Таким образом, проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медработника. Деятельность учителя строится на своих принципах здоровьесберегающей педагогики, главным из которых является принцип не нанесения вреда и принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся. Список литературы. 1. Амамджян, Ш. Г. Play and Learn. English = Играя, учись! (Текст):      английский язык в картинках для детей дошкольного возраста / Ш.Г.   Амамджян. — М.: просвещение, 1978 2. Materials Development in Language Teaching (Text) / ed. B. Tomlinson ­ Cambridge: Cambridge University Press. 2002. 3. Evans. V. Spotlight (Text: /УМК) / V. Evans, J. Dooley, N. Bykova, M.  Pospelova. — Просвещение – Express Publishing, 2007.

Здоровьесберегающие технологии в моей практике

Здоровьесберегающие технологии в моей практике

Здоровьесберегающие технологии в моей практике

Здоровьесберегающие технологии в моей практике

Здоровьесберегающие технологии в моей практике

Здоровьесберегающие технологии в моей практике

Здоровьесберегающие технологии в моей практике

Здоровьесберегающие технологии в моей практике

Здоровьесберегающие технологии в моей практике

Здоровьесберегающие технологии в моей практике

Здоровьесберегающие технологии в моей практике

Здоровьесберегающие технологии в моей практике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018